Мастер класс
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Урок построен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием краеведческого материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данные об авторе

Автор: Манина Н.К.

Место работы, должность: 

МБОУ "Шугуровская СОШ" с. Шугурово Большеберезниковского района, учитель родного языка и литературы

Регион: Республика Мордовия

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: основное общее образование

Целевая аудитория: учитель (преподаватель)

Тип урока: изучение нового материала

Класс: 6

 Предмет: родной (эрзянский) язык

План-конспект мастер-класса по теме: «Имена существительные: собственные и нарицательные. Традиции и обычаи»

Урок построен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием краеведческого материала.

 Цели:

-дать понятие языка как первоэлемента национальной культуры;

- повторить правила орфографии и пунктуации собственных и нарицательных имен существительных;

-продолжить формирование навыка постановки знаков препинания, опираясь на видение структуры предложения, умения работать в группе;

-воспитывать отношение к родному языку как к показателю культуры.

Задачи урока:

 - способствовать развитию умения распознавать существительные в речи, различать собственные и нарицательные существительные, ввести эти термины в языковую практику;

- продолжить формировать умение выделять предложения в тексте, определять их вид по цели высказывания и интонации; составлять предложения из слов и словосочетаний, озаглавливать текст;

- создать условия для формирования умения работать в парах; воспитания чувства гордости за своё село и бережного отношения к его истории на основе лингвокраеведческого материала.

 

Оборудование:

Учебник « Эрзянь кель» Л.П.Водясова, В.П.Цыпкайкина, 6 класс, Саранск,2003г; презентация к уроку; карточки с текстом, местный краеведческий материал.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

 «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры»

        А.И.Куприн  

  1. Вызов (актуализация)

Слово учителя – Я приглашаю вас в школьный краеведческий музей, где проведём урок по теме: «Собственные и нарицательные имена существительные. Традиции и обычаи». Запишите в тетради число и тему урока.

Притча. Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:

– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.

А человек с холодным сердцем сказал:

– Да. Много воды.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!

– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…

– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, –  возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.

Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.

Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.

Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

– Да, крепкий камушек….

В.А. Сухомлинский

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся разглядеть красоту   родного  языка. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной.

(Кроме положительного воспитательного настроя, данный вид работы развивает слуховое восприятие текста, мотивирует на учебную деятельность.)

Беседа

  1. Какие традиции и обычаи нашего села вы знаете?
  2. От кого вы слышали про традиции и обычаи?
  3. Какие знаете литературные произведения, где показаны традиции и обычаи мордовского народа?

Учитель: - село Шугурово имеет свою судьбу, имеет знаменитых людей, дат. Имеется несколько легенд об образовании села. Одна легенда гласит, что,,,,,,,,,,,,,,,,.  .

Ученик: Другую легенду об образовании села рассказывает ученик (заранее подготовленное выступление).

Учитель: - как дошли до нас от предков традиции и обычаи, произведения УНТ?

Ученик: -  через  язык

Из рассказов учащихся учитель записывает на доске собственные существительные.

Работа над эпиграфом.

 Эпиграфом к этому уроку являются слова А.И.Куприна  «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры»

Спишите эпиграф в тетрадь. Как понимаете его значение?

(Историю народа отражают история страны, традиции, обычаи и история языка. Знание и изучение родного языка  помогает стать ближе к прошлому, понимать литературные произведения прошлого, многие традиции и обычаи.)

2.Осмысление.

Знания о существительном как части речи также помогут нам быть ближе национальной культуре, знать, любить и сохранять родной язык.

А) Составление кластера. Вспомнить, что знают учащиеся о существительном как части речи

Вывод: существительное - это часть речи……..

Слово «собственный» происходит от старославянского собьство ,что означает «свое»,
«личное» , «себе принадлежащее».

Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова нарицати – называть.

Б) Задание на нахождение соответствия.  Самостоятельная работа . Даны слова в двух столбиках. Определить, какие из данных слов показывают  однородный предмет, какие - единичный.

Ош (город)                                   Ольга

Эрьке (озеро)                               Захаровна

Киска (пёс)                                   Ишуткин

Фамилия                                       Шарик

Лей (река)                                     Инерка

Лем (имя)                                     Саранск

Тетя лем (отчество)                     Сура

Вывод: слова в первом столбике показывают однородные предметы,

        слова во втором столбике показывают единичный предмет.

В) Обсуждение вопросов и заданий  

Ош, нармунь, теплоход (город, птица, теплоход)   - «Орёл», Орёл, орёл

Ош, вакан, ёвтнема (город, посуда, рассказ)  - Курган, курган, «Курган»

Стих,  ломань (стих,  человек )  - ветеран, «Ветеран»

Вывод: Названия газет, журналов, заводов, пьес, стихотворений, картин, кино пишутся не только с заглавной буквы, но и в кавычках.

Г) Групповое задание.  Вставить пропущенные имена существительные.

    Работа с учебником.

Д) Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

Сказка.
Давным давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён»

- Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.


Разноуровневое задание:

При этом высказывают версию «синие».

«Зелёные» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают.

(ученики могуг классифицировать существительные по числам или по склонениям).

Е) Составление синквейна.

Напишите синквейн и  выразите свое отношение к данной теме урока (индивидуальная работа). Родина, Саранск, Сура, хозяйка, дом

Поставьте себе оценку за работу на уроке. Развиваются учебно- познавательные компетенции: умение анализировать свою учебную деятельность

                                                 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Фамилия  Имя____________________________                                                            рисунок

Выбери  и  выполни  любое  понравившееся  задание

1  задание:

Прочитай  текст. Подчеркни  имена  собственные.

                                           Москва.

       Ранним утром встаёт солнце. Открывается красивый вид на Москву.

       Город лежит на холмах. В  центре Москвы находится Кремль. Днём на его башнях блестят орлы и звёзды. Ночью на синем небе звёзды горят алым светом. В Кремле работает Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. Правительство работает в Белом доме.

2  задание:

Прочитай  предложения. Определи  с  заглавной  или  строчной  буквы  пишутся  выделенные  слова. Подчеркни  нужную  букву.

 

Я  живу  в  (П, п) осёлке   (М, м) едвенка. Вместе  со  мной  живут  (К, к) ошка  (М, м) урка  и  (П, п) ес  (Д, д) ружок. А ещё у нас есть (К, к) орова (З, з) орька и (К,к) онь (Г,г)недой.

3  задание:

Придумай  и  запиши  своё  предложение, чтобы  в  нём  было  имя  собственное.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени  свою  работу  на  уроке (нарисуй в прямоугольнике рисунок):

- если  было  легко  и  интересно – нарисуй  солнышко

- если  было  немного  трудно, но  интересно – нарисуй  солнышко  с  облаком

- если  было  трудно  и  непонятно – нарисуй  тучку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...