Мастер класс
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Урок построен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием краеведческого материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Данные об авторе
Автор: Манина Н.К.
Место работы, должность:
МБОУ "Шугуровская СОШ" с. Шугурово Большеберезниковского района, учитель родного языка и литературы
Регион: Республика Мордовия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: учитель (преподаватель)
Тип урока: изучение нового материала
Класс: 6
Предмет: родной (эрзянский) язык
План-конспект мастер-класса по теме: «Имена существительные: собственные и нарицательные. Традиции и обычаи»
Урок построен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием краеведческого материала.
Цели:
-дать понятие языка как первоэлемента национальной культуры;
- повторить правила орфографии и пунктуации собственных и нарицательных имен существительных;
-продолжить формирование навыка постановки знаков препинания, опираясь на видение структуры предложения, умения работать в группе;
-воспитывать отношение к родному языку как к показателю культуры.
Задачи урока:
- способствовать развитию умения распознавать существительные в речи, различать собственные и нарицательные существительные, ввести эти термины в языковую практику;
- продолжить формировать умение выделять предложения в тексте, определять их вид по цели высказывания и интонации; составлять предложения из слов и словосочетаний, озаглавливать текст;
- создать условия для формирования умения работать в парах; воспитания чувства гордости за своё село и бережного отношения к его истории на основе лингвокраеведческого материала.
Оборудование:
Учебник « Эрзянь кель» Л.П.Водясова, В.П.Цыпкайкина, 6 класс, Саранск,2003г; презентация к уроку; карточки с текстом, местный краеведческий материал.
Ход урока:
Эпиграф к уроку
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры»
А.И.Куприн
- Вызов (актуализация)
Слово учителя – Я приглашаю вас в школьный краеведческий музей, где проведём урок по теме: «Собственные и нарицательные имена существительные. Традиции и обычаи». Запишите в тетради число и тему урока.
Притча. Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек….
В.А. Сухомлинский
– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?
– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?
– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся разглядеть красоту родного языка. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной.
(Кроме положительного воспитательного настроя, данный вид работы развивает слуховое восприятие текста, мотивирует на учебную деятельность.)
Беседа
- Какие традиции и обычаи нашего села вы знаете?
- От кого вы слышали про традиции и обычаи?
- Какие знаете литературные произведения, где показаны традиции и обычаи мордовского народа?
Учитель: - село Шугурово имеет свою судьбу, имеет знаменитых людей, дат. Имеется несколько легенд об образовании села. Одна легенда гласит, что,,,,,,,,,,,,,,,,. .
Ученик: Другую легенду об образовании села рассказывает ученик (заранее подготовленное выступление).
Учитель: - как дошли до нас от предков традиции и обычаи, произведения УНТ?
Ученик: - через язык
Из рассказов учащихся учитель записывает на доске собственные существительные.
Работа над эпиграфом.
Эпиграфом к этому уроку являются слова А.И.Куприна «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры»
Спишите эпиграф в тетрадь. Как понимаете его значение?
(Историю народа отражают история страны, традиции, обычаи и история языка. Знание и изучение родного языка помогает стать ближе к прошлому, понимать литературные произведения прошлого, многие традиции и обычаи.)
2.Осмысление.
Знания о существительном как части речи также помогут нам быть ближе национальной культуре, знать, любить и сохранять родной язык.
А) Составление кластера. Вспомнить, что знают учащиеся о существительном как части речи
Вывод: существительное - это часть речи……..
Слово «собственный» происходит от старославянского собьство ,что означает «свое»,
«личное» , «себе принадлежащее».
Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова нарицати – называть.
Б) Задание на нахождение соответствия. Самостоятельная работа . Даны слова в двух столбиках. Определить, какие из данных слов показывают однородный предмет, какие - единичный.
Ош (город) Ольга
Эрьке (озеро) Захаровна
Киска (пёс) Ишуткин
Фамилия Шарик
Лей (река) Инерка
Лем (имя) Саранск
Тетя лем (отчество) Сура
Вывод: слова в первом столбике показывают однородные предметы,
слова во втором столбике показывают единичный предмет.
В) Обсуждение вопросов и заданий
Ош, нармунь, теплоход (город, птица, теплоход) - «Орёл», Орёл, орёл
Ош, вакан, ёвтнема (город, посуда, рассказ) - Курган, курган, «Курган»
Стих, ломань (стих, человек ) - ветеран, «Ветеран»
Вывод: Названия газет, журналов, заводов, пьес, стихотворений, картин, кино пишутся не только с заглавной буквы, но и в кавычках.
Г) Групповое задание. Вставить пропущенные имена существительные.
Работа с учебником.
Д) Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
Сказка.
Давным давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён»
- Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.
Разноуровневое задание:
При этом высказывают версию «синие».
«Зелёные» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают.
(ученики могуг классифицировать существительные по числам или по склонениям).
Е) Составление синквейна.
Напишите синквейн и выразите свое отношение к данной теме урока (индивидуальная работа). Родина, Саранск, Сура, хозяйка, дом
Поставьте себе оценку за работу на уроке. Развиваются учебно- познавательные компетенции: умение анализировать свою учебную деятельность
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Фамилия Имя____________________________ рисунок
Выбери и выполни любое понравившееся задание
1 задание:
Прочитай текст. Подчеркни имена собственные.
Москва.
Ранним утром встаёт солнце. Открывается красивый вид на Москву.
Город лежит на холмах. В центре Москвы находится Кремль. Днём на его башнях блестят орлы и звёзды. Ночью на синем небе звёзды горят алым светом. В Кремле работает Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. Правительство работает в Белом доме.
2 задание:
Прочитай предложения. Определи с заглавной или строчной буквы пишутся выделенные слова. Подчеркни нужную букву.
Я живу в (П, п) осёлке (М, м) едвенка. Вместе со мной живут (К, к) ошка (М, м) урка и (П, п) ес (Д, д) ружок. А ещё у нас есть (К, к) орова (З, з) орька и (К,к) онь (Г,г)недой.
3 задание:
Придумай и запиши своё предложение, чтобы в нём было имя собственное.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени свою работу на уроке (нарисуй в прямоугольнике рисунок):
- если было легко и интересно – нарисуй солнышко
- если было немного трудно, но интересно – нарисуй солнышко с облаком
- если было трудно и непонятно – нарисуй тучку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...