Рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».Открытый урок.
методическая разработка (5 класс) на тему
Продолжение работы над повествованием. Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_-_a.doc | 56.5 КБ |
otkrytyy_urok.ppt | 483 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».
Продолжение работы над повествованием. Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту.
Когда мы улыбаемся,
Мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
Подарками судьбы.
Пусть этими подарками станут прочные знания.
Давайте улыбнёмся и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?
Откройте тетради и запишите число.
Итак, сегодня у нас урок развития речи – вы будете писать изложение по рассказу Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».
Значит цель на шей работы какая?
Формулировка темы, целей и задач урока.
- Мы должны познакомиться с рассказом В.И. Белова «Последняя синичка».
- Мы должны разобрать это произведение, а затем написать по данному тексту изложение.
А сейчас, ребята, переходим к нашей основной работе. Я познакомлю вас с автором рассказа «Последняя синичка»
- Слово учителя об авторе текста.
Василий Иванович Белов – известный прозаик. Он родился в 1932 году в деревне Тимонихе Вологодской области, и материалом его книг в основном служит крестьянская жизнь этой северной области. Он – автор повести «Привычное дело», романа «Кануны», повести «Воспитание по доктору Споку», глубокого исследования о народной жизни «Лад», ряда сборников повестей и рассказов.
Миниатюра последняя синичка завершает «Рассказы о всякой живности» - небольшой сборник В. Белова, изданный в 1978 году.
В книге, адресованной детям, добродушно, с любовью ко всему живому рассказывается о том, что видел автор летом в деревне – о собаке, петухе, кроликах…В предисловии к книге писатель Е.Н. так пишет о её авторе:»Василий Иванович Белов… родился и вырос в северной деревушке. И хотя, став писателем, он поселился в городе Вологде, всё же и теперь не забыл прежних навыков: умеет навострить косу и сметать высокий северный стожок, запрячь лошадь и пойти за плугом… И рассказать о всякой сельской живности слов ему не занимать.»
Рассказ «Последняя синичка» - это прощание с деревней, в которой писатель прожил всё лето.
Ребята, в тексте вам встретятся непонятные слова, давайте посмотрим, что они обозначают?
- Объяснение слов.
Горница – чистая половина крестьянской избы. От слова горний – высокий, небесный.
Мошкара – мошки в собирательном значении. Подобные случаи: дети – детвора, комары – комарьё, листы – листва, звери – зверьё и другие.
Околица – окраина села. От слова коло – круг. С этим же корнем: кольцо, колесо, около, околыш, окольный и другие.
Ребята, когда я буду читать вам текст, вы, пожалуйста, постарайтесь…
- Советы перед слушанием.
- Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
- Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
- Запоминайте слова, которыми создаются картины.
- Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
- Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.
А теперь я читаю текст.
- Чтение текста.
Последняя синичка.
Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.
Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?
Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.
Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».
Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.
- Беседа по прочтении.
5.1. Каково ваше отношение к прочитанному?
5.2. Что нового вы узнали?
5.3. Какое настроение у автора? Почему?
5.4. Какого типа речи текст?
Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие типы речи мы с вами знаем?
Верно, ребята, все тексты, устные и письменные, можно разделить на три типа: описание, повествование и рассуждение.
- Если память сфотографировала, зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание.
- Слово повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, о чём-нибудь, а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т.е. повествование, мы мысленно прокручиваем киноплёнку памяти.
- А теперь о том, что нельзя представит в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга , - о рассуждении. Рассуждение бывает несколько типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением.
Молодцы, ребята, типы речи вы знаете.
5.5. Определите тему рассказа. Какой ответ точнее: «Наступление зимы», «Прощание с летом» или «Прощание с деревней»?
5.6. Удачно ли будет, если мы изберём другое заглавие: «Синичка», «Ленивая синичка», «Странная синичка», «До свидания, лето!»? А как вы объясните авторское заглавие?
5.7. Покажите, как развивается действие, составьте план.
План.
- Потемнело в воздухе.
- Синичка под окном.
- Пошёл снег.
- Что же делала синичка?
- Отъезд.
- Как связаны начало и конец текста?
- По какому слову первого предложения можно понять, что речь пойдёт о деревне?
- Почему в рассказе много ласкательных слов о синичке?
- Объясните, почему в рассказе употреблены вопросительные предложения Что это она делает?; А может, она принимала снежинки за мошкару?
- Слово живность – это мелкие животные, всё вместе. Можно ли в рассказе заменить это слово словом животные? Хорошо ли будет? Почему?
- Сформулируйте идею рассказа.
- Пересказ текста.
Памятка для анализа пересказа.
- Выскажите общее впечатление о пересказе.
- Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
- Вспомните начало пересказа и его окончание.
- Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
- Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
- Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
- Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
- Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.
7. Написание изложения.
Последняя синичка.
Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.
Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?
Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.
Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».
Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.
Последняя синичка.
Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.
Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?
Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.
Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».
Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.
Памятка для анализа пересказа.
1.Выскажите общее впечатление о пересказе.
- Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
- Вспомните начало пересказа и его окончание.
- Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
- Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
- Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
- Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
- Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.
Памятка для анализа пересказа.
- Выскажите общее впечатление о пересказе.
- Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
- Вспомните начало пересказа и его окончание.
- Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
- Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
- Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
- Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
- Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.
Советы перед слушанием.
- Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
- Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
- запоминайте слова, которыми создаются картины.
- Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
- Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.
Советы перед слушанием.
- Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
- Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
- запоминайте слова, которыми создаются картины.
- Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
- Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.
Советы перед слушанием.
- Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
- Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
- запоминайте слова, которыми создаются картины.
- Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
- Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу О. Генри «Последний лист»
Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу О. Генри «Последний лист»....
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс
Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа О.Генри "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...
Сценарий по рассказу О`Генри "Последний лист"
Материал предназначен для учащихся старших классов...
Урок доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"
Конспект урока доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"....
Рассказы Василия Шукшина
quot;Логика жизни" в рассказах Шукшина...
Презентация по рассказу В.Астафьева "Последний поклон"
Данная презентация поможет ученикам 11 класса разобраться в содержании, идее и проблематике рассказа...
РАССКАЗ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО «СОБАКАК» КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
В статье говорится о патриотическом воспитании как одном из самых важных компонентов духовно-нравственного воспитания подростков. Проблема духовно-нравственного воспитания подростков в современно...