Рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».Открытый урок.
методическая разработка (5 класс) на тему

Продолжение работы над повествованием. Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_-_a.doc56.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt483 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ Василия Ивановича  Белова «Последняя синичка».

Продолжение работы над повествованием. Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту.

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут прочные знания.

Давайте улыбнёмся и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?

Откройте тетради и запишите число.

        Итак, сегодня у нас урок развития речи – вы будете писать изложение по рассказу Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».

         Значит цель на шей работы какая?

Формулировка темы, целей и задач урока.

  1. Мы должны познакомиться с рассказом В.И. Белова «Последняя синичка».
  2. Мы должны разобрать это произведение, а затем написать по данному тексту изложение.

А сейчас, ребята, переходим к нашей основной работе. Я познакомлю вас с автором рассказа «Последняя синичка»

  1. Слово учителя об авторе текста.

Василий Иванович Белов – известный прозаик. Он родился в 1932 году в деревне Тимонихе Вологодской области, и материалом его книг в основном служит крестьянская жизнь этой северной области. Он – автор повести «Привычное дело», романа «Кануны», повести «Воспитание по доктору Споку», глубокого исследования о народной жизни «Лад», ряда сборников повестей и рассказов.

        Миниатюра последняя синичка завершает «Рассказы о всякой живности» - небольшой сборник В. Белова, изданный в 1978 году.

        В книге, адресованной детям, добродушно, с любовью ко всему живому рассказывается о том, что видел автор летом в деревне – о собаке, петухе, кроликах…В предисловии к книге писатель Е.Н. так пишет о её авторе:»Василий Иванович Белов… родился и вырос в северной деревушке. И хотя, став писателем, он поселился в городе Вологде, всё же и теперь не забыл прежних навыков: умеет навострить косу и сметать высокий северный стожок, запрячь лошадь и пойти за плугом… И рассказать о всякой сельской живности слов ему не занимать.»

         Рассказ «Последняя синичка» - это прощание с деревней, в которой писатель прожил всё лето.

Ребята, в тексте вам встретятся непонятные слова, давайте посмотрим, что они обозначают?

  1. Объяснение слов.

Горница – чистая половина крестьянской избы. От слова горний – высокий, небесный.

Мошкара – мошки в собирательном значении. Подобные случаи: дети – детвора, комары – комарьё, листы – листва, звери – зверьё и другие.

Околица – окраина села. От слова коло – круг. С этим же корнем: кольцо, колесо, около, околыш, окольный и другие.

        Ребята, когда я буду читать вам текст, вы, пожалуйста, постарайтесь… 

  1. Советы перед слушанием.
  1. Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
  2. Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
  3. Запоминайте слова, которыми создаются картины.
  4. Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
  5. Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

А теперь я читаю текст.

  1. Чтение текста.

Последняя синичка.

        Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.

Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?

Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.

        Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.

  1. Беседа по прочтении.

5.1. Каково ваше отношение к прочитанному?

5.2. Что нового вы узнали?

5.3. Какое настроение у автора? Почему?

5.4. Какого типа речи текст?

Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие типы речи мы с вами знаем?

Верно, ребята, все тексты, устные и письменные, можно разделить на три типа: описание, повествование и рассуждение.

  1. Если память сфотографировала, зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание.
  2. Слово повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, о чём-нибудь, а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т.е. повествование, мы мысленно прокручиваем киноплёнку памяти.
  3. А теперь о том, что нельзя представит в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга , - о рассуждении. Рассуждение бывает несколько типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением.

Молодцы, ребята, типы речи вы знаете.

5.5. Определите тему рассказа. Какой ответ точнее: «Наступление зимы»,  «Прощание с летом» или «Прощание с деревней»?

5.6. Удачно ли будет, если мы изберём другое заглавие: «Синичка», «Ленивая синичка», «Странная синичка», «До свидания, лето!»? А как вы объясните авторское заглавие?

5.7. Покажите, как развивается действие, составьте план.

План.

  1. Потемнело в воздухе.
  2. Синичка под окном.
  3. Пошёл снег.
  4. Что же делала синичка?
  5. Отъезд.
  1. Как связаны начало и конец текста?
  2. По какому слову первого предложения можно понять, что речь пойдёт о деревне?
  3. Почему в рассказе много ласкательных слов о синичке?
  4. Объясните, почему в рассказе употреблены вопросительные предложения Что это она делает?; А может, она принимала снежинки за мошкару?
  5. Слово живность – это мелкие животные, всё вместе. Можно ли в рассказе заменить это слово словом  животные? Хорошо ли будет? Почему?
  6. Сформулируйте идею рассказа.

  1. Пересказ текста.

Памятка для анализа пересказа.

  1. Выскажите общее впечатление о пересказе.
  2. Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
  3. Вспомните начало пересказа и его окончание.
  4. Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
  5. Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
  6. Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
  7. Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
  8. Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.

7. Написание изложения.

Последняя синичка.

        Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.

Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?

         Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.

        Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.

Последняя синичка.

        Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.

Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?

Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.

        Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.

Памятка для анализа пересказа.

1.Выскажите общее впечатление о пересказе.

  1. Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
  2. Вспомните начало пересказа и его окончание.
  3. Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
  4. Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
  5. Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
  6. Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
  7. Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.

Памятка для анализа пересказа.

  1. Выскажите общее впечатление о пересказе.
  2. Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
  3. Вспомните начало пересказа и его окончание.
  4. Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
  5. Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
  6. Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
  7. Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
  8. Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.

Советы перед слушанием.

  1. Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
  2. Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
  3. запоминайте слова, которыми создаются картины.
  4. Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
  5. Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

Советы перед слушанием.

  1. Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
  2. Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
  3. запоминайте слова, которыми создаются картины.
  4. Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
  5. Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

Советы перед слушанием.

  1. Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
  2. Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
  3. запоминайте слова, которыми создаются картины.
  4. Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
  5. Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу О. Генри «Последний лист»

Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу О. Генри «Последний лист»....

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс

Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа  О.Генри  "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...

Сценарий по рассказу О`Генри "Последний лист"

Материал предназначен для учащихся старших классов...

Урок доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"

Конспект урока доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"....

Рассказы Василия Шукшина

quot;Логика жизни" в рассказах Шукшина...

Презентация по рассказу В.Астафьева "Последний поклон"

Данная презентация поможет ученикам 11 класса разобраться в содержании, идее и проблематике рассказа...

РАССКАЗ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО «СОБАКАК» КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

В статье говорится о патриотическом воспитании как одном из самых важных компонентов духовно-нравственного воспитания подростков. Проблема духовно-нравственного воспитания подростков в современно...