Рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».Открытый урок.
методическая разработка (5 класс) на тему
Продолжение работы над повествованием. Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.5 КБ |
![]() | 483 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».
Продолжение работы над повествованием. Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту.
Когда мы улыбаемся,
Мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
Подарками судьбы.
Пусть этими подарками станут прочные знания.
Давайте улыбнёмся и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?
Откройте тетради и запишите число.
Итак, сегодня у нас урок развития речи – вы будете писать изложение по рассказу Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».
Значит цель на шей работы какая?
Формулировка темы, целей и задач урока.
- Мы должны познакомиться с рассказом В.И. Белова «Последняя синичка».
- Мы должны разобрать это произведение, а затем написать по данному тексту изложение.
А сейчас, ребята, переходим к нашей основной работе. Я познакомлю вас с автором рассказа «Последняя синичка»
- Слово учителя об авторе текста.
Василий Иванович Белов – известный прозаик. Он родился в 1932 году в деревне Тимонихе Вологодской области, и материалом его книг в основном служит крестьянская жизнь этой северной области. Он – автор повести «Привычное дело», романа «Кануны», повести «Воспитание по доктору Споку», глубокого исследования о народной жизни «Лад», ряда сборников повестей и рассказов.
Миниатюра последняя синичка завершает «Рассказы о всякой живности» - небольшой сборник В. Белова, изданный в 1978 году.
В книге, адресованной детям, добродушно, с любовью ко всему живому рассказывается о том, что видел автор летом в деревне – о собаке, петухе, кроликах…В предисловии к книге писатель Е.Н. так пишет о её авторе:»Василий Иванович Белов… родился и вырос в северной деревушке. И хотя, став писателем, он поселился в городе Вологде, всё же и теперь не забыл прежних навыков: умеет навострить косу и сметать высокий северный стожок, запрячь лошадь и пойти за плугом… И рассказать о всякой сельской живности слов ему не занимать.»
Рассказ «Последняя синичка» - это прощание с деревней, в которой писатель прожил всё лето.
Ребята, в тексте вам встретятся непонятные слова, давайте посмотрим, что они обозначают?
- Объяснение слов.
Горница – чистая половина крестьянской избы. От слова горний – высокий, небесный.
Мошкара – мошки в собирательном значении. Подобные случаи: дети – детвора, комары – комарьё, листы – листва, звери – зверьё и другие.
Околица – окраина села. От слова коло – круг. С этим же корнем: кольцо, колесо, около, околыш, окольный и другие.
Ребята, когда я буду читать вам текст, вы, пожалуйста, постарайтесь…
- Советы перед слушанием.
- Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
- Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
- Запоминайте слова, которыми создаются картины.
- Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
- Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.
А теперь я читаю текст.
- Чтение текста.
Последняя синичка.
Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.
Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?
Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.
Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».
Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.
- Беседа по прочтении.
5.1. Каково ваше отношение к прочитанному?
5.2. Что нового вы узнали?
5.3. Какое настроение у автора? Почему?
5.4. Какого типа речи текст?
Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие типы речи мы с вами знаем?
Верно, ребята, все тексты, устные и письменные, можно разделить на три типа: описание, повествование и рассуждение.
- Если память сфотографировала, зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание.
- Слово повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, о чём-нибудь, а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т.е. повествование, мы мысленно прокручиваем киноплёнку памяти.
- А теперь о том, что нельзя представит в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга , - о рассуждении. Рассуждение бывает несколько типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением.
Молодцы, ребята, типы речи вы знаете.
5.5. Определите тему рассказа. Какой ответ точнее: «Наступление зимы», «Прощание с летом» или «Прощание с деревней»?
5.6. Удачно ли будет, если мы изберём другое заглавие: «Синичка», «Ленивая синичка», «Странная синичка», «До свидания, лето!»? А как вы объясните авторское заглавие?
5.7. Покажите, как развивается действие, составьте план.
План.
- Потемнело в воздухе.
- Синичка под окном.
- Пошёл снег.
- Что же делала синичка?
- Отъезд.
- Как связаны начало и конец текста?
- По какому слову первого предложения можно понять, что речь пойдёт о деревне?
- Почему в рассказе много ласкательных слов о синичке?
- Объясните, почему в рассказе употреблены вопросительные предложения Что это она делает?; А может, она принимала снежинки за мошкару?
- Слово живность – это мелкие животные, всё вместе. Можно ли в рассказе заменить это слово словом животные? Хорошо ли будет? Почему?
- Сформулируйте идею рассказа.
- Пересказ текста.
Памятка для анализа пересказа.
- Выскажите общее впечатление о пересказе.
- Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
- Вспомните начало пересказа и его окончание.
- Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
- Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
- Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
- Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
- Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.
7. Написание изложения.
Последняя синичка.
Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.
Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?
Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.
Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».
Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.
Последняя синичка.
Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.
Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?
Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.
Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».
Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.
Памятка для анализа пересказа.
1.Выскажите общее впечатление о пересказе.
- Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
- Вспомните начало пересказа и его окончание.
- Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
- Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
- Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
- Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
- Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.
Памятка для анализа пересказа.
- Выскажите общее впечатление о пересказе.
- Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
- Вспомните начало пересказа и его окончание.
- Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
- Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
- Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
- Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
- Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.
Советы перед слушанием.
- Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
- Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
- запоминайте слова, которыми создаются картины.
- Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
- Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.
Советы перед слушанием.
- Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
- Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
- запоминайте слова, которыми создаются картины.
- Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
- Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.
Советы перед слушанием.
- Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
- Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
- запоминайте слова, которыми создаются картины.
- Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
- Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу О. Генри «Последний лист»
Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу О. Генри «Последний лист»....

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс
Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа О.Генри "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...

Урок доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"
Конспект урока доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"....

Презентация по рассказу В.Астафьева "Последний поклон"
Данная презентация поможет ученикам 11 класса разобраться в содержании, идее и проблематике рассказа...

РАССКАЗ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО «СОБАКАК» КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
В статье говорится о патриотическом воспитании как одном из самых важных компонентов духовно-нравственного воспитания подростков. Проблема духовно-нравственного воспитания подростков в современно...