Урок доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1urok_dobroty._literatura_v_5_kl.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной школы №3 им. Г. С. Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Урок литературы в 5-ом классе.
Урок доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы".
Цели: образовательная: сформировать представление о творчестве В. И. Белова.
Развивающая: развивать творческие способности (рисунки по мотивам рассказа); развивать умение анализировать прочитанное, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: способствовать воспитанию доброты и милосердия к «братьям нашим меньшим»; способствовать формированию художественного вкуса (приобщать учащихся к лучшим произведениям литературы).
Коммуникативная: прививать навыки коммуникативного общения (развернутые ответы на вопросы, высказывание своей точки зрения и др.)
Оформление: портрет В. И. Белова; иллюстрации учащихся, сборники рассказов В. И. Белова, выставка книг для детей о природе М. М. Пришвина, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева; картины о природе, аудиозапись произведений Г. В. Свиридова, С. В. Рахманинова.
В центре доски портрет В. И. Белова, высказывания писателя: "Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку", "Тихая моя Родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной".
- на прошлом уроке мы прочитали небольшой рассказ Василия Ивановича Белова "Скворцы". Дома вы нарисовали иллюстрации к этому произведению, которые вывешены на доске, а еще вы раздумывали над содержанием прочитанного рассказа "Скворцы". И вот сегодня у нас урок размышления над прочитанным Ваши размышления о прочитанном выльются в какие- то выводы, которыми вы, наверно, поделитесь с нами. Ведь нам тоже интересно узнать об этом. На прошлом уроке мы ничего не говорили об авторе рассказа- Василии Ивановиче Белове.
- -Каким представляется вам человек, который мог так сказать о себе? (Обращаю внимание учащихся к записи на доске)
- Чутким, добрым, искренним. Он любит родину, природу.
- Если он травинку не обидит, то и человека.
- Он добросердечный, милосердный.
- Проявились ли в рассказе "Скворцы" качества, перечисленные вами?
Откуда же истоки доброты у писателя? Рассказ учителя о писателе:
- Василий Иванович Белов родился в деревне Тимонихе Вологодской области в 1932 году. Рано начал работать в поле наравне со взрослыми, рано узнал цену хлебу, взаимопомощи, взаимопониманию. Если в нашем районе почетная профессия хлебороб, то на Вологодчине это кружевница или плотник. Чудными узорами украшены здесь дома. Люди учатся красоте природы, берут краски у неба, леса, реки. Родители В. И. Белова были плотниками. Он вспоминал, что "дом с зимней избой, баню, амбар отец строил при помощи мамы. Все это они срубили за одно лето сразу после отцовской солдатской службы женитьбы, когда нас еще не было. Мама тюкала топором на одном углу, Иван Федорович на другом, рубил да жену нахваливал." Жизнь научила писателя бережному отношению ко всему живому, уважению к человеку труда- мастеру и творцу, открыла главное в человеке- доброту. Необыкновенной добротой проникнуты произведения В. И. Белова. Советую вам прочитать его сборник рассказов "Старый да малый", в котором собраны рассказы "О всякой живности". Я думаю, что вам очень понравятся необычные встречи с природой.
Любовью к природе, к "братьям нашим меньшим" проникнуты произведения писателей и поэтов, произведения которых собраны здесь. Их вы можете найти в нашей школьной библиотеке. (Обращаю внимание детей к выставке книг)
Мне очень нравится стихотворение Игоря Северянина "В парке плакала девочка". (Стихотворение читает ученица).
В парке плакала девочка
В парке плакала девочка: "Посмотрите-ка, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…"
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем по-вашему, был потрясен отец девочки?
- А Павлуня из рассказа В. И. Белова похож на героиню стихотворения И. Северянина?
Рассказ "Скворцы"- один из лучших рассказов писателя. Давайте обратимся к нему.
- Что узнали вы в начале рассказа о главном герое- мальчике Павлуне?
- Что видит мальчик за окном? (Прочитайте описание весны) "Павлуня видит голубое небо…"
- Как Павлуня с отцом готовятся к прилету скворцов?
- Какой сон видит Павлуня накануне прилета скворцов?
- Как в этом эпизоде передает автор любовь Павлуни ко всему живому?
- Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде "Прилет скворцов"? Как вы понимаете значение слова обомлел?
- О чем беспокоится, тревожится Павлуня?
- Какой случай все изменил? Как вел себя Павлуня в критической ситуации?
- Как писатель передает состояние и действия встревоженного чужой бедой мальчика? (Много глаголов: похолодел, закричал, заметался…)
- Как вы расцениваете поступок Павлуни? Как вы относитесь к нему?
- А как, по-вашему, автор относится к нему?
- Понравился ли вам конец рассказа? Хочется ли вам верить, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят?
- Какой для себя сделали вывод на уроке? Что возьмете с собой в жизнь?
- Кладут головы на парты, закрывают глаза. Как мы назовем наш урок?
"Маленький человек с большим сердцем и другие варианты.
"Милосердный Павлуня", "Добрый Павлуня".
- На Руси была примета, связанная с приходом весны. 15 февраля, в Сретенье Господне, выпускали птиц на волю с пожеланиями и надеждами. У Пушкина можно встретить строчки:
И на чужбине соблюдаю
Святой обычай старины
На волю птичек выпускаю
При светлом празднике весны.
- Ребята, вы сегодня принесли на урок своих волшебных птиц с пожеланиями. Давайте подарим их нашим учителям, ведь им так нужна ваша поддержка, понимание, а герою рассказа- Павлуне- выздоровление. Чтение наизусть стихотворения Дмитрия Сергеевича Мережковского "Природа".
Ни злом, ни враждою кровавой
Доныне затмить не могли
Мы неба чертог величавый
И прелесть цветущей земли.
Нас прежнею лаской встречают
Долины, цветы и ручьи,
И звезды все так же сияют,
О том же поют соловьи.
Не ведает нашей кручины
Могучий, таинственный лес,
И нет ни единой морщины
На ясной лазури небес.
На дом: 1) дописать продолжение рассказа или
2) письмо к Павлуне
3) отзыв о рассказе В. И. Белова "Скворцы".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...
Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
Форма урока: урок-практикум.Тема: УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя. 2. Показать душевную щедрость уч...
Рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».Открытый урок.
Продолжение работы над повествованием. Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту....
презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского
презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...
Урок литературы в 6 классе "Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"
Материал содержит конспеккт заключительного урока литература в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" с приложениями и презентацией.Приложение 1 - кроссворд по тексту рассказа "Уроки...
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...
РАССКАЗ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО «СОБАКАК» КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
В статье говорится о патриотическом воспитании как одном из самых важных компонентов духовно-нравственного воспитания подростков. Проблема духовно-нравственного воспитания подростков в современно...