Программа воспитания в 5 - 7 классах.
рабочая программа (7 класс) по теме
Программа воспитания 5 - 7 класс. Даны материалы по воспитательной работе, характеристика класса, анализ работы за прошедший учебный год и планирование воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитания 7 класс | 43.82 КБ |
Программа воспитания 6 класс | 45.19 КБ |
Программа воспитания 5 класс | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания в 7 «д» классе
Составитель: Третьякова А. П. ,
учитель коми языка
2016 г.
Пояснительная записка.
Воспитание в счастье – украшение,
а в несчастье – прибежище.
Аристотель.
Программа воспитательной работы рассчитана на 1 год для коллектива учащихся 7 д класса МАОУ « СОШ № 12» на 2016 – 2017 учебный год, разработана с учетом физиологических и психических особенностей учащихся данной возрастной группы, характеристики класса в целом, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, анализа предыдущей деятельности, традиций школы. Содержанием программы является воспитательная деятельность, реализуемая по направлениям: общеинтеллектуальная, общекультурная, духовно – нравственная, социальная, спортивно – оздоровительная. Она определяет основные пути развития классного коллектива, позволяющие воспитывать свободную, творческую личность, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе, обладающую внутренним механизмом нравственной саморегуляции, ориентированную на саморазвитие и созидательную деятельность. В программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию индивидуальности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Цель: создание условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
Воспитательные задачи:
- создавать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности обучающихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативе, формированию у воспитанников активной жизненной позиции и обеспечивающую социализацию личности каждого ребенка;
- развивать у учащихся познавательный интерес, потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремление к самопознанию;
- формировать у учащихся значимости их физического и психического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи;
- воспитывать чувство гражданской ответственности, патриотизма, толерантности, стремления к осознанию и присвоению общечеловеческих и семейных ценностей.
Принципы воспитательной работы.
- Принцип природосообразности.
- Принцип гуманистической ориентации воспитания. Ребенок – главная ценность в системе отношений, безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
- Принцип толерантности – терпение и терпимость к каждому воспитаннику, в достижении результативности педагогического воздействия.
- Принцип индивидуализации воспитания – дифференцированный подход в воспитании и обучении.
- Принцип диалогичности и открытости в общении с учащимися.
- Принцип справедливости и сознательности – умение признавать ошибки, неправоту, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
- Принцип взаимности – взаимного уважения, доверия, взаимной помощи и поддержки, совместной деятельности и беспристрастности в оценке поступков учащихся..
- Принцип реальности – осознание того, что девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой, поэтому необходима интересная, отвечающая возрастным особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности.
- Принцип воспитания успехом – каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
Система методов воспитания:
- Прогностические (коллективное планирование, проектирование, перспектива)
- Информационно-просветительские (дискуссии, лекции, беседы, практикумы, выставки, убеждение, внушение, пример).
- Организационно-деятельностные (КТД, поручение, воспитывающая ситуация).
- Стимулирующие (поощрение, наказание, доверие, авансирование, предупреждение)
- Оценочные (общественное мнение, рефлексия, оценка достижений личности, коллектива)
Формы работы с классным коллективом разнообразны. Они реализуются одним из способов:
- индивидуальный
- групповой
- коллективный
Механизм реализации программы.
Воспитательная программа реализуется по направлениям:
- общеинтеллектуальная
- общекультурная
- духовно – нравственная
- социальная
- спортивно – оздоровительная
Непосредственными участниками реализации программы, в первую очередь, являются сами учащиеся. Становление жизненных позиций школьника осуществляется через систему органов самоуправления, что способствует привлечению каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышению социальной активности, творческого потенциала детей. Общественные поручения распределяются с учетом наклонностей и интересов детей. В коллективе существуют традиции, которые поддерживаются ребятами, ежегодно появляются новые. На пути достижения целевых ориентиров устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать сообща и детьми, и взрослыми.
Содержание воспитательной деятельности.
Планирование воспитательной работы происходит с учетом результатов диагностических исследований, мониторинга и анализа воспитательной работы за предыдущий учебный год, характеристики класса.
Анализ воспитательной работы в 6 «д» классе
за 2015 – 2016 учебный год.
В 6 «д» классе на начало 2015 – 2016 учебного года было 26 человек, из них 12 мальчиков и 14 девочек.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
1.1. В начале прошедшего учебного года ставились следующие воспитательные задачи:
ЦЕЛЬ: создание условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
ЗАДАЧИ:
- развивать способности учащегося осознавать и изменять мир вокруг себя, самого себя, отношения с другими людьми, реализовывать своё «Я» через целенаправленную творческую деятельность;
- формировать стремление занять собственную, независимую позицию в жизни;
- формировать баланс между самостоятельностью в принятии решений, инициативностью в делах и необходимостью считаться с мнением коллектива;
- сплотить коллектив 6 д класса;
- воспитывать умение жить в коллективе, считаться со всеми его членами, проявляя свою индивидуальность;
- вовлечь как можно больше учащихся в спортивные секции и кружки художественно-эстетического направления;
- активизировать работу по развитию ученического самоуправления в классе;
- способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств;
- привлекать родителей к активному участию в жизни класса
- воспитывать социально-адаптированную личность.
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.
За прошедший год были проведены тематические классные часы по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия : «Образование – путь к успеху», « Доброта и человечность», « О законах нравственности», « Жизнь без вредных привычек», Здоровый образ жизни.» , « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «Истории той войны» и другие. Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Проведены инструктажи по ТБ.
Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2015 – 2016 году задачи, я считаю выполненными.
2. Анализ развития учащихся класса
Центральное новообразование подростков 5-6 классов - "чувство
взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в
желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к
маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях
со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,
желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства
родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками,
может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами
поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный
"кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских
отношениях со сверстниками. Меняется внутренняя ориентация с морали
послушания на нормы поведения взрослых, ярко проявляется склонность к
фантазированию, стремление экспериментировать.
Кроме того, происходит развитие самосознания (формирование
"Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я").
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
В прошедшем учебном году учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных и внешкольных кружков и секций по интересам.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. Дети стали более терпимы друг к другу, помогают и общаются всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры.
4. Анализ развития коллектива класса.
Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный, но на нравственно-психологический климат в классе влияют Хоняк О., Михайлова Л., Носов Д., которые положительно влияют на атмосферу в коллективе. Тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу проявляют практически все учащиеся. Проявление взаимной ответственности, заботы наблюдается у Шаховой Е., Поповой Д.. К учителям и школе доминирует уважение и вместе с тем учащихся класса очень требовательны и критичны, задают много вопросов, часто дают безапелляционные характеристики.
Большинство учащихся включено в коллективные взаимоотношения и коллективную творческую деятельность в нем. Однако шестиклассникам не хватает ответственности и самостоятельности, активности участия в самоуправлении.
8. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.
За прошедший учебный год классным руководителем были проведены классные родительские собрания по плану: « Новый учебный год. Организационные вопросы. Роль домашнего задания в самообразовании школьника», «Компьютер в жизни школьника. Итоги 1 четверти.»,
« Физическое развитие школьника. Итоги 2 четверти», «Профилактика употребления ПАВ. Итоги 3 четверти», « Положительные эмоции и их значение в жизни человека. Итоги года».
Большинство родителей посетили все собрания. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня шестиклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание.
«Проблемных» семей, требующими особого внимания педагогов школы, в классе 3: состоит на внутришкольном учёте Микушев Денис, на внутришкольном учёте и в ОПДиН – Василевский Андрей и Тынчук Кирилл.
8. Выводы:
- В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
- Разнообразить формы работы с учителями – предметниками.
- Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
- Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.
- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
- Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
Характеристика 7 «д» класса.
Классный коллектив начал формироваться в 2010 году. Всего в 7 д классе на данный момент 26 человек. Из них 12 мальчиков и 14 девочек в возрасте 11- 12 лет. Но есть один ребёнок, которому в этом году исполнится 15 лет, Василевский Андрей. Этот ребёнок два раза оставался на второй год. Дети воспитываются в благополучных семьях – 15 , имеют статус малоимущих 3 семьи – Осипова Егора , Образцовой Екатерины, Юркиной Марии. В неполных семьях, где детей воспитывает одна мать, воспитываются Добровольская Евдокия, Козлова Анна, Ладанов Данил, Василевский Андрей, Мамонтов Андрей, Микушева Лиза, Морева Лада, Минабудтинов Руслан. Многодетная семья у Обрзцовой Кати, в семье воспитывается трое детей. Особое внимание требуют семьи Василевского Андрея( семья состоит на учёте в ОПДиН) , семья Образцовой Кати- у девочки неопрятный внешний вид, проблемы с учёбой, мама на родительские собрания не приходит, к трубке телефона не подходит, семья Тынчук Кирилла – в прошлом учебном году у Кирилла были большие проблемы с учёбой, много неудовлетворительных отметок, часто приходил без домашней работы, поэтому Кирилл и его семья состоят на внуришкольном учёте, а семья на учёте в ОПДиН.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Систематический контроль за успеваемостью и посещаемостью необходим для Микушева Дениса , Образцовой Кати, Моревой Лады, Василевского Андрея, Сухомлина Михаила, Минабудтинова Руслана. С этими детьми и их родителями ведётся дополнительная работа: систематические звонки классного руководителя, беседы с учителями – предметниками, выполнение дополнительных заданий и приглашение на дополнительные занятия. Без уважительной причины много пропусков у Василевского А. Он это объясняет тем, что не хочет учиться. Дисциплину на уроках нарушает Осипов Е. Это объясняется психологическими особенностями данного ребёнка. С ним ведётся индивидуальная работа.
Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом и в других классах. Общешкольные поручения (постоянные и эпизодические) всегда выполняются классом. Класс в общешкольных мероприятиях всегда активно участвует. Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а также посещают кружки, секции, клубы, факультативы с учётом своих интересов.
В классе претендуют на лидерство Тропников Г. и Хоняк О. Олеся – староста класса. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети – Морева Л, Минабудтинов Р, Сухомлин М. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Дети чутки друг к другу и с лёгкостью идут на помощь. Взаимоотношения между мальчиками и девочками спокойные.
Общий климат в классе удовлетворительный. Бывают конфликтные ситуации, которые мы стараемся решить на классных часах и при помощи бесед. Также родители взаимодействуют с классным коллективом, организуют выходы и внеклассные мероприятия.
В этом учебном году будет дальше вестись работа по созданию условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
Программное содержание.
Направление | Цель | Задачи |
Спортивно - оздоровительное | создание условий для полноценной учебной деятельности, здоровья учащихся, профилактики и предупреждения заболеваний. | - Проведение медосмотров, санации зубов, прививок. - Активная пропаганда и организация здорового образа жизни. - Беседы о пагубном влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ. - Поддержание чистоты в помещении, формирование осанки, проведение физкультминуток на уроках. - Сотрудничество с медицинским персоналом школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса. - Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы. - Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, дни здоровья). - Проведение тематических классных часов по спортивной тематике. - Участие в Дне бега и в Лыжне России. - Проведение консультаций для родителей. |
Общеинтеллектуальное. | создание условий для помощи каждому ученику в учении, приобретении знаний в меру своих способностей, развитие познавательных интересов, кругозора учащихся. | - Продолжить изучение индивидуальных способностей учащихся (совместно с психологом). - Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность. -Ежемесячно проводить классный час в форме ученических собраний. - Принимать участие в проведении предметных недель, олимпиад, конкурсах. - Постоянно информировать родителей о состоянии успеваемости и посещаемости в классе. - Проведение конкурсов по развитию внимания, памяти. Организация интеллектуальных игр. |
Социальное. | создание условий для воспитания культуры общения, поведения, норм нравственности во взаимоотношениях детей с другими людьми. | - Войти в сферу общения детей, понять положение каждого ребенка в классе, корректировать формы общения между детьми. - Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений. - Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок». - Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса. - Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении. - Проводить тематические классные часы. Организация праздников. |
Духовно-нравственное. | создание условий для обучения учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей | - Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. - Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. - Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества. - Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. - Тематические классные часы по нравственной тематике. - Организация циклов бесед «Уроки нравственности». - Изучение нравственного наследия своей страны. - Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира. |
Общекультурное. | выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, внешкольных учреждений. | - Анкетирование учащихся об их увлечениях. - Участие во всех школьных и городских внеклассных мероприятиях. - Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. - Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. - Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий. - Посещение театров, музеев, выставок. - Дискотеки, танцевальные вечера. - Праздники, посвященные (8 Марта, 23 февраля, День Победы,1 Сентября, День Учителя). |
Планирование воспитательной работы.
1 Направление «Общеинтеллектуальное»
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классные часы | 1) Единый классный час, посвящённый Дню Знаний « Республике Коми 95 лет» 2) « Образование - путь к успеху.» |
Устный журнал | « Люди, творившие историю.» |
Образовательный час | « Как прикоснуться к вечности»( о шедеврах мировой культуры) |
Игра по станциям | « За честь школы» ( посвящённый директору Б. Захарову) |
Предметные недели | Участие в мониторингах, диагностических работах, олимпиадах, конкурсах: школьных, муниципальных, городских, республиканских. |
Посещение музеев, выставок, способствующих интеллектуальному развитию. |
2 Направление «Духовно - нравственное».
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классные часы | 1) « Поделись своей добротой» 2) « Нравственные и безнравственные поступки» |
Диспут | « Культурный ли ты человек?» |
Аукцион мнений | Верные друзья – кто они? |
Викторина | « Ежели вы вежливы» |
3 Направление «Спортивно - оздоровительное».
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классный час | 1)« Вредные привычки» 2) «Здоровый образ жизни.» |
Спортивный праздник | « День здоровья», « Весёлые старты». |
Уборка территории. |
4 направление « Общекультурное»
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классный час | 1)« Я - гражданин своей страны» 2) «История школы № 12, посвящённый 80 – летнему юбилею школы » 3) Проект – презентация «Олег Кошевой и Молодая гвардия» |
Образовательный час | « Символика Российской Федерации и Республики Коми» |
Беседа | « Мои права и обязанности» |
Посещение музеев, театров, библиотек. |
5 направление « Социальное».
Мероприятие | Содержание деятельности |
Диагностики. | |
Радиопередача | « Я и закон». |
Организация учащихся горячим питанием. | |
Организация субботника. | |
Организация дежурства в классе. |
Работа с родителями.
Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию всесторонне развитой личности.
Мероприятие | Содержание деятельности |
Родительские собрания. | 1)« Новый учебный год. Организационные вопросы. 2) «Семейные ценности в современном обществе. Итоги 1 четверти.» 3) « Агрессия детей: её причины и предупреждение. Итоги 2 четверти». 4) «Профилактика употребления табака и алкоголя . Итоги 3 четверти». 5) « Интернет: да или нет? Итоги года». |
Совместная деятельность родителей и учащихся | Проектная деятельность, походы, посещение театров, музеев и т.п. |
Индивидуальные беседы с родителями. | |
Заседание родительского комитета. |
Профилактика ДТП.
Цель работы: воспитание навыков безопасного поведения при езде на велосипеде, пропаганда ПДД среди обучающихся 6 классов, предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма.
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классный час | 1)« Движение транспортных средств» 2)« Остановочный путь транспортных средств» 3) « Технические требования, предъявляемые к велосипедистам» 4) « Движение групп велосипедистов» |
Игра | «Дорожные знаки» |
Викторина по истории ПДД | « Как ты знаешь правила безопасного движения ?» |
Диспут | «Экология и автомобиль» |
Беседа | « Правила безопасного движения» |
Инструктажи по ПДД |
Занятость 7 «д» класса 2016-2017 учебный год.
Фамилия и имя ребёнка | Кружок или секция |
| Бассейн с родителями |
| Художественная школа |
| Бассейн с родителями |
| Тяжёлая атлетика ( СЦ « Скала») |
| - |
| - |
| Бассейн с родителями |
| Художественная школа |
| Бассейн ( спортшкола №3) |
| Бассейн с родителями, рукопашный бой ( Морозова) |
| Хоккей с мячом ( стадион), тир ( « Виктория») |
| Хип-хоп( спорткомплекс « Орбита») |
| Тхэквондо |
| Художественная школа |
| Танцы РЦДО |
| Бассейн с родителями |
| - |
| Бассейн с родителями, рукопашный бой ( Морозова) |
| Бассейн с родителями |
| Вольная борьба ( « Виктория») |
| Футбол (центральный стадион) |
| Конькобежный спорт ( Спортшкола №4) |
| Карате ( « Виктория»), модельное и рекламное агентство премьер ТВ. |
| Бассейн с родителями |
| Конькобежный спорт ( Спортшкола №4) |
| Рисование «Виктория» |
Вывод: из 26 учащихся 7 «д» класса 23 заняты внеурочной деятельностью, с остальными ведётся работа: беседы с учащимися и их родителями.
Предварительный просмотр:
Программа воспитания в 6 «д» классе
Составитель: Третьякова А. П. ,
учитель коми языка
2015 г.
Пояснительная записка.
Воспитание в счастье – украшение,
а в несчастье – прибежище.
Аристотель.
Программа воспитательной работы рассчитана на 1 год для коллектива учащихся 6 д класса МАОУ « СОШ № 12» на 2015 – 2016 учебные годы, разработана с учетом физиологических и психических особенностей учащихся данной возрастной группы, характеристики класса в целом, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, анализа предыдущей деятельности, традиций школы. Содержанием программы является воспитательная деятельность, реализуемая по направлениям: общеинтеллектуальная, общекультурная, духовно – нравственная, социальная, спортивно – оздоровительная. Она определяет основные пути развития классного коллектива, позволяющие воспитывать свободную, творческую личность, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе, обладающую внутренним механизмом нравственной саморегуляции, ориентированную на саморазвитие и созидательную деятельность. В программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию индивидуальности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Цель: создание условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
Воспитательные задачи:
- создавать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности обучающихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативе, формированию у воспитанников активной жизненной позиции и обеспечивающую социализацию личности каждого ребенка;
- развивать у учащихся познавательный интерес, потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремление к самопознанию;
- формировать у учащихся значимости их физического и психического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи;
- воспитывать чувство гражданской ответственности, патриотизма, толерантности, стремления к осознанию и присвоению общечеловеческих и семейных ценностей.
Принципы воспитательной работы.
- Принцип природосообразности.
- Принцип гуманистической ориентации воспитания. Ребенок – главная ценность в системе отношений, безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
- Принцип толерантности – терпение и терпимость к каждому воспитаннику, в достижении результативности педагогического воздействия.
- Принцип индивидуализации воспитания – дифференцированный подход в воспитании и обучении.
- Принцип диалогичности и открытости в общении с учащимися.
- Принцип справедливости и сознательности – умение признавать ошибки, неправоту, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
- Принцип взаимности – взаимного уважения, доверия, взаимной помощи и поддержки, совместной деятельности и беспристрастности в оценке поступков учащихся..
- Принцип реальности – осознание того, что девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой, поэтому необходима интересная, отвечающая возрастным особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности.
- Принцип воспитания успехом – каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
Система методов воспитания:
- Прогностические (коллективное планирование, проектирование, перспектива)
- Информационно-просветительские (дискуссии, лекции, беседы, практикумы, выставки, убеждение, внушение, пример).
- Организационно-деятельностные (КТД, поручение, воспитывающая ситуация).
- Стимулирующие (поощрение, наказание, доверие, авансирование, предупреждение)
- Оценочные (общественное мнение, рефлексия, оценка достижений личности, коллектива)
Формы работы с классным коллективом разнообразны. Они реализуются одним из способов:
- индивидуальный
- групповой
- коллективный
Механизм реализации программы.
Воспитательная программа реализуется по направлениям:
- общеинтеллектуальная
- общекультурная
- духовно – нравственная
- социальная
- спортивно – оздоровительная
Непосредственными участниками реализации программы, в первую очередь, являются сами учащиеся. Становление жизненных позиций школьника осуществляется через систему органов самоуправления, что способствует привлечению каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышению социальной активности, творческого потенциала детей. Общественные поручения распределяются с учетом наклонностей и интересов детей. В коллективе существуют традиции, которые поддерживаются ребятами, ежегодно появляются новые. На пути достижения целевых ориентиров устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать сообща и детьми, и взрослыми.
Содержание воспитательной деятельности.
Планирование воспитательной работы происходит с учетом результатов диагностических исследований, мониторинга и анализа воспитательной работы за предыдущий учебный год, характеристики класса.
Анализ воспитательной работы в 6 «д» классе
за 2014 – 1015 учебный год.
В 5 «д» классе на начало 2014 – 2015 учебного года было 26 человек, из них 11 мальчиков и 15 девочек.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
1.1. В начале прошедшего учебного года ставились следующие воспитательные задачи:
ЦЕЛЬ: создание условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
ЗАДАЧИ:
- развивать способности учащегося осознавать и изменять мир вокруг себя, самого себя, отношения с другими людьми, реализовывать своё «Я» через целенаправленную творческую деятельность;
- формировать стремление занять собственную, независимую позицию в жизни;
- формировать баланс между самостоятельностью в принятии решений, инициативностью в делах и необходимостью считаться с мнением коллектива;
- сплотить коллектив 5 д класса;
- воспитывать умение жить в коллективе, считаться со всеми его членами, проявляя свою индивидуальность;
- вовлечь как можно больше учащихся в спортивные секции и кружки художественно-эстетического направления;
- активизировать работу по развитию ученического самоуправления в классе;
- способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств;
- привлекать родителей к активному участию в жизни класса
- воспитывать социально-адаптированную личность.
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.
За прошедший год были проведены тематические классные часы по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия : «Внешний вид- залог успеха», тренинг «Поведение при конфликте», «Современный этикет», «Зеркала самооценки», «Учимся говорить «Нет!»», «70 лет Победы», «Вспоминаем дни войны», «День защитника Отечества», «Что такое игромания?», «Международный женский день», «Международный день детской книги», «Всемирный день здоровья», «Всемирный день авиации и космонавтики», «Всемирный день Земли», «О взаимоотношениях в классе», «Урок мужества». Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Проведены инструктажи по ТБ.
Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2014 – 2015 году задачи, я считаю выполненными.
2. Анализ развития учащихся класса
В прошедшем году изменилась мотивационная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.
Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны реагируют, но советы и замечания окружающих принимают большей частью поверхностно. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; повысилась правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения.
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
В прошедшем учебном году учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных и внешкольных кружков и секций по интересам.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. Дети стали более терпимы друг к другу, помогают и общаются всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры.
В этом учебном году класс пополнился новым учеником –Андрощук Влад. Он успешно интегрировался в классном коллективе и с первых дней влился в коллектив.
4. Анализ развития коллектива класса.
Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный, но на нравственно-психологический климат в классе влияют Хоняк О., Михайлова Л., Носов Д., которые положительно влияют на атмосферу в коллективе. Тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу проявляют практически все учащиеся. Проявление взаимной ответственности, заботы наблюдается у Шаховой Е., Поповой Д.. К учителям и школе доминирует уважение и вместе с тем учащихся класса очень требовательны и критичны, задают много вопросов, часто дают безапелляционные характеристики.
Большинство учащихся включено в коллективные взаимоотношения и коллективную творческую деятельность в нем. Однако шестиклассникам не хватает ответственности и самостоятельности, активности участия в самоуправлении.
8. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.
За прошедший учебный год классным руководителем были проведены классные родительские собрания по плану: «Характер подростка. Трудности воспитания», Дивиантное поведение. Решение проблем», «Самооценка учащихся, как способ познания себя», «Этикет. Из семьи и школы-в жизнь», «Жестокое обращение с детьми в семье», «Итоги года». Большинство родителей посетили все собрания. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня пятиклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание.
«Проблемных» семей, требующими особого внимания педагогов школы, в классе 2: состоит на внутришкольном учёте Микушев Денис, на внутришкольном учёте и в ОПДиН – Василевский Андрей .
8. Выводы:
- В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
- Разнообразить формы работы с учителями – предметниками.
- Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
- Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.
- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
- Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
Характеристика 6 «д» класса.
Классный коллектив начал формироваться в 2010 году. Всего в 6 д классе на данный момент 26 человек. Из них 12 мальчиков и 14 девочек в возрасте 11- 12 лет. Но есть один ребёнок, которому в этом году исполнится 14 лет, Василевский Андрей. Этот ребёнок два раза оставался на второй год. В этом учебном году в наш коллектив прибыл Андрощук Влад. Мальчик перешёл к нам из гимназии. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.
Дети воспитываются в благополучных семьях – 15 , имеют статус малоимущих 2 семьи – Осипова Егора и Юркиной Марии. В неполных семьях, где детей воспитывает одна мать, воспитываются Андрощук Влад, Добровольская Евдокия, Козлова Анна, Ладанов Данил, Василевский Андрей, Мамонтов Андрей, Микушева Лиза, Морева Лада, Минабудтинов Руслан. Особое внимание требуют семьи Василевского Андрея( семья состоит на учёте в ОПДиН) , семья Образцовой Кати- у девочки неопрятный внешний вид, проблемы с учёбой, мама на родительские собрания не приходит, к трубке телефона не подходит.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Систематический контроль за успеваемостью и посещаемостью необходим для Микушева Дениса ( состоит на внутришкольном учёте) , Образцовой Кати, Моревой Лады, Василевского Андрея, Сухомлина Михаила, Минабудтинова Руслана. С этими детьми и их родителями ведётся дополнительная работа, систематические звонки классного руководителя, беседы с учителями – предметниками, выполнение дополнительных заданий и приглашение на дополнительные занятия. Без уважительной причины много пропусков у Василевского А. Он это объясняет тем, что не хочет учиться. Дисциплину на уроках нарушает Осипов Е. Это объясняется психологическими особенностями данного ребёнка. С ним ведётся индивидуальная работа.
Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом и в других классах. Общешкольные поручения (постоянные и эпизодические) всегда выполняются классом. Класс в общешкольных мероприятиях всегда активно участвует. Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а т.ж. посещают кружки, секции, клубы, факультативы с учётом своих интересов.
В классе претендуют на лидерство Тропников Г. и Хоняк О. Глеб – староста класса. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети – Морева Л, Минабудтинов Р, Сухомлин М. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Дети чутки друг к другу и с лёгкостью идут на помощь. Взаимоотношения между мальчиками и девочками спокойные.
Общий климат в классе удовлетворительный. Бывают конфликтные ситуации, которые мы стараемся решить на классных часах и при помощи бесед. Также родители взаимодействуют с классным коллективом, организуют выходы и внеклассные мероприятия.
В этом учебном году будет дальше вестись работа по созданию условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
Программное содержание.
Направление | Цель | Задачи |
Спортивно - оздоровительное | создание условий для полноценной учебной деятельности, здоровья учащихся, профилактики и предупреждения заболеваний. | - Проведение медосмотров, санации зубов, прививок. - Активная пропаганда и организация здорового образа жизни. - Беседы о пагубном влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ. - Поддержание чистоты в помещении, формирование осанки, проведение физкультминуток на уроках. - Сотрудничество с медицинским персоналом школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса. - Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы. - Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, дни здоровья). - Проведение тематических классных часов по спортивной тематике. - Участие в Дне бега и в Лыжне России. - Проведение консультаций для родителей. |
Общеинтеллектуальное. | создание условий для помощи каждому ученику в учении, приобретении знаний в меру своих способностей, развитие познавательных интересов, кругозора учащихся. | - Продолжить изучение индивидуальных способностей учащихся (совместно с психологом). - Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность. -Ежемесячно проводить классный час в форме ученических собраний. - Принимать участие в проведении предметных недель, олимпиад, конкурсах. - Постоянно информировать родителей о состоянии успеваемости и посещаемости в классе. - Проведение конкурсов по развитию внимания, памяти. Организация интеллектуальных игр. |
Социальное. | создание условий для воспитания культуры общения, поведения, норм нравственности во взаимоотношениях детей с другими людьми. | - Войти в сферу общения детей, понять положение каждого ребенка в классе, корректировать формы общения между детьми. - Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений. - Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок». - Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса. - Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении. - Проводить тематические классные часы. Организация праздников. |
Духовно-нравственное. | создание условий для обучения учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей | - Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. - Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. - Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества. - Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. - Тематические классные часы по нравственной тематике. - Организация циклов бесед «Уроки нравственности». - Изучение нравственного наследия своей страны. - Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира. |
Общекультурное. | выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, внешкольных учреждений. | - Анкетирование учащихся об их увлечениях. - Участие во всех школьных и городских внеклассных мероприятиях. - Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. - Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. - Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий. - Посещение театров, музеев, выставок. - Дискотеки, танцевальные вечера. - Праздники, посвященные (8 Марта, 23 февраля, День Победы,1 Сентября, День Учителя). |
Планирование воспитательной работы.
1 Направление «Общеинтеллектуальное»
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классные часы | 1) Единый классный час, посвящённый Дню Знаний « Урок мира. Как уберечься от терроризма?» 2) «Образование – путь к успеху.» |
Устный журнал | « Люди, творившие историю.» |
Образовательный час | « Как прикоснуться к вечности»( о шедеврах мировой культуры) |
Игра по станциям | « За честь школы» ( посвящённый директору Б. Захарову) |
Предметные недели | Участие в мониторингах, диагностических работах, олимпиадах, конкурсах: школьных, муниципальных, городских, республиканских. |
Посещение музеев, выставок, способствующих интеллектуальному развитию. |
2 Направление «Духовно - нравственное».
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классные часы | 1)Доброта и человечность» 2) « О законах нравственности» |
Диспут | « Что значит культурный человек?» |
Аукцион мнений | Истинный друг – кто он? |
Викторина | « Ежели вы вежливы» |
3 Направление «Спортивно - оздоровительное».
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классный час | 1)« Жизнь без вредных привычек» 2) «Здоровый образ жизни.» |
Спортивный праздник | « День здоровья», « Весёлые старты». |
Уборка территории. |
4 направление « Общекультурное»
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классный час | 1)« Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» 2) «Истории той войны» 3) Проект – презентация «Олег Кошевой и Молодая гвардия» |
Образовательный час | « Символика Российской Федерации и Республики Коми» |
Беседа | « Мои права и обязанности» |
Посещение музеев, театров, библиотек. |
5 направление « Социальное».
Мероприятие | Содержание деятельности |
Диагностики. | |
Радиопередача | « Я и закон». |
Организация учащихся горячим питанием. | |
Организация субботника. | |
Организация дежурства в классе. |
Работа с родителями.
Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию всесторонне развитой личности.
Мероприятие | Содержание деятельности |
Родительские собрания. | 1)« Новый учебный год. Организационные вопросы. Роль домашнего задания в самообразовании школьника» 2) «Компьютер в жизни школьника. Итоги 1 четверти.» 3) « Физическое развитие школьника. Итоги 2 четверти». 4) «Профилактика употребления ПАВ. Итоги 3 четверти». 5) « Положительные эмоции и их значение в жизни человека. Итоги года». |
Совместная деятельность родителей и учащихся | Проектная деятельность, походы, посещение театров, музеев и т.п. |
Индивидуальные беседы с родителями. | |
Заседание родительского комитета. |
Профилактика ДТП.
Цель работы: воспитание навыков безопасного поведения при езде на велосипеде, пропаганда ПДД среди обучающихся 6 классов, предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма.
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классный час | 1)« Культура дорожного движения» 2)« Дорожная разметка» 3)Сигналы регулировщика и светофора» 4) « Азбука велосипедиста» |
Игра | Звёздный час « Правила дорожного движения» |
Викторина по истории ПДД | « Что? Где? Когда?» |
Диспут | «Экология и автомобиль» |
Беседа | « У дорожных правил каникул нет» |
Инструктажи по ПДД |
Внеурочная деятельность 6 д класса.
ФИ | Занятость. |
| Бассейн |
| Художественная школа бассейн, стрельба. |
| Бассейн |
| Бокс( центральный стадион). |
| - |
| Волейбол |
| Бассейн с мамой. |
| Спортивное ориентирование, художественная школа. |
| Бассейн ( спортшкола № 3) |
| Рукопашный бой. |
| Хоккей с мячом, тир, бассейн с родителями. |
| Хип – хоп. |
| Таэквандо. |
| Художественная школа. |
| Кружок танцы анг. яз ( дополнительно) |
| Бассейн, занятия СКЦ « Динамо.» |
| - |
| Дзюдо, хоккей с мячом. |
| Бассейн |
| Вольная борьба |
| Секция лыжи, бассейн с родителями. |
| Бассейн с родителями. |
| Волейбол, каратэ. |
| Волейбол, анг. яз ( дополнительно) |
| Волейбол. |
| - |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания в 5 «д» классе
Составитель: Третьякова А. П. ,
учитель коми языка
2015 г.
Пояснительная записка.
Воспитание в счастье – украшение,
а в несчастье – прибежище.
Аристотель.
Программа воспитательной работы рассчитана на 1 год для коллектива учащихся 5 д класса МАОУ « СОШ № 12» на 2014 – 2015 учебный год, разработана с учетом физиологических и психических особенностей учащихся данной возрастной группы, характеристики класса в целом, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, анализа предыдущей деятельности, традиций школы. Содержанием программы является воспитательная деятельность, реализуемая по направлениям: общеинтеллектуальная, общекультурная, духовно – нравственная, социальная, спортивно – оздоровительная. Она определяет основные пути развития классного коллектива, позволяющие воспитывать свободную, творческую личность, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе, обладающую внутренним механизмом нравственной саморегуляции, ориентированную на саморазвитие и созидательную деятельность. В программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию индивидуальности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Цель: создание условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
Воспитательные задачи:
- создавать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности обучающихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативе, формированию у воспитанников активной жизненной позиции и обеспечивающую социализацию личности каждого ребенка;
- Сплочение класса в единый, дружный коллектив.
- Повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся, повышение дисциплинированности.
- развивать у учащихся познавательный интерес, потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремление к самопознанию;
- формировать у учащихся значимости их физического и психического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи;
- воспитывать чувство гражданской ответственности, патриотизма, толерантности, стремления к осознанию и присвоению общечеловеческих и семейных ценностей.
Принципы воспитательной работы.
- Принцип природосообразности.
- Принцип гуманистической ориентации воспитания. Ребенок – главная ценность в системе отношений, безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
- Принцип толерантности – терпение и терпимость к каждому воспитаннику, в достижении результативности педагогического воздействия.
- Принцип индивидуализации воспитания – дифференцированный подход в воспитании и обучении.
- Принцип диалогичности и открытости в общении с учащимися.
- Принцип справедливости и сознательности – умение признавать ошибки, неправоту, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
- Принцип взаимности – взаимного уважения, доверия, взаимной помощи и поддержки, совместной деятельности и беспристрастности в оценке поступков учащихся..
- Принцип реальности – осознание того, что девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой, поэтому необходима интересная, отвечающая возрастным особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности.
- Принцип воспитания успехом – каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
Система методов воспитания:
- Прогностические (коллективное планирование, проектирование, перспектива)
- Информационно-просветительские (дискуссии, лекции, беседы, практикумы, выставки, убеждение, внушение, пример).
- Организационно-деятельностные (КТД, поручение, воспитывающая ситуация).
- Стимулирующие (поощрение, наказание, доверие, авансирование, предупреждение)
- Оценочные (общественное мнение, рефлексия, оценка достижений личности, коллектива)
Формы работы с классным коллективом разнообразны. Они реализуются одним из способов:
- индивидуальный
- групповой
- коллективный
Механизм реализации программы.
Воспитательная программа реализуется по направлениям:
- общеинтеллектуальная
- общекультурная
- духовно – нравственная
- социальная
- спортивно – оздоровительная
Непосредственными участниками реализации программы, в первую очередь, являются сами учащиеся. Становление жизненных позиций школьника осуществляется через систему органов самоуправления, что способствует привлечению каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышению социальной активности, творческого потенциала детей. Общественные поручения распределяются с учетом наклонностей и интересов детей. В коллективе существуют традиции, которые поддерживаются ребятами, ежегодно появляются новые. На пути достижения целевых ориентиров устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать сообща и детьми, и взрослыми.
Содержание воспитательной деятельности.
Планирование воспитательной работы происходит с учетом результатов диагностических исследований, мониторинга и анализа воспитательной работы за предыдущий учебный год, характеристики класса.
Характеристика 5 «д» класса.
Классный коллектив начал формироваться в 2010 году. Всего в 5 д классе на данный момент 26 человек. Из них 11 мальчиков и 15 девочек в возрасте 10- 11 лет. Но есть один ребёнок, которому в этом году исполнится 13 лет, Василевский Андрей. Этот ребёнок два раза оставался на второй год. Дети воспитываются в благополучных семьях – 15 , имеют статус малоимущих 2 семьи – Осипова Егора и Юркиной Марии. В неполных семьях, где детей воспитывает одна мать, воспитываются Добровольская Евдокия, Козлова Анна, Ладанов Данил, Василевский Андрей, Мамонтов Андрей, Микушева Лиза, Морева Лада, Минабудтинов Руслан. Особое внимание требуют семьи Василевского Андрея( семья состоит на учёте в ОПДиН) , семья Образцовой Кати- у девочки неопрятный внешний вид, проблемы с учёбой, мама на родительские собрания не приходит, к трубке телефона не подходит.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Систематический контроль за успеваемостью и посещаемостью необходим для Микушева Дениса , Образцовой Кати, Моревой Лады, Василевского Андрея, Сухомлина Михаила, Минабудтинова Руслана. С этими детьми и их родителями надо вести дополнительную работу: систематические звонки классного руководителя, беседы с учителями – предметниками, выполнение дополнительных заданий и приглашение на дополнительные занятия. Без уважительной причины много пропусков у Василевского А. Он это объясняет тем, что не хочет учиться. Дисциплину на уроках нарушает Осипов Е. Это объясняется психологическими особенностями данного ребёнка. С ним ведётся индивидуальная работа.
Класс в общешкольных мероприятиях всегда активно участвует. Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а т.ж. посещают кружки, секции, клубы, факультативы с учётом своих интересов.
В классе претендуют на лидерство Тропников Г. и Хоняк О. Глеб – староста класса. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети – Морева Л, Минабудтинов Р, Сухомлин М. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Дети чутки друг к другу и с лёгкостью идут на помощь. Взаимоотношения между мальчиками и девочками спокойные.
Общий климат в классе удовлетворительный. Бывают конфликтные ситуации, которые мы стараемся решить на классных часах и при помощи бесед. Также родители взаимодействуют с классным коллективом, организуют выходы и внеклассные мероприятия.
В этом учебном году будет вестись работа по созданию условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
• Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
• Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2.Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5. Встреча со школьной медсестрой по справкам о болезни учащихся.
• Каждый месяц
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Консультации у школьного психолога.
3. Сбор денег, раздача денег (питание и т. д.).
4. Встреча с родительским активом.
5. Совещание по планированию работы (по графику).
• Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Семинар (учеба) классных руководителей.
3. Анализ выполнения плана работы за четверть,
коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
4. Проведение родительского собрания.
• Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана воспитательной работы.
Программное содержание.
Направление | Цель | Задачи |
Спортивно - оздоровительное | создание условий для полноценной учебной деятельности, здоровья учащихся, профилактики и предупреждения заболеваний. | - Проведение медосмотров, санации зубов, прививок. - Активная пропаганда и организация здорового образа жизни. - Беседы о пагубном влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ. - Поддержание чистоты в помещении, формирование осанки, проведение физкультминуток на уроках. - Сотрудничество с медицинским персоналом школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса. - Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы. - Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, дни здоровья). - Проведение тематических классных часов по спортивной тематике. - Участие в Дне бега и в Лыжне России. - Проведение консультаций для родителей. |
Общеинтеллектуальное. | создание условий для помощи каждому ученику в учении, приобретении знаний в меру своих способностей, развитие познавательных интересов, кругозора учащихся. | - Продолжить изучение индивидуальных способностей учащихся (совместно с психологом). - Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность. -Ежемесячно проводить классный час в форме ученических собраний. - Принимать участие в проведении предметных недель, олимпиад, конкурсах. - Постоянно информировать родителей о состоянии успеваемости и посещаемости в классе. - Проведение конкурсов по развитию внимания, памяти. Организация интеллектуальных игр. |
Социальное. | создание условий для воспитания культуры общения, поведения, норм нравственности во взаимоотношениях детей с другими людьми. | - Войти в сферу общения детей, понять положение каждого ребенка в классе, корректировать формы общения между детьми. - Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений. - Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок». - Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса. - Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении. - Проводить тематические классные часы. Организация праздников. |
Духовно-нравственное. | создание условий для обучения учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей | - Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. - Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. - Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества. - Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. - Тематические классные часы по нравственной тематике. - Организация циклов бесед «Уроки нравственности». - Изучение нравственного наследия своей страны. - Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира. |
Общекультурное. | выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, внешкольных учреждений. | - Анкетирование учащихся об их увлечениях. - Участие во всех школьных и городских внеклассных мероприятиях. - Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. - Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. - Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий. - Посещение театров, музеев, выставок. - Дискотеки, танцевальные вечера. - Праздники, посвященные (8 Марта, 23 февраля, День Победы,1 Сентября, День Учителя). |
Планирование воспитательной работы.
1 Направление «Общеинтеллектуальное»
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классные часы | 1) Единый классный час, посвящённый Дню Знаний 2) «Как развить свои способности.» « Внешний вид – залог успеха». |
Устный журнал с элементами тренинга | « Возможности человеческой памяти.» |
Образовательный час | « Тренировка памяти» |
Игра по станциям | « За честь школы» ( посвящённый директору Б. Захарову) |
Предметные недели | Участие в мониторингах, диагностических работах, олимпиадах, конкурсах: школьных, муниципальных, городских, республиканских. |
Посещение музеев, выставок, способствующих интеллектуальному развитию. |
2 Направление «Духовно - нравственное».
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классные часы | 1)» Поведение при конфликте»» 2) « Современный этикет»» |
Диспут | « Что значит культурный человек?» |
Аукцион мнений | Истинный друг – кто он? |
Викторина | « Ежели вы вежливы» |
3 Направление «Спортивно - оздоровительное».
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классный час | 1)« Учимся говорить « НЕТ!!» 2) «Всемирный день здоровья» |
Спортивный праздник | « День здоровья», « Весёлые старты». |
Уборка территории. |
4 направление « Общекультурное»
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классный час | 1) «70 лет Победы. «Вспоминаем дни войны» 2) «День защитника Отечества» 3)«Международный женский день» 4) «Международный день детской книги», 5) «Всемирный день авиации и космонавтики» |
Образовательный час | « Символика Российской Федерации и Республики Коми» |
Беседа | « Мои права и обязанности» |
Посещение музеев, театров, библиотек. |
5 направление « Социальное».
Мероприятие | Содержание деятельности |
Диагностики. | |
Радиопередача | «О взаимоотношениях в классе» |
Организация учащихся горячим питанием. | |
Организация субботника. | |
Организация дежурства в классе. |
Работа с родителями.
Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию всесторонне развитой личности.
Мероприятие | Содержание деятельности |
Родительские собрания. | 1)« Новый учебный год. Организационные вопросы. Социологический опрос родителей» 2) «Особенности адаптации пятиклассников» . Итоги 1 четверти.» 3) « Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка. Итоги 2 четверти». 4) «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка. Итоги 3 четверти». 5) «Вот и стали мы на год взрослей. Итоги года». |
Совместная деятельность родителей и учащихся | Проектная деятельность, походы, посещение театров, музеев и т.п. |
Индивидуальные беседы с родителями. | |
Заседание родительского комитета. |
Профилактика ДТП.
Цель работы: воспитание навыков безопасного поведения при езде на велосипеде, пропаганда ПДД среди обучающихся 6 классов, предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма.
Мероприятие | Содержание деятельности |
Классный час | 1)« Наш путь в школу и новые маршруты» 2)« Перекрестки и их виды» 3) Правила перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором» 4) «Железнодорожный переезд. Правила проезда и перехода» |
Игра | Проверка знаний ПДД |
Презентации учащихся | « Дорожные знаки и ПДД» |
Диспут | «Автомобиль: за и против» |
Беседа | «Административная ответственность за несоблюдение пешеходами ПДД» |
Инструктажи по ПДД |
Внеурочная деятельность 5 д класса.
ФИ | Занятость. |
| Бассейн |
| Бассейн |
| Бокс( центральный стадион). |
| - |
| Волейбол |
| Бассейн с родителями |
| Бассейн с мамой. |
| Спортивное ориентирование, художественная школа. |
| Бассейн ( спортшкола № 3) |
| Рукопашный бой. |
| Бассейн с родителями. |
| - |
| Таэквандо. |
| Художественная школа. |
| Кружок танцы |
| Бассейн, занятия СКЦ « Динамо.» |
| - |
| Дзюдо, хоккей с мячом. |
| Бассейн |
| Вольная борьба |
| Секция лыжи, бассейн с родителями. |
| Бассейн с родителями. |
| Каратэ. |
| Волейбол |
| Волейбол. |
| - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания в классе. 9-11 класс
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Воспитате...
Программа воспитания в классе "Мир и человек"
Программа реализуется по следующим направлениям: 1. "Наш дом". 2. "Наша школа". 3. "Наши праздники". 4. "Дорогая моя столица". 5. "Родная страна". 6. "Наш край". 7. "Человек среди людей". 8. "Человек-...
Программа воспитания 1 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа «Лучики добра» разработана на основе рабочей программы воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразо...
Программа воспитания. 11 класс
Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опыто...
Рабочая программа воспитания 6 класс
Рабочая программа воспитания 6 класс, для детей с ОВЗ https://disk.yandex.ru/i/xycrILrexmrltg...
Рабочая программа воспитания 8 класс
Горбунова Т.В.Рабочая программа для обучающихся 8 класса на 2021-22 учебный год....
2021-2022 уч/г., Программа воспитания моего класса, разработка и презентация классного часа
Внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое общее ключевое дело. Эт...