Программа воспитания. 11 класс
методическая разработка (11 класс)
Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_11_klass.doc | 403.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя (полная) школа
п. Верхнеказымский»
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
«Путь к своему Я»
Классный руководитель 11 класса:
Волк И.Н.
2018 – 2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопрос воспитания для современных
обществ – вопрос жизни и смерти,
вопрос, от которого зависит будущее
Э.Ренан
Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности личностную положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное и формирующее влияние. Воспитательная работа в учебном коллективе помогает определить цели, возможности человека, его активные самостоятельные решения и действия способны изменить и совершенствовать, преобразовывать окружающую действительность.
Задачи совершенствования системы образования всех ступеней в РФ предусматривает воспитание: политическое, нравственное; формирование гражданских качеств личности. Реформирование политической, экономической и социальной сфер общества, становление демократического, правового и социального государства определяет цели воспитания: гражданская зрелость, высокая нравственность, ценностные ориентации, развитие интереса к овладению знаниями, практическими навыками, умение ориентироваться в обществе, в учебном и трудовом коллективе.
Гражданские, правовые, этические и эстетические отношения определяют образ жизни человека и свойства его личности, место, которое оно займет в обществе.
В юношеском возрасте ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря, которой у них формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Этот возраст определяется как юношеский, сосредоточив все свое внимание на развитии мотивационной сферы личности, определение старшеклассником своего места в жизни и внутренне позиции, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание, морально-нравственное сознание и гражданско-правовую позицию.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа – как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности – позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Ведь если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность, “заданный параметр” современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве субъекта гражданского общества.
Базовые потребности человека:
- Потребность в любви и в чувстве собственного достоинства.
- Потребность ощущения значимости собственного Я.
Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы. Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями, – это дом и школа.
Реальность:
- ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ученика, способна принести пользу ему и окружающим;
- ученик обязательно сам должен реализовать свой выбор;
- человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.
Это и есть дисциплина.
Реализация программы рассчитана на два года. «Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития. Собственными же потребностями ребенка они становятся лишь в том случае, если их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого положения, но и его внутренней позиции» – сказал авторитетнейший знаток психологии юношества Л.И.Божович.
В основу программы положены следующие принципы и подходы:
1. Принцип природосообразности. Принимать ребенка таким, какой он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – корона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса. Целостно все: образ окружающего мира, образ себя, урочная и неурочная деятельность и т.д. нельзя делить мир на уроки литературы, алгебры, физики,…
3. Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
4. Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растет самоуважение.
5. Личностно-ориентированный подход. Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.
6. Возрастной подход. Подростковый возраст – период самоутверждения, юношеский – самоопределения, поиска ценностей, углубленного и пристального вглядывания в себя.
На данном этапе реализуются:
- потребность быть здоровым;
- потребность в творчестве;
- потребность в смысле жизни;
- потребность в уважении, признании, в необходимом социальном статусе;
- потребность в самоопределении.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются “Индивидуальность”, “Самостоятельность”, “Доброта”, “Творчество”, “Активность”, “Коллектив”, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности “пронизывали” все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его “духа”, а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
Ι раздел: СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, осенний кросс и турслет, Новогодний праздник, «Все на лыжню», «23 февраля», «8 марта» участие в предметных неделях и др.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – родители – другие учителя – другие классы) базируются на принципах:
- много знать – престижно;
- помогать друг другу – нормально;
- готовить дело по чужому сценарию – невозможно;
- жить в неуютной обстановке – нельзя.
Образ ученика складывается из 5 потенциалов личности:
- Нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание ценностей “семья”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “природа”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
- Познавательный потенциал: наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- Коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции;
- Художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- Физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным. «Сегодня модно быть здоровым».
Модель выпускника средней (полной) школы
Личностная модель выпускника школы
Модель выпускника в контексте программы «Путь к своему Я»
- Знает свои «корни».
- Уважительно относится к старшим.
- Уважительно относится к себе и ко всем окружающим его людям.
- Умеет жить настоящей полноценной жизнью, вести достойный образ жизни.
- Умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается.
- Готов к деятельному состраданию и сочувствию к страданиям других.
- Умеет быть гуманным ко всему живому.
- Умеет быть культурным и нести культуру людям, стремится к знаниям.
- Умеет отвечать за свои поступки и слова.
- Его слова не расходятся с делом. Он красив в делах и поступках, внешне и внутренне.
- Умеет отвечать за то, что происходит вокруг, не умеет быть равнодушным.
- Умеет сказать «нет» боли, угрозе жизни, унижению достоинства, физическим и нравственным страданиям, всем людским порокам, варварству и вандализму, любым формам насилия.
- Умеет уважительно относиться к культурным ценностям, воспринимать положительный опыт, накопленный человечеством.
- Умеет сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации, способен к переосмыслению своего поведения, обдуманному совершению поступков.
- Соблюдает правила и нормы человеческого сосуществования.
- Умеет жить в гармонии с окружающим миром.
- Умеет вершить «чудеса» своими руками, а не ждать чуда со стороны.
- Несет тепло и радость людям.
Педагогическая характеристика класса
Классный коллектив 11 класса небольшой, всего 9 учащихся, из них 7 девочек, 2-е юношей, в конце 10 класса выбыл Литвин А. Среди них 2 отличницы, 5 хорошистов, 2 с достаточно высоким потенциалом, качество обученности составляет 70 %. Согласно результатов психологического мониторинга среди них 8 учащихся с высоким и выше среднего уровнем, у 5 ведущим является познавательный мотив, у 8 учащихся игнорируемыми мотивами являются тревожный и негативный. Один ребенок живет не в полной семье, двое детей имеют отчима. Есть опекаемый ребёнок.
Все педагоги, работающие в данном классе, отмечают высокий потенциал учащихся. Однако, учащиеся класса реализовались не в полной мере, не все проявили свои индивидуальные способности до конца. Уровень воспитанности – 4,2 (хороший)
Основная цель программы работы классного руководителя (общая с задачами родителей) — способствовать формированию у учащихся нравственно-правовых ориентиров, активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств на основе определенного отношения к явлениям окружающего мира, мировоззрения; создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого учащегося, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от неблагоприятных факторов, мешающих этому. Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать классному руководителю о своих трудностях.
Реализация данной программы позволит:
- повысить интеллектуальные и творческие способности личности в новых социально-экономических условиях;
- оптимально сочетать индивидуальное воспитание с воспитанием в коллективе и самовоспитанием;
- осуществлять неразрывную связь со средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями;
- развивать общую и педагогическую культуру учащихся и их родителей.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
- формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию, сохранение (по возможности повышение) качественной успеваемости через осознание необходимости приобретения знаний в учебном процессе, развитие учебной мотивации в связи с предстоящей государственной аттестацией;
- формирование ценностно-ориентированной личности;
- формирование представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм;
- формирование представлений о том, что нравственные ценности – наивысшая форма, организующая жизнь человеческого общества;
- поддержка личностного роста и развитие творческой индивидуальности каждого через участие в КТД класса и школы;
- оказание помощи ученикам в открытии для себя большого многогранного и неоднозначного мира, окружающего их, умении найти свое место в нем;
- продолжение работы по укреплению и сплочению классного коллектива, поддержка и развитие лидерских качеств некоторых учащихся.
Правила жизнедеятельности классного коллектива:
- узнавай побольше о своем поселке и сельчанах;
- уважай людей, живущих рядом;
- помогай нуждающимся в твоей помощи;
- делай приятное своим друзьям и окружающим людям;
- дорожи мнением о себе других людей.
Традиции:
- каждому – поручение;
- проверка дневников;
- классный час;
- дежурство по классу;
- дежурство по школе;
- совет класса;
- генеральная уборка раз в четверть;
- уголок класса;
- поздравления.
ΙΙ раздел: ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
По продолжительности программа среднесрочная, рассчитана на два года.
По направленности – комплексная.
По стратегии – деятельностная.
1 этап – подготовительный (август)
Задачи:
- анализ воспитательной ситуации, сложившейся в классном коллективе;
- определение направлений и задач воспитательной работы;
- разработка воспитательной программы.
2 этап – практический (сентябрь – май)
Задачи:
- реализация воспитательной программы.
3 этап – аналитический (май – июнь)
Задачи:
- анализ результатов проделанной работы по реализации программы воспитательной работы.
Механизм реализации программы
- Привлечение к реализации программы всех учащихся класса, их родителей, социального педагога, медработников, психолога (по возможности), учителей-предметников.
- Активизация работы учебного сектора класса для оказания помощи в учебной деятельности нуждающимся в этом учащимся.
- Ведение портфолио каждого ученика.
- Составление и ведение листа учета здоровья, учебных достижений, творческих способностей на уровне каждого учащегося и класса в целом.
- Организация оказания индивидуальной помощи и поддержки со стороны учителей.
III раздел: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первое направление
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека:
Задачи гражданско-парвового воспитания :
1. Формировать правовое сознание и правовую культуру, правовые убеждения;
2. Формировать навыки саморегулирования негативных эмоций и их проявлений в отношении с окружающими людьми;
3. Формировать правовые взгляды и убеждения, воспитывать готовность к оценке событий в соответствии с законодательством РФ;
4. Воспитывать убеждённость, что соблюдение правовых норм является основой
безопасности жизни человека.
5. Воспитывать осознанное отношение к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формировать качества гражданина РФ;
6.Способствовать формированию ответственности за свои дела и поступки, самодисциплины, правовой активной гражданской позиции; нести личную ответственность за исполнение своих прав и обязанностей по отношению к семье, друзьям, нуждающимся в помощи (старики, дети);
7. Формирование осмысленного понимания, что Конституция Российской Федерации, нормативные акты о правах человека создаются для обеспечения порядка в государстве и обществе, их нужно использовать для обеспечения своей безопасности и безопасности всех членов общества.
№ п/п | Содержание деятельности по направлению | Сроки | Планируемый результат |
1. | Классный час «Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 г. в г. Сочи» | сентябрь | • Сформировано у 100 % учащихся ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; • сформировано у 100 % представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; • приобретен опыт 100 % учащихся ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; • опыт социальной и межкультурной коммуникации; • получили представление 100 % учащихся о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. |
2. | Участие в мероприятиях, посвященных 30-летию п. Верхнеказымский | сентябрь | |
3. | Подготовка и участие в акция «Дни воинской славы» | т/г | |
Выборы классного актива(правопорядка, этики и нравственности, труда и творчества, здоровья и безопасности, культуры, СМИ) | сентябрь | ||
5. | Подготовка и защита проектов «Моя партия» | октябрь | |
6. | Классный час на тему «Что такое толерантность» | 16 октября | |
7. | Участие в выборах президента школьной организации 5-11 классов | октябрь | |
8. | Отчетные собраний министерств (итоги успеваемости, правопорядка, здоровья) | 1 раз в четверть | |
9. | Классный час «День народного единства» | 3 ноября | |
10. | День памяти жертв ДТП, Классный час «Мы вибираем жизнь» | ноябрь | |
11. | Классный час «Югра – мой дом родной» | декабрь | |
12. | Подготовка и участие в I этапе акции социальных проектов «Я - гражданин России» по теме «На рынке труда» | декабрь-март | |
13. | Подготовка и проведение классного часа «С любовью к России» в рамках Дня Конституции РФ | 12 декабря | |
14. | Уроки мужества «Защитники Отечества» | февраль | |
15. | Участие в конкурсе рисунка «Служу России» | февраль | |
16. | Подготовка и участие в конкурсе строевой песни «Статен в строю, силен в бою» | февраль | |
17. | Участие в месячнике «Профилактика правонарушений»
| апрель-май | |
18. | Урок мужества «Защитники Отечества» | февраль | |
19. | Участие в операция «С Днём Победы!» (поздравление с праздником ветеранов) | май | |
20. | Урок мужества «День Победы» | май | |
21. | Участие в митинге «Подвигу – память!» | май | |
22. | Конкурс чтецов «Навстречу победе» | май | |
23. | Цикл бесед «Твои права и обязанности» 1. Классный час «Возникновение и расторжение трудового договора» (с участием представителя трудового комитета) 2. Круглый стол «Преступления против чести и достоинства личности». 3. Деловая игра «Как и где защитить свои гражданские права и свободы» | т/г (1 раз в четверть) |
Второе направление
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Задачи нравственно-этического воспитания:
1. формировать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
2.Побуждение учащихся к желанию стать высоконравственной личностью, задуматься о своей жизни, о самом себе, об отношении к другим людям;
3.Воспитание потребности в осмыслении своего бытия, проблемы смысла жизни;
4.Определение основ профессиональной этики, профессионального кодекса морали
5. Расширение знаний о трудовой этике; этике педагога, врача, инженера и т.д.
6.формировать художественный и эстетический вкус, умение видеть красоту природы, труда и творчества, культуру поведения;
7. формировать представления о душевной и физической красоте человека;
8. развивать интерес к чтению, произведениям искусства, театру, музеям, музыке.
№ п/п | Содержание деятельности по этическому воспитанию | Сроки | Планируемый результат |
1. | Участие в операции «Забота» (оказание помощи центру «Горизонт») | т/г | Знают 100 % учащихся, что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье; что этические отношения в профессиональной деятельности определяют эффективность труда, взаимоотношения между руководителем и подчинённым, создают благоприятный микроклимат в коллективе. Умеют 90 % учащихся: делать морально-нравственный выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его; стремиться к самоопределению и самоутверждению в коллективе, микро- и макрогруппе; использовать знания этики в культуре одежды и внешнем облике, в межличностных отношениях, в интимном общении юноши и девушки. |
2. | Подготовка и проведение праздничного концерта «Учителями славиться Россия» | октябрь | |
3. | Участие в акции «Дети - детям» | ноябрь | |
4. | Участие в концерте «Перед матерью в вечном долгу». | ноябрь | |
5. | Проведение классных часов, этических бесед, диспутов по нравственной тематике: 1.Диспут «Что такое толерантность» 2. Кл. час «Конфликт и пути его решения» 3.Кл. мероприятие Этика и люди. Культура одежды и внешнего облика» | сентябрь декабрь январь | |
6. | Организация мероприятий направленных на формирование культуры семейных отношений, изучение традиции своей семьи: 1. Круглый стол «Нравственность и формирование правильного взаимоотношения полов» 2. Кл мероприятие «День семьи, любви, верности» | октябрь апрель | |
7. | Классное мероприятие «Всем, кто влюблен» | февраль | |
8. | Участие в творческих конкурсах различных уровней | т/г |
Третье направление
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Задачи направления:
1. Выявление и развитие познавательных интересов учащихся, их увлечений, выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
2. Осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
3. Организация работы с академически одаренными детьми;
4. Организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
5. Воспитывать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей
№ п/п | Содержание деятельности по направлению | Сроки | Планируемые результат |
1. | Организация и дежурство по школе | сентябрь, т/г | •формирование 100 % учащихся ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие ; •формирование 90 % учащихся ценностного и творческого отношение к учебному труду; • формирование представления 100 % учащихся о различных профессиях; • формирование навыков 90 % учащихся трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового 80 % учащихся; • приобрели первоначальный опыт(100 %) участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; • сформированы потребности и умения (70 %) выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; • сформирована мотивация (80 %) к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. |
2. | Составление индивидуальных траекторий развития учащихся (участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах) | сентябрь | |
3. | Подготовка и участие в конкурсе «Самый классный уголок» | октябрь | |
4. | Подготовка и публикация статьи в СМИ «Учителями славиться Россия» | октябрь | |
5. | Подготовка и участи в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различных уровней | т/г | |
6. | Защита социального проекта «На рынке труда» | декабрь | |
7. | Бенефис нашего класса | март, апрель | |
8. | Участие в конкурс «Самый зелёный класс» | ноябрь | |
9. | Участие в месячнике по профориентации: 1.Презентация профессий, 2. Конкурсе сочинений «Моя будущая профессия»; 3. Экскурсии на предприятия поселка; «Куда пойти учиться» 4. Встречи с преподавателями учебных заведений | т/г | |
10. | Подготовка и проведение вечера встречи выпускников «Вечер добрых друзей» | февраль | |
11. | Классное мероприятие «Смеяться разрешается» | апрель | |
12. | Поздравительная открытка ко Дню 8 марта | март | |
13. | Участие в Новогодних мероприятиях | декабрь | |
14. | Участие в конкурсе «Ученик года» | май | |
15. | Участие в конкурс «Класс года» | май | |
16. | Подготовка и участие «Последний звонок» | май | |
17. | Кл. мероприятие «На вершине школьного Олимпа» | 25 мая | |
18. | Классные часы и КТД, деловые игры: «Острова профессий», «Труд и успех всегда рядом», «Классификация профессий», исследование познавательных интересов в связи с профориентацией, анкета жизненного и профессионального самоопределения. |
Четвертое направление
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
именно качество здоровья ребенка обусловливает успехи в учебе и уровень его общего развития.
Задачи направления «В здоровом теле – здоровый дух»:
- создание условий для защиты, сохранения и развития физического и психического здоровья обучающихся;
- привитие учащимся потребности в здоровом образе жизни;
- формирование правильного отношения к занятиям физической культурой, спортом;
- формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своем здоровье).
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Планируемые результаты |
1. | Контроль за посещением уроков физкультуры | т/г | • формирование (100 %) ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; • получили представления (100 %) о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; •получили опыт (100 %) здоровьесберегающей деятельности; • получили представления (100 %) о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; |
2. | Доверительный разговор «Здоровье и материнство», «Здоровье и отцовство» | т/г | |
3. | Месячник «Безопасности детей» | сентябрь | |
4. | Подготовка и участие в Туристическом слете | 7 сентября | |
5. | Участие в Дене отказа от курения | ноябрь | |
6. | Участие в Конкурс буклетов «Правильное питание» | ноябрь | |
7. | Участие в соревнования по баскетболу | октябрь-ноябрь | |
8. | Кл. мероприятие «Что век грядущий нам готовит» | ноябрь | |
9. | Участие во Всероссийской олимпиада школьников по физкультуре | ноябрь-декабрь | |
10. | Участие в личном первенстве по ОФП | декабрь | |
11. | Участие в спортивном празднике в рамках месячника к 23 февраля | февраль | |
12. | Участие в Спартакиаде допризывной молодежи города и района | февраль | |
13. | Подготовка и участие в спортивное мероприятие «Все на лыжню!» | март | |
14. | Всемирный день здоровья | апрель | |
15. | Проекты по пропаганде здорового образа жизни, создание презентаций. | т/г | |
16. | Классные часы и беседы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек | т/г (1 раз в четверть) | |
17. | Просмотр фильмов о вреде наркотиков, алкоголя, курения | т/г | |
18. | Конкурс «Самый спортивный класс» | май | |
19. | Конкурс «Самый здоровый класс» | май | |
20. | Классные часы по профилактике пожаров | т/г (1 раз в четверть) | |
21. | Классные часы и практические занятия по ПДД | т/г (1 раз в четверть) |
Пятое направление
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Задачи:
- Воспитывать экологически целесообразное поведение, как показатель духовного развития личности
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Планируемый результат |
Участие в акции «Украсим любимую школу» (озеленение пришкольного участка) | май | • формирование ценностного отношение к природе (100 %); • сформирован (90 %) опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; • приобрели опыт (100%) участия в природоохранной деятельности в школе, по месту жительства; •приобрели личный опыт (10 %) участия в экологических инициативах, проектах. | |
Участие в Месячнике экологической и природоохранной деятельности «Спасти и сохранить» 1. Круглый стол «Экология экстремальных ситуаций» (с инженером экологом) | апрель | ||
Участие в субботнике «Чистый посёлок, чистая школа» | апрель | ||
Участие в конкурсе «Мы в ответе за тех кого приручили» | сентябрь |
Шестое направление
Семья
Задачи:
- изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи:
- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Организация выставки творческих работ к родительскому собранию | май |
Помощь в проведении Дня здоровья | апрель | |
Участие в школьных и классных мероприятиях | т/г | |
Работа с дневниками | т/г | |
2 | Статья в газету об экзаменах | май |
Работа над социальным проектом | т/г | |
Кл.часы о культуре общения в семье | апрель, май | |
3 | 1. Родительское собрание «Организация учебного процесса в 11 классе» | сентябрь |
Консультация медработника «Состояние паспорта здоровья каждого ученика. Проведение диагностики здоровья» | ноябрь | |
2-3. Родительское собрание «Готовимся к ЕГЭ» | декабрь, март | |
Консультация «Поведение ребенка в школе» | декабрь | |
Консультация «Как помочь ребенку в учебе» | январь | |
4. Родительское собрание «Выпуск 2013» | апрель | |
4 | Заполнение социальных паспортов класса | сентябрь |
5 | Посещение учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий | октябрь |
6 | Посещение учащихся на дому с целью изучения характера взаимоотношений, особенностей семейного воспитания, эмоциональной атмосферы семьи | т/г |
7 | Посещение семей учащихся группы риска | т/г |
8 | Организация совместной деятельности родителей и детей по направлениям воспитательной работы | т/г |
9 | День открытых дверей | апрель |
10 | Общешкольное родительское собрание | сентябрь, май |
Раздел IV. Методики диагностики результатов
Диагностика «Интеллект»
- Тестирование в рамках проекта «Информатизация среднего (полного) общего образования».
- Диагностика «Сформированность у учащихся интереса к учению».
- Диагностика «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха».
- Методика изучения удовлетворённости школьной жизнью (А.Андреева).
- «Градусник».
Предполагаемый результат
- Сохранение качественной успеваемости по итогам учебного года.
- Развитие устойчивого познавательного интереса у 75 % уч-ся.
- Увеличение кол-ва участников предметных олимпиад.
ДИАГНОСТИКА «ИНТЕЛЛЕКТ»
Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам»
1. Утром я просыпаюсь с мыслью:
а) «Ура! Сегодня будет история» (математика, литература ...).
б) «Сегодня можно не присутствовать на истории» (математике, химии ...).
в) Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике» (физике, химии ...).
2. Я прихожу в школу для того, чтобы...
а) ...узнать что-то новое, интересное.
б) ...заниматься такими интересными предметами, как ...
в) ...встретиться с такими хорошими учителями, как ...
г) ...пообщаться с друзьями.
д) ...весело провести время.
е) ...не огорчать родителей.
3. Домашнее задание я делаю так:
а) совершенно самостоятельно.
б) обращаюсь за помощью к взрослым.
в) под контролем родителей.
г) от случая к случаю.
д) не делаю никогда.
4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...
а) ...иметь интерес к предмету.
б) ...иметь способность к предмету.
в) ...хорошо работать на уроке.
г) ...иметь хорошие отношения с педагогом.
д) ...уметь списывать.
5. Когда я получаю плохую отметку, то...
а) ...стараюсь тут же ее исправить.
б) ...стараюсь исправить ее на следующем уроке.
в) ...стараюсь исправить в ближайшее время.
г) ...ничего не пытаюсь делать.
С помощью «Методики неоконченных предложений» можно узнать мнение учащихся о школе, об уроках, об отношении к учебной деятельности.
Учащимся класса предлагают предложения, которые они должны закончить по своему усмотрению.
Методика неоконченных предложений
Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто ...
Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто ...
Больше всего мне нравится, когда учитель ...
Больше всего мне не нравится, когда учитель ...
Мне нравится моя школа за то, что ...
Мне не нравится моя школа за то, что ...
Я хотел бы, чтобы в школе ...
Я не хотел бы, чтобы в школе ...
Мне интересно на уроках, когда ...
Мне неинтересно на уроках, когда ...
Я выбираю трудные задания на уроках, потому что ...
Я выбираю легкие задания на уроках, потому что ...
Я считаю, что хороший учитель — это тот, кто ...
Я считаю, что хорошая школа — это школа, где ...
Если бы я был учителем ...
Если бы я был классным руководителем ...
Существуют анкеты, которые интересны тем, что с ними работает не только ученик, но и педагог. Они позволяют определить уровень учебной самооценки ученика, а также объективность педагога в оценке интеллектуальных умений учащихся. Этой цели может послужить анкета «Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся».
Анкета «Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся»
№ п/п | Структура интеллектуальных умений | Самооценка учащегося (баллы) | Оценка педагога (баллы) | |||||||||||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |||||||
Умеешь ли ты? | ||||||||||||||||||
1. | Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным. | |||||||||||||||||
2. | Сосредоточенно работать, даже если впереди не ждет оценка. | |||||||||||||||||
3. | Ответственно относиться к выполнению различных поручений на уроке. | |||||||||||||||||
4. | Решать учебные проблемы. | |||||||||||||||||
5. | Выполнять индивидуальные задания на уроке. | |||||||||||||||||
6. | Выполнять учебные задания во внеурочное время. | |||||||||||||||||
7. | Организовать работу других на выполнение учебных заданий на уроке. | |||||||||||||||||
8. | Помогать в учебе другим ученикам по заданию педагога. |
Через 2—3 недели следует предложить учащимся и этот несложный тест на изучение самооценки. На линии, представленной на рисунке, ученик должен оценить личностные качества сначала своих одноклассников, а потом и собственные. Я Одноклассники
—1-----1-----1-----1-----1-----1-----•-----1-----1-----1-----1-----1-----1----
1 2 3 4 5 6 6 5 4 3 2 1
Оценка одноклассников. Чем дальше от центра, тем ниже оценивает ученик способности других детей. Ближе к центру эта оценка возрастает.
Оценка собственных качеств. Чем дальше от центра, тем ниже самооценка. Ближе к центру оценка возрастает.
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Ход проведения: уровень творческой активности определяется по четырем критериям (результаты заносятся в таблицу).
1. Чувство новизны.
2. Критичность.
3. Способность преобразовывать структуру объекта.
4. Направленность на творчество.
По каждому из критериев вычисляется средний балл. В составе четвертого, последнего, критерия вопросы с 41-го по 56-й — это самооценка. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы № 41, 42, 43, 44; по критерию «критичность» по среднему баллу ответов на вопросы № 45, 46, 47, 48; по критерию «способность преобразовывать структуру объекта» на вопросы № 49, 50, 51, 52; по критерию «направленность на творчество» на вопросы № 53, 54, 55, 56.
Очень важно сопоставить средний балл по каждому из критериев с самооценкой. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка 0,9. Средний результат между оценкой и самооценкой позволит определить уровень творческой активности школьника. Можно выделить три уровня этой активности.
Низкий: от 0 до 1 балла. Средний: от 1 до 1,5 балла. Высокий: от 1,5 до 2 баллов.
1. Чувство новизны (№ 1—10)
Выберите тот ответ, который определяет ваше поведение в предложенных ниже ситуациях.
1. Если бы я строил для себя дом, то:
а) построил бы дом по типовому проекту (0)
б) построил бы такой дом, который видел на картинке в журнале или кино (1)
в) построил бы такой дом, которого нет ни у кого (2)
2. Если мне нужно принять гостей, то я:
а) провожу вечер, как мои родители, когда к ним приходят гости (0)
б) готовлю сам сюрприз для гостей (2)
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои кино (1)
3. Среди предложенных на контрольной задач я выбираю:
а) оригинальную (2) б) трудную (1) в) простую (0)
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое (1) б) точное (0) в) необычное (2)
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще (0)
б) стремлюсь употребить те слова, которые привычны для слуха и точно отражают мои мысли (1)
в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2)
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали (1) б) было весело (0) в) было много нового (2)
7. Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей (0); б) возможность узнать новое (2); в) взаимопомощь (1)
8. Если бы я был поваром, то:
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны (0)
б) создавал бы новые блюда (2) в) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1)
9. Из телевизионных передач я выбираю:
а) «Смехопанораму» (0) б) «Поле чудес» (1) в) «Планету Земля» (2)
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут (0) б) неизведанный маршрут (2)
в) маршрут, который хвалили мои друзья (1)
2. Критичность (№ 11—20)
Согласны ли вы с высказываниями?
а) полностью согласен (0) б) не согласен (2) в) не готов дать оценку (1)
11. «Знания и только знания делают человека свободным и великим» (Д. И. Писарев).
12. «Лицо — зеркало души» (М. Горький).
13. «Единственная настоящая ценность — это труд человеческий» (А. Франс).
14. «Разум человека сильнее его кулаков» (Ф. Рабле). 34
15. «Ум, несомненно, первое условие для счастья» (Софокл).
16. «Дорога к славе прокладывается трудом» (Публимий Сир).
17. «Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает» (Франсуа де Ларошфуко).
18. «Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние» (Блез Паскаль).
19. «Способности, как и мускулы, растут при тренировке» (К. А. Тимирязев).
20. «Только глупцы и покойники не меняют своих мнений» (Д. Л. Оруэлл).
3. Способность преобразовывать структуру объекта (№ 21—30)
№ 21А—23 А — для старшеклассников.
№21Б — 23Б — для учащихся среднего возраста.
Правильные ответы: 21А — а) 21Б — г) 22А — г) 22Б — б) 23А — б) 23Б — д)
В первой строке № 21А—23А представлена пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный — 0 баллов.
21 А. ИЗГНАНИЕ — ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) арест — вор в) арест — судья
б) арест—обвиняемый г) арест—адвокат
22А. ОЗЕРО — ВАННА
а) водопад — лужа в) водопад — вода
б) водопад — труба г) водопад — душ
23А. ВУЛКАН — ЛАВА
а) источник — родник в) огонь — костер
б) глаз — слеза г) шторм— наводнение
В первой строке № 21Б—23Б представлена пара слов, которые находятся в определенном отношении. Далее идет исходное слово и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному. Определить это слово. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный — 0 баллов.
21 Б. ШКОЛА — ОБУЧЕНИЕ
Больница а) доктор г) лечение
б) ученик д) больной
в) учреждение
22Б. ПЕСНЯ — ГЛУХОЙ
Картина а) хромой б)слепой в) художник
23Б. РЫБА — СЕТЬ
Муха а) решето б) комар в) комната г) рисунок д) больной г) жужжать д) паутина
Найти выход из ситуации.
24. Заснув в своей постели, утром вы проснулись в пустыне. Ваши действия.
25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия.
26. В чужом городе вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как вы будете изъясняться?
Ответы записываются на листе бумаги. Критерии оценки: а) реальность (2); б) вариативность (3). Время для ответа не более одной минуты на каждый вопрос.
Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета.
28. Консервная банка
29. Металлическая линейка
30. Велосипедное колесо
Ответ записывается на листе бумаги. Время ответа — одна минута на каждый вопрос. Ответы оцениваются следующим образом: отсутствие ответа — 0 баллов тривиальный ответ — 1 балл оригинальный ответ — 2 балла
4. Направленность на творчество (№ 31—40)
Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали?
31. а) читать книгу (0) б) сочинять книгу (2) в) пересказывать содержание книги друзьям (1)
32. а) выступать в роли актера (2); б) выступать в роли зрителя (0); в) выступать в роли критика(1)
33. а) рассказывать всем местные новости (0)
б) не пересказывать услышанное (1) в) прокомментировать то, что услышали (2)
34. а) придумать новые способы выполнения работ (2)
б) работать, используя испытанные приемы (0) в) искать в опыте других лучший способ работы (1)
35. а) исполнять указания (0) б) организовывать людей (2) в) быть помощником руководителя (1)
36. а) играть в игры, где каждый играет за себя (2); б) играть в игры, где можно проявить себя (1)
в) играть в команде (0)
37. а) смотреть интересный фильм дома (1); б) читать книгу (2);
в) проводить время в компании друзей (0)
38. а) размышлять, как улучшить мир (2)
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир (1)
в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)
39. а) петь в хоре (0) б) петь песню соло или дуэтом (1) в) петь свою песню (2)
40. а) отдыхать на самом лучшем курорте (0) б) отправиться в путешествие на корабле (1)
в) отправиться в экспедицию с учеными (2)
Самооценка (№ 41—56)
41. Мне нравится создавать фантастические проекты.
42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
46. Мне удается находить причины своих неудач.
47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
48. Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.
49. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
50. Убедительно могу доказать свою правоту.
51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
52. У меня часто рождаются интересные идеи.
53. Мне интереснее работать творчески, чем как-то иначе.
54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Ответы на вопросы оцениваются так: Да — 2 балла.
Трудно сказать — 1 балл.
Нет — 0 баллов.
Карта ответов на вопросы анкеты
1 | 2 | 3 | 4 | № 1—10 Чувство новизны (средний балл) | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | |||||
9 | 10 | 11 | 12 | № 11—20 Критичность (средний балл) | ||||
13 | 14 | 15 | 16 | |||||
17 | 18 | 19 | 20 | |||||
21 | 22 | 23 | 24 | № 21—30 Способность преобразовывать структуру объекта (средний балл) | ||||
25 | 26 | 27 | 28 | |||||
29 | 30 | 31 | 32 | № 31 —40 Направленность на творчество (средний балл) | ||||
33 | 34 | 35 | 36 | |||||
37 | 38 | 39 | 40 | |||||
41 | 42 | 43 | 44 | № 41—44 Чувство новизны (самооценка — средний балл) | ||||
45 | 46 | 47 | 48 | № 45—48 Критичность (самооценка — средний балл) | ||||
49 | 50 | 51 | 52 | № 49—52 Способность преобразовывать структуру объекта (самооценка — средний балл) | ||||
53 | 54 | 55 | 56 | № 53—56 Направленность на творчество (самооценка — средний балл) |
Фамилия ______ Класс _______ Дата заполнения ________
Личная книжка саморазвития
С помощью этой книжки ты получишь ключи к собственному самосовершенствованию.
Фамилия___________________
Имя_______________________
Класс _________
Словарь основных терминов, необходимых для саморазвития
Интерес — мотор жизнедеятельности.
Истина — стержень мира.
Личность — тот, кто приближается к разгадке своего бытия. Мозг — зеленое логово души.
Обучение — это замена удивления пониманием и порыва души навыками тела.
Ответственность — это груз, дающий силы.
Посредственность — не проявленная фотография, неразгаданная жизнь, не опомнившаяся Вечность.
Разум — зрячий свет.
Рефлексия — погоня за самим собой по зеркальным лабиринтам мысли.
Самосознание — это способность увидеть, что тебе дано и что ты можешь с этим сделать.
Самостоятельность — это путь от независимости к ответственности.
Цель — это конец одного перехода, совпадающий с началом следующего.
Человек — это существо, для которого стремление к цели есть путь к счастью.
Внимательно прочти эти слова и их значение. Попытайся определить, что они означают, чем они могут быть полезны для тебя.
Наступил новый учебный год. Каким он будет для тебя — успешным, значимым, полезным, интересным? Это зависит от того, какие цели ты себе поставишь.
Какие цели ты ставишь перед собой в этом учебном году?
Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год |
Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Подпись родителей____________
Подпись классного руководителя
Качества, которые были бы тебе необходимы на пути к самосовершенствованию
Здесь дано описание качеств, развить которые было бы неплохо каждому человеку для его продвижения к цели.
Тебя будут оценивать учителя, классный руководитель и ты сам. Затем мы вместе обсудим, в какой степени ты близок к идеалу.
Качества, необходимые для самосовершенствования | Самооценка | Оценка учителей | Оценка классного руководителя |
1. Заинтересованность Тебе очень интересно учиться в школе. | |||
Твоя заинтересованность проявляется в любознательности. |
Качества, необходимые для саморазвития | Самооценка | Оценка учителей | Оценка классного руководит | ||
2. Ответственность Ты сам отвечаешь за приход на уроки вовремя, за выполнение всех учебных и внеучебных работ, запланированных тобой. | |||||
Ты умеешь разумно планировать время на уроки и на отдых. | |||||
Ты понимаешь необходимость дополнительной работы по учебным предметам. | |||||
Ты отвечаешь за наличие учебных материалов к занятиям и за сроки их сдачи, за результативность своей работы на уроке. | |||||
3. Самостоятельность | |||||
Ты всегда сам начинаешь выполнять учебную и домашнюю работу. | |||||
Если сталкиваешься с трудностями, преодолеваешь их самостоятельно. | |||||
Критически оцениваешь полученные результаты. | |||||
4. Сосредоточенность | |||||
Ты углубляешься в работу над заданием и способен сохранить внимание до получения необходимых результатов. | |||||
Во время работы ты не отвлекаешься на посторонние дела. | |||||
5. Инициативность | |||||
Ты активен в учении. | |||||
Закончив одно задание, просишь другое. | |||||
Охотно берешься за общешкольные и классные задания. | |||||
Предлагаешь свои варианты выполнения учебных заданий. | |||||
6. Сотрудничество | |||||
Ты ответственно относишься к общению с другими людьми. | |||||
Ты активен индивидуально и в группе. | |||||
Ты можешь быть терпеливым, умеешь помогать другим, желаешь достижения хороших результатов для всех. | |||||
Качества, необходимые для саморазвития | Самооценка | Оценка учителей | Оценка классного руководителя | ||
7. Требовательность | |||||
Ты работаешь на уроке, добиваешься высокого качества своей работы. | |||||
Ты справедлив в оценке своих результатов. | |||||
Ты можешь в любой ситуации сделать справедливый вывод. | |||||
8. Взаимодействие с другими людьми | |||||
Ты доброжелателен к другим людям. | |||||
Ты терпим и ответственен, желаешь хороших взаимоотношений в ситуации. | |||||
Ты стараешься помочь в решении конфликтных ситуаций и конфликтов. | |||||
9. Этот пункт ты можешь заполнить сам, его могут заполнить учителя, если ты проявишь качества, которых нет в пунктах 1—8. |
Твои творческие достижения в этом учебном году
№ | Достижения (примерный перечень) | Оценка учителя | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год | ||
1. | Участие в написании рефератов. | |||||
2. | Участие в написании докладов. | |||||
3. | Участие в предметных конференциях. | |||||
4. | Участие в работе школьных и внешкольных предметных научных обществ. | |||||
5. | Участие в олимпиадах по предметам. | |||||
6. | Участие в предметных вечерах. | |||||
7. | Участие в предметных неделях. | |||||
8. | Участие в предметных викторинах, турнирах, брейн-рингах, КВНах. | |||||
9. | Участие в исследовательской работе (по предмету, дополнительной работе по предмету). |
№ | Твоя деятельность | Оценка классного руководителя | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год | ||
10 | Участие в классных часах. | |||||
11 | Участие в конкурсах. | |||||
12. | Участие в праздниках класса и школы. | |||||
П | Участие в концертах. | |||||
14. | Участие в трудовых делах класса и школы. | |||||
15. | Твоя учебная и внеклассная творческая деятельность. |
ДИАГНОСТИКА «Здоровый образ жизни»
Диагностика
1. Анкетирование родителей и учащихся в процессе подготовки родительских собраний по темам «Каким я буду отцом (матерью)», «О вредных привычках», «Проблемы подросткового периода» и др..
2. Методика изучения взаимоотношений в системе «родители — ребенок»
3. Характеристика класса
Предполагаемый результат
- Снижение тревожности детей из-за неблагополучной обстановки в семье.
- Сплочение семьи в процессе совместных мероприятий.
- Доверительные отношения ребёнка с родителями и родителей с кл.руководителем.
- Положительная динамика изменения активности родителей в подготовке и проведении классных дел.
- Повышение уровня посещаемости родительских собраний.
Диагностика
Результаты работы по данному направлению отслеживаются с помощью диагностик:
- Методика «Я и моё здоровье» (определение отношения к собственному здоровью; определение степени перегрузки);
- Анализ результатов очередного медосмотра.
Предполагаемые результаты:
- снижение уровня заболеваемости на 5 %;
- увеличение количества учащихся, посещающих основную физкультурную группу;
- выявление потребности в ЗОЖ у 90 % уч-ся;
- увеличение количества учащихся, посещающих спортивные кружки в посёлке.
ДИАГНОСТИКА «Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ»
Заполнив эту таблицу, а затем проанализировав результаты, можно определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность. Анализ уровня тревожности, который проявляется физиологической симптоматикой, может помочь снизить определенную степень перегрузки учеников.
Таблица № 1
Виды недомоганий, которые я испытываю | Всегда | Часто | Иногда | Никогда |
Сонливое состояние | ||||
Раздражительность, невозможность сосредоточиться | ||||
Головные боли | ||||
Боли в желудке | ||||
Головокружение |
Таблица № 2 необходима для подготовки ППМК и учета особенностей здоровья детей в процессе учебной деятельности.
Таблица заполняется врачом после очередного медосмотра. Графа «Рекомендации учителю» содержит информацию о том, как в процессе школьной деятельности учитывать проблемы здоровья детей, например, как помочь ребенку на уроке, если ему стало плохо, чем занять в это время остальных детей.
Последняя графа заполняется в ходе ППМК. Здесь могут быть рекомендации для оказания помощи ребенку, проболевшему длительное время (сроки доп. Занятий, консультаций, инд. Работы с педагогом и т.д.).
Таблица № 2
Ф. И. О. | Заболевания | Рекомендации учителю | Правила взаимодействия с учащимися |
ДИАГНОСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ «ОБЩЕНИЕ»
Диагностика
Результаты работы по данному направлению отслеживаются с помощью диагностик:
- «Солнце, тучка, дождик» (определение самочувствия дома, в классе, с друзьями).
- Социометрическое исследование коллектива.
- «10 моих Я», «Методика неоконченных предложений», «Я - дерево» (самохарактеристика, определение нравственных приоритетов).
- «Каким я кажусь окружающим и какой я есть на самом деле».
- «Градусник» (диагностика тревожности в общении).
- Уровень воспитанности.
Предполагаемые результаты
- Формирование коммуникативных навыков у уч-ся.
- Знание и выполнение правил поведения для уч-ся (100%).
- Формирование классного коллектива (ощущение комфортности до 90% уч-ся).
- Снижение уровня тревожности на 5%.
ДИАГНОСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ «ОБЩЕНИЕ»
- Социометрическое исследование коллектива
2. Ассоциативный тест «Поймем друг друга»
3. Анкета «Выявление способов воздействия педагогов на учащихся».
4. Методика «Репка, или Какие качества я в себе вырастил?»
5. Методика «Хранилище человеческих качеств»
Методики изучения воспитанности школьников
А. Методика «Репка, или Какие качества я в себе вырастил?»
Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.
Ход проведения: учащимся предлагается ответить на вопросы.
1. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (и тогда поставь рядом с цифрой знак «+»), а что стало хуже (поставь знак «-»):
а) физическая сила и выносливость
б) умственная работоспособность
в) сила воли
г) выдержка, терпение и упорство
д) ум, сообразительность
е) память
ж) объем знаний
з) внимание и наблюдательность
и) критичность и доказательность мышления
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность)
л) умение планировать работу
м) умение организовать свой труд (организованность)
н) умение беречь время
о) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки
п) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи
р) чуткость и отзывчивость к людям
с) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других
т) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива
у) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве
ф) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т. д.
2. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?
3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т. д.)?
4. Над какими из них ты сейчас работаешь?
5. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?
Б. Методика «Хранилище человеческих качеств»
Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива. Ход проведения: методика рассчитана на младший и средний возраст школьников и проводится в форме игры.
Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена». Школьникам предлагается разбиться на небольшие группы по 5—6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т. д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т. д.) или же на свои положительные, которых у них в избытке.
В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.
Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.
№ п/п | Фамилия и имя учащегося | Положительные качества | Отрицательные качества |
1. | аккуратность | неряшливость | |
2. | вежливость | грубость |
На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные пробелы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» школьники, но и по степени их критичности к себе и друг к другу.
В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств.
В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закрепленные нравственные качества, которые, по их мнению, приобретены учащимися в классе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые еще сохранились в классе.
В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год.
Заполняется следующая таблица.
№ п/п | Фамилия и имя учащегося | Закрепленные положительные качества | Отрицательные качества, которые еще существуют в классе |
При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива.
Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива.
Чтобы удобнее было рефлексировать результаты «обмена», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где учащиеся запишут качества отрицательные.
ДИАГНОСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ «СЕМЬ Я»
Методика изучения взаимоотношений в системе «родители — ребенок»
Анкета № 1
1. Какие положительные качества своего ребенка Вы можете назвать?
2. Какие положительные качества своего ребенка Вы считаете самыми главными?
3. Какие отрицательные качества своего ребенка Вы можете назвать?
4. Какие из них Вам более всего не нравятся и хотелось бы с помощью педагогов, работающих в классе, и классного руководителя помочь ребенку их исправить?
5. Каким Вы хотели бы видеть своего ребенка в конце учебного года? через три года? в год окончания школы?
Анкета № 2
Эта анкета поможет изучить микроклимат семьи, ее нравственные приоритеты.
Проранжируйте понятия по степени значимости для Вас.
Для меня самое главное, чтобы у моего ребенка было хорошее:
• питание;
• здоровье;
• друзья;
• работа;
• учеба;
• взаимоотношение с родными;
• любовь;
• деньги;
• образование;
• жилье.
Для определения семейных стереотипов в отношении собственного ребенка можно использовать ассоциативный тест «Ребенок глазами родителей, семья глазами ребенка». Это изучение необходимо проводить параллельно как с детьми, так и с родителями.
Вариант № 1. Опрос родителей
Напишите, какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите имя Вашего ребенка?
Вариант № 2. Опрос детей
Напишите, какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «твоя семья». Эта информация, полученная одновременно и от детей, и от родителей, поможет определить положение ребенка в семье, желание родителей знать своего ребенка, его проблемы, его внутреннее состояние. По результатам исследования можно и нужно проводить тематические консультации по проблемам, которые волнуют или сходны у нескольких семей. Например, проблема детской тревожности и неуверенности; проблема общения взрослых и детей, проблема отсутствия познавательного интереса у отдельных учащихся.
Тематическую диагностику можно проводить при подготовке к родительским собраниям. Это вызывает у родителей интерес, заставляет по-иному взглянуть на ребенка, требует более ответственного отношения к роли отцов и матерей.
Характеристика класса
I. Формирование детского коллектива.
1. начало формирования: детский сад, начальная школа, средняя школа и т. д.;
2. микрорайон проживания учащихся;
3. пути вхождения в детский коллектив новых учащихся.
II. Анализ психофизического здоровья учащихся.
1. Анализ результатов медицинского обследования учащихся.
2. Определение групп учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителя физической культуры и учителей-предметников.
3. Отношение больного ребенка и его семьи к его здоровью.
III. Характеристика интересов учащихся.
1. Сформированность или несформированность познавательной мотивации учащихся.
2. Отношение учащихся к учению.
3. Отношение учащихся к учебным предметам.
IV. Характеристика интеллектуальных умений и способностей учащихся.
1. Желание и умение читать.
2. Уровни работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности.
3. Способность или неспособность работать с учебником, дополнительной, научной и справочной литературой.
4. Отношение учащихся к выполнению домашних заданий.
5. Степень развитости интеллектуальных умений.
6. Вовлеченность ребят класса во внешкольную деятельность по интересам.
V. Характеристика сформированности коллектива класса.
1. Определение в детском коллективе лидеров и изолированных. Причины их разделения.
2. Определение микрогрупп в коллективе.
3. Причины объединения учащихся в группы (по интересам, по месту жительства, по способностям, по личным качествам).
VI. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива.
1. Открытость, закрытость, тревожность учащихся.
2. Наличие или отсутствие чувства сопереживания, доброжелательности.
3. Наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений.
4. Степень конфликтности учащихся, ее причины.
5. Наличие или отсутствие умений взаимодействовать с педагогами и одноклассниками.
VII. Характеристика семей учащихся.
1. Возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни детей в семьях.
2. Отношение родителей к школе.
3. Характеристика взаимоотношений детей и родителей.
4. Отношение родителей к перспективам развития собственного ребенка.
VIII. Определение задач работы классного руководителя и педагогического коллектива школы в работе с классом.
1. Краткая характеристика результатов диагностики учащихся.
2. Положительные качества коллектива, которые нуждаются в дальнейшем развитии и поддержке.
3. Отрицательные качества коллектива, которые нуждаются в коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания в классе. 9-11 класс
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Воспитате...
Программы 8, 9 классов с учетом программы воспитания школы.
С 2021г. в соответствии с законодательством необходимо включить элементы воспитательной программы школы в рабочую программу по предемету. Вот примерно так делаем мы в нашей школе....
Рабочая программа (включая программу воспитания) по физической культуре уровень программы базовый для 6 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа)
Рабочая программа (включая программу воспитания) по физической культуре...
Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"
Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...
Программа воспитания класса
10 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....
Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания
В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания....