Выступление на педсовете «Приемы рефлексии учащихся на уроках "
статья на тему
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.
В стандартах второго поколения особое внимание уделяется обратной связи с учащимися. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия и связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Данный материал содержит классификацию приемов рефлексии, которые могут быть использованы на любом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1vystuplenie_na_pedsovete.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
1Выступление на педсовете
1.Раскрытие темы.
Эпиграф : «… тогда суди сам себя, - сказал король,- это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Тема моего выступления «Приемы рефлексии учащихся на уроках ».
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.
В стандартах второго поколения особое внимание уделяется обратной связи. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия и связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
2.А что же такое рефлексия? Подберите синонимы к этому слову
(размышление,самоанализ,самопознание)
3.Толкование слова рефлексия в словарях.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими
В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика.
4. Классификация рефлексии.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
5. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта и в конце деятельности.
6.Приемы рефлексии эмоционального состояния.
- Карточки с изображением лица (грустного, веселого; смайлики; );
2Показ большого пальца вверх или вниз.
3. «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
4. «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно.
5.«Радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;
6. Приём "Цветные поля".
Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:
красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю,
зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,
синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
Применим на уроках русского языка, таких как контрольный диктант с грамматическим заданием
7.Незаконченное предложение
Я почувствовал, что…
- Было интересно…
- Меня удивило…
- Материал урока мне был…
- Мне захотелось…
- Мне больше всего удалось…
- Моё настроение…
- Заставил задуматься…
- Навел на размышления…
- Могу похвалить своих одноклассников…
7.Оценка эмоционального состояния участников педсовета.
А теперь, уважаемые коллеги, я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует . А теперь оцените своё эмоциональное состояние
Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.
Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.
Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.
Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.
Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.
Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.
Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.
8. Рефлексия деятельности.
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика. Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся давать объективную оценку своим письменным работам.
9. Приемы рефлексии деятельности.
1. «Лесенка успеха» -
нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;
верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
2.«Дерево успеха» -
зелёный лист – нет ошибок,
жёлтый лист – 1 ошибка,
красный лист – 2-3 ошибки.
3. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
4 «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
5.«Сказочное дерево успеха» плод, цветок и листочек
Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь
Цветочек – было трудно, но я понял
На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается
6.Незаконченное предложение
У меня получилось…
Я научился
Сегодня на уроке я смог…
Урок дал мне для жизни…
За урок я…
10. Рефлексия содержания учебного материала
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
12.Приемы рефлексия содержания учебного материала
1. «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
2.Приём «Шесть шляп»
Формирует:
- умение осмысливать свой опыт;
- умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
- ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
3.Приём “Райтинг”
Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.
Формирует:
умение объективно и регулярно оценивать свой труд.
Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Пример .
Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
4.Приём «З-Х-У»
Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:
• умение определять уровень собственных знаний;
• умение анализировать информацию;
• умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний.
После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
5.Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
6. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
7.Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
7.Приём "Телеграмма" (смс)
Очень краткая запись.
Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
11.Приём “Хокку”
ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а в третьей строчке подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.
Пример.
Опавший пион –
По-своему прекрасен
С одним лепестком.
12. Синквейн (пятистишие)., который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку . В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах( два прилагательных);
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словамитри глагола);
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием..
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
13.Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример.
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
13. Заключение
Рефлексия может осуществляться в устной (фронтальные или индивидуальные опросы) или письменной форме. Преподаватель может реализовывать методы рефлексии эмоционального настроения, рефлексии деятельности, рефлексии содержания исторического материала. Очень важно аппелировать к эпиграфам, литературным произведениям, стихотворениям, произведениям искусства на уроке в целях обеспечения условий для благоприятного психологического климата на уроке.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
И закончить свое выступление я хочу притчей
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя на уроке комфортно и был успешным. А это одно из требований стандартов второго поколения.
Спасибо всем за внимание.
13.Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример.
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках гуманитарного цикла"
Данная презентация представляет собой теоретические основы здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания...
выступление на педсовете "Игровые технологии на уроках истории"
1. Теория игры.2. Актуальность использования игровой технологии.3. Из опыта работы....
Выступление на педсовете. Формирование УУД на уроках информатики.
Возможности информационных технологий обучения в процессе формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики и ИКТ....
презентация к изучению литературы Восточной Сибири; тренинг к ЕГЭ по русскому языку(грамматика, лексика); выступление на педсовете по теме "Нестандартные уроки"
всё для творческого учителя...
Выступление на педсовете "Приемы арт-технологий"
Выступление на педсовете педагога-психолога по теме: «Приемы арт-технологий». Текст выступления и презентация....
Выступление на педсовете "Проектная деятельность на уроках географии"
Выступление на педсовете "Проектная деятельность на уроках географии"...
Выступление на педсовете "Проблемное обучение на уроках географии как основа процесса развивающего потребность и умение учиться"
Выступление на педсовете "Проблемное обучение на уроках географии как основа процесса развивающего потребность и умение учиться"...