Выступление на педсовете "Проектная деятельность на уроках географии"
статья по географии на тему
Выступление на педсовете "Проектная деятельность на уроках географии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete1.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Работая над проектом в учебном процессе по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.
Объектом исследования является образовательный процесс.
Предметом – география, как средство личностно ориентированного подхода в образовательном процессе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
-выявить суть проектного метода обучения, как примера современных педагогических технологий;
-выявить пути формирования учителем, мотивации совместной деятельности учащихся для работы над проектом;
-сравнить особенности «способностной» педагогики со «знаниевой» педагогикой, как одной из современных технологий оптимизации учебного процесса;
-рассмотреть возможные пути реализации метода проектов на уроках географии.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: использование проектной деятельности в обучении географии оптимизирует учебный процесс, гарантированно обеспечивает планируемые результаты.
Для решения поставленных задач мной использовались следующие методы:
-теоретический анализ научно-педагогической литературы;
-изучение и обобщение передового педагогического опыта;
-тестирования и беседы;
-опытно-экспериментальная работа
Исследование предполагает следующие этапы:
1.Диагностический – изучение психологической, педагогической литературы по проблеме, научные труды по методике преподавания географии, методологии и методологического исследования, обобщение передового педагогического опыта учителей географии;
2.Опытно-экспериментальный – продолжение изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования, разработка и использование проектов на уроках географии (увеличивая число вопросов и заданий на создание учебных проектов от 6 к 10 классу, так как задачи проектного обучения сильно отличаются не только по ступеням, но и по уровням);
3.Заключительный – подведение итогов работы, анализ результатов работы на основе диагностики результатов обучения, как существенной составляющей технологии обучения – это сверка показателей качества обучения в начале и в конце учебного года (представлены в виде мониторинга)
Типы проектов, которые я использую в своей учебной деятельности
Критерии | Тип проектов | Проекты |
Содержание |
| «Экологическая обстановка города» 10 класс. Это исследование экологического состояния атмосферы. Наблюдение с помощью дневника погоды за годовым и месячным ходом температур и построение графиков; исследование ветров по сезонам года и построение «розы ветров» и рекомендации по строительству пром. предприятий согласно данным «розе ветров»; исследование волжской воды на загрязнители и предложение путей решения проблемы; исследование почвенного покрова района на наличие тяжелых металлов и рекомендации по улучшению плодородия почвы. |
| «Бразилия»,»Индия», «Япония»(т.е по странам) «Районы туризма Старого и Нового Света» | |
| «Демографическая ситуация в России» «Демографическая ситуация в Московской области» | |
| Большинство проектов 6,8,9 классов основываются на краеведческом материале | |
| «Культурно-исторические достопримечательности мира» | |
Уровень интеграции |
| «Бразилия», «Индия», «Япония»,т.е по странам |
| «Агрохимическое исследование почвы около школы», «Исследование влияния талого снега, собранного около школы, на проращивание фасоли» | |
Продолжительность выполнения проекта |
| Это проекты по странам мира |
| Наблюдение с помощью дневника погоды за месячным ходом температур и построение графиков, исследование ветров по сезонам года и построение «розы ветров» | |
| Анализ изменения климата по годам (с 2005 по 2007гг) | |
Количество участников проекта |
| Преобладают коллективные, групповые. |
| На конференцию- индивидуальные | |
Способ преобладающей деятельности |
| Проекты направлены на сбор информации о каком-то географическом объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. «Проблемы мирового океана» Результат проекта оформляется в виде презентации. |
| Планируемыми результатами могут быть создание географического журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов. | |
| Учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения. «Проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории» | |
| Направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности ит.д. «Проект по очистке леса или парка от мусора». Желательно осветить в прессе. | |
| Ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, обозначение цели, задач, предмета и субъекта исследования, определение совокупности методов исследований, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. «Агрохимическое исследование почвы около школы», «Исследование влияния талого снега, собранного около школы, на проращивание фасоли» Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. | |
Использование средств обучения |
| Таблицы, схемы, аудиозаписи |
| Использование компьютера, мультимедиапроектора. |
Учебные географические проекты
Сфера деятельности человека | Проектная деятельность по географии | Примеры названий проектов по географии |
Научно-познавательная | Изучение географических проблем историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии |
|
Практико-преобразовательная | Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений экспериментально-измерительных работ на местности. |
|
Ценностно-ориентационная | Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации. |
|
Коммуникативные | Включает коммуникативные потребности учащихся направленые на решение проблем связи, передачи энергии и информации с помощью компьютеров и развитие личностно – коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации. |
|
Художественно-эстетическая | Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических процессов и явлений, охватывающих географию. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Презентация выступления "Формирование познавательного интереса на уроках географии. Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС". .
Выступление на заседании методического объединения учителей географии....
План самообразования учителя географии по теме «Применение проектной и исследовательской деятельность на уроках географии»
Главная педагогическая идея моей работы в образовательном учреждении - развитие личностных качеств обучающихся, повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельности, создание условий...
Выступление по теме "Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках географии и биологии."
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...
Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...