Выступление на педсовете "Проектная деятельность на уроках географии"
статья по географии на тему

Выступление на педсовете "Проектная деятельность на уроках географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete1.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Работая над проектом в учебном процессе по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

Объектом исследования является образовательный процесс.

 Предметом – география, как средство личностно ориентированного подхода в образовательном процессе.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

-выявить суть  проектного метода обучения, как примера современных педагогических технологий;

-выявить пути формирования учителем, мотивации совместной деятельности учащихся для работы над проектом;

-сравнить особенности «способностной» педагогики со «знаниевой» педагогикой, как одной из современных технологий оптимизации учебного процесса;

-рассмотреть возможные пути реализации метода проектов на уроках географии.

В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: использование проектной деятельности в обучении географии оптимизирует учебный процесс, гарантированно обеспечивает планируемые результаты.

Для решения поставленных задач мной использовались следующие методы:

-теоретический анализ научно-педагогической литературы;

-изучение и обобщение передового педагогического опыта;

-тестирования и беседы;

-опытно-экспериментальная работа

Исследование предполагает следующие этапы:

1.Диагностический – изучение психологической, педагогической литературы по проблеме, научные труды по методике преподавания географии, методологии и методологического исследования, обобщение передового педагогического опыта учителей географии;

2.Опытно-экспериментальный – продолжение изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования, разработка и использование проектов на уроках географии (увеличивая число вопросов и заданий на создание учебных проектов от 6 к 10 классу, так как задачи проектного обучения сильно отличаются не только по ступеням, но и по уровням);

3.Заключительный – подведение итогов работы, анализ результатов работы на основе диагностики результатов обучения, как существенной составляющей технологии обучения – это сверка показателей качества обучения в начале и в конце учебного года (представлены  в виде мониторинга)

Типы проектов, которые я использую в своей  учебной деятельности

Критерии

Тип проектов

Проекты

Содержание

  • экологические

«Экологическая обстановка города» 10 класс. Это исследование экологического состояния атмосферы. Наблюдение с помощью дневника погоды за   годовым и месячным ходом  температур и построение графиков; исследование ветров по сезонам года и построение «розы ветров» и рекомендации по строительству пром. предприятий согласно данным «розе ветров»; исследование волжской воды на загрязнители и предложение путей решения проблемы; исследование почвенного покрова района на наличие тяжелых металлов  и рекомендации по улучшению плодородия почвы.

  • физико-географические

 «Бразилия»,»Индия», «Япония»(т.е по странам)

 «Районы туризма Старого и Нового Света»

  • социально-экономические

«Демографическая ситуация в России»

«Демографическая ситуация в  Московской области»

  • краеведческие

Большинство проектов 6,8,9 классов основываются  на краеведческом материале

  • историко-географические

«Культурно-исторические достопримечательности мира»

Уровень интеграции

  • монопредметные

«Бразилия», «Индия», «Япония»,т.е по странам

  • межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)

«Агрохимическое исследование почвы около школы», «Исследование влияния талого снега, собранного около школы, на проращивание фасоли»

Продолжительность выполнения проекта

  • мини – проект (несколько недель);

Это проекты по странам мира

  • средней продолжительности (несколько месяцев);

Наблюдение с помощью дневника погоды за   месячным ходом  температур и построение графиков, исследование ветров по сезонам года и построение «розы ветров»

  • долгосрочные.

Анализ изменения климата по годам (с 2005 по 2007гг)

Количество участников проекта

  • коллективные

Преобладают коллективные, групповые.

  • индивидуальные

На конференцию- индивидуальные

Способ преобладающей деятельности

  • познавательные

Проекты направлены на сбор информации о каком-то географическом объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. «Проблемы мирового океана» Результат проекта оформляется в виде презентации.

  • творческие

Планируемыми результатами могут быть создание  географического журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов.

  • игровые

Учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли,  обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения. «Проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории»

  • практико-ориентированные

Направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности ит.д.  «Проект по очистке леса или парка от мусора». Желательно осветить в прессе.

  • исследовательские

Ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, обозначение цели, задач, предмета и субъекта исследования, определение совокупности методов исследований, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. «Агрохимическое исследование почвы около школы», «Исследование влияния талого снега, собранного около школы, на проращивание фасоли» Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Использование средств обучения

  • классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические);

Таблицы, схемы, аудиозаписи

  • информационные (компьютерные)

Использование компьютера, мультимедиапроектора.

Учебные географические проекты

Сфера деятельности человека

Проектная деятельность по географии

Примеры названий проектов по географии

Научно-познавательная

Изучение географических проблем историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии

  • «Экологические проблемы города»,
  • «Демографическая ситуация в  Московской  области»

Практико-преобразовательная

Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений экспериментально-измерительных работ на местности.

  •  «План школьного участка  школы будущего»
  • «Используя план города, выявить участки с неблагоприятной экологической обстановкой» (влияние транспорта)

Ценностно-ориентационная

Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации.

  • «Глобальные проблемы человечества»
  • «Климат и человек»

Коммуникативные

Включает коммуникативные потребности  учащихся направленые на решение проблем связи, передачи энергии и информации с помощью компьютеров и развитие личностно – коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации.

  • «Проект школы будущего»
  • «Визитные карточки регионов мира»
  • «Страны и народы»

Художественно-эстетическая

Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических процессов и явлений, охватывающих географию.

  • «Любимое место в моём городе»
  • «Приветствую тебя, мой милый сердцу уголок»
  • «Птицы нашего края»
  • «Растения и животные Красной книги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

План самообразования учителя географии по теме «Применение проектной и исследовательской деятельность на уроках географии»

Главная  педагогическая идея моей работы в образовательном учреждении - развитие личностных качеств обучающихся, повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельности, создание условий...

Выступление по теме "Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках географии и биологии."

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...

Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...