Выступление на педсовете "Приемы арт-технологий"
методическая разработка по психологии на тему

Сафонова Виктория Александровна

Выступление на педсовете педагога-психолога по теме: «Приемы арт-технологий». Текст выступления и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «Эффективные инструменты учебного процесса: опыт и поиск» педагога-психолога по теме: «Приемы арт-технологий»

21.02.2013г

Арт-терапия в школе  – это метод развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность в том, что она является средством преимущественно невербального общения. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Педагогическое направление арт-терапии рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации.

И ребёнок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, назову научно аргументированные и наиболее значимые.

Арт-терапия: создаёт положительный эмоциональный настрой в группе; облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми; совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии; позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые может быть трудно обсуждать реально; даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в приемлемой форме.

Работа над рисунками – безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Арт-терапия позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Она способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности; повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и к школе; снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением; позволяет выстраивать конструктивные отношения с ребёнком.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

  • Изотерапия
  • Музыкотерапия
  • Игровая терапия
  • Сказкотерапия
  • Библиотерапия
  • Телесно-ориентированная терапия

Рассмотрим сказкотерапию:

В сказке в символической форме содержится информация о том как устроен мир, что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие трудности можно встретить в жизни и как с ними справляться; как найти и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как бороться и прощать.

Сказки возвращают ребёнка в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал детей.

Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостоянию негативным воздействиям исходящим из социума.

Практическое применение сказкотерапии повышает заинтересованность и вовлеченность учащихся в образовательный процесс. Возможно представление нового учебного материала в форме сказки или предоставление возможности самому ребенку стать автором сказки, а для того, чтобы помочь ученику сформулировать текст можно предложить ему карточки со словами, относящимися к теме урока.

Рассмотрим следующий вид арт-терапии – телесно-ориентированную терапию.

Изначально почти всю информацию об окружающем мире ребёнок получает через телесные ощущения. На разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь «положительные» и отрицательные «отпечатки» его общения с миром. Не зря считается, что память тела - самая крепкая. Поэтому очень важно постараться оставить на теле ребёнка как можно меньше негативных «отпечатков». Имеются в виду не только физические наказания и травмы, но и психические зажимы, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем. В качестве такой физкультминутки мы предлагаем танцевальные и «образные» упражнения, развивающие пластику, гибкость, лёгкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребёнку ощущение свободы и радости. Упражнение «Танец 5-ти движений», для выполнения упражнения необходима запись музыки разных темпов продолжительностью 1 минуту для каждого упражнения.

После окончания упражнения обсудите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что получилось легко, а что с трудом.

Еще один вид арт-терапии - изотерапия.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации. Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого.  

Арт-терапия предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Так, участники сами определяют замысел, выбирают цвета и материалы, контролируют последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остаётся право выбирать меру участия в групповом взаимодействии. Важно создавать определённую атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам: не оценивать рисунки детей и их поступки. Принимать плачущими или агрессивными, предоставлять им право на молчание и право выбора, т. е. сопровождать в трудном путешествии к истокам самого себя. Это необходимые условия для арттерапевтического процесса как пути к установлению отношений.

Одно из упражнений арт-терапевтического занятия называется «Прекрасный сад». 

Инструкция: Изобразите себя в виде какого-нибудь растения, реального или выдуманного. По желанию расскажите о своём рисунке. Вырежем его и разместим на большом листе бумаги, формируя один прекрасный сад.

Это упражнение особенно эффективно для развития групповой сплочённости, сотрудничества, осознания группы как целого.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы арт-технологий в учебном процессе

Слайд 2

Арт-терапия в образовании – метод развития посредством художественного творчества . Арт-терапия – это системная инновация, которая характеризуется: 1) комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; 2) многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; 3) относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.); 4) способностью к интеграции, трансформации.

Слайд 3

Позитивные феномены арт-терапии : создание положительного эмоционального настроя в группе; облегчение процесса коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми; создание отношений взаимного принятия, эмпатии ; в озможность обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать реально; возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в приемлемой форме.

Слайд 4

Работа над рисунками – безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта; повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и к школе; снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением, позволяет выстраивать отношения с ребёнком.

Слайд 5

НАПРАВЛЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ Изотерапия - воздействие средствами изобразительного искусства; Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки; Игровая терапия – воздействие с использованием игры; Сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды; Библиотерапия – воздействие через художественную литературу; Телесно-ориентированная терапия – воздействие через телесные ощущения.

Слайд 6

СКАЗКОТЕРАПИЯ Метод , использующий сказочную форму для развития творческих способностей личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказки активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях, являются основой для формирования « нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти».

Слайд 7

Телесно-ориентированная «Танец 5-ти движений» « Течение воды» - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения (1 минута ). «Переход через чащу» - импульсивная музыка, резкие, сильные, чёткие движения , бой барабанов. «Сломанная кукла» - неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, незаконченные движения. «Полёт бабочки» - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. «Покой» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морского прибоя, звуки леса – в неподвижной позе «слушаем» своё тело.

Слайд 8

Изотерапия Упражнение «Прекрасный сад» И зобразите себя в виде какого-нибудь растения, реального или выдуманного. По желанию расскажите о своём рисунке. Вырежем его и разместим на большом листе бумаги, формируя один прекрасный сад. Вопросы к изображению растения: «Если бы ты был растением, то каким? Какие у тебя были листья? С зазубринами или гладкие? Были ли бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета ? Цель упражнения: развитие групповой сплочённости, сотрудничества, осознания группы как целого.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Приёмы и методы технологии развития критического мышления"

Выступление на педсовете по проблеме использования технологии критического мышления на уроках географии (с использованием презентации)...

Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...

Выступление на семинаре учителя технологии Берчука Юрия Георгиевича по теме «УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическ...

Выступление на РМО учителей технологии "Использование интернет ресурсов в самообразовании и в преподавании предмета "Технология"

Выступление на РМО учителей технологии "Использование интернет ресурсов в самообразовании и в преподавании предмета "Технология"...

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация обучения технологии в малочисленных классах сельской школы».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Ситьковская основная школа"         Выступление учителя технологии на...

Выступление на РМО учителей технологии "Особенности подготовки и участия обучающихся в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии"

   Организация работы по подготовке одарённых обучающихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образ...