Ментальные карты как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.
презентация к уроку по литературе по теме
Презентация к выступлению на педагогическом совете "Внедрение ФГОС в основной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ment_karty.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Четыре блока основных видов УУД личностный (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор) регулятивный (умения организовывать свою деятельность) познавательный (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) коммуникативный (умения общаться, взаимодействовать с людьми).
Остановлюсь более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действий. В Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных УУД приоритетное внимание уделяется 1. Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; 2. Практическому освоению методов познания. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами: преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; систематизировать , сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах ; выделять главную и избыточную информацию; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты .
Цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться ». В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения . Наиболее универсальным, по моему мнению, является метод ментальных карт .
Ментальная карта, известная также как диаграмма связей (в оригинале Mind maps ) - разработка Тони Бьюзена - известного британского писателя , лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией понимание запоминание интерпретация преобразование
Реализация метода ментальных карт на уроках русского языка и литературы Данный метод адаптируется мною к использованию в учебной деятельности на уроках русского языка и литературы. Работа по составлению ментальных карт с целью формирования познавательных УУД идёт поэтапно . 1 этап – знакомство учащихся с понятием «ментальные карты» и алгоритмом их построения .
Вместо линейной записи использовать радиальную . Тема – в центре листа. Записывать только ключевые слова – наиболее характерные, яркие, «говорящие». Ключевые слова помещаются НА ветвях . На каждой линии только одно ключевое слово печатными буквами . Длина линии = длина слова . Размер букв и толщина линий - в зависимости от степени важности ключевого слова. Использовать разные цвета, рисунки и символы. Организовывать пространство , НЕ оставлять пустого места и НЕ размещать ветви слишком плотно. Правила составления ментальной карты
2 этап - анализ готового образца . 3 этап - совместное составление ментальной карты на уроке.
Н.С.Лесков «Левша»
4 этап – индивидуальная работа дома .
Михалко Влад,5 класс
Чивкунов Саша, 5 класс
Васнев Иван, 7 класс
Оличева Вера, 8 класс
Жанибек Бибикадиша , 8 класс
Катьянова Вера, 8 класс
Использование ментальных карт в процессе преподавания русского языка и литературы даёт возможность учителю формировать у обучающихся познавательные УУД, такие как: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Способствовать популяризации уроков русского языка и литературы в современном образовании, способствовать повышению положительной мотивации школьников. Важнейшая задача учителя - обучить детей способа...
Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных уни...
«Формирование познавательных способностей на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС»
Проблема формирования познавательных способностей учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. В ...
Формирование познавательных ууд на уроках русского языка и литературы
Формирование познавательных ууд на уроках русского языка и литературы...
Доклад "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и литературы"
Доклад "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и литературы"...
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы в полиэтнических классах
Задания по формированию познавательной и коммуникативной компетенций в многонациональных классах....