Формирование познавательных ууд на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку на тему
Формирование познавательных ууд на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_saenko.ppt | 941.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новое содержание образования
В качестве базовых вводятся понятия: Компетентность – свойство личности Компетенция – содержание образования Универсальные учебные действия ( УУД ) Универсальные учебные умения ( УУУ ) В предметной области « Филология » базовыми являются УУД, связанные с формированием коммуникативности, а также получением и обработкой информации из любого текста .
Умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы Отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания Строить логически правильное и композиционно законченное высказывание Составлять план выступления, конспекты Выполнять заказ , связанный с трансформацией текстов ( сокращение текста, разворачивание тезиса, составление конспекта, жанрово- стилевая трансформация) Строить высказывания с учетом речевой ситуации Добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, Контролировать правильность своей речевой деятельности Формирование коммуникативной компетенции
Метапредметный подход обеспечивает умения: сформулировать главное и второстепенное свернуть или развернуть информацию найти аналогии обработать информацию выстроить понятийный аппарат
Деятельностный характер обучения обеспечивается за счет практической работы, в основе которой лежат: лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, обращение к лингвистическим парадоксам; информационно-смысловая обработка текста, использование схем, таблиц; трансформация текста (жанровая, стилевая, графическая).
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.
Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? 2) СКАЗАТЬ – I спряжения 3) СКАЖЕТЕ – будущее время 4) СКАЖИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: ска´ж - ЕТЕ скаж – и´ - ТЕ
«Верные–неверные утверждения» Деепричастие – самостоятельная часть речи Деепричастие – особая форма глагола Деепричастие обладает признаками глагола и наречия Деепричастие не изменяется Деепричастие изменяется по временам Деепричастие в предложении является сказуемым
Работа с текстом Составление плана Составление граф-схемы Тезирование Составление сводной таблицы Комментирование Чтение с остановками Чтение с пометами Составление кластера
Составление кластера На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер: Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне
Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек
Проектная и исследовательская деятельность Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности. Л.С. Выготский Предметность как особенность ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой Философия отца Павла Флоренского и ее отражение в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова) «Свято место для … Петлюры». (Символическое значение образа Петлюры в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия».)
Познавательные УУД Этапы урока Начало урока Объяснение нового материала Закрепление, отработка умений Повторение Контроль Домашнее задание Окончание урока 1. Простой опрос. 2. Да-нетка (учитель загадывает нечто (число, предмет, писателя и т.п.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет»). 3.Ассоциация 1.Дискуссия. 2.Мозговой штурм. 3.Чтение с остановками. 4.Тетрадь открытий (альбом (книга), в котором фиксируются авторские записи учащихся, помогающие им продвигаться в изучаемом материале). 5.Необъяснимо, но факт! 6.НИЛ (научно-исследовательская лаборатория) 1.Фишбоун. 2.Инструкция. 3.Эстафета формул (на листе бумаги в столбик записаны формулы, в которых вместо какой-либо величины вырезан круг. Учащиеся вписывают в карточку недостающую величину) 1.Ромашка Блума. 2.Пересечение тем. 3.Кластер (учащимся предлагается выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в определенном порядке, т.е. создать рисуночную модель). 4.Узнаем ученых, писателей, поэтов. 5.Метод символического видения 1. «Толстые» и «тонкие» вопросы. 2.Блиц-контрольная (контрольная проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики) 1.Мини-исследование. 2.Задание массивом. 3.необычная обычность 1.Опрос-итог (в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например, «Что на уроке было главным?», «Что нового сегодня узнали?»). 2.Обсуждаем домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Способствовать популяризации уроков русского языка и литературы в современном образовании, способствовать повышению положительной мотивации школьников. Важнейшая задача учителя - обучить детей способа...
Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных уни...
«Формирование познавательных способностей на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС»
Проблема формирования познавательных способностей учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. В ...
Ментальные карты как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.
Презентация к выступлению на педагогическом совете "Внедрение ФГОС в основной школе"...
Доклад "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и литературы"
Доклад "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и литературы"...
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы в полиэтнических классах
Задания по формированию познавательной и коммуникативной компетенций в многонациональных классах....