Формирование познавательных ууд на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку на тему

Саенко Ксения Андреевна

Формирование познавательных ууд на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vystuplenie_saenko.ppt941.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 2015г. К.А. Саенко учитель русского языка и литературы МАОУ лицей пгт Афипского МО Северский район Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади. Дж. Герберт

Слайд 2

Новое содержание образования

Слайд 3

В качестве базовых вводятся понятия: Компетентность – свойство личности Компетенция – содержание образования Универсальные учебные действия ( УУД ) Универсальные учебные умения ( УУУ ) В предметной области « Филология » базовыми являются УУД, связанные с формированием коммуникативности, а также получением и обработкой информации из любого текста .

Слайд 4

Умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы Отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания Строить логически правильное и композиционно законченное высказывание Составлять план выступления, конспекты Выполнять заказ , связанный с трансформацией текстов ( сокращение текста, разворачивание тезиса, составление конспекта, жанрово- стилевая трансформация) Строить высказывания с учетом речевой ситуации Добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, Контролировать правильность своей речевой деятельности Формирование коммуникативной компетенции

Слайд 5

Метапредметный подход обеспечивает умения: сформулировать главное и второстепенное свернуть или развернуть информацию найти аналогии обработать информацию выстроить понятийный аппарат

Слайд 6

Деятельностный характер обучения обеспечивается за счет практической работы, в основе которой лежат: лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, обращение к лингвистическим парадоксам; информационно-смысловая обработка текста, использование схем, таблиц; трансформация текста (жанровая, стилевая, графическая).

Слайд 7

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.

Слайд 8

Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? 2) СКАЗАТЬ – I спряжения 3) СКАЖЕТЕ – будущее время 4) СКАЖИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: ска´ж - ЕТЕ скаж – и´ - ТЕ

Слайд 9

«Верные–неверные утверждения» Деепричастие – самостоятельная часть речи Деепричастие – особая форма глагола Деепричастие обладает признаками глагола и наречия Деепричастие не изменяется Деепричастие изменяется по временам Деепричастие в предложении является сказуемым

Слайд 10

Работа с текстом Составление плана Составление граф-схемы Тезирование Составление сводной таблицы Комментирование Чтение с остановками Чтение с пометами Составление кластера

Слайд 11

Составление кластера На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер: Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне

Слайд 12

Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек

Слайд 13

Проектная и исследовательская деятельность Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности. Л.С. Выготский Предметность как особенность ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой Философия отца Павла Флоренского и ее отражение в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова) «Свято место для … Петлюры». (Символическое значение образа Петлюры в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия».)

Слайд 14

Познавательные УУД Этапы урока Начало урока Объяснение нового материала Закрепление, отработка умений Повторение Контроль Домашнее задание Окончание урока 1. Простой опрос. 2. Да-нетка (учитель загадывает нечто (число, предмет, писателя и т.п.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет»). 3.Ассоциация 1.Дискуссия. 2.Мозговой штурм. 3.Чтение с остановками. 4.Тетрадь открытий (альбом (книга), в котором фиксируются авторские записи учащихся, помогающие им продвигаться в изучаемом материале). 5.Необъяснимо, но факт! 6.НИЛ (научно-исследовательская лаборатория) 1.Фишбоун. 2.Инструкция. 3.Эстафета формул (на листе бумаги в столбик записаны формулы, в которых вместо какой-либо величины вырезан круг. Учащиеся вписывают в карточку недостающую величину) 1.Ромашка Блума. 2.Пересечение тем. 3.Кластер (учащимся предлагается выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в определенном порядке, т.е. создать рисуночную модель). 4.Узнаем ученых, писателей, поэтов. 5.Метод символического видения 1. «Толстые» и «тонкие» вопросы. 2.Блиц-контрольная (контрольная проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики) 1.Мини-исследование. 2.Задание массивом. 3.необычная обычность 1.Опрос-итог (в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например, «Что на уроке было главным?», «Что нового сегодня узнали?»). 2.Обсуждаем домашнее задание

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Способствовать популяризации уроков русского языка и литературы в современном образовании, способствовать повышению положительной мотивации школьников. Важнейшая задача учителя - обучить детей способа...

Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных уни...

«Формирование познавательных способностей на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС»

Проблема формирования познавательных способностей учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни. В ...

Ментальные карты как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Внедрение ФГОС в основной школе"...

Доклад "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и литературы"

Доклад "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и литературы"...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы в полиэтнических классах

Задания по формированию познавательной и коммуникативной компетенций в многонациональных классах....