Рабочий лист как средство развития познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку

Рабочий лист как средство развития познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

   

В ФГОС определены ведущие задачи модернизации российского образования, одной из которых является  учёт познавательных интересов обучающихся. Стандарт устанавливает требование к личностным образовательным результатам, включающим «формирование ответственного отношения к учению,  готовности  и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования… с учётом устойчивых  познавательных  интересов». Согласитесь, это непросто, ведь в структуре учебной деятельности познавательный интерес имеет большое значение и это, в первую очередь,  сознательная деятельность. В основе её лежит целенаправленность, которая придаёт познавательному интересу продуктивный характер. Интерес, лишённый цели, неустойчив. Именно осмысленность деятельности наполняет познавательный интерес смыслом.  Стремление познать неизвестное и  необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу не должны сводиться только к получению результата (и уж тем более не  к поиску ответов в сети Интернет), иначе цель  не будет достигнута. Особую роль здесь играет процесс получения знания, и задача учителя – включить обучающихся в этот процесс, в том числе опираясь на формы познания.

         Познание с помощью органов чувств – зрения, осязания, слуха – выражается в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Понятие, суждение, умозаключение – формы рационального познания – познания с помощью разума. На уроках русского языка и литературы в учебной деятельности применяются формы и рационального, и чувственного познания. Например, работая со словарными словами, формируя навык грамотного письма я уже много лет использую приём Ломоносовской школы, когда задействованы 3 канала восприятия  - визуальный (зрительный), аудиальный (с помощью слуха), кинестетический (с помощью движений). Описание приёма: на экране представлены словарные слова (начинаю работу с 5 слов, постепенно увеличивая количество), которые обучающиеся читают хором  3 раза: 1 – громко, 2 – с понижением голоса, 3 – шёпотом, при этом активно используются зрительный и слуховой канал восприятия. Кинестетический канал  задействуется, когда после чтения экран выключаю, а обучающиеся по памяти должны записать слова в тетрадь.  Ребятам эта форма работы очень нравится.

       На уроках литературы мне не обойтись без форм чувственного  познания. Работая и с лирическими, и с прозаическими художественными текстами, я прошу обучающихся высказать свои ощущения,  из нескольких ощущений создаётся образ – образ героя, образ автора, образ природы – а это уже восприятие. Если же в отсутствие непосредственного контакта с объектом обучающийся описывает его, - это уже представление.

       Всем хорошо известно, что на уроках русского языка  в рамках уроков развития речи мы с обучающимися учимся писать сочинения по картинам. Свои первые ощущения – нравится или не нравится – обучающийся «закладывает» в основу  анализа, они влияют на восприятие образов, которые необходимо  описать. Сегодня это особенно актуально, так как одно из заданий устного собеседования в 9 классе – монологическое высказывание, и обучающийся может выбрать описание фотографии,  где также играют большую роль формы чувственного познания.

       Без форм рационального познания учебную деятельность представить невозможно. Мы анализируем и сравниваем, строим умозаключения на основе полученной информации, что позволяет сделать наиболее точные выводы на пути к цели при решении поставленных задач.

        А одна из задач педагога – учёт познавательных интересов обучающихся.  Познавательная деятельность должна быть специально организована. В арсенале каждого учителя есть множество эффективных  инструментов для развития способностей школьников к  самообразованию. Одним из них являются рабочие листы, преимущество которых в том, что они «создаются учителем  на основе собственных методических идей и предпочтений» с учётом  особенностей и способностей конкретных групп обучающихся.  Рабочие листы дают возможность разнообразной организации работы с предметным содержанием, фокусирования внимания на учебно-познавательной деятельности обучающихся.

       Что же такое «рабочий лист»? «Рабочий лист – это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на небольшом отрезке учебного процесса (уроке), обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках)».

       Рабочий лист представляет собой графическое отображение шагов, которые

необходимо выполнить ученику для достижения цели. Рабочий лист – это средство, помогающее обучающемуся ориентироваться в теме, работать в своём темпе на разных этапах урока. Обучающийся может самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью: при выполнении самостоятельной работы рабочий лист можно использовать как технологическую карту,  при пробелах в знаниях – как индивидуальный образовательный маршрут.  Я не очень люблю пустые рабочие листы, заготовки, так как в них нет целенаправленных шагов. Скорее всего, без помощи учителя и коллективного обсуждения здесь не обойтись. А в рабочих листах, где есть последовательные шаги, обучающийся может самостоятельно идти к цели.

       Какие же рабочие листы могут быть? Выделить различные виды позволяет цель применения таких листов:

- обучающий рабочий лист. Особенностью этого вида рабочего листа является то, что обучающиеся как получают знания в готовом виде, так и добывают их самостоятельно. Обучающий лист предполагает самостоятельную работу с учебником, освоение ранее не изученного материала, его воспроизведение и переработку;

- тренировочный рабочий лист. Цель – отработка знаний и способов действий. Формы и содержание заданий могут быть разнообразными (можно использовать таксономию образовательных целей Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка); Основу, например, тренировочного рабочего листа должны составлять разноуровневые задания, направленные на усвоение новых знаний и овладение способами действий.

- исследовательский рабочий лист. Цель – найти способ решения учебной проблемы - предполагает выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, доказательства или опровержение;

- рефлексивный рабочий лист. Его рационально использовать при повторении раздела или темы;  

- комбинированный рабочий лист.

        Что может включать в себя рабочий лист? Прежде всего, он не должен быть перегружен информацией. Так как основная цель – достижение предметных и метапредметных результатов, то учитель должен в содержании рабочего листа  предусмотреть и отобразить ключевые этапы для достижения цели.  Материалы, используемые педагогом в рабочем листе, призваны расширить кругозор, повысить интерес к предмету, мотивировать на изучение (это не должно быть дублирование учебника!) Задания должны быть грамотно сформулированы.

       Преимущество  рабочих листов заключается в том, что их  можно дополнять или сокращать с учетом способностей обучающихся, можно вносить изменения, учитывая содержание и структуру урока. Применение рабочего листа вовсе не предполагает только самостоятельную работу обучающихся. Чаще всего, на уроке применяется  коллективное или групповое обсуждение проблемных вопросов,  построение умозаключений в результате обсуждения и  внесение данных в рабочий лист, работа с учебником и дополнительной информацией, выполнение заданий различного уровня сложности и комментирование трудных случаев и др. Главное, что обучающиеся будут вовлечены в деятельность, направленную на приобретение знаний, а рабочий лист, материалы которого  расположены  в определенной логической последовательности с учётом изученного ранее, поможет им достичь цели. Вариативность рабочих листов  обеспечивает создание условий для приобретения знаний обучающимися с разными образовательными способностями и потребностями.

    Основу рабочих листов составляют практические задания, направленные на усвоение знаний и овладение способами действий.

Рабочий лист 1. 3 задание – переработка текста и построение умозаключений. 4 задание – применение сделанных выводов и первичное усвоение нового материала. Задание 5 – работа над формированием навыка грамотного письма .

Рабочий лист 2.  Задания 1-4 – на порождение субъективно новых знаний – способствуют развитию творчества и инициативности. Эти задания требуют высокой мыслительной активности. Задания 5 и 6 – с выбором и распределением –ориентированы на объективные эмпирические (наблюдение) и теоретические  (анализ, синтез, обобщение) методы, что способствует росту познавательной активности.

Рабочий лист 3. Задания 1,3,4 подобраны таким образом, что материал усложняется постепенно. Сначала предлагается задание на изученный материал, затем оно усложняется новым, открытым на уроке, но требующим знания изученного ранее.

Рабочий лист 4. Включает разноуровневые задания на отработку навыка грамотного письма, владение грамматическими нормами русского языка. Задания 4-6 способствуют закреплению знаний, необходимых на ЕГЭ, мотивируют обучающихся. Задание 7 – блок контроля.

     Рабочий лист – это, на мой взгляд, эффективный инструмент организации учебной деятельности, способствующий формированию самообразовательных умений. Его применение методически оправдано: процесс взаимодействия учителя и обучающихся становится более продуктивным, свободным, увлекательным. Для детей создаётся ситуация успеха, что способствует повышению интереса к учебным дисциплинам и улучшению результатов обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Учебный рабочий лист, предполагающий самооценку обучающегося и коллективное обсуждение выполненного задания.

РАБОЧИЙ ЛИСТ  уч-ка/цы ___________________________                 5 кл.

1)Орфоэпическая разминка:

приняла, каталог, щавель, включишь, брала, банты, краны, кухонный, красивее, цепочка.

                                                                          Отметка: __________

2)Тестовое задание:

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?

  1. ты знаеш.., он не испугает..ся;
  2. испеч.. пирог, они старают..ся;
  3. надо двигат..ся, ты ошибаеш..ся;
  4. привлеч.. внимание,  она наряжает..ся.

Отметка ___________

3)Работа с учебником –стр.43, п.19, упр.88

Вывод:

Окончание в форме 3 л. мн.ч.

Безударное личное окончание

Глаголы I спряжения

Глаголы II спряжения

                                                                       Отметка ____________

4)Прочитайте отрывок из стихотворения, определите тему (устно).

Если ты хоть день в Москве побуд..шь (     ),

А потом уед..шь (    )  на года,

Никогда Москву не позабуд..шь  (     ),

Разлюбить не смож..шь (     )  никогда.

        Вставьте пропущенные буквы и определите спряжение.

                                                                        Отметка _____________

5)Самостоятельно в тетради выполни упр. 91

НЕ ЗАБУДЬ СДАТЬ РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧИТЕЛЮ!

  1. Учебный рабочий лист, содержащий теоретическую и практическую части.

Рабочий лист ___________________________________               5 класс

Тема: «Описание предмета»

  1. Запишите, какие бывают  типы речи:  

  1. _____________________ - это словесное изображение предмета, явления, события. В ___________________  перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета.

  1. Когда мы объясняли, чем именно привлекает наше внимание тот или иной предмет, что мы перечисляли?______________________

  1. На какой вопрос отвечают описательные тексты? _________________

  1. Выберите текст-описание.
  1. Кошки – таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме – это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.
  2. Кошка была почти вся чёрная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое – на кончике хвоста. У неё были большие зелёные глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.
  3. Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их у своего крылечка.
  1. Рассортируйте тексты на две группы: описание и повествование.
  1. Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Серёжа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. ___________________
  2. Мы пришли в парк, сели на лавочку. К нам подбежала кошка. Она испуганно взглянула на нас, зашипела и убежала прочь. Она побежала по зелёной траве, перепрыгнула лужу и запрыгнула на высокое дерево. _____________________
  3. Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями. Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для обороны. _______________________
  4. В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зелёное убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. _____________________
  1. Подчеркните слова-повторы:

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат. Или, если на лицо сядет муха, тогда Василий  злится.

Парная работа: (устно) замените неоправданно повторяющиеся слова, откорректируйте текст.

  1. Работа с учебником. П.59, упр.301 (в рабочей тетради)

  1. Учебный тренировочный рабочий лист

Рабочий лист___________________________                                5 класс

Тема:  «Однородные члены предложения»                  

  1. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения:

Мёдом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено.

2. Разберите по составу слова ПОЛЕВЫМИ,  ПАХНЕТ,  ЦВЕТАМИ.

3. Подчеркните однородные члены как члены предложения:

Зимой и летом, осенью и весной  хорош русский лес. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты ветки высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

4. В схеме предложения с однородными членами  в квадратных скобках показывается грамматическая основа и однородные члены, которые необходимо заключить в овал или кружок. Например: На празднике мы пели и плясали.

 [ ___                и               ]. В схеме показаны подлежащее «мы» и  однородные сказуемые «пели» и «плясали».

Начертите схемы предложений:

  1. По всему лесу раздаётся шорох,  шелест,  шёпот.

_____________________________________

  1. Все видели и знают ежей.

_____________________________________

  1. Ночью сильно пахнут  мята и ромашка.

_____________________________________

5*. Если вы справились с заданиями 1 – 4 и есть желание, можно выполнить задание на повторение:

 расставьте ударение в словах: инструмент,  договор, форзац, свекла, магазин, квартал,  алфавит, звонит, торты, километр, позвонишь, обеспечение, нефтепровод.

Самооценка: ________________________________________

Отметка учителя: ____________________________________

  1. Рабочий лист, включающий блок контроля знаний.

Рабочий лист        _________________________________________          10 класс

Тема:  «Имя числительное»                                                                         

1. Работа с текстом. Выпишите числительные, определите разряд, какие они по составу.

Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.  Определите часть речи у слов, имеющих числовое значение.

Тройка за ответ, три товарища, трехместный корабль, утроить усилия, сотый по списку, сто деревьев, столетний дуб, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

3. Просклоняйте числительное  748 (деревьев)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Замените числовую запись буквенной:

– Вытянул 500-й номер - ___________________________________________________________________  

– Около 600 километров пути - ___________________________________________________________________
– Поезд с 278 экскурсантами - ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________
– Высота равна 2159 метрам - ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________
– Свыше 770 гектаров - __________________________________________________________  
– Речь идет о 476 рублях -

____________________________________________________________________
– Более (полтораста) штук - ____________________________________________________

5.  Подчеркните существительные, которые могут  сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы)
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)
Четверо (лисят, очки, подруга, малыш)

6.  Найдите ошибки и исправьте:

– В этом году город отметил пятьсотлетие.____________________________

– На обоих террасах стояли цветы. ____________________________________
– Среди членов комиссии было трое женщин.____
_________________________
– За время приема участковый врач успевал принять тридцать двух человек.
 ____________________________________________________________________
– Мы опоздали всего на полторы сутки.
 _________________________________

7.  Тест 

1. Найдите числительное, употребленное с ошибкой:

а) Т. п. — пятьюстами сорока одним;

б) П. п. — о триста девяноста семи;

в) Р. п. - двухсот шестидесяти пяти;

г) Д. п. - четыремстам двадцати одному.

2. Определите правильное написание числительного в Д. п. и Т. п.:

а) сто сорок семи, сто сорок, семи;

б) ста сорока семи, ста сорока семь;

в) сто сорок семи, сто сорок семью;

г) ста сорок семи, ста сорок семью.

3. В каком сочетании нет грамматической ошибки?

а) к восемь целым двум пятым прибавить шесть;

б) трое подружек;

в) с двухстами книгами;

г) четверо медвежат.

4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

А. Обе подруги неразлучны.
Б. У обоих сел одинаковые названия.
В. На обоих баржах везли уголь.
Г. С обоими друзьями случилось несчастье.

Источники:

  1. Миренкова В.Е. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслы. 2021. № .1(71). С.115 – 130.
  2. Шеховец М.Д. Роль рабочего листа в управлении познавательной деятельностью учащихся, ориентированной на повышение результативности учебного процесса. – Электронный ресурс https://www.infouroki.net/issledovatelskaya-rabota-rol-rabochego-lista-v-upravlenii-poznavatelnoy-deyatelnostyu.html
  3. Электронный ресурс https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/poznanie-mira


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...

Ментальные карты как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Внедрение ФГОС в основной школе"...

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Одной из проблем, волнующих меня, как учителя русского языка и литературы в старших классах, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в са...

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Структура и методика урока во многом зависит от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их средств, что имеются в расположении учителя. На уроках закрепления или повторен...

Представление опыта на МО гуманитарного цикла по теме «Интегрированный урок как средство развития познавательной активности на уроках русского языка и чтения»

Представление опыта на МО гуманитарного цикла по теме  «Интегрированный урок как средство развития познавательной активности на уроках русского языка и чтения»...