Цикл занятий внеурочной деятельности по теме "Искусство кино как средство воспитания толерантности"
учебно-методический материал по мхк (8 класс) по теме
Данный материал может быть полезен для учителей культурологических дисциплин и педагогов-организаторов. Эта разработка является приложением к дипломной работе по теме " Межкультурные коммуникации в ситуации Мультикультурализма ХХI века" . Защита состоялась на кафедре теории и истории культуры факультета Философии человека РГПУ им. А.И. Герцена в 2013г (оценка - "отлично")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_kino_kak_sredstvo_vospitaniya_tolerantnosti.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий дополнительного (внеурочного) образования
«Искусство кино как инструмент воспитания толерантности».
Пояснительная записка
Современный мир многогранен, он характеризуется разнородными противоречивыми явлениями и вытекающими из них проблемами. Среди процессов, актуальных для различных стран Европы, - миграция, культурная диффузия, интеграция и интеракция, взаимопроникновение и взаимодействие культур разных этносов. Формирование поликультурного пространства сопровождается активным поиском баланса культурной самобытности и общемирового культурного развития, диалога и полилога культур, взаимопроникновения культур и поддержания культурной идентичности. Острая проблема сегодняшнего дня – коммуникация в поликультурном обществе. Взаимоотношения и контакты субъектов культурных различий, соседствующих друг с другом. При отсутствии толерантности возможно возникновение конфликтов в обществе. Пути решения указанных проблем ищут ученые и политики различных государств, при этом большие надежды возлагаются на систему образования и воспитания.
Педагогическое сообщество постоянно находится в поиске новых идей о возможной консолидации школьников, укреплении их толерантности в процессе приобщения к культурному наследию. Происходит поиск новых технологий, методов, приемов, позволяющих наиболее эффективно решить главную задачу – воспитать уважение к культуре и к людям другой национальности.
Воспитание толерантности – сложная задача, которая может решаться разными педагогическими способами. Искусство учит и воспитывает, расширяя жизненный опыт личности, включая в него освоенные при помощи искусства новые ситуации и отношения. В нынешний век повсеместного распространения массовой культуры кинематограф как самый популярный и распространенный ее носитель представляет собой богатейший источник информации. В мире стремительно развивающихся технологий и высокого темпа жизни, когда печатное слово, к сожалению, отходит на второй план, кино приобретает особую роль в формировании мировоззрения целых поколений. Социально-педагогический потенциал киноискусства определяется многообразием его функций, из которых применительно к задачам использования кино как средства формирования у учащихся толерантности, особое значение имеют познавательная, коммуникативная, развивающая и воспитательная. Помимо того, что кинематограф всегда был и остается одним из самых популярных средств массовой информации, нацеленных на самую широкую аудиторию, с первых минут своего существования он причисляется к искусству, коим остается до сих пор.
Кино воспитывает у молодого человека определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии и антипатии, т. е. способствует формированию внутренних образцов, регуляторов поведения, которые в будущем сравнительно устойчивым образом будут влиять на его поведение. Причем, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений сопровождаются интенсивными переживаниями, затрагивающими глубинные структуры личности.
Цель курса: реализовать возможности кино как фактора социализации для формирования толерантности у школьников.
Задачи:
- Способствовать формированию общей культурной компетентности учащихся
- Способствовать воспитанию зрительской культуры
- Способствовать развитию коммуникативной культуры
- Создать условия, способствующие формирования познавательного процесса, оценочных суждений.
- Способствовать формированию чувств сопричастности, сопереживания; уважения к разным культурам и их представителям.
Специфика цикла занятий:
Цикл занятий предназначен для учащихся средней и старшей школы. Занятия проходят во внеурочное время. Они не ограничены рамками временными и прохождением программы. Цикл основан на принципе добровольности и личной заинтересованности учащихся. В работе должна осуществляться:
- Опора на деятельностный подход в образовательном процессе, преобладание практических занятий.
- Работа с первоисточниками («текстами культуры»), а не с их опосредованным описанием.
- Система развивающих, творческих заданий, ориентированных на использование личного опыта ученика.
По окончании цикла занятий учащиеся умеют:
- Выражать в различных формах (диалог, диспут, анализ, сообщение)) собственное отношение к кинофильму.
- Находить нужную информацию о произведении, пользуясь различными источниками (литература, электронные ресурсы)
- Имеют понятие о зрительской культуре
- Проявляют способность к эмпатии
Для успешного прохождения курса необходимо выполнение дидактических принципов обучения:
- Принцип проблемности
- Принцип наглядности
- Принцип активности и сознательности
- Принцип доступности
Использование эвристического метода как важного инструмента работы с произведением искусства и развития когнитивной, эмоциональной и творческой сферы личности позволит создать ситуацию межличностного взаимодействия и осуществления самооценки учащихся.
До просмотра педагог должен создать у учащихся эстетический и психологический настрой на восприятие картины, пробудить интерес к фильму сформировать исторически-культурный контекст восприятия. Создать установку на восприятие и обеспечить адекватность восприятия информационно. Обеспечить ориентирование на внимательный просмотр и на постижение замысла. Создать соответствующий эмоциональный настрой и предрасположенность к восприятию фильма. Дать зрителю эстетические и смысловые ориентиры, без навязывания своей точки зрения. При необходимости дать краткую фильмографическую справку (название, страна, режиссер, актеры и другое), указать место фильма в современном кинопроцессе (участие в кинофестивалях, премии, резонанс в печати, мнения критиков). Это способствует формированию отношения к кино как к искусству и позволяет лучше ориентироваться в кинопроцессе.
Задача посткоммуникативной фазы просмотра – помочь учащимся в осмыслении идеи фильма, авторского замысла, проблематики картины, в формировании собственного отношения к этой проблематике путем организации обсуждения. Грамотно организованная и проведенная после просмотра дискуссия может сыграть не меньшую роль, чем воздействие самой картины. Обсуждение фильма в группе позволяет каждому четче сформулировать свою точку зрения, обогатить свои впечатления и понимание смысла произведения мнениями других участников просмотра и, в конечном счете, глубже понять фильм.
Кроме того, групповое обсуждение помогает воспитывать культуру мышления и речи, культуру ведения диалога.
Для успешной работы необходимо создание следующих условий:
- наличия достаточной зрелости и самостоятельности для обсуждения проблем;
- развития умения аргументировать свою позицию, точку зрения;
- поиска различных способов передачи информации;
- наличия контакта между участниками;
- выступления всех участников как равных;
- сопоставление различных интерпретаций сложных явлений;
- создания благоприятного микроклимата.
Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе. При отборе художественного материала применялись такие критерии как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций.
Средняя школа
- «Адажио» (мультипликационный фильм, 2000, Россия, режиссёр Г.Бардин, проблемы ксенофобии)
- « Голубой щенок» (мультипликационный фильм для детей, 1976, СССР, режиссёр Е.Гамбург, принятие различий, «непохожести»)
- « Гора самоцветов» (сборник из 52 мультфильмов для детей, 2005, Россия, режиссёр А. Татарский), (сказки народов России, дают представление о единстве в многообразии)
- « Ёжик должен быть колючим?» ( мультипликационный фильм для детей, 1990, СССР, режиссёр М. Каменецкий, (принятие различий, « непохожести»)
- «Чучело» (1983, СССР, режиссёр Р. Быков,
проблема нетерпимости и жестокости в детском коллективе)
Старшая школа
- «Крик свободы» (1987, США, режиссёр Р.Эттенборо, (Зрителям, достигшим 14 лет, проблемы расовой дискриминации)
- « Мимино» (1977, СССР, режиссёр Г.Данелия, толерантность и межнациональные проблемы);
- «Мусульманин» (1995, Россия, режиссёр В. Хотиненко. Зрителям, достигшим 14 лет, тема религиозной нетерпимости)
- « Обыкновенный фашизм» (1965, СССР, режиссёр М. Ромм, обличение германского фашизма, фанатизма, тоталитаризма)
- «Список Шиндлера» (1993, США, режиссёр С.Спилберг. Зрителям, достигшим 16 лет, тема геноцида и Холокоста);
- «Столкновение» (2005, США, режиссёр П.Хаггис. Зрителям, достигшим 14 лет, проблемы межрасовых конфликтов и предубеждений)
- «Париж, я люблю тебя» (2006, киноальманах, Франция, Зрителям, достигшим лет 14, проблемы взаимоотношений различных полов, этносов, поколений)
- «Пианист» (2002, Франция, Великобритания, Польша, Германия, режиссер Роман Полански, Зрителям, достигшим 14лет, обличение фашизма, взаимоотношения людей во время войны)
- «Брестская крепость» (2010, Россия, Беларусь, режиссер Л. Котт, обличение фашизма, взаимоотношения людей во время войны)
- «Белый тигр» (2012, Россия, режиссер К. Шахназаров)
- «Александра» (2007, Россия, режиссер А. Сокуров)
- «Великий диктатор» (1940, США, режиссер Чарли Чаплин, (насилие, дискриминация по национальному признаку)
Список фильмов может корректироваться и по необходимости дополняться.
Список литературы:
- Тер-Минасова С.Г. Язык и мужкультурная коммуникация.- М.: Слово, 2000. С.146
- Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации // Учебник.- М.: Издательский дом «Социальные отношения», Издательство «Перспектива», 2002. С.246
- Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
- Братченко С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 112-124.
- Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1988.
- Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие / науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост. С.В. Подгорнова. – СПбАППО, 2011.
- Жмырева Е.Ю, Монастырский В.А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи.- Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.
Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....
Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного общества
Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного обществаАвтор: учитель английского языка Ковальчук Л.Г. В нашем современном мире, где взаимопрони...
Патриотическое воспитание школьников на занятиях внеурочной деятельности через музыку и художественное слово
Значительное число обучающихся (35%) не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к отечеству, к своей Малой Родине. Они не испытывают чувства гордости за свою школу, край, земляков....
"Our little concert"(Разработка итогового мероприятия в цикле занятий внеурочной деятельности по английскому языку.)
Данное мероприятие является итоговым в цикле занятий внеурочной деятельности по английскому языку в 3 классе. К участию в мероприятии также были привлечены ученики моих групп из 2х, 6х и 7х клас...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Природные лекарственные средства"
Разработка включает в себя технологическую карту и сценарий занятия, презентацию и приложения по теме. Цель занятия: сформировать у учащихся убеждение, что каждый человек, собирающийся в поход, должен...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...
Исследовательская деятельность на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку как средство формирования учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся
Сегодня молодым людям, чтобы быть уверенными во взрослой жизни и добиться успехов в профессиональной деятельности необходимо владеть коммуникативными компетенциями. Задача учителя &nda...