Викторина по сказке П.Ершова «Конек-горбунок»
материал по литературе (6 класс) по теме
Викторина по сказке П.Ершова «Конек-горбунок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина по сказке П.Ершова «Конек-горбунок» | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по сказке П.Ершова «Конек-горбунок»
Автор разработки: Мисикова Инна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Ефремовская СОШ
Вопросы:
- Чем занималась семья главного героя сказки? (Хлебопашеством и торговлей.)
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град – столицу…
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
- Какая беда случилась у крестьянской семьи? (Кто –то стал воровать пшеницу.)
В долгом времени, аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто –то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить
- Что помешало стоять на карауле старшему брату? (Непогода и страх.)
Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала,
И со страхов наш мужик
Закопался под сенник.
( Сенник – это навес или чердак, где хранилось сено.)
- Что помешало стеречь пшеницу среднему брату? (Холод и страх).
Ночь холодная настала,
Дрожь на малого напала,
Зубы начали плясать;
Он ударился бежать –
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором.
Жутко было молодцу!
- Как отец уговорил младшего Ивана дежурить в поле? (Обещал купить ему лубков, дать гороху и бобов.)
Говорит ему: «Послушай,
Побегай в дозор, Ванюша.
Я куплю тебе лубков,
Дам гороху и бобов».
(Лубки – ярко раскрашенные картинки.)
- Что делал в первую очередь человек, войдя в избу? (Молился на икону в красном углу комнаты.)
Караульщик помолился,
Вправо, влево поклонился…
- Кто оказался вором пшеницы? Опишите его. ( Белая кобылица с золотой завитой гривой.)
Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.
Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.
- Сколько дней Иван ухаживал за кобылицей? (Три дня.)
… По три утрени зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
- Что пообещала кобылица Ивану? (Двух коней золотогривых и конька ростом только в три вершка.)
По исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
- Кто украл коней у Ивана? ( Братья Гаврило и Данило.)
«Ну, Гаврило, в ту седмицу
Отведём - ка их в столицу;
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим.
…
А благому дураку
Недостанет век догадки,
Где гостят его лашадки…»
(Седмица – неделя, начиная с воскресенья.)
- Что утаил от братьев Иван? ( Перо Жар – птицы.)
… И. подняв перо Жар – птицы,
Завернул его в тряпицы,
Тряпки в шапку положил
И конька поворотил.
Вот он к братьям подъезжает
И на спрос их отвечает:
«Как туда я доскакал,
Пень горелый увидал…»
- Какой был обычай в град –столице перед началом торговли? (Нужно было получить разрешение городничего на торговлю.)
В той столице был обычай:
Коль не скажет городничий –
Ничего не покупать,
Ничего не продавать.
(Городничий – глава города.)
- Сколько было заплачено царём за Ивановых коней? ( Десять шапок серебра и пять рублей вдобавок.)
«Эта пара, царь моя,
И хозяин – тоже я».
«Ну, я пару покупаю!
Продаёшь ты?» - «Нет, меняю». –
« Что в промен берёшь добра?» -
«Два – пять шапок серебра».
«То есть, это будет десять».
Царь тотчас велел отвесить
И, по милости своей,
Дал в прибавок пять рублей.
- Сколько конюхов не смогли справиться с конями? ( Десять конюхов.)
Повели коней в конюшни
Десять конюхов седых…
…
Но дорогой, как на смех,
Кони с ног их сбили всех,
Все уздечки разорвали
И к Ивану прибежали.
- Как дальше сложилась судьба братьев? ( Иван остался при царском дворе, а братья вернулись домой с деньгами.)
Царь отправился назад,
Говорит ему: «Ну, брат,
Пара нашим не даётся;
Делать нечего, придётся
Во дворце тебе служить,
Будешь в золоте ходить, В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Всю конюшенну мою
Я в приказ тебе даю…»
….
Два же брата между тем
Деньги царски получили,
В опояски их зашили,
Постучали ендовой
И отправились домой.
Дома дружно поделились,
Оба враз они женились,
Стали жить да поживать
Да Ивана поминать.
( Платье – верхняя одежда; красно платье – красивое, нарядное платье.
Опоясок – широкий кушак, пояс поверх одежды. Ендова – большая широкая чаша для вина.)
- Сколько одежды стало у Ивана на царской службе? (Десять коробов.)
У Ивана красных платьев,
Красных шапок, сапогов
Чуть не десять коробов…
- Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине? ( Хитрый спальник, бывший главный конюх, завидуя Ивану, клеветал на него царю.)
Надо молвить, этот спальник
До Ивана был начальник
Над конюшней надо всей,
Из боярских слыл детей;
Так не диво, что он злился
На Ивана и божился,
Хоть пропасть, а пришлеца
Потурить вон из дворца.
(Спальник – придворная должность при царе.)
- Какое первое задание дал царь Ивану? (Достать Жар – птицу.)
Царь, затрясши бородою:
«Что? Рядиться мне с тобою! –
Закричал он. – Но смотри,
Если ты недели в три
Не достанешь мне Жар – птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой,
Ты поплатишься со мной…»
( Рядиться – торговаться, препираться, договариваться.)
- Какое второе задание дал царь Ивану? (Достать Царь –девицу.)
Царь, затрясши бородою6
«Что, рядиться мне с тобою? –
Закричал он. – Но смотри,
Если ты недели в три
Не достанешь Царь – девицу
В нашу царскую светлицу,
То – клянуся бородой! –
Ты поплатишься со мной…»
- Куда, в какую сторону света, ездил Иван исполнять задания царя? ( На восток.)
… И поехал на восток –
Доставать тое Жар –птицу.
…
…И поехал на восток
По тое ли Царь – девицу.
(Тое – ту.)
- Сколько дней скакал Конёк – Горбунок до Жар – птицы и до Царь – девицы? ( Семь дней.)
Едут целую седмицу,
Напоследок, в день осьмой,
Приезжают в лес густой.
( Осьмой – восьмой.)
- Какое третье задание дал царь Ивану? (Достать перстень Царь –девицы.)
Вот Иван к Царю явился,
Царь к нему оборотился
И сказал ему: «Иван!
Поезжай на окиян;
В окияне том хранится
Перстень, слышь ты, Царь – девицы.
Коль достанешь мне его,
Задарю тебя всего».
23. Назовите родню Царь – девицы. (Мать – месяц, брат – солнце.)
Говорит ему царица:
« Месяц – мать мне, солнце – брат».
24. Какое чудо увидел Иван в море – окияне? ( Чудо – юдо рыбу –кита, на спине которого стоит целое село.)
Вот въезжает на поляну
Прямо к морю – окияну;
Поперёк его лежит
Чудо – юдо рыба кит.
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр – бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
25. За что был наказан кит? Как он может заслужить прощение? ( Проглотил три десятка кораблей; если кит вернёт корабли, то наказание с него будет снято.)
Месяц ясный говорит:
«Он за то несёт мученье,
Что без Божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей.
Если даст он им свободу,
Снимет Бог с него невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит».
26. Кто нашёл на дне морском перстень Царь – девицы? (Ёрш – гуляка.)
Тут, отдав царю поклон,
Ёрш пошёл, согнувшись , вон.
С царской дворней побранился,
За плотвой поволочился
И салакушкам шести
Нос разбил он на пути.
Совершив такое дело,
В омут кинулся он смело
И в подводной глубине
Вырыл ящичек на дне…
27.Какое средство придумала Царь – девица, чтобы сделать царя молодцем? ( Искупаться в трёх котлах: в кипящем молоке, в крутом кипятке, в студёной воде. )
« Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться,-
Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде варёной,
А потом ещё в студёной,
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!»
28. Как царь грозился расправиться с Иваном, если он не выполнит приказ искупаться в трёх котлах? ( Грозился отдать в мученье, пытать, по кусочкам разрывать.)
Царь, затрясши бородою:
«Что? Рядиться мне с тобою! –
Закричал он. – Но смотри!
Если ты в рассвет зари
Не исполнишь повеленье,-
Я отдам тебя в мученье,
Прикажу тебя пытать,
По кусочкам разрывать».
29. Что велел Конёк – Горбунок сделать Ивану до того, как лечь спать в ночь перед купанием в котлах? ( Помолиться.)
«А теперича молись
Да спокойно спать ложись».
30. Что произошло с Иваном, что с царём после купания в котлах? ( Иван стал пригожим молодцем, а царь сварился.)
На конька Иван взглянул
И в котёл тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже.
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
….
Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился,
Бух в котёл – и там сварился!
31. Что сделали прежде всего Иван и Царь девица после того, как народ признал их царём и царицей? ( Обвенчались в церкви.)
Царь царицу тут берёт,
В церковь Божию ведёт, И с невестой молодою
Он обходит вкруг налою.
(Налой – столик или подставка в церкви, где лежат крест и Евангелие.)
32. Как вы считаете, каков главный смысл сказки Ершова? ( Дружба и верность.)
2. “Кто это?” (определи по описанию героев сказки)
1. Ражий парень, хоть куды!
Волос гладкий, сбоку ленты,
На рубашке прозументы,
Сапоги как ал сафьян
(Царский спальник об Иване-дурачке)
2. “Эта вовсе не красива;
И бледна-то, и тонка,
Чай в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка!
Пусть полюбится кому,
Я и даром не возьму.
(Иван-дурачок о Царь-девице)
3. “Ох, ты, вечная гуляка,
И крикун и забияка!
Всё бы, дрянь, тебе гулять
Всё бы драться да кричать”
(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)
4. “Вьётся кругом над полями
Виснет пластью надо рвами
Мчится скоком по горам
Ходит дыбом по лесам”
(Кобылица – мать Конька-Горбунка)
5. “Он зимой тебя согреет,
Летом холодом овеет,
В голод хлебом угостит
В жажду мёдом напоит”
(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)
3. “Кому принадлежат эти слова?”
1. Я шутить ведь не умею
(Иван-дурак – кобылице)
2. “Ты вот, так сказать, примерно,
Сослужил мне службу верно,
То есть, будучи при всем
Не ударил в грязь лицом”
(Старик о старшем сыне Даниле)
3. “Эй, хозяин,- полно спать!
Время службу исправлять”
(Конек-Горбунок Ивану)
4. “Царь велел вам долго жить!”
(Царь-девица народу о смерти царя)
5. “Что ты долго не являлся?
Где ты, вражий сын, шатался?”
(Кит Ершу)
6. “Путь-дорога, господа!
Вы откуда и куда?”
(Рыба-кит Ивану и Коньку)
7. “Соколины твои очи
Не дадут мне спать средь ночи.
И во время бела дня –
Ох! Измучают меня”
(Царь о Царь-девице)
8. “Будьте милостливы, братцы!
Дайте чуточку подраться”
(Ёрш)
4.Ответь на вопрос!
1) Как звали трех братьев в сказке П.Ершова « Конек – Горбунок»?
(Данило, Гаврило, Ванюша)
2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?
(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)
3)Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?
( Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)
4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?
(« Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею
И вскочил ему на шею….» )
5) Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?
( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)
6) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.
( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см)
с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)
7) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?
( На базаре в конном ряду)
8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?
( Десять шапок серебра)
9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-
горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?
(Спальник – слуга царя)
10) И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?
(Пшеном, смешанным с вином)
11) А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?
(Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)
12) За что рыба – кит несла свое мучение?
(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей
три десятка кораблей»)
13) Почему царь сварился в котле, а Иван нет?
(Ивану помогал Конек – Горбунок)
14) Назовите любимое занятие Ивана?
(Иван очень любил пить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвокультурологический комментарий Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок»
Лингвокультурологический комментарийСказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» Затекстовая информация: Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве ...
Конспект урока чтения в 5 классе по теме "Дух народный в сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок"
Учебник чтения 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида предполагает знакомство детей не только с народными сказками, но и с литературными. Дети знакомятся с творче...
Викторина по сказке П. Ершова "Конек - горбунок"
Викторина для учащихся 4 - 5 классов....
Литературный марафон по сказке Ершова "Конек-горбунок"
Литературный марафон включает в себя несколько этапов: игра "Битва знатоков", интеллектуальный-разгадывание кроссвордов, творческий - рисуем героев сказки....
Конспект урока по сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»
Цель создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки....
Игра-путешествие по сказке П.П. Ершова «Конек–Горбунок»
Тема: «ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК ВЕРНЫМ ДРУГОМСТАТЬ МНЕ МОГ»...
Технологическая карта урока «Описание предмета. Подготовка к сочинению- описанию игрушки литературного персонажа сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».
Разработка интегрироованного урока по русскому языку, литературе, ИЗО....