Литературно-музыкальная композиция. "День рождения Н.В.Гоголя"
методическая разработка (8 класс) на тему
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции предоставляет возможность обучающимся получить дополнительную информацию о жизни и творчестве писателя, проявить свои творческие способности, вспомнить изученные произведения Н.В.Гоголя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.v.gogoldokument_microsoft_word_2.docx | 468.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Н.В.ГОГОЛЯ.
(1809 – 1852)
МЫСЛИ МОИ, МОЁ ИМЯ, МОИ ТРУДЫ БУДУТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ РОССИИ…
Цель: расширять знания учащихся о Н.В.Гоголе; приобщать ребят к классической русской литературе; развивать творческие способности учащихся; воспитывать любовь к русской культуре.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, спокойная украинская мелодия, иллюстрационный альбом «Н.В.Гоголь», свечи, выставка произведений Н.В.Гоголя.
Ход занятия.
На фоне спокойной украинской мелодии звучат слова.
Учитель:Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звёзды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы. (А.С.Пушкин).
Ученик 1: В глазах у Гоголя блестит украинская ночь,
В её волшебной черноте от ужаса светло.
На лбу у Гоголя лежит волос косая прядь.
Как будто ворон положил ему на лоб крыло. (И.Шкляревский)
Ученик 2: Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Большие Сорочины Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье украинского помещика. Детские годы будущего писателя прошли в имении отца – селе Васильевка, близ города Миргорода.
Ученик 3: Отец писателя, Василий Афанасьевич Яновский, был литературно одарённым человеком автором комедий на украинском языке.
Ученик 4: Украинец по рождению, Гоголь провёл свои детские и юношеские годы среди украинской природы. Ещё подростком Гоголь познакомился с народной жизнью и бытом украинской деревни, горячо полюбил украинские сказки, песни предания. Однако он с самого начала своей сознательной жизни связал себя с русской культурой, значение и великую роль которой он высоко ценил ещё в отроческие годы. Он говорил о себе «…я сам не знаю, какая у меня душа – хохлацкая или русская. Я знаю только то, что никак не дал бы преимущества ни малоросссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином».
Ученик 5: В 1818 году Гоголь поступил в Полтавское уездное училище, проучился там около двух лет, а затем был принят в 1821 году в Нежинскую гимназию высших наук.
Ученик 1: В гимназии он особенно много времени отдавал чтению. Другим его увлечением был театр. Принимал участие в постановке спектаклей. В 1828 году закончил Нежинскую гимназию и переехал в Петербург.
Ученик 2: В ящике стола лежит большая, в 490 страниц тетрадь, привезённая из Нежина. На обложке рукой гимназиста Гоголя написано: «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Состав. Н.В.Гоголь. 1826 год». Чего только нет в этой тетради: и мысли знаменитых писателей, и сведения по истории и географии, и собственные сочинения, но больше всего здесь записей о жизни русских и украинских народов – предания, обычаи и нравы, пословицы и поговорки, песни. Как всё это пригодится ему теперь! Но Гоголю мало и этих записей, и своих детских и юношеских воспоминаний, и книг, которые он читает.
Учитель: Он пишет матери: «Почтеннейшая маменька, мой добрый ангел-хранитель, теперь я вас прошу в свою очередь сделать для меня величайшее из одолжений. Вы имеете тонкий наблюдательный ум, вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и поэтому, я знаю, вы не откажетесь сообщить их мне в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно…Всё это будет для меня чрезвычайно занимательно…»
Ученик 3: В 1829 году начал работать над повестями из украинской народной жизни, составившими впоследствии книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», восторженно встреченную друзьями писателя и широкими читательскими кругами. «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности, - писал Пушкин.-А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
Ученик 4: «Вечера…» - одна из любимейших книг многочисленных читателей Гоголя. После их выхода Гоголь становится известным в читательских кругах.
Ученик 5: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы вы хотели придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли» (В.Г.Белинский).
На музыкальном фоне ученик читает наизусть отрывок из повести «Ночь перед Рождеством» (начало повести).
Ученик 1: «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки»…-писал Пушкин.-Они изумили меня…Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».
Учитель: Мог выйти архитектор из него:
Он в стилях знал извилины различий,
Но рассмешил его при встрече городничий,
И смеху отдал он себя всего.
Смех Гоголя нам ценен оттого,-
Смех нутряной, спазмический, язычий,-
Высмеивать своё же существо.
В своём бессмертье мёртвые вы души,
Свиные хари и свиные туши,
И человек, и мёртвовекий Вий-
Частицы смертного материала…
Вот, чтобы дольше жизнь не замирала,
Нам нужен смех, как двигатель крови. (И.Северянин).
Ученик 2: Ничего на свете не было дороже и выше для него Пушкина. Казалось, вся жизнь осветилась, хотелось сделать что-то большое. «Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему»,-всегда говорил Гоголь.
Учитель: -Приехал и уехал, в снег и полночь,
Играя колокольцами в степи!
Возьми, милейший Гоголь, и Бог в помощь,
Из этого пиеску и слепи.
-Прошу простить, куда и кто уехал?
Был грех, не внял – ваш гений ослепил.
-Не знаю, это так я, ради смеха,
А кабы знал, глядишь бы сам слепил.
И всё! И улыбнулся светлооко,
И второпях закончил разговор.
Но якобы из этого намёка
Родился, слава Богу, «Ревизор». (М.Танич).
Театрализованное представление учащимися сцены из «Ревизора» (Д.4. явления 12,13,14) Действующие лица: Марья Антоновна, Хлестаков, Анна Андреевна.
Учитель: Уехал Хлестаков…Бряцает сбруя,
Бряцают мысли путаны и дики:
У Земляники дочь Перепетуя,
Марья Антоновна, что в грусти проку?
Плечо горит, и взор в окно стремится…
«Сорока пролетела»…Да, сорока,
Но вещая, но радостная птица!
Летел, летел в хвостатом фраке щёголь,
Настрекотал, сорочий, ревизора…
Пусть навсегда уехал он, и Гоголь
Останется при званье шелкопёра,
Ей нипочём: в душе её девичьей
Он светлый сон, он принц, он наречённый…(М.Тарловский).
Ученик 3: «В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое». (В.Г.Белинский).
Ученик 4: В 1838 году Гоголь едет за границу с тем, чтобы отдохнуть, поправить своё здоровье и закончить начатые по сюжету, предложенному Пушкиным, «Мёртвые души». В Париже он узнаёт о гибели Пушкина. «Никакой вести нельзя хуже было получить из России,-писал Гоголь.-Всё наслаждение моей жизни, всё моё высшее наслаждение исчезло с ним».
Ученик 5: «Вышедшие в 1842 году из печати «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, по словам Герцена, «потрясли Россию». Большое место в поэме занимают раздумья автора о судьбах родины.
Ученик читает наизусть отрывок из поэмы «Мёртвые души» (Эх, тройка…).
Ученик 1: «Мёртвые души» -горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный…
Учитель: Однажды Гоголь вышел из кареты
На свежий воздух. Думать было лень.
Но он во мгле увидел силуэты
Полузабытых, тощих деревень.
Он пожалел безрадостное племя
Оплакал детства светлые года.
Не смог представить будущее время-
И произнёс: «Как скучно, господа!» (Н.Рубцов).
Ученик 2: «Грустно в мире Чичикова так, как грустно нам в самом деле; и там и тут одно утешение в вере и уповании на будущее» (А.И.Герцен).
Ученик 3: В 1848 году Гоголь возвращается на родину, продолжает работу над вторым томом «Мёртвых душ», однако книга его не удовлетворяет. В 1852 году в припадке болезненного отчаяния он сжигает рукопись второй части «Мёртвых душ».
Учитель: От печки я оттёр бы Гоголя:
«Свои творения губя,-
Я крикнул бы ему,- не много ли
Берёте, сударь, на себя?»
И, может быть, хоть пачку листиков
Я выхватил бы из огня,
Чтоб он послушался не мистиков
И не аскетов, а меня! (Л. Мартынов).
Ученик 4: Через несколько дней после этого Гоголь умирает от истощения.
Ученик 5: Похороны Гоголя превратились в широкую общественную демонстрацию: его хоронила вся передовая Россия. Тургенев пишет: «Гоголь – это человек, который своим именем ознаменовал эпоху в истории нашей литературы».
Учитель:
Сто лет тому назад Москва дремала
В сугробах, как в перинах пуховых,
Выравнивал снежок мало-помалу
Колдобины на улицах кривых.
Но до зари во флигеле господском
Не знали сна. И толстая свеча.
Оплывшая тяжёлым жёлтым воском,
В одном из окон теплилась, треща.
И если бы увидел этот флигель
С Никитского бульвара кто-нибудь,
Не знал бы он, что в дом стучится гибель,
Что вышел Гоголь в свой последний путь.
Меж тем актёры, барыни, монахи
Стучали робко в тёмный кабинет,
И многие отшатывались в страхе,
Узнав, что улучшенья нет как нет.
А Гоголь умирал. Он был взъерошен,
Был остронос, как ворон и не брит,
Воображал он, что друзьями брошен,
Живой-в геенне огненной горит.
Но он был жив! И юношеской силой,
Поющей в сердце, бьющей из-под век,
Его, как половодьем, уносило
Из времени - вперёд на целый век.
И то был Днепр. И волны чуть плескались
В дощатую обивку челнока.
Над тёмным яром встал колдун, оскалясь,
Но шла, как жизнь, великая река.
И то был Петербург! И шедший рядом
В шинелишке худой совсем промёрз,
Но шёл вперёд с остекленевшим взглядом
И видел всё на много сотен вёрст.
И то был гром оваций в «Ревизоре»,
И смех, и ужас ветреной толпы.
Но, беззаботных зрителей позоря,
Таких лучей ударили снопы,
Что стало жутко обществу пустому…
И умиравший преклонился ниц
И вспомнил всё, вплоть до второго тома,
Вплоть до его обугленных страниц.
Что было в этом томе для России?
Какая даль каких иных веков
Ему приоткрывался в дымке синей
Под звон церквей и ругань кабаков
И не в жару, не огненной геенне
Сгорело всё, что было в нём мертво,
Но вышел в путь, встал на работу гений.
Так началось бессмертье для него!..
Ученик 1: «Как ни велики твои ошибки, мученик скорбной мысли и благих стремелений, но ты был одним из благороднейших сынов России, и безмерны твои заслуги перед родиной». (Н.Г.Чернышевский).
Учитель:
И в праздник твой, в твой праздник благородный,
С глубокой горечью хочу тебе сказать:
«Ты был для нас источник многоводный,
И мы к тебе пришли теперь опять,-
Но «смех сквозь слёзы» радостью усталой
Не зазвенит твоим струнам в ответ…
Увы, увы…Слёз более не стало.
И смеха нет».
Праздник завершается чаепитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "День Победы"
Литературно-музыкальная композиция "День Победы" (с приглашением ветеранов ВОв и ветеранов-блокадников)...
Литературно-музыкальная композиция "День матери"
Внеклассная работа посвященная Дню Матери...
Литературно-музыкальная композиция "День Победы"
Литературно-музыкальная композиция для 9-11 классов. Можно проводить как на параллель, так для общешкольного показа. В сценарии использовались документы, письма с фронта из школьного музея "Боевой сла...
Литературно-музыкальная композиция "День защитника Отечества"
Мероприятие посвящено Дню защитника Отечества...
Сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвящённого дню рождения У.Шекспира
Данная работа представляет собой сценарий театрализованного представления, включающего в себя инсценировку отрывков из пьес У.Шекспира «Hamlet» и «Tragedy of King Lear» на английском языке, презентаци...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 10 класса. Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения Роберта Бернса.
Организация внеклассной работы является одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку.Внеклассная работа по английскому языку в нашей школе имеет большое общеобразовательное, во...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню рождения С. А. Есенина
В работе рассказывается о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина. В сценарии, кроме биографических сведений, подобраны инсценировки из его поэм, песни и романсы на его стихи, музыкальные фра...