Литературно-музыкальная композиция "День Победы"
методическая разработка (9 класс) по теме
Литературно-музыкальная композиция для 9-11 классов. Можно проводить как на параллель, так для общешкольного показа. В сценарии использовались документы, письма с фронта из школьного музея "Боевой славы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturno-muzykalnoy_kompozitsii_den_pobedy.zip | 20.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Звучит «Школьный вальс» Матусовского М.А.
На сцену выходят двое ведущих.
1: 9 Мая прогремел праздничный салют Победы. А в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и огромное мужество народа.
2: Год 1941. Июнь Страна жила мирной жизнью, все надеялись на то, что пожар войны, захлестнувший Европу, не затронет нас.
Пары танцуют на сцене вальс. Парни и девушки в нарядах 40-х годов. На фоне музыки звучит стихотворение.
1: Июнь… клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море
И раздавался громкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя.
2: Июнь… тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
1: Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось.
(Степан Щипалев, 22 июня 1941г.)
Танцующие пары замирают.
(Голос за кадром): Внимание! Внимание!
Говорит Москва! Сегодня в четыре утра,
Без объявления войны германские войска
Напали на нашу страну!
Парни уходят за сцену, быстро переодеваются в форму и строем проходят по сцене. Девушки надевают платки и провожают ребят.
1: В далекий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях и в штыковых.
2: Веселые, отважные, простые,
В свой звездный час не дрогнули они
И в памяти о них по всей России
Горят сегодня вечные огни
1: Когда июньской ночью 1941г. Войска гитлеровской Германии, вооруженные не только самой передовой по тому времени боевой техникой, но и обладающие опытом ведения войны в Западной Европе, ринулись через границы СССР, встал вопрос не только о жизни и смерти нашего народа, Нои о судьбах мира и демократии.
2: На нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 47 тысяч орудий и минометов, около 5 тысяч самолетов, до двухсот кораблей.
1: За первый 8 дней войны в армию было призвано 5 миллионов 300 тысяч человек. Только с июля по ноябрь 1941г. На Восток были переведены 1523 предприятия, эвакуировано 10 миллионов человек.
2: Уже на совещании командного состава 30 марта 1941г. Гитлер не оставил никаких сомнений в том, что речь идет о «борьбе на уничтожение» целых народов. В соответствии с этим в военных директивах говорилось, что война против СССР должна вестись с «неслыханной жестокостью».
1: Итог начального периода войны для страны и армии был страшным. Миллионы убитых, раненных, пленных, огромные территории, порабощенные, истерзанные врагом. Для народа встал вопрос о жизни и смерти.
Ученик: Мы стали молчаливы и суровы,
Но это не поставят нам в вину.
Без слова мы уходим на войну
И умираем на войне без слов.
Всю нашего молчанья глубину
Всю глубину характера крутого
Поймут как скорбь по жизни светлой, новой,
Как боль за дорогую нам страну
Поймут как вздох о дорогом рассвете,
Как ненависть при виде вражьих стад
Поймут - и молчаливость нам простят
Простят, услышав, как за нас ответят
Орудия, винтовки, сталь и медь,
Сурово выговаривая слово: «Месть!».
Ученица: Мы тоскуем и скорбим,
Слезы льем от боли.
Черный ворон, черный дым,
Выжженное поле.
А за гарью, словно снег,
Ландыши без края…
Рухнул наземь человек,-
Приняла родная
Беспокойная мечта,
Не сдержать живую…
Землю милую уста
Мертвые целуют
И уходит тишина
Ветер бьет крылатый
Белых ландышей волна
Плещет над солдатом.
Ученица: Над лесом взмыла красная ракета,
И дрогнуло седое море мглы.
Приблизили багровый час рассвета
Орудий вороненые стволы
От грохота раскалывались тучи,
То спускались, то взмывали вверх,
Через Неву летел огонь гремучий –
И за Невою черной смертью мерк.
И так всю ночь, не ведая покоя,
Мы не гасили грозного огня.
И так всю ночь, за русскою Невою
Земля горела, плавилась броня
И так всю ночь гремели батареи,
Ломая доты за рекой во рву,-
Чтоб без потерь, стремительней, дружнее
Пехота перешла через Неву.
Чтобы скорее в схватке рукопашной
Очистить дорогие берега,
Чтоб, растопив навеки день вчерашний
Встал новый день над трупами врага.
(Георгий Суворов – погиб в 1941г. при прорыве блокады Ленинграда).
2: Проект гитлеровской директивы №32 от 11 июня 1941г. предусматривал, что после разгрома советских вооруженных сил вермахт захватит английские колониальные владения и некоторые независимые страны в бассейне Средиземного моря, в Африке, на Ближнем и Среднем востоке, затем вторгнется на Британские острова, развернет военные действия против Америки.
1: Гитлеровские стратеги планировали к осени1941г. приступить к завоеванию Ирана, Ирака, Египта, района Суэцкого канала, а затем к Индии, где начались соединения с японскими войсками. В дальнейшем предполагалось в союзе с Японией захватить американский континент. Ключевые позиции для порабощения мир давали, по представлению агрессоров, «молниеносный» поход против СССР («Блицкриг»).
(стихотворение «Памяти Юрия Смирнова!»)
1: Война унесла миллионы жизней,
Погубила миллионы талантов,
Разрушила миллионы судеб,
Мы не имеем права забыть об этом.
2: Героизм и сверхчеловеческие усилия позволили остановить натиск врага. В начале декабря 1941г. Красная Армия перешла в контрнаступление под Москвой, сорвав тем самым фашистский план скорой победы. Был сделан первый шаг к победе, развеян миф о непобедимости врага.
Песня «Москвичи»
Ученица: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля –
На миллион веков,
И Млечные пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатках тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной
Как будто в Мавзолей
(Сергей Орлав).
Ученик: Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать,-
Ведь саамы страшный час в бою-
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной
Разрыв – и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо
Сейчас настанет мой черед
За мной одним идет пехота.
Будь проклят сорок первый год,
Ты, вмерзшая в снегу пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв – и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо,
Но мы уже не в силах ждать
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким. А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь
чужую.
(Семен Гудзенко).
Ученик: За каждый колос, опавший
С твоих, Отчизна, полей,
За каждый волос, упавший
С головок наших детей;
За стон от боли жестокой,
Слетающий с братский губ,
Отплатим мы Око за око,
Отплатим мы Зуб за зуб.
Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не жить!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало свое берет.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная,
Счастье - тебе служить;
Идем мы смерть презирая,
Не умирать, а жить.
(Евгений Березницкий,
Погиб в боях под Ельней 1941г.)
Ученица: Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огненного шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывая о его винтовке.
Но вот в сто первый раз, в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой…
Склонился шелк в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто.
Вот на носилках девушка лежит,
Играет ветер прядкой золотистой,
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Спокойная улыбка на ее
Губах, изогнуты спокойно брови,
Она как будто впала в забытье,
Беседу оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь
И вдруг сама погасла в час кровавый…
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть весна,
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.
Звучит мелодия «Там за туманами».
Ученица: Лежит матрос
На дне песчаном
Во тьме зелено-голубой
Над разъяренным океаном
Отгромыхал короткий бой,
А здесь и грома и ни гула…
Скользнув над песком
Коснулась сытая акула
Щеки матросской плавником
Осколком легкие пробиты,
Но в синем мраке глубины
Глаза матросские открыты
И прямо вверх устремлены
Как будто мертвенной
Тоской сурово томим,
Он помнит о коротком бое,
Жалея, что расстался с ним.
(Алексей Лебедев, погиб в 1941г. при выполнении боевого задания на подводной лодке в Финском заливе)
Песня: «Ах, эти тучи в голубом!»
2: Благодаря советскому солдату, который сокрушил врага в Сталинграде, окончательно сломал хребет агрессору в битве на Курской Дуге, форсировал Днепр и Вислу, Одер и Дунай, Европа и мир избавились от смертельной опасности.
1: Около семи миллионов наших воинов непосредственно участвовали в освобождении 11 европейских государств. Свыше одного миллиона пали в борьбе за освобождение народов оккупированных стран.
2: Короткие передышки между боями давали солдатам возможность отдохнуть, порадоваться письмам, приходящим их дома, вспомнить о мирной жизни, о родных и близких людях.
Сценка: «На привале»
Несколько человек сидят на земле (кто-то пишет письмо, кто-то бренчит на гитаре, медсестра перевязывает бойца). Боец заскакивает и кричит: «Наши взяли Кенигсберг!». Все: «Ура! Ура!».
Исполнение фронтовых частушек:
- Из «Катюши» я стрельнул
Гитлер голову пригнул,
Нет на свете лучше
Дорогой «Катюши».
2. Через Вислу поплывём
Мы сегодня ночью,
Хвост мы Гитлеру прижмём,
Хоть он и не хочет.
3. Бедный Гитлер занемог,
Здравствуй, Гитлер: Хенде Хох!
Чем тебя нам полечить?
Может пулей угостить?
4. Как наш ротный старшина,
Да давно не пил вина,
Мы вот Гитлера убьём-
Старшине вина нальём!
5. «Мессер» свечкою горит,
Быстро вниз фашист летит,
Он не тонет в Висле, но
Ведь не тонет… Знаешь что!
6. Мы с победою придём,
Ждёт нас милый отчий дом,
Нет на свете лучше
Эх! Моей «Катюши»!
Ученица:
Они приходят и сюда,
На край земли,
Где сказочным сияньем
Небо щедро,
Где ночь без края,
Где снега и ветры надолго
Все дороги замели.
Они приходят, дорогие письма,
Из дальних сёл, из дальних городов,
Где жили, где росли, где родились мы,
Где каждый встречный
Нас обнять готов.
Мы верили, что письма вновь придут
С знакомой печатью на конверте,
Мы знали: каждый дом наш – наш редут.
И каждая семья сильнее смерти.
1: Письма с фронта, письма на фронт. Они согревали сердца, помогали выжить в этом кровавом месиве. Светлел наши лица, пропадала боль от ласковых и очень нужных слов, слов любви, веры и надежды.
Исполнение стихотвонения «Жди меня»
Ученик:
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновий привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь
мальчишку.
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под
мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грозила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник украшал,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры-
Всё–сказка, всё в дымке, как снежные
горы…
Пусть так, возвратимся-оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов;
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос
кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя.
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поёшь
И вместе со мною к далёким победам
Солдатской дорогой незримо идёшь.
И чем в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.
Забегает парень и кричит: «Эй! Тебе сегодня письмо из дома!». Парень садится, а девушка на противоположном конце сцены читает стихотворение. (Можно использовать фрагмент настоящего письма с фронта своего региона.)
Исполнение песни «Эхо»
1: В апреле 1945г. был нанесён завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение 11 суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы. Исторический День 9 Мая стал Днём Победы над фашистской Германией
Ученица:
Ещё стояла тишина немая,
В тумане плакала земля,
Девятый день большого мая
Уже вступил в свои права.
Армейский зуммер пискнул слабо:
Два слова сняли грузный сон.
Связист из полкового штаба
Вскочил и бросил телефон -И всё!
Никто не звал горнистов,
Никто не подавал команд,
Был грохот радости неистов
Дробил чечётку лейтенант.
Стреляли танки и пехота,
И, раздирая криком рот,
Впервые за 4 года
Палил из «вольтеров» наряд.
Не рокотали стайки «яков»
Над запылавшею зарёй,
И кто-то пел. И кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей, ещё не зная,
Что он поёт не на войне.
Ученик:
Меж стиснутых пальцев желтела солома,
Поодаль валялся пустой автомат,
Лежал на задворках отцовского дома
Осколком гранаты убитый солдат.
Бойцы говорили, не то совпаденье,
Не то человеку уж так повезло,
Что ранней зарёй в полосе наступленья
Увидел гвардеец родное село.
Чьё сердце не дрогнет при виде знакомой
До боли, до спазмы родной стороны!
И тяжесть становится вдруг невесомой,
И разом спадает усталость войны!
Что значили парню теперь километры?
Ждала его встреча с семьёй на войне.
В лицо ему дули родные ветры,
И, кажется, сил прибавлялось вдвойне.
Ученица:
Друзья - бойцы, люблю я вас
Нет вас… Но свет ваш не погас
Отчизне - жить,
И жизни – быть
Всегда, везде,
светить везде.
Над вами здесь
Взовётся песнь
А с ней, красна
Придёт весна,
Придёт лучась,
В счастливый час
Друзья – бойцы, люблю я вас.
Нет вас… Но свет ваш не погас.
Но нет, не сбылось… Громыхнула граната…
Капризом солдатской судьбы произвол:
Две тысячи вёрст прошёл он до хаты,
А двадцать шагов не сумел, не дошёл.
Меж стиснутых пальцев солома желтела
Поодаль валялся пустой автомат
Недвижно навеки уснувшее тело,
Но всё ещё грозен убитый солдат.
И чудилось: должен в далёком Берлине
Солдат побывать, и, как прежде в бою,
Он будет сражаться, бессмертный отныне,
Бок о бок с друзьями шагая в строю.
За мысли такие бойцов не судите,
Пускай он в Берлин и ногой не ступил,
Но в списках победных его помяните –
Солдат эту почесть в боях заслужил.
Песня: «Бери шинель, пошли домой)
2: Победа в самой кровопролитной за всю историю человечества войне, унёсшей десятки миллионов жизней, стала возможна благодаря совместным усилиям государств и народов, боровшихся в период Второй Мировой войны против блока фашистко-миллитаристских государств.
1: Оценивая влияние СССР на ход войны, президент США Рузвельт писал в мае 1942 года: «С точки зрения большой стратегии… трудно уйти от очевидного факта, что русская армии уничтожают больше солдат и вооружения противника, чем остальные 25 государств Объединённых Наций вместе взятых»
2: Когда я говорю о сделанном Великобританией и о военном вкладе США,- отмечал премьер-министр Великобритании Черчилль 10 октября 1944 года,- я никогда не забываю о том, что именно Красная Армия выпустила дух из нацистов… Красной армией был показан пример самопожертвования и смелости – этот пример вселял в нас надежду, что свобода мира будет спасена».
Исполняется песня «День Победы», зажигаются свечи, звучит звук метронома.
Ученица: Люди, покуда сердца стучатся, помните! Какой ценой завоёвано счастье! Пожалуйста, помните!
Ученик: Песнь свою отправляя в полёт, - Помните о тех, кто уже никогда не споёт – Помните!
Ученица: Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Ученик: Во все времена бессмертной земли Помните! К мерцающим звёздам ведя корабли, - Помните!
Ученица: Встречайте трепетную весну, люди земли! Убейте войну! Прокляните войну! Люди земли!
Ученик: Мечту пронесите через года и жизнью наполните! Но о тех, кто уже не придёт никогда, - заклинаем вас: Помните!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)
Цель: Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»
Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...
Литературно-музыкальная композиция "День Победы"
Литературно-музыкальная композиция "День Победы" (с приглашением ветеранов ВОв и ветеранов-блокадников)...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"
Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"
Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в ВОв "Вечный огонь памяти"
Эта разработка поможет любому классному руководителю провести классный час, посвященный памяти погибших воинов в годы ВОв....
Литературно - музыкальная композиция "Счастье - победа любви"
Внеклассное мероприятие литературно - музыкальная композиция "Счастье - победа любви" рассказывает о счастливой любви, перерастающей в брак. Имеет большое воспитательное значение....