Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Чуклова Надежда Леопольдовна

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема    Автор и рассказчик в произведении. Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа.  Сила воздействия на читателей рассказа «После бала»

Цели и задачи:

  • помочь учащимся осмыслить идею рассказа Л.Н. Толстого;  проследить, как раскрывается в рассказе образы  автора и рассказчика; способствовать осмыслению учащимися значения приёма контраста в раскрытии идеи произведения;
  • развивать умение анализировать художественное произведение на фактуальном, концептуальном уровнях и уровне художественной формы; развивать умения использовать в практической деятельности теоретические знания, в частности,  знания литературоведческих понятий; развивать интеллектуальные качества личности учащихся; развивать умения вести исследовательскую работу на уроках литературы;
  • пробуждать интерес к урокам литературы, интерес к исследовательской деятельности; воспитывать нравственные качества личности учащихся: чувство ответственности, неприятия зла, неравнодушия к жестокости, способность к сопереживанию; воспитывать коммуникативную культуру, желание сотрудничать.

Оборудование:

  • портреты Л.Н. Толстого;
  • опорные схемы-конспекты;
  • листы с заданием для каждой группы;
  • учебное пособие по литературе для 8 класса под редакцией Л.А. Симаковой;
  • музыкальный фрагмент (музыка Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» в исполнении ученицы на скрипке);
  • словари: литературоведческий; толковый;
  • тексты рассказа «После бала».

Ход занятия

1.Организационный момент. Мотивация. Целеполагание.

2.Беседа.

-Что является главным в произведении: идейный замысел, тема, сюжет, образная система, композиция, язык?

Учащиеся отвечают. Учитель обобщает ответы, обращаясь к схеме:

                                                                                   

                                                                                                     языковое оформление

                                                                                                                                   образная система                                                                                

                                                                                                                                                                          композиция                            

                                                                                      сюжет                                                                                                       сюжет

                                                                                      тема                                                                                                                                тема

                                                                                      идея

Вывод

Безусловно, идейный замысел определяет и тематический отбор материала, и ход событий, и построение произведения, и образную систему, и язык произведения.

3. Актуализация знаний

Вспомним, каковы же основные идеи рассказа «После бала». Опираясь на схему ответа, подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

(На доске воспроизведена схема.  По ходу ответов учитель продолжает конспективные            

записи:  примерно то, что указано  в скобках.)

                                                 обличает, критикует  (противоречия эпохи: отношение власти к                

                                                 народу…)

                                                 пробуждает  (неприятие жестокости…)

Автор                                     осуждает  (пассивность человека…)                                                    

                                                               убеждает  (что поведение человека зависит не от случая, а от его    

                                                              нравственной позиции, его нравственного выбора: чувство –

                                                              раздумья – выбор – поступок…)

                                                               заставляет задуматься   (о личной ответственности человека за

                                                              жизнь общества…)

                                                                …

4. Мини – исследование.

Учитель ставит задачу:

  • Нам предстоит проследить, как эти идеи воплощаются в рассказе.  Как вы полагаете, с чего начинается исследовательская работа?

(В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что исследование начинается с осмысления проблемы; затем формулируется тема; далее ставится цель.)

  • Как вы объясните, что такое цель?  (Цель – это представление о результате исследования.)
  • Ваша задача – провести мини-исследование текста рассказа «После бала». (Задания для групп прилагаются.)  Вам необходимо самостоятельно сформулировать цель своей работы, в то время как проблема и тема исследования уже известны. Подготовить устное выступление и сформулировать выводы. Время работы в группе – 20 минут. С правилами работы в группе вы хорошо знакомы.

5. Самостоятельная работа в группах.

6. Выступление групп.  (Устно излагаются тезисы. Выводы зачитываются. Учащиеся самостоятельно составляют конспект выступлений.)

7.Обобщение по теме урока.

8.Проверочный тест.  (Текст прилагается.)

9.Рефлексия.

10. Домашнее задание: устное сочинение по теме Проблема выбора и её решение в рассказе «После бала»

Задания группам

Группа    1                 «Теоретики»

Проблема:

Каково значение антитезы в произведениях литературы (искусства)?

Тема исследования:

  Приём антитезы  в художественной литературе (искусстве)

Цель исследования:

                          (учащиеся формулируют самостоятельно)

Задание

Проведите мини-исследование по предложенной теме на основе изученных вами произведений литературы и знакомых произведений искусства. 

Подготовьте  тезисы  по теме исследования.

Сформулируйте и запишите выводы.

Группа  2                    «Исследователи-литературоведы»

Проблема:

Каково значение антитезы в композиции рассказа «После бала»?

Тема исследования:

                              Антитеза как основной приём построения  рассказа «После бала»  

Цель исследования:

                             (учащиеся формулируют самостоятельно)

Задание

Проведите мини-исследование по предложенной теме.

Подготовьте  устные тезисы с текстовыми иллюстрациями  по теме исследования.

Сформулируйте и запишите выводы.

При проведении исследования вам, вероятно, помогут  вопросы:

  • в чём особенность композиционного решения рассказа «После бала»?
  • из скольких композиционных частей состоит рассказ Ивана Васильевича?
  • почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски?
  • что включает в себя художественное «пространство» рассказа? Можно ли убрать хотя бы один из этих элементов композиции? Почему?
  • сравните обстановку бала и вид предрассветных улиц. В чём контраст этих описаний?
  • какой момент следует считать кульминационным?  Почему?
  • задание 7, (уч. под ред. Симаковой, стр. 299)
  • как композиционное решение произведения помогает воплощению идейного замысла произведения?

Группа  3                   «Исследователи-литературоведы»

Проблема:

Каково значение антитезы в образной системе рассказа «После бала»?

Тема исследования:

                              Антитеза как основа образной системы рассказа  «После бала»  

Цель исследования:

                             (учащиеся формулируют самостоятельно)

Задание

Проведите мини-исследование по предложенной теме.

Подготовьте  устные тезисы  с текстовыми иллюстрациями по теме исследования.

Сформулируйте и запишите выводы.

При поведении исследования вам, вероятно, помогут вопросы:

  • как Толстой строит образную систему? В чём смысл такого расположения образов?
  • выявите контрастные пары в образной системе.
  • задание 6  (уч. под ред. Симаковой, стр. 299)
  • какова роль деталей в раскрытии образа полковника? Почему полковник сделал вид, что не узнал Ивана Васильевича?
  • есть ли что-то общее в мировосприятии и мировоззрении Ивана Васильевича и полковника?

-    помогает ли образная система воплотить основные идеи рассказа?

Группа  4                 «Исследователи-литературоведы»

Проблема:   Какова роль образов автора и рассказчика?

Тема исследования:   Автор и рассказчик в произведении Л.Н. Толстого  «После бала»  

Цель исследования:                             (учащиеся формулируют самостоятельно)

Задание

Проведите мини-исследование по предложенной теме.

Подготовьте  устные тезисы  с текстовыми иллюстрациями по теме исследования.

Сформулируйте выводы.

При проведении исследования  вам, вероятно,  помогут вопросы:

     -    с какой целью писатель обращается к повествованию от первого лица?

  • о чём свидетельствует выбор рассказчика?
  • всегда ли рассказчик – второе лицо «я» автора?
  • в чём стремился убедить своих молодых слушателей Иван Васильевич, приводя в качестве доказательства историю своей жизни?
  • сравните психологическое состояние Ивана Васильевича на балу и после бала;
  • задание 5 (уч. под ред. Симаковой, стр.299)
  • почему писатель, после многократных переделок рассказа (имеется 14 вариантов) сохранил фразу Ивана Васильевича: «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что я видел, было дурное дело? Ничуть.»?
  • как характеризует Ивана Васильевича избранная им жизненная позиция? Почему сам Иван Васильевич не считал свою жизнь счастливо прожитой?
  • можно ли утверждать, что рассказчик и автор – это одно и то же лицо? в чём различие их жизненных позиций?

Группа  5  «Исследователи-лингвисты»

Проблема:

Каковы особенности языка рассказа  «После бала»?

Тема исследования:

Язык рассказа «После бала» как средство воплощения идеи произведения

Цель исследования:

                             (учащиеся формулируют самостоятельно)

Задание

Проведите мини-исследование по предложенной теме.

Подготовьте  устные тезисы с текстовыми иллюстрациями   по теме исследования.

Сформулируйте и запишите выводы.

При проведении исследования вам, вероятно, помогут вопросы:

  • задание 4  (уч. под ред. Симаковой, стр.299);
  • почему, описывая Вареньку, Л.Толстой строго отбирает лексику, избегает фразеологизмов, ярких метафор?
  • с какой целью в тексте неоднократно повторяется конструкция «Я +глагол»?
  • обратите внимание на использование в 1 и 2  частях  рассказа прилагательных, обозначающих цвет;
  • какой смысл использования во второй части рассказа поэтической фигуры (анафоры)?
  • задание 10 (уч. под ред. Симаковой, стр.299);
  • на какие языковые особенности рассказа вы обратили внимание?
  • способствует ли язык рассказа художественному воплощению идеи произведения?

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...

Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"

Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...

"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.

Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....