Рабочая программа по проектной деятельности "К проекту шаг за шагом!"
рабочая программа (6 класс) на тему
Это первый опыт использования в работе технологии проектной деятельности. Многое пересмотрела, перечитала и попыталась соединить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по проектной деятельности "К проекту шаг за шагом!" | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 227 ____________________ Е.А. Рыбальченко
«____» ________2014 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ____________________ Н.Б.Гусева
«____» ________2014 г. | РАССМОТРЕНО на заседании кафедры филологического образования протокол № _______ «____» ________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«К проекту шаг за шагом!»
Направление: литературно-языковое
Классы: 6 А
Учитель: Пискарёва Е.В.
Количество часов – 34 (1 час в неделю)
МОСКВА
2014-2015 учебный год
1. Пояснительная записка
На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Приступая к работе над проектами, важно понимать, что в основе организации проектной деятельности лежит метод учебного проекта, одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Предлагаемая образовательная программа «К проекту шаг за шагом!» для работы с учащимися 5-6 классов по русскому языку и литературе - одна из попыток использовать богатейшие возможности в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал.
Программа отражает деятельностно-ориентированный подход к образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.
Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над проектом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц и литературных текстов.
Программа составлена с учётом возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному.
Программа «К проекту шаг за шагом» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.
Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников 5-6 классов, интересующихся русским языком и литературой и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.
Занятия проводятся с постоянным составом детей в количестве 10 человек 1 раз в неделю по 1 часу на базе ГБОУ СОШ № 227.
Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения. В дальнейшем предполагается продолжение работы с учащимися 7-8, 9, 10-11 классов.
Цель программы:
- углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания и литературы, повышение общей языковой культуры школьников;
- формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи программы
Образовательные:
- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
- предупреждение речевых и грамматических ошибок;
- овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления ссылок.
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение
уровня культуры речи;
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие способности критически относиться к услышанному.
Воспитательные:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой общения;
- формирование профессионального интереса к лингвистике;
-формирование социально активной личности;
- воспитание толерантности.
Формы занятий
- индивидуальные;
- групповые;
- массовые.
Виды деятельности педагога и детей
-теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
- практические (тематические конкурсы, олимпиады, лингвистические игры, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление диалогов, анкет; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет-постеров; подготовка сообщений, научный дебют);
-индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к созданию презентации и защита его, написание заметки в газету).
Методы
- словесный;
- игровой;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- наглядно-демонстрационный;
- проблемный.
Межпредметные связи
- русский язык;
- литература;
- история;
- музыка;
- живопись;
- латинский язык.
Внутрипредметные связи
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология и стилистика.
2. Ожидаемые результаты.
Обучающие должны знать:
- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- назначение лингвистических словарей;
- историю современного русского письма;
- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных – языковедов;
- приёмы работы с текстом;
- художественно – выразительные средства языка.
Обучающие должны уметь:
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;
- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры.
Оборудование и материалы:
- научно-популярные книги о русском языке;
- лингвистические словари;
- тексты художественных произведений;
- олимпиадные задания;
- памятки по составлению планов, правилам конспектирования, редактированию текста;
- образцы рефератов, деловых бумаг
- портреты учёных – языковедов;
- рисунки и творческие работы учащихся;
- компьютер, диски с материалами по русскому языку.
3. Документы и материалы, с учётом которых составлена программа
- Закон РФ «Об образовании».
- Е.Ю.Ривкин. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии/Е.Ю.Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2013. – 183 с.
- Г.В.Цветкова. Русский язык. 6-11 класс: проектная деятельность учащихся / сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.
- Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель; Науч. Ред. Т.И.Шамова. – 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с.
- Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты 5-11 классы: учебно-методическое пособие/А.Г.Нарушевич/Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 78 с. – (Мастер-класс.)
- Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта: сб. нормативных документов. – М.: Дрофа,2009
4. Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов | |||
теория | практика | всего | |||
1 | Из истории возникновения проектов | 1 | - | 1 | |
2 | Основные требования к проекту | 1 | - | 1 | |
3 | Типология проектов | 1 | - | 1 | |
4 | Структура проекта | 1 | - | 1 | |
5 | Определение проблемы проекта как начало исследования | 1 | 1 | 2 | |
6 | Требования к выбору и формулировке темы | 1 | 1 | 2 | |
7 | Актуальность и практическая значимость проекта | 1 | 1 | 2 | |
8 | Объект и предмет исследования (Что и как рассматриваю в проекте?) | 1 | 1 | 2 | |
9 | Определение цели и задач исследования | - | 1 | 1 | |
10 | Формулирование гипотезы | - | 1 | 1 | |
11 | Планирование исследования | - | 1 | 1 | |
12 | Виды литературных источников информации | 1 | - | 1 | |
13 | Виды чтения | 1 | 1 | 2 | |
14 | Виды фиксирования информации | 1 | 2 | 3 | |
15 | Виды обобщения информации | 1 | 1 | 2 | |
16 | Библиографическое описание | 1 | 1 | 2 | |
17 | Эксперимент и исследование (Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных) | 1 | 1 | 2 | |
19 | Оформление работы и подготовка приложений. Рекомендации по размещению иллюстраций в работе | - | 1 | 1 | |
20 | Основные подходы к составлению защитной речи | 1 | 1 | 2 | |
21 | Тезисы и рецензия: основные правила написания. | 1 | 1 | 2 | |
22 | Успех презентации – залог признания! (Презентация и защита проекта) | - | 2 | 2 | |
Итого | 16 | 18 | 34 |
5. Этапы педагогического контроля
№ | Какие знания, умения и навыки контролируются | Формы контроля | Сроки |
1 | Умение связно и логично излагать мысли, подбирать доказательства из своей жизни. | Сочинение-рассуждение | Cентябрь |
2 | Умение работать со справочной литературой, научно – популярными книгами о языке. | Подбор материала для сообщения о проблеме проекта |
Октябрь |
3 | Знание языковых норм. | Редактирование предложений | Октябрь |
4 | Умение выразительно рассказывать, соблюдая языковые нормы. | Сообщение темы проекта, рассуждение о её актуальности | Октябрь |
5 | Умение писать заметку в школьную газету. | Заметка о практической значимости проекта | Ноябрь |
6 | Назначение лингвистических словарей, умение пользоваться ими. | Выступление с сообщением | Ноябрь |
7 | Умение анализировать задания, делать логические выводы. | Лингвистический конкурс «Своя игра» | Декабрь |
8 | Умение писать реферат, использовать цитирование. | Написание основной части проекта | Январь |
9 | Умение пользоваться этимологическим, фразеологическим, толковым словарями. | Сообщения с использованием словарей | Февраль |
10 | Знание речевых норм, умение использовать их в разных ситуациях общения. | Тестирование, ролевая игра | Март |
11 | Умение видеть лексические и морфологические средства связи предложений. | Анализ текста | Апрель |
11 | Умение защищать проект по наработанной теме | Научный дебют | Май |
6. Внеурочная деятельность по предмету
№ | Мероприятие, форма проведения | Сроки |
1 | Праздник «День знаний» | Сентябрь |
2 | Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по РЯ и ЛИ | Октябрь |
3 | Игра – конкурс по языкознанию «Русский медвежонок – 2014» | Ноябрь |
4 | Предметная неделя РЯ и ЛИ | Декабрь |
5 | Московская олимпиада школьников (филологическая, лингвистическая), предметные конкурсы, викторины. | Январь-март |
6 | «Научный дебют» (школьная научно – практическая конференция) | Май |
7. УМК
В качестве учебного пособия использованы методические рекомендации по проведению учебного исследования, разработке проекта «Как провести учебное исследование: От замысла к открытию» М.М.Новожиловой и др. М: 5 за знания, 2008.
8. Литература для педагога и обучающихся
Методическая литература
- Акимова М.К. Способности и одарённость. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова//Рабочая книга школьного психолога.–М.: Просвещение, 1991.–330с.
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение, 1966.–160с.
- Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.–142с.
- Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: Просвещение, 1971.–143с.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.–205с.
- Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.–253с.
- Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. / В.В. Иванов, З.А. Потиха.–М.: Просвещение, 1985.–160с.
- Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание: учебное пособие для студентов пед. институтов. / Б.А. Ларин, Б.Л. Богородский, Н.А. Мещерский.–М.: Просвещение, 1977.–224с.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. / В.В. Львов.–М.: Просвещение, 1989.–141с.
- Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.–М.: Знание, 1976.–142с.
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.
- Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968.–267с.
- Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994.–188с.
- Успенский М.Б. Когда закончились уроки. / М.Б. Успенский, М.В. Голованова, З.Г. Кеворкова.–СПб.: Просвещение, 1992.–125с.
Научно – популярные книги о русском языке
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение, 1987.–207с.
- Введенская Л.А. От собственных имён к нарицательным. / Л.А. Введенская, Н.П.Колесников.– М.: Просвещение, 1989.–142с.
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.– М., Л.: Просвещение, 1966.–158с.
- Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.– М.: Просвещение, 1974.–124с.
- Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова.– М.: Просвещение, 1989.–142с.
- Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1988.–207с.
- Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с.
- Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. / К.С. Горбачевич.– М.: Просвещение, 1984.–190с.
- Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с.
- Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1988.–205с.
- Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с.
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.: Просвещение, 1982.–190с.
- Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.– М.: Просвещение, 1975.
- Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.–142с.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. / С.И. Львова.– М.: Просвещение, 1992.–189с.
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с.
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988.–171с.
- Постникова И.И. Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.–95с.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь. / Л.А. Шкатова.–М.: Просвещение, 1989.–95с.
Лингвистические словари
- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. / О.С. Ахманова. - М.: Русский язык, 1976.–448с.
- Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов. / Ю.А. Бельчиков, М.С.Панюшева.– М.: АСТ. Астрель, 2002.–459с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. / В.И. Даль.– М.: Олма – пресс, 2002.–1450с.
- Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка в двух томах. / А.П. Евгеньева.– М.: Астрель. АСТ, 2001.–1536с.
- Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. / М.Р. Львов.– М.: Русский язык, 1984.–381с.
- Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая, Е.П. Голанова, И.А Василевская. – М.: Просвещение, 1990.–256с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с.
- Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.–351с.
- Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. / Е.М. Поспелов.– М.: Просвещение, 1988.–224с.
- Тихонов А.Н. Морфемно – орфографический словарь. / А.Н. Тихонов.– М.: Астрель. АСТ, 2002.–701с.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с.
- Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с.
- Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.: Просвещение, 1984.–224с.
- Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с.
9. Возможные темы будущих проектов
Словарное и фразеологическое богатство русского языка.
- Русские писатели о словарном и фразеологическом богатстве русского языка.
- Русский язык – один из развитых языков мира.
- Русский язык как развивающееся явление.
- Русский язык в современном мире.
- Выдающиеся лингвисты А.А. Шахматов и С.И. Ожегов.
- Языкознание – удивительная наука.
- Сколько на планете языков.
- Русский язык – язык межнационального общения народов.
История языка.
- Как возник язык?
- Генеалогическое древо языков.
- Происхождение и этапы развития письма.
- История таинственных иероглифов.
- Неязыковые средства общения.
- Типы письма и их история.
- Кириллица – основа русской азбуки.
- Что читали на Руси в 11-12 веках.
- Первая русская книга.
- Роль Пушкина в становлении национального литературного языка.
- Индоевропейская семья языков.
- Тюркская группа языков.
Словарная система русского языка.
- Многозначные слова и их частотность (по данным толкового словаря С.И. Ожегова).
- Использование слов с переносным значением в разных стилях русского языка.
- Омонимы и словари омонимов.
- Использование омонимов в художественных произведениях.
- Синонимы и словари синонимов.
- Использование синонимов в разных стилях русского языка.
- Антонимы и словари антонимов.
- Использование антонимов в художественных произведениях.
- Паронимы и словари паронимов.
- Заимствованные слова.
- Неологизмы.
- Сопоставительно – типологическая характеристика татарского и русского языков.
Происхождение и употребление слов
современного русского литературного языка.
- Старославянизмы в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
- Диалектные слова русского языка. Диалектные словари.
- Даль В.И. – составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
- Использование диалектных слов в художественных произведениях.
- Современные профессии, профессионализмы и словари профессиональных слов.
- Использование профессионализмов в художественных произведениях.
- Архаизмы и историзмы.
- Использование устаревших слов в художественных произведениях.
- Этимологические словари и их назначение.
- Несклоняемые существительные.
- Переход собственных существительных в нарицательные.
- Иноязычные словообразовательные элементы.
- Этимология названий растений, птиц, животных.
Фразеология
- Фразеологизмы и свободные сочетания слов.
- Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
- Этимология фразеологизмов.
- Фразеологизмы с именами собственными.
- Использование фразеологизмов в разных стилях русского языка.
- Фразеологические словари и справочники.
- Библейские выражения во фразеологии.
8. Фразеологизмы с именем собственным.
9. Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
10. Фразеологизмы с общим для них словом.
11. Фразеологизмы со значением цвета.
А также ...
- Типы письма и их история.
- Русский язык как развивающееся явление.
- Появление буквы ё в русском алфавите.
- Использование синонимов и антонимов в названиях художественных произведений.
- Переход собственных существительных в нарицательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативных занятий "К пятёрке шаг за шагом"
Факультатив по русскому языку для учащихся 7 классов содержит пояснительную записку и тематическое планирование, состоящее из 8 блоков...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Первые шаги в мире информатики"
Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 1 класс Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...
Рабочая программа факультативного курса по немецкому языку "Первые шаги" для учащихся 5 класса
Данный курс разработан для учащихся, которые изучают второй иностранный язык(немецкий язык) с 5 класса (первый год обучения). УМК под редакцией Аверина М.М....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа экономики. Первые шаги. Разговор о правильном питании
Эта программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования внеурочного учебного курса «Шаги к олимпиаде»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями учебной программы к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся при обучении английскому язы...
Рабочая программа дополнительного образования (элективного курса) "Шаг за шагом к экзамену"
Элективный курс русского языка «Шаг за шагом к экзамену» предназначен для обучающихся 8 класса. Рассчитан на 36 часов...