Активизация творческих способностей учащихся.
статья на тему
Материал для работы учителя по формированию творческих способностей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация творческих способностей учащихся как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Сегодня я хочу выступить по теме самообразования, которая сформулирована так: «Коммуникативная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы». Над ней я работаю уже третий год, потому что она даёт возможность решать следующие задачи, стоящие перед современной школой: раскрытие способностей ученика, воспитание патриотичного человека. Коммуникативная компетенция является одной из приоритетных в целях общего образования, т.к. характеризуется умением учащихся самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать её, активно сотрудничать с окружающими и удалёнными людьми, что так необходимо в нашей современной жизни.
В своей практике я уделяю большое внимание созданию творческих работ сверх школьной программы, так как здесь для моих учеников очень важно получать признание своего труда не только на уровне школьной оценки. Для них важно показать свою работу широкому кругу читателей, слушателей.
Известно, что и 2010-й, и 2011-й год был богат на важные события, произошедшие в стране, и, конечно же, всё это не могло не найти отражение в творчестве ребят.
«Откликнуться любым способом на всё, что происходит вокруг – важно. Тем самым мы доказываем, что живём жизнью нашей страны, т. е. своей Родины», – справедливо заметила ученица 8 класса Писаренко Елена.
Известно, что 2010 г. был объявлен ГОДОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. В мае того года мы отметили 65-летие значимого для нас всех события. А в июне 2011 – трагическую, горькую дату – 70-летие начала Великой Отечественной войны. В эти дни историческая память обостряется особенно. Она в рассказах ветеранов Великой Отечественной, наших дорогих прадедов, в познавательных документальных и художественных фильмах, в литературе, в прозе и в стихах. Одним из тех, кто отразил это страшное событие в рифмованных строчках – известный поэт-фронтовик, всю войну прошедший танкистом, лауреат государственной премии РСФСР им. Горького Сергей Сергеевич Орлов, чьё 90-летие со дня рождения мы отметили совсем недавно, 22 августа 2011 года. Познакомившись с фактами биографии, его стихами на уроках литературы, некоторые мои ученики проявили интерес к данному поэту и в своих работах доказали это. «Открывая для себя поэзию Орлова»… Под таким заголовком в районной газете «Белозерье» (на малой родине поэта) была опубликована заметка, автором которой является теперь уже ученица 9 класса Харитонова Наталья. В ней нашли отражение знания, наблюдения и впечатления, полученные в ходе знакомства с творчеством Сергея Сергеевича. Интерес был подкреплён ещё и тем, что родом он из тех мест, где Наталья проводит свои летние каникулы. А ученик 6 класса Едличко Павел посетил музей поэта Орлова (г. Белозерск), познакомился и побеседовал с заведующей Н.А. Колосовой. Свои впечатления от услышанного и увиденного передал в заметке «Слово о поэте Орлове», которая была опубликована и в названной уже газете «Белозерье», и в районной газете «Новая жизнь» (Кирилловский район Вологодской обл.)
«Для меня Сергей Сергеевич теперь не просто поэт, это поэт-патриот с большой буквы. В страшные годы Великой Отечественной принял самое активное участие в ней, защищая Родину. Поэтому стихи его всегда будут привлекать внимание читателей, т.к. поэтический талант Орлова закалён опытом мужества …», – отметил в заключении Павел.
65-летию Победы было посвящено достаточно конкурсов городского, регионального уровней, на которых достойно выступили со своими работами мои ученики. Одну из них выделю особо. Благодарственным письмом за подписью Председателя правления Мурманской общественной организации Союза писателей России В. Тимофеева и директора «Центра гражданского и патриотического воспитания» М. Орешета была отмечена работа ученика 7 класса Машкова Виталия, участника областного литературно-краеведческого конкурса «Берег России». В основу её лёг рассказ о дорогом ученику человеке, прадедушке Маркине Трофиме Тихоновиче, ветеране Великой Отечественной войны, человеке очень трудной, но интересной судьбы.
«Цель моей работы – рассказать о моём прадедушке, человеке, которым очень горжусь и на которого во всём хочу быть похожим. Он для меня пример трудолюбия, бесстрашия, мужества и огромной силы воли. Все эти качества обязательно воспитаю в себе. Поэтому с темой сочинения определился сразу: «Я хочу быть похожим на него» (так была названа работа).
Читая подобные работы, видишь непрерывную связь поколений и веришь, что родовая память будет передана нашими детьми – их детям, праправнукам героев Великой Отечественной, что очень радует.
Популяризация лучших произведений отечественной литературы в помощь развитию личности, воспитанию нравственности и любви к родному краю, развитие творческого мышления… Таковы основные задачи регионального конкурса «Вологда читающая» (2010 – 2011 г.), который был проведён в Вологде по книге рассказов известного русского писателя В.И.Белова «Душа бессмертна». Она была выпущена к 75-летию автора. Возглавила жюри, куда входили известные на Вологодчине писатели, журналисты, другие деятели культуры, супруга Василия Ивановича Ольга Сергеевна Белов. На этот конкурс вывела нас Кербут Татьяна Германовна, заведующая центром чтения ГУК «Вологодская областная библиотека им. И.В.Бабушкина», Заслуженный работник культуры Российской Федерации, один из организаторов конкурса. Человек, который сделает всё, чтобы число поклонников отечественной литературы увеличилось.
Обращая внимание на разнообразие номинаций понимаешь: по рассказам Белова можно получить истинное представление о судьбе нашей страны, нашего народа, о разнообразии и красоте русской природы. В данном конкурсе принял участие ученик 5 класса Едличко Павел. Свою представленную работу он назвал так: «Мне в этом крае дорого всё»…
«Это действительно так. Очень люблю бывать на Вологодчине. Мне здесь всё дорого, всё нравится: необыкновенная природа, люди, добрые, гостеприимные, талантливые, которые очень любят свою малую родину и гордятся ею».
Своё внимание ученик остановил на 2-х рассказах Василия Ивановича из данной книги. Это рассказ «На Родине» и «Вовка – сатюк», показавшийся особенно интересным.
«Он о семилетнем мальчике, который, пребывая в гостях у дедушки и бабушки, знакомится с сельской жизнью. Она такая интересная. Читая его, сразу вспоминаешь каникулы, дом бабушки, любимую Вологодчину, куда очень тянет… Отсюда мои корни…», – заметил во вступительной части своей работы Павел.
Ученик занял 2-е место в конкурсе. В качестве приза – большой сборник рассказов Белова. Знакомство с творчеством данного писателя продолжается.
О любви к родному краю, Кольскому полуострову, говорили в своём творчестве многие мурманские поэты и писатели. Некоторых, к сожалению, уже нет с нами. «Ушедших вспоминаем, их книги открываем»… Так назывались в прошлом году традиционные Масловские чтения, посвященные 75-летию В.С.Маслова. Вспоминали тех, чьё творчество всегда будет любимо и очень значимо для нас. Познакомившись ещё на уроках литературы с творчеством Октябрины Владимировны Вороновой, обратившись к дополнительной литературе о поэтессе, ученики 5-х, 7-х, 8-х классов подготовили и выступили с литературно-музыкальной композицией «Хочу остаться на земле…»
«Октябрина Владимировна – дорогая нашему сердцу поэтесса. Её стихи будут ценить всегда, потому что писала она о доме, о родной природе, а самое главное – о коренном народе и национальных традициях. Она первая, кто саамское слово вложил в стихотворные строки и донёс до всего мира …», – так прокомментировали своё желание обратиться к творчеству Вороновой ребята.
С землёй Кольского полуострова связано имя ещё одного очень известного поэта, Николая Михайловича Рубцова, чьё 75-летие мы отметили в январе этого года. Известно, что он у нас прожил 6 лет своей короткой жизни. Мы считаем его своим земляком. Интерес к творчеству поэта нашёл отражение в творческих работах, которые были представлены на конкурсах разного уровня, газетных статьях. Статьи были напечатаны в районных и областных газетах Вологодчины.
Вот уже несколько лет мы поддерживаем связь с музеями Рубцова. Г.А. Мартюкова, директор музея в селе Никольское Тотемского района Вологодской области, и М.А. Полётова, директор музея Рубцова в г. Москва, охотно помогают приобрести материал о жизни и творчестве поэта. Это газетные статьи, фильмы о нём, книги.
Замечательный русский художник К.А. Коровин как-то сказал: «Пейзаж не имеет цели, если он только красив. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувством». Сердцем чувствуют природу мои ученики Машков Виталий и Едличко Павел. Это мои маленькие «певцы природы». Семиклассник Виталий, узнав о том, что Генеральная Ассамблея ООН постановила провозгласить 2011 год Международным годом лесов, написал работу, которая была представлена на литературно – краеведческом конкурсе «Берег России» (работа отмечена Благодарственным письмом). «Слово о любимом уголке природы». Так она называется. В основу работы легли наблюдения за природой Лапландского заповедника, где ученик побывал во все времена года.
«Данная моя работа представляет 4 сочинения, которые объединены следующими задачами : передать впечатления от увиденного в Лапландском заповеднике в разное время года и обратить внимание на то, что дорогой моему сердцу уголок надо беречь и сохранить для будущих поколений …» – писал в пояснительной записке к своей работе Виталий.
А ученик 5 класса Едличко Павел, узнав о том, что птицей 2011 года стала всем известная трясогузка, наблюдал за ней и написал заметку, которая под заголовком «Вот такая она, трясогузка» была напечатана в районной газете «Новая жизнь» (Кирилловский район Вологодской области) и в областной, самой читаемой на Вологодчине «Красный Север». В настоящее время данный ученик составил путевые заметки, которые собирается представить на различных конкурсах. В основе их – воспоминания от увиденного во время летних каникул. Павел летом посетил музей кружева, музей Рубцова (г. Вологда), выставку графических работ известной художницы Джанны Таджатовны Тутунджан, которой 22 сентября исполнилось бы 80 лет. (23 февраля этого года её не стало). Но наибольшее впечатление произвела встреча с Анатолием Дмитриевичем Заболоцким, кинооператором, фотохудожником, писателем, другом Василия Макаровича Шукшина (в качестве оператора он работал с Шукшиным в «Калине красной» и в «Печках-лавочках») и с дочерью Василия Макаровича Ольгой Васильевной Шукшиной. Так началось самое первое знакомство ученика с творчеством известного прозаика, актёра и режиссёра. Встреча эта произошла в г. Белозерске, где с 23 по 25 июля прошел первый фестиваль документального кино памяти В. Шукшина «Человек в кадре». Приурочен он был ко дню рождения автора (25 июля). Фестиваль не только познакомил присутствующих с шукшинскими идеям, но и возродил многие детали съёмок фильма «Калина красная», которые проходили в этих краях почти 40 лет назад. Ученик посетил фотовыставку Андрея и Марины Кошелевых «Калина красная», побывал в деревне Садовая, где шли съёмки фильма.
«Мне здесь всё понравилось. Интересно рассказывали о Шукшине дочь, которая занимается изучением творческого наследия отца, друг, Анатолий Дмитриевич Заболоцкий, писатели, журналисты, просто гости…Интересными показались разыгранные сцены из «Калины красной»… Завершился фестиваль необычно. Все гости, за время проведения фестиваля, настолько сдружились, что пошли на живописное Мериновское озеро и искупались…», – поделился своими впечатлениями Павел.
Я рассказала только о части проделанной работы и хочу отметить следующее. Формируя информационно-коммуникативные компетенции, я учу искать, анализировать, сотрудничать с людьми, ставить цели, использовать личностные ресурсы … Всё это находит отражение в творчестве моих учеников. Проделанная работа расширяет кругозор, заставляет поверить их в собственные силы, появляется уверенность в себе. А ещё хочу заметить, что проделанная работа носит профориентационный характер. И если вы обратили внимание, у нас уже достаточно публикаций в газетах разного уровня. О Рубцове, об Орлове, о природе … Кто знает, может кто-нибудь из ребят станет профессиональным журналистом …
Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы посредством
применения ИКТ-технологий
Непрерывно растущий объем информации, и ее качественное разнообразие требует от современного человека совершенствования интеллектуальных средств ее приема, обработки и передачи. В процессе использования ИКТ на уроках формируются умения школьников самостоятельно обрабатывать информацию, работать в группах и индивидуально, уметь принимать решения по данному вопросу, успешно адаптироваться в современном информационном обществе. Использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникативных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой и практической деятельности школьников в образовательном процессе.
В процессе работы использую следующие педагогические технологии в практике:
- применение метода интеллект-карт для формирования и активизации познавательной деятельности учащихся
- технология индивидуального обучения (использование разноуровневых дидактических материалов, работа с текстовой информацией)
- метод моделирования - совершенствование речевых навыков школьников, моделирование на уровне слов и морфем, на уровне словосочетаний, на уровне текста (восстановить деформированный текст, развернуть текст в соответствии с темой, составить текст по иллюстрации, рисунку, схеме, создать текст по опорным словам из статьи учебника и др.)
- игровое обучение
- технология объяснительно-иллюстративного обучения
- технология на основе информационно-коммуникативных средств
Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация процесса обучения, повышения уровня обученности. Для достижения цели активизации учебной деятельности щкольников на уроках русского языка и литературы посредством применения ИКТ определяю следующие задачи:
- способствовать созданию информационно- коммуникативной среды на уроках
- использовать художественный аспект в образовательном процессе
- интегрировать курсы лингвистики и русского языка и литературы как одно из условий обновления качества образования
- работать с текстом как средством создания развивающей речевой среды, образовательных ценностей и приоритетов в обучении
- совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности.
- При проведении уроков с применением ИКТ использую методы и приемы:
- тестовые задания
- работа с наглядными пособиями
- методика использования творческих заданий на уроках литературы с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, Power Point (составление презентаций, текстов к презентациям, рисование схем и таблиц)
- методика использования обучающее - контролирующих программ на уроках русского языка и литературы( деловы игры и моделирование, электронное пособие " Аудио библиотека школьника" ИДДК, "Уроки русского языка " изд. дом "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
При использовании данных программ и пособий на уроках ученики развивают внимание и память, учатся дополнять, редактировать предложенный материал, что способствует отработке и закреплению новых навыков в образовательном процессе, также активизации познавательной деятельности путем применения данных технологий обучения. С интересом ученики вставляют слова, пропущенные буквы в них, расставляют знаки препинания, вписывают в банк нужное слово , например, в игре "Пополни счет"( отработка ЗУН по фонетике).
Обучающие программы помогают ученикам пополнять свой словарный запас, осознать насколько они знают правила правописания. Наличие видеофрагментов, обилие иллюстративного материала, звуковое сопровождение, слушание фрагментов из изучаемых произведений в исполнении мастеров художественного чтения дают ученикам коллективно и индивидуально выбрать формы работы на уроке, позволяет расширить свой кругозор и углубить свои знания, выполнить работу творческого характера.
Ученики отвечают устно или письменно, совместно могут обсуждать материал, находящийся на экране. Они работают в группах, парах сменного или постоянного состава.
Формы организации занятий с использованием ИКТ:
- самостоятельная работа
- творческие задания
- деловые и познавательные игры
- презентации
- составление интеллект-карт
Методы обучения и активизации познавательной деятельности:
Методы преподавания | Методы учения |
1. Информационно-сообщающий | 1. Исполнительский |
2. Объяснительный | 2. Репродуктивный |
3. Инструктивно-практический | 3. Продуктивно-практический |
4. Объяснительно-побуждающий | 4. Частично-поисковый |
5. Побуждающий |
Для контроля за уровнем ЗУН использую письменные и устные формы контроля:
-опрос | - редактирование |
-беседа | - моделирование |
-устный рассказ | - диктант |
- речевые упражнения | - тестирование |
- индивидуальная практическая проверка
- составление таблиц и схем
- дидактические игры
Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:
Организационный этап
- Пояснение темы и цели урока, его содержание
Актуализация знаний. Мотивация на изучаемую тему:
- чем интересна она, что нам нужно знать по затрагиваемым вопросам , как эти знания пригодятся в дальнейшем в социальном плане, в моральной, этической, практической, интеллектуальной сферах. Эффект от применения данной информации по теме показан в виде схемы, рисунка, иллюстрации, репродукции картин. ( Показ слайдов)
Изображение на экране, устный рассказ учителя, дополнительный раздаточный материал в виде карточек, рисунков, книг, статей, фотографий заставляет ученика задуматься и наводит на некоторые размышления, которые могут выразиться в виде диалога, дискуссии или просто рисунка.
Проверка усвоения предыдущего материала с помощью разных средств контроля показывает степень усвоения материала, что ученик может выразить в составлении таблицы, интеллект-карты, монологического высказывания, письменной работы, рассказа по фотографии и других видов деятельности.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительным образом, акцентирующим внимание учеников. Соотношение слов учителя и изображение на экране помогает школьникам ориентироваться по вопросам, предложенным к размышлению. Сопоставление строк из произведения с музыкальным сопровождением, с ярким зрительным образом на экране, чтение строк, соответствующих яркому рисунку, репродукции картины или пейзажной зарисовке, а то и просто художественному этюду способствует активизации познавательной деятельности школьников.
Систематизация и закрепление материала
При закреплении изученного можно дать задания творческого характера: составить интеллект-карту, написать мини-сочинение, нарисовать рисунок, написать фрагмент рассказа, например, из жизни героя. На уроке -презентации, посвященному изучению повести А.С. Пушкина "Дубровский", ученики могут просмотреть слайды с иллюстрациями картин художников Б.Кустодиева, Д.Шмаринова, ярко представить жизнь и быт людей в эпоху первой половины девятнадцатого века. Все это способствует умению анализировать, сопоставлять, делать выводы. После изучения этого произведения школьники писали сочинение по предложенным темам. С целью лучшего запоминания в конце урока делаю обзор изученной темы и предлагаю учащимся в качестве домашнего задания составить либо таблицу по теме, либо интеллект-карту (образцы показываю), либо устный или письменный рассказ о герое, о писателе, об эпохе, когда было написано это произведение.
Творческая активность и познавательные способности учащихся развиваются при работе с мультимедийным проектором и экраном при иллюстрировании разных схем, картин, таблиц, фотографий, рисунков. Их познавательная деятельность активизируется и при просмотре видеофильмов, которые предоставляет РИКМ и музей Коми-изба. На уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только дать широкий спектр иллюстрационного материала, но и соединить весь художественный аспект в единую композицию. При этом проводится работа по развитию внимания, памяти эстетическому воздействию на личность школьника.
Выводы и обобщения:
Использование ИКТ позволяет активизировать мышление, умение предлагать свои варианты видения проблемы, вопроса, темы в узком и широком понимании, участвовать в дискуссии. Оно помогает повышать качество образования, формирует культуру, эстетические навыки учащихся, развивает внимание, память. Все это имеет практическую направленность в разных областях и сферах деятельности обучающихся. Информационные технологии - процесс использования совокупности средств, методов сбора, обработки и передачи данных - способствует отработке у учащихся способов действий, помогает формированию процессов самоуправления личности, преобразует действенно-практическую сферу и осуществляет эмоционально-смысловой подход к изучению вопросов, тем дискуссий, профессионального ориентирования.
Здоровьесберегающие технологии
Салошина Галина Евгеньевна, учитель информатики и математики
Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии
Говоря о здоровьесберегающих технологиях, можно выделить основные составляющие: физическое воздействие, умственное воздействие, психическое воздействие.
Физическое воздействие на организм человека проявляется при работе за компьютером: колоссальная нагрузка на позвоночник, постоянная напряженная поза, часами не изменяемая, напряжение зрения – все это приводит к серьезным заболеваниям. Это позвоночный синдром (остеохондроз), синдром запястного канала или карпальный туннельный синдром (при длительной работе с мышью), обострения заболеваний глаз (в медицине есть термин «компьютерный зрительный синдром», что может привести и к потере зрения). Учеными доказано, что долгая работа за компьютером провоцирует большую усталость, чем при выполнении любой другой работы. Таким образом, подростки, с их неокрепшим организмом, окончательно не сформировавшимся, долгое время проводя за компьютером, получают в итоге быструю реакцию при игре, а организм на физическом уровне чувствует себя старым.
Но решить данную проблему можно: сократив время проведения за компьютером, овладение методикой быстрого набора текста, делая специальную гимнастику для глаз, перерывы между работой – и можно еще чем-то помочь себе самому. А что делать с психической зависимостью? Эта проблема намного глубже, чем предыдущая и корнями уходит глубоко, в подсознание человека.
Сейчас мы постоянно говорим о том, что все большее количество подростков увлекает сеть. Оно и понятно: в этом возрасте происходит осознание самого себя, становление личности, поиск себя и если он не удался, то компьютер (игры и Интернет) это способ уйти от повседневных проблем, почувствовать себя по-другому. Недаром, по мнению психологов, компьютерной зависимости подвержены те люди, которые неуверенны в себе, те, у кого трудности в общении, имеющие комплексы или просто застенчивые. Компьютер же позволяет все изменить, почувствовать себя сильным, ловким, общаться на новом уровне.
Но что получается? В виртуальном мире он герой, а на практике, в реальной жизни, у подростка снижается концентрация внимания, проблемы с памятью, ухудшение качества разговорной речи. Подростки стали меньше читать, компьютер заменяет им книгу. Общаясь в чатах, социальных сетях, ВКонтакте, они не следят за правильностью написания, грамотностью, и, как следствие, в повседневной жизни начинают также безграмотно говорить, имеют проблемы с постановкой фраз, они вообще в принципе начинают плохо выражать свои мысли. В качестве примера достаточно послушать общение 14–15-летних детей и все становится ясно. Самое интересное, что «благодаря» такому виртуальному общению, дети и обычную речь начинают плохо воспринимать, появляются проблемы с чтением и анализом текста в учебнике. Ведь недаром они говорят: «Мы читать не будем, вы лучше скажите, что делать». Но и это «скажите» приходиться повторять по нескольку раз, пока дети не поймут, что от них требуется.
Таким образом, если физическое воздействие компьютера оказывается только на самого человека, то последствия психической зависимости затрагивают не только самого зависимого, но и окружающих его людей, что вдвойне опасно. Ведь недаром последнее время все чаще стали случаться преступления именно на основе этого вида зависимости. Психические последствия видны в полной мере – дети стали очень возбужденными, их не успокоить, по статистике, самые зверские преступления совершаются именно подростками. И неудивительно, они играют круглыми сутками, постоянно в курсе всех новинок игр. Вот только реальность их совсем перестала интересовать, она стала помехой в их игре.
Ученые отмечают способность компьютера и Интернета делать человека изолированным от общества (наши дети все чаще сидят дома за компьютером, вместо того, чтобы быть на свежем воздухе), депрессивным или наоборот, агрессивным, способствовать уменьшению времени реального общения с друзьями, стремительного сокращения количества друзей. Ребята становятся уязвимыми и зависимыми от компьютера и Интернета, они вообще не мыслят себя без этого.
Еще одной проблемой отсутствия сохранения здоровья является использование электронных учебников. С одной стороны, это конечно удобно для ученика: нет необходимости носить большое количество учебников (что всегда отражается на здоровье первоклассников, вынужденных носить огромные ранцы), но, с другой стороны, никто не проводил лабораторные исследования на предмет пагубного воздействия на зрение. Ведь ребенок проводит в школе достаточно большое количество времени, на уроках мы постоянно работаем с учебниками, что и приведет к проблемам со здоровьем. Эта проблема отсутствия здоровьесбережения должна стоять на первом месте.
Один учащийся признался: «Вы представляете, у меня компьютер сломался, и мне пришлось весь день заниматься уроками, вместо того, чтобы играть». И столько мучений прозвучало в этой фразе: вместо того, чтобы играть с утра до ночи, он вынужден был делать домашнее задание! А ведь и дети, да и порой родители, стали забывать о том, что первая обязанность ребенка – учиться. Ведь компьютер должен выступать как вспомогательный инструмент, помощь в обучении, а получается наоборот. Обучение становится помехой, на первом месте компьютер, который, к сожалению, приносит больше вреда, чем пользы. И сколько бы не говорили медики о здоровье, его сбережении, все равно наши дети продолжают играть, общаться в соц.сетях и даже случай с новозеландским подростком, введение в медицине официального заболевания «компьютерный тромбоз», к сожалению, их не пугает.
Эта паутина затягивает все большее количество подростков, которые обладают способностью быстро приспосабливаться к этому миру. Все это приводит их к отсутствию фантазии, снижение эффективности памяти. Иллюзия реальности, которая создается играми и Интернетом, создает возможность формирования безответственности и подростка, что, безусловно, пагубно влияет на его психику. И легко эту проблему решить не удастся, необходимо будет привлечение специалиста.
Все это пагубно отразится на нашем обществе в будущем в целом.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Саитова Гульнара Тагировна, учитель географии
Горшенина Галина Васильевна, учитель математики и физики, зам.директора по НМР
Бычкова Ирина Васильевна, учитель математики и физики
Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии
Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье. Быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь. Использование физических упражнений для предупреждения болезней и продолжения жизни уходят своими корнями в глубину веков. Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры.
Древние философы Аристотель, Гиппократ, которые были известными фармакологами, проповедовали гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Плутарх называл гимнастику "движения кладовой жизни", а философ Платон писал: "Гимнастика есть целительная часть медицины". Не зря же гласит восточная мудрость "У кого есть здоровье – у того есть надежда. У кого есть надежда – у того есть все." В последние годы предметом любого общества становится здоровье детей и подростков. Здоровье современных детей и подростков это будущее страны и ее генофонд, оборонный, экономический и культурный потенциал, трудовые ресурсы. Поскольку большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы то, каждый педагог должен владеть навыками сохранения и укрепления здоровья, технологиями формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Формирование ЗОЖ должно происходить в учебном процессе и внеклассных мероприятиях. Всемирная организация здравоохранения определила, что заболеваемость на 50% зависит от образа жизни, на 25% от экологии, 10-15% от состояния медицины и наследственности, 10-15 % от других факторов. Таким образом взрослые, педагоги могут повлиять на здоровья ребенка научив его здоровому образу жизни
Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного процесса (УВП). Поэтому перед школой была поставлена задача рациональной организации УВП, а именно:
– организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
– использование на уроках здоровье сберегающих технологий;
– организация и проведение динамических пауз.
Учебный процесс организован с учетом недельной динамики работоспособности.
Работоспособность в течение учебной недели 5-11 класс
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьника. Учителями нашей школы используются и поддерживаются следующие элементы здоровьясбережения и здоровьеформирования:
1) Обстановка и гигиенические условия в классе (оптимальная температура, влажность, освещенность);
2) Количество видов учебной деятельности – от 4 до 7 видов (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, списывание и т.д.).
3) Обязательным элементом здоровье сберегающей организации урока, предотвращающим утомление является физкультминутка, которую следует проводить в зависимости от преобладающего вида деятельности на 20-ой минуте урока. Упражнения должны быть разнообразны. Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.
4) Организация и проведение динамических пауз
Главная цель динамической паузы – дать возможность каждому ребенку побыть в движении. Помимо развития физической активности детей, динамические паузы должны способствовать сохранению психического здоровья детей.
Во время большой перемены учителя– предметники и классные руководители проводят различные спортивные, развлекательные игры. Одна группа детей во время динамических пауз занимаются в спортзале, другая часть детей выходят на свежий воздух, оставшиеся ребята посещают лечебно-физкультурный кабинет. Проведение таких занятий требует тщательной подготовки учителей. Иногда для проведения динамических пауз прибегают к помощи старшеклассников.
Игры и соревнования для проведения подвижной перемены.
“Группа смирно”
Водящий предлагает играющим выполнять по его командам определенные движения. Если он, перед тем как назвать движение, подает предварительную команду “Группа”, играющие должны выполнить это движение, например: “Группа, руки вверх ставь!” Если предварительная команда “Группа” не подается, играющие не должны выполнять это движение. Тот, кто ошибается, делает шаг вперед. После игры отмечаются самые внимательные.
“Придумай сам”
Играют две команды. Первый игрок одной команды выполняет 2-3 упражнения и встает на место. Следом за ним упражнения выполняет игрок другой команды и т.д. Игрок, повторивший уже выполненное упражнение, приносит команде штрафное очко. Побеждает команда, набравшая меньшее число штрафных очков.
5) Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
6) Эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорки.
Результат урока – взаимный интерес, который позволяет снять утомление и предотвратить переутомление.
Важным условием совершенствования УВП и системы работы по сохранению и укреплению здоровья является организация и проведение внеклассной воспитательной работы по повышению двигательной активности школьников, формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.
При внеклассных формах работы учитель, воспитатель осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье. В их обязанности входит:
1) Составление, оформление, разъяснение правил для дежурного по классу, столовой, мастерской, спортивному залу, школе, отряду, лагерю, а также контроль за их выполнением;
2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе;
3) Организация деятельности отдыха в группах продленного дня;
4) Обучение гигиеническим правилам в школьном оздоровительном лагере;
5) Организация работы учащихся по благоустройству школьных помещений, на пришкольном участке, в подшефных учреждениях и контроль за их выполнением;
6) Подготовка и проведение праздников здоровья.
Чтобы правильно организовать труд школьников, особенно старших классов, учителю целесообразно руководствоваться основами законодательства по охране труда подростков, принимать во внимание медицинские противопоказания к различным видам работ подростков, консультироваться у “подростковых” врачей в поликлиниках, врачей отделений гигиены детей и подростков территориальных центров гигиены и эпидемиологии.
В нашей школе разработана программа "Здоровье". Она включает следующие разделы: повышение медицинских знаний учителей, персонала школы; обучение учащихся сохранению здоровья (урочная, внеурочная формы); оздоровление детей в школе; работа с родителями; праздники здоровья. Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся.
Формы деятельности:
Работа психолога и валеолога.
- Консультирование родителей “Здоровье вашего ребёнка”.
- Анкетирование отдельных родителей “Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребёнка к неврозам”.
- Ведение “Дневников здоровья”, индивидуальных валеологических карт на учеников.
- Изучение личности ребёнка, заболеваемости в течение года.
- Работа с детьми на развитие графического навыка, внимания, памяти.
- Заполнение “Календаря настроения”, “Мои наблюдения за самочувствием”.
- Использование различных тренингов для снятия эмоционального напряжения.
- Индивидуальные беседы.
- Тематические классные часы.
Для выявления отношения к вредным привычкам используют различные методики.
Распространенной формой работы психолога и классного руководителя по профилактике вредных привычек в школе является проведение диспутов. Заранее детям дается тема диспута и вопросы для обсуждения.
Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью физкультурно – оздоровительной работы школы.
Соревнования организуются для всех классов или отдельно для учащихся первой, второй или третьей группы здоровья. Проводятся соревнования между учителями и учащимися: “Волейбол”, “Футбол”, “Веселые старты”, “Кросс”.
Особую заботу учителей, медицинских работников школы составляют организация, подготовка и проведение экскурсий, туристических походов и путешествий. Эти формы внеклассной работы требуют усилий в различных направлениях.
В период подготовки к предстоящему походу целесообразно провести родительские собрания, привлечь родителей к его организации. Врач может воспользоваться случаем, чтобы дать советы по вопросам закаливания, режиму дня и не только в период похода, но и на каждый день. Заботой врача и руководителя туристического похода является гигиеническая характеристика маршрута. Руководитель группы отвечает за жизнь и здоровье детей – участников похода. По окончании похода он подводит итоги, оценивает оздоровительное воздействие многодневного похода.
В нашей школе проводятся однодневные походы (“Туристический слет школьников”), многодневные походы (“Движение волонтеров”, геологические слеты), однодневные экскурсии.
Проведение конкурсов стенгазет по профилактике инфекционных заболеваний, наркомании, табакокурении. Учащиеся сами находят информацию через интернет, в книгах, журналах, газетах, изучают специальную литературу.
Ведутся выпуски памяток, листовок, буклетов о ЗОЖ, организация тематических внеклассных мероприятий, классных часов.
Тематика классных часов разработана с 1-го по 11-й класс.
На классные часы приглашаются: медицинские работники (врач-нарколог, педиатр), психолог и валеолог школы. Проводятся тематические родительские собрания.”.
Проводятся Дни Здоровья. Дни здоровья несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Дни здоровья должны постоянно совершенствовать знания, умения и навыки учащихся сохранять и укреплять свое здоровье.
Тема праздника не должна быть всеобъемлющей. Лучше ограничивать число вопросов и осветить их глубоко, чем поверхностно охватить большой материал.
Выбрав тему, классный руководитель либо учитель, отвечающий за праздник, составляет его сценарий, используя при этом рекомендации медицинского работника школы, валеолога, социального педагога, психолога. Целесообразно привлекать к составлению сценариев учащихся, особенно при подготовке праздников в средних и старших классах. Работа над сценарием обязывает детей просмотреть учебный материал с новых позиций, освоить дополнительную литературу, является темой для обсуждения со сверстниками элементов предстоящего праздника здоровья.
Праздник здоровья может проходить в различных формах: “Путешествие в страну Здоровья”, “Клуб веселых и находчивых”, “Конкурс знатоков здоровья”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Дискотека здоровья”, “Вечер здоровья” и т. д. Длительность праздника для младших школьников составляет 40-60 минут, для средних и старших – соответственно 90-150 минут и проводится он не реже одного раза в учебную четверть.
К подготовке дней здоровья и спорта привлекается весь педагогический коллектив во главе с заместителем директора по воспитательной работе. Им помогают учителя физкультуры, ученический комитет, родители. Дни здоровья проводятся под соответствующим девизом.
- Январь – “Береги здоровье смолоду, охраняй всю жизнь!”
- Февраль – “В здоровом теле – здоровый дух”
- Март – “Витамины – здоровье!”
- Апрель – “Смех – продлевает жизнь”
- Май – “Быть здоровым – это круто!”
- Сентябрь – “В поход за здоровьем”
- Октябрь – “Башкирские народные игры”
- Ноябрь – “Сигарета не к лицу ученику!”
- Декабрь – “Наркомания– знак беды”
В сценарий входят: физкультминутки, подвижные игры с мячом, различные эстафеты, соревнования по легкой атлетике, лыжам. Результаты определяются на уроках физкультуры и суммируются на празднике здоровья.
Кроме внутришкольной работы учителя школы постоянно обмениваются опытом использования здоровье сберегающих технологий на районных методических объединениях, выступают на конференциях, на родительских собраниях, показывают “мастер-классы”, открытые уроки.
Ежегодно учителя нашей школы участвуют в научно-практических конференциях, республиканских конкурсах и проектах, публикуют материалы в научно-методических изданиях. Также принимают участие в конкурсе “Учитель года”, в республиканском фестивале “Через образование – к здоровью нации”, на республиканской научно-практической конференции “Современный образовательный процесс: опыт, проблемы, перспективы”.
Отличительной особенностью данной системы является то, что она направлена на формирование культуры здоровья учащихся, охрану здоровья школьников и педагогов с учетом региональных особенностей, на основе образа жизни и традиций народов, населяющих республику Башкортостан. При реализации подобной модели формирование здоровья, использовании национальных традиций при воспитании гармонично развитой личности, становится такой же неотъемлемой частью образования, как и изучение основных учебных дисциплин, а также способствует приобщению подрастающего поколения к непреходящим ценностям своего народа, культуре своих предков.
Такая кропотливая работа течение двух лет дала свои результаты: уменьшилось количество пропусков по простудным заболеваниям на 40%; уменьшилось количество детей с хроническими заболеваниями; улучшились отношения между мальчиками и девочками; ушла проблема пропусков уроков физкультуры, так как дети совсем по-другому стала воспринимать этот урок. Проведение в период эпидемии этапных мероприятий, например, витаминотерапии, сократилось число пропусков по респираторным заболеваниям.
В настоящее время проблема здоровья становится все более актуальной. И одна из главных причин этого – негативное отношение человека к собственному организму. Поэтому в сложившихся условиях необходимо научить ребенка самому заботится о своем здоровье, сформулировать у него установку на поддержание собственного здоровья путем изменения образа жизни и выработки навыков позитивного гигиенического поведения. С учетом экологической ситуации сохранение и укрепление здоровья ребенка должно обеспечиваться посредством:
- установки на ценность собственного здоровья;
- приобретения знаний о своем здоровье, о технологиях его индивидуального накопления, формирования навыков и привычек, адекватных здоровому образу жизни;
- овладения умением увеличить потенциал здоровья своего организма;
- создания благоприятной образовательной среды, позволяющей
- сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.
Анкета
Уважаемый ученик!
Мы предлагаем анкету, связанную с опасными привычками современной молодежи.
Нам важно знать, как относятся молодые люди к использованию одурманивающих веществ. Нам очень интересна Ваша точка зрения!
Просим Вас принять участие в исследовании и ответить на вопросы анкеты. Обратите внимание – анкета анонимна, Вам не нужно указывать свое имя.
1. Какие вредные привычки Вы знаете?______________________________________
2. Как Вы считаете, почему современные подростки начинают курить?
а) они считают, что это не причинит вреда их здоровью.
б) поддаются влиянию друзей, не знают, как отказать предлагающему.
в) так принято в их компании, не хотят выделяться.
г) считают, что это престижно.
д) затрудняюсь ответить.
3. Откуда Вы получаете информацию о влиянии курения, алкоголя и наркотиков на здоровье?
а) от родителей г) из передач ТВ
б) от друзей д) из газет, журналов, книг
в) от учителей
4. Как Вы оцениваете использование сигарет девушками?
а) это не допустимо.
б) в некоторых случаях это возможно.
в) это обычное дело, нет ничего особенного.
5. Курите ли Вы?
а) да
б) нет
в) нет, но пробовал (а)
6. С какими высказываниями Вы согласны?
а) Курение опасно только в том случае, если человек выкуривает в день больше одной сигареты.
б) Опасность курения значительно снижается, если использовать качественные сигареты с фильтром.
в) Сигаретный дым причиняет вред не только курящему, но и тем, кто находится с ним в одной комнате.
г) Не стоит даже пробовать курить.
7. Как Вы думаете, по каким причинам подростки начинают употреблять наркотики?__________________________________________________________
______________________________________________________________
8. Какие виды наркотиков Вам известны?
9. Какие алкогольные напитки Вы когда-либо употребляли?
а) пиво г) различные виды коктейлей
б) водка д) ничего не употреблял (а)
в) вино
Лекция для родителей: «Свободное время школьника с пользой».
Как часто нам приходится слышать словосочетание – свободное время. Мы мечтаем о том, чтобы его у нас было как можно больше, считаем, что нам его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. Принято так же считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако анализ анкетирования не подтверждает этого утверждения. Надеюсь, Вам будет интересно узнать о результатах этих исследований.
Как правило, с 13.00 до 16 часов дети бывают, свободны, посмотрим, на что же они тратят это свободное время.
35% - гуляют на улице с друзьями;
18% - слушают музыку или смотрят ТВ;
15% - читают и трудятся по дому;
14% - посещают кружки и секции.
Как видим, ТВ занимает довольно большое место в сфере досуга подростков. Анкетирование выявило еще один факт – уменьшение числа посещающих секции и кружки.
(Анализ посещаемости секции и кружков)
Считается, что средства массовой информации способствуют вытеснению из душ детей стремления к прекрасному, к порядочности в семейной жизни. Но все-таки многие ребята сохранили в душе патриотизм, желание беречь и охранять природу, ухаживать за старшими и больными людьми, младшими детьми. Иногда родители легкомысленно думают, что свободное время – это несерьезная проблема.
«Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природу, но и его кто хочет тот и отнимает» (Сенека)
Выскажусь, очень осторожно, что не всегда провождение свободного времени является хорошим примером для детей. Дети о работе родителей имеют поверхностное представление. Не буду убеждать в необходимости совместного проведения досуга с вашими детьми, особенно когда они хотят сами выглядеть значительно взрослее не только физически, но и духовно. Нас беспокоит то, что даже в условиях благополучной обстановке в классе около 1/4 учащихся не могут найти себе друзей по общению. Среди одной из главных форм проведения досуга особенное в праздничные дни является застолье и это дети 8 кл – 65%; 9 кл – 80%; 10 кл – 94% пробуют спиртные напитки именно на этих мероприятиях, это не может не тревожить ни школу, ни семью, вина ложится все-таки на родителей. Поэтому родители обязаны научить своих детей, как это сделать, не упуская ни часу сегодняшнего дня, чтобы меньше зависеть от дня завтрашнего.
Условия проведения свободного времени очень изменились, родители много времени проводят на работе и непосредственные контакты с детьми сводятся к минимуму. Переориентация подростков в общении с родителей на сверстников объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских компаний, сколько отсутствие внимания и забота к подросткам в родительском доме.
По результатам анкетирования отцы на воспитание детей тратят:
9,6% - 21 минуту в будние дни
7,2% – 35 минут в выходные дни
Куда уходит оставшееся время? Главным образом в сферу индивидуального досуга. Мы отдаем детям самое вкусное, одеваем их во все самое лучшее, а свое свободное время отдаем неохотно, и часто случается так, что наше место могут занять посторонние люди, которые не всегда правильно повлияют на наших детей.
Поэтому хотелось бы сказать, что не упускайте возможности как можно больше бывать со своими детьми и если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком не упускайте ее. Совместная дорога – это общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей, не задавая вопроса, «Какие оценки ты получил?», лучше нейтральный вопрос: «Что было интересного?», «Чем занимались?», «Как дела в школе?». С интересом терпеливо слушайте рассказы о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим, необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. И если этого нет в семье – ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как он сам.
Школа ставит перед собой много задач. И школа может помочь родителям при решении многих вопросов, но она никогда не сможет конкурировать с семьей, и вы должны помнить, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания.
На других родительских собраниях вниманию родителей были предоставлены беседы на тему:
1. «Пивной алкоголь».
2. «Школа без сигарет».
Инновационные технологии в учебно-воспитательном процесе как фактор сохранения здоровья учащихся
Тарасова Наталья Васильевна, учитель биологии
Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии
Выбор данной проблемы как ведущей в моей работе обусловлен следующими причинами:
– снижение уровня здоровья детей по стране, а на Севере особенно;
– отсутствие системного подхода в подготовке учителя к осуществлению здоровьесберегающей деятельности.
Актуальность выбранной проблемы
Несмотря на то, что ежегодно ведется мониторинг уровня здоровья учащихся, диагностика заболеваний, я считаю, что необходима информированность всех участников образовательного процесса о современном подходе к вопросам здоровья, изменение отношения к вопросам ЗОЖ самих учащихся, родителей и педагогов. Система работы в этом направлении представляет собой единство следующих компонентов: здоровье физическое, психическое и нравственное.
Проблема состояния здоровья населения России становится всё более острой. Но что особенно волнует нас, представителей системы образования, так это стремительное падение здоровья детей от класса к классу. 45% детей после окончания школы имеют изменения не позволяющие служить в РА, 30% школьников имеют ограничения в выборе будущей профессии. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы, прочность знаний.
У учителей биологии и химии есть прекрасная возможность на своих уроках пропагандировать здоровый образ жизни, говорить о количестве здоровья и объяснять, что может стать со здоровым человеком, если он не заботится о себе. Биология является основным предметом в образовательном поле по вопросам формирования здорового образа жизни, поскольку обеспечивает необходимый объём знаний об организме человека, закономерностях его роста и развития, анатомо-физиологических особенностях репродуктивной системы, медико-гигиенических аспектах проблемы. Важно научить детей понимать, что наш организм – биологическая система, живущая по законам Вселенной. Своим поведением мы должны обеспечить оптимальный цикл биохимических превращений обмена веществ в нашей природе: правильным, рациональным питанием подать стройматериалы для тела, движением – выполнить обязательное условие энергетического закона.
Задачи педагогического исследования
- Разработка здоровьесберегающих подходов, направленных на комплексное решение проблемы (системный подход в вопросах здоровья, последовательность, преемственность)
- Разработка методики, направленной на совершенствование здоровья.
Методы педагогического исследования.
– статистический
– аналитический
– поисковый
– классификационный.
Описание педагогического исследования
На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Определить их представляется возможным, исходя из родового понятия – образовательные технологии. В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Еще Я.А. Коменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по законам, единым для человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это стержень всех технологий, направленных на благо здоровья учащихся, применяемых в образовательных учреждениях. Их главный отличительный признак – использование подходов и методов, адресованных личности учащихся: обучающих, воспитывающих, развивающих. Поэтому, в той или иной степени, все здоровьесберегающие технологии, применяемые в системе образования, являются образовательными.
Формирование культуры здоровья школьников – это не столько обучение их азам личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, сколько воспитание осознанной потребности ведения здорового образа жизни, формирование психологической устойчивости к обрастанию вредными привычками. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Нужно информировать детей, приводить печальные факты из жизни, цифры и примеры. А главное на что должно быть направлено внимание – это профилактика, т.к. врачи будут лечить болезни, а большая доля ответственности перемещается на педагогов и родителей, которые должны проводить эти профилактические мероприятия.
Профилактические меры
1. Соблюдение общегигиенических требований: (свет: искусственный, естественный; температура; канализация, оборудование); выполнение СанПиНа
2. Двигательная активность (физкультминутки, физкультпаузы, дополнительный час физкультуры)
3. Закаливание под наблюдением специалистов и родителей
4. Выполнение рекомендаций при чтении (15-20 см). Выполнение глазо-двигательной гимнастики (пальминг; упражнения, направленные на релаксацию мышц; моргание; перевод взгляда с близкого на дальнее)
5. Психологический климат на уроке. Особенно следует обратить внимание на детей в адаптационных периодах жизни:
– 6-7 лет (адаптация к школе)
– 10-11 лет (переход от начального звена к среднему)
– 15-16 лет (переход в старшие классы)
Необходимо найти резервы здоровья. Это самостоятельность, самореализация здорового образа жизни, развитие интеллекта. Здоровый образ жизни понимается как корректное отношение к себе, своему здоровью, своей жизни. Его слагаемые:
- здоровье физическое – иммунитет против болезней;
- здоровье психическое – иммунитет против стресса;
- здоровье нравственное – иммунитет против зла (порока).
Таким образом, создаётся мировоззренческая позиция о здоровом образе жизни.
Одним из важных путей сохранения здоровья учащихся, повышение их мотивации является переключение видов деятельности. Когда урок проходит с высокой степенью нервозности, и при этом учитель убеждён, что только его предмет и только его урок играет важную роль в жизни ребёнка, когда ученик выходит с урока выжитый как лимон, с плохим настроением, когда от урока к уроку накапливается усталость, говорить о сохранении здоровья учащегося совсем не приходится Необходимо проводить специальные профилактические мероприятия, Работа ведётся всеми подразделениями школы, родителями, а также спортивными учреждениями в нашем посёлке. 80% учащихся занимаются в спортивных секциях волейбола, баскетбола, тенниса, бокса, легкой атлетики, футбола, хоккея. С 1-11 классы введён третий урок физкультуры, который проводится в бассейне. В школе проводятся традиционные спортивные соревнования, «дни здоровья», турслёт на природе, спартакиада по различным видам спорта, на которых пропагандируем здоровый образ жизни. В арсенале каждого учителя есть свои приёмы, направленные на то, чтобы сделать свой урок не только интересным, полезным для учащегося, но и таким, с которого, уходя, ученики говорили бы “ спасибо” учителю и с хорошим настроением, чтобы этот урок не стал для них уроком-плачем, уроком-борьбой, а стал уроком-улыбкой, уроком – воспоминанием. Переключение видов деятельности учащихся на уроке создает режим наибольшего благоприятствования и высокую степень психологического комфорта. Проведение анонимных тестов среди учащихся: «Режим дня в твоей жизни», «Правильно ли вы питаетесь?»; анкетирование по теме «Курение и алкоголь», «Токсикомания, наркомания», «Являюсь ли я рабом сигареты», позволили проанализировать, как питаются наши дети, каков их режим в течение дня, а также определить группу детей, склонных к ожирению, курению, употреблению спиртных напитков и другим вредным привычкам. Это позволило скорректировать школьное питание, выявить детей, которым необходимы дополнительные занятия в школьном бассейне, спланировать индивидуальные беседы с родителями и учащимися по профилактике вредных привычек.
Жизненно необходимыми для всех детей любого школьного возраста являются двигательные паузы. Однообразная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Провожу кратковременные упражнения под музыку, что вызывает возбуждение других отделов мозга, усиливает кровообращение и создаются благоприятные условия для отдыха ранее возбуждённых отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается и улучшается восприятие учебного материала. Такие упражнения можно проводить стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц как шейного отдела, плечевого, так и спины, рук, ног.
Нужно не просто говорить детям: «Берегите здоровье, укрепляйте его, не вредите своему здоровью», чтобы слова не остались просто словами, нужно воспитывать у каждого ребёнка разумный взгляд на собственное здоровье, учить преодолевать вредные привычки.
Проведены родительские собрания на темы: «Учить детей быть здоровыми», «Что нужно знать родителям о физиологии детей», «Береги себя для жизни». Классные руководители провели анкетирования на тему «Режим дня в жизни вашего ребёнка». Для родителей выпускаем «Страничку здоровья по вопросам ЗОЖ»; проводим ежегодно совместный спортивный праздник «Папа, мама, школа, я – здоровая дружная семья!». Воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании, совершенствовании физических способностей и возможностей организма.
Любое обучение не заканчивается только уроками. Хорошо поставленная внеклассная работа позволяет значительно расширить, осознать и углубить полученные знания на уроках и превратить их в стойкие убеждения по развитию умения вести здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек, активный двигательный режим, рациональное правильно-сбалансированное питание, личная гигиена. Необходимо продолжать работу по формированию навыков и умений здорового образа жизни, чтобы каждый ребёнок осознанно и со всей ответственностью относился к поддержанию нормального существования собственного организма.
Воспитательно-оздоровительная работа по формированию духовно-физического здоровья приобщает учащихся к организации оздоровительных мероприятий, улучшает нравстенно-психологический климат в коллективе, содействуют лучшему пониманию друг друга, установлению личных контактов и обмену мнениями, создавая атмосферу доверия и дружелюбия. В процессе организации здорового образа жизни формируются навыки управления своим состоянием здоровья, включая правильное использование внутренних резервов организма.
Новизна данного опыта заключается в проектировании и комплексной реализации воспитательной системы класса на основе здоровьесберегающих подходов с помощью современных технических средств. Классный руководитель должен стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни. Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купающиеся дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время, как мы должны быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
Культура здоровья коллектива складывается из микроклимата класса, комфортности каждого ребёнка, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии. Учебно-воспитательный процесс направлен на создание условий для проявления ребёнка в системе отношений ребёнка с самим собой, с людьми, с окружающим миром, обеспечивающих положительно-эмоциональный фон во всех сферах деятельности школьников и возможности для творческого самовыражения и творения своего здоровья.
Деятельность классного руководителя строится на принципах природосообразности, уникальности и безусловной любви, дополнения, проектирования, резонанса.
Основными направлениями моей работы в воспитании здорового поколения являются создание культуротворческой среды, информационно-просветительская работа, профилактика и коррекция состояния здоровья, сотрудничество с родителями.
Создание культуротворческой среды – это формирование развивающего пространства для реализации ребёнком своих наклонностей, способностей, интересов, личностно-ориентированного общения. Положительный эмоциональный фон жизнедеятельности обучающихся позволяет сформировать ценностное отношение к здоровью. Сохранение и укрепление традиций классных дел способствуют созданию психоэмоционального настроя и мобилизации обучающихся посредством музыкотерапии и гимнастики.
Опыт показал, что мероприятия по формированию навыков активного досуга лучше проводить в выходные дни и каникулярное время. Общеизвестно, что во время каникул дети зачастую предоставлены сами себе, много времени проводят перед телевизором и компьютером, поэтому мной был разработан проект «Каникулы – это здорово!», где представлена система мероприятий на основе активного отдыха.
Показателем здоровья и хорошей физической формы моих воспитанников является их разноплановая досуговая занятость (бокс – 5 чел., волейбол – 4 чел., футбол – 4 чел., теннис – 3 чел., танцевальный кружок – 5 чел., музыкальная школа – 2 чел., вокал – 2 чел.,) и участие в спортивных соревнованиях различного уровня
Критерии оценки эффективности современного урока
Модернизация образования созвучна словам президента Н.А.Назарбаева: "Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению"
В Законе РК "Об образовании" сказано, что "государственный контроль за качеством образования обеспечивается путем создания и обеспечения функционирования национальной системы оценки качества образования"
Психологическая составляющая процесса требует от школы выпускника, обладающего такими личностными и интеллектуальными качествами, как инициативность, ответственность, целеустремленность; наш выпускник должен уметь принимать решения и обосновывать их оптимальность и эффективность. Усиление самостоятельности и активности самого школьника в получении знаний заставляет пересмотреть формы подачи учебного материала. Учителю легче и быстрее объяснить учебный материал самому, он четко и ясно, правильным литературным языком сообщит те знания, которые учащемуся необходимо усвоить. Но при этом знания остаются для школьника "чужими". Прослушанный материал быстро стирается в памяти, и на его усвоение необходимо потратить дополнительные усилия.
Поэтому на сегодняшнем этапе развития современной школы от учителя требуется не только умение доходчиво рассказать, поработать самому, но и так смоделировать работу с учащимися, чтобы они сами искали ответы на поставленные учителем вопросы. Практика показывает, что знания, самостоятельно добытые учащимися, более прочные, чем при пассивном восприятии. Очень ценна произвольная активность школьника в добывании знании, именно она дает высокое качество за счет осознанности и самостоятельности. А это, в свою очередь, требует создания на уроке и внеурочное время определенного психологического микроклимата, доверительных, комфортных отношений для каждого участника образовательного процесса.
Реализация идей подготовки к ПГК возможно в условиях использования в сфере образования перспективных форм, методов, средств обучения. Важное значение при подготовке к промежуточному государственному контролю имеет вариативность и дифференцированность заданий, которые позволяют организовать глубокое и всестороннее повторение лингвистического материала, а также позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. А способами достижения необходимого уровня знаний учащихся являются:
- Проявление творческих способностей
- Участие в различных тестовых заданиях и тезаурусах
- Самостоятельный анализ своей деятельности
- Совместная коррекционная работа с учителем-предметником.
В коррекционной совместной работе учителю помогает отслеживатьдинамику знаний индивидуальная карта орфографических, пунктуационных ошибок, ошибок в грамматическом задании учащегося.
Наряду со всем этим мы узнаем какие факторы влияют на слабый результат учащегося. Это недостаточная база знаний, неуверенность в своих знаниях, пробелы по отдельным темам, угадывание ответов.
Исходя из этого эффективно использовать в подготовке к промежуточному государственному конотролю систему тестов различного назначения, что позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся. Система включает тесты следующих видов:
Итоговый контроль уровня усвоения учебных знаний лишь констатирует определенный результат, но не дает способа достижения учащимися необходимого уровня знаний. Базовые, диагностические, тематические тесты предназначены для проведения учащегося "по лестнице деятельности".
В ходе подготовки к ПГК для восприятия материала и для функционирования понятийного аппарата у учащихся удобен такой контроль знаний как тезаурус по разделам русского языка, за курс 5-9 классов. По данной форме работы учащийся должен уметь дать правильное определение. Например, тезаурус по разделу "Фонетика"
1. Звуки речи - это:. (буквы, из которых состоят слова)
2. Алфавит - это::(буквы, расположенные в определенной последовательности)
3. Гласные звуки - это :. (звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды)
4. Согласные звуки - это:. (звук, при произношении которого во рту создается препятствие) и т.д.
Такой вид деятельности позволяет учителю выявить объем знаний учащихся по разделам русского языка и ликвидировать пробелы. Заметим, что задания подобного типа хорошо воспринимаются девятиклассниками, вызывают у них особый интерес.
Основным критерием оценки эффективности современного урока является конечный результат - достигнута ли его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке. Поиски рациональных методов проверки знаний, умений и навыков учащихся приводят нас, учителей к использованию при опросе различных видов контроля, которые дают показатели результатов обучения.
В практике эффективно использовать при опросе такие приемы проверки усвоения материала, как сигнальные карточки, перфокарты, перфоконверты, карточки контроля. Этот вид контроля одновременно используется в качестве углубляющих и закрепляющих знания и умения школьников.
Материал, чтобы сохранился в долговременной памяти, можно сгруппировать особым образом: в схемах, в таблицах и алгоритмах. На уроках, завершающих изучение темы, а также обобщения и систематизации изученного рекомендуется использовать такую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера.
Не с существительными, прилагательными и наречиями на -о | |
Пишется слитно | Пишется раздельно |
1. Слово без не не употребляется | 1. В предложении (или в словосочетании) имеется противопоставление |
2. Слово с не может быть заменено синонимом | 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть |
После проверки правильности выполнения задания учащимся дается задание дописать в таблицы примеры. Использование таблиц обобщающего характера при опросе особенно эффективно на уроках и внеурочное время.
Члены предложения
Член предложения | Главный или второстепенный | На какие вопросы отвечают? | Какими частями речи может быть выражен? |
Подлежащее |
|
|
|
Сказуемое |
|
|
|
Дополнение |
|
|
|
Определение |
|
|
|
Обстоятельство |
|
|
|
Схема классификационного характера:
Между подлежащим и сказуемым в простом предложении ставится тире, если главные члены предложения выражены:
Подлежащее | Сказуемое |
Сущ. в И.п. - | сущ. в И.п. |
Сущ. в И.п. - | числит. в И.п. |
Числит. в И.п. - | числит. в И.п. |
Сущ. в И.п. - | неопределенной формой глагола |
неопределенной формой глагола - неопределенной формой глагола | и если перед сказуемым стоят частицы это, вот. |
Проверка знаний школьников путем составления таблиц и схем обобщающего характера имеет большое значение, так как способствует развитию логического, абстрактного мышления, умения обобщать и приводить в систему изученное, анализировать и сопоставлять, находить в сравниваемых явлениях общее и различие. Опрос с применением таблиц может быть дифференцированным в зависимости от уровня языковой подготовки школьников: слабоуспевающие ученики могут заполнить своими примерами правую сторону таблицы, сильные - самостоятельно составить таблицу.
Роль имени прилагательного в предложении
Члены предложения | Вопросы | Примеры |
|
|
|
Слабоуспевающие ученики при выполнении задания могут пользоваться записанными ранее в теоретической тетради для опорных схем и конспектов обобщающими таблицами или карточками-информаторами. Например:
Карточка
Правописание е - и в окончаниях существительных единственного числа
Е | И |
1-е скл.- Д.п | 1-е скл. |
2-е скл. - П.п | сущ. на -ия - Р.п, Д.п, П.п. |
| сущ. на -ий, -ие - П.п. |
| 3-е скл. - Р.п, Д.п, П.п. |
Предложенная форма подачи материала позволяет в подготовке к промежуточному государственному контролю систематизировать знания, быстрее запоминать материал, облегчает процесс понимания сложных понятий и определений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активизация творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков"
В данном опыте отражены как традиционные, так и инновационные методы активизации творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством развития ...
Активизация познавательных и творческих способностей учащихся на уроках биологии.
Калиева А. Т. в статье "Активизация познавательных и творческих способностей на уроках биологии" знакомит с одним из эффективных методов развития ребенка, позволяющего получить результат, - это ...
Активизация творческих способностей учеников на уроках технологии по ФГОС
Теоретическая часть:Общекультурные компетенции.Дидактические единицы.Информационный проект.Методическая часть:Ключевые компетенции учителя технологии и предпринимательства, его профессиональные способ...
Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно ориентированного подхода
диссеминация педагогического опыта по использованию современных технологий в обучении и развитии интеллектуальных способностей учащихся на основе личностно -ориентированного подхода....
Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во внеурочное время».
· Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во ...
Активизация творческих способностей, учащихся на уроках развития речи
Особенностью современного этапа методики развития речи учащихся является непосредственное обращение к тексту как к коммуникативной единице. Этому способствовали исследования текста как единицы языка и...