Рабочая программа по кряшенской воскресной школе
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_voskresnoy_shkoly.docx | 63.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брюшлинская основная общеобразовательная школа»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.
Утверждаю
Директор
МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
__________________ Шигапова Е.В.
от ________________ 2015г.
.
Рабочая программа
по кряшенской воскресной школе
МБОУ «Брюшлинская ООШ»
для 1-4, 5-9 классов
на 2015\2016 учебный год
.
Педагог: Тимошенко Валентина Михайловна
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от 28 августа 2015 г.
Брюшли, 2015
Информация о кряшенской воскресной школе на базе МБОУ «Брюшлинская основная общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.
Название: Кряшенская воскресная школа при МБОУ «Брюшлинская основная общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района
Адрес: 423657 Республика Татарстан, Менделеевский район, д. Брюшли, ул. Заречная, д. 14.
Телефон: 8(85549) 3-79-31.
E-mail: Bryushli.Men@tatar.mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Короткое название: МБОУ «Брюшлинская ООШ».
Руководитель: учитель татарского языка и литературы 1 квалификационной категории Тимошенко Валентина Михайловна.
Timoshenko-31@mail.ru
Год основания: 2002 г. (основание – Постановление №488 от 11.10.2002г. главы администрации Менделеевского района Гафарова Р. И.)
Количество детей: 20 (100%):
младшая группа – 1-4 классы(8);
старшая группа: 5-9 классы.(12)
Пояснительная записка
Актуальность программы. Программа кряшенской воскресной школы при МБОУ «Брюшлинская ООШ» составлена для работы с младшими школьниками и старшеклассниками, направлена на подготовку их к гражданской и нравственной деятельности. Программа дополнительного образования курса «Кряшенская воскресная школа» рассчитана на то, чтобы школьники изучили и познали свою историю – историю своего края, традиции и обычаи кряшен, музейную работу, изучение жизни и творчества Е. В. Уткина. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему селу, людям, живущим в нем. Организация работы по краеведению играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-краеведческого наследия своей малой Родины – деревни Брюшли. Большое значение программа придает краеведческой работе с пожилыми жителями села, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Менделеевского района. Данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, познать свой край в прошлом и настоящем, с любовью относиться к природе своей малой родины.
Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического сознания, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе.
Цель программы кряшенской воскресной школы: изучение истории родного края, обычаев и традиций кряшенского народа, выявление связи местных культов и обрядов с особенностями истории малой родины.
Задачи:
-обучающие: усвоение знаний по истории семьи, села, исторических личностей, связанных с историей края, изучение основ поисковой, исследовательской работы в контексте родников деревни, фольклора, традиций и обычаев кряшен
-развивающие: развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность
-воспитательные: воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.;
- экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию кряшенского народа, его ценностям.
Особенностью организации учебного процесса является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.
Формы занятий: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам, ансамблевая и др. (акция, диспут, турнир, конкурс, ярмарка, экскурсия, творческий отчёт, лекция, и др.).
Возрастная категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
Пол: мальчики и девочки.
Возраст: 7-10 лет (1-4 классы), 11-15 лет (5-9 классы).
Предполагаемый состав групп —разновозрастные.
Сроки реализации и режим занятий: 1 год
День недели | Начальные классы (1-4классы) | Старшие классы (5-9 классы) |
Понедельник | 14.20. – 15.05. | |
Пятница | 13.25. - 14.10. |
Основные источники информации
1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);
2) художественная литература;
3) архивные фонды;
4) фонды музеев;
5) материалы статистики;
6) интернет-ресурсы;
6) устные свидетельства старожилов.
Ожидаемые результаты
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания необходимости сохранения общественной памяти народа, обеспечения преемственности поколений;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- конструктивного общения с людьми старшего поколения, национальной и религиозной принадлежности;
- определения предмета собственного интереса в истории малой родины и расширение знаний о нем в архиве, библиотеке, музее, Интернете;
- написания творческих работ (рефератов, докладов, эссе, презентаций, родословных, исследовательских работ), выполнение проектов, проведения экскурсий, интервьюирования.
Учебно-тематическое планирование занятий
кряшенской воскресной школы
Уровень | Количество часов в неделю | Краеведение | Музейная работа | Фольклор и искусство | Итого |
1-4 классы | 1 | 17 | 4 | 11 | 32 |
5-9 классы | 1 | 19 | 3 | 10 | 32 |
Всего | 2 | 36 | 7 | 21 | 64 |
Содержание по краеведению
Тема 1: Введение
Что изучает краеведение? Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”
1.Территория и географическое положение д. Брюшли. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа “Загадочный мир названий”.
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья”
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”
- Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица”
Урок-экскурсия по улицам деревни Брюшли. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моей деревни”.
Тема 6: “Наша школа”
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Природа нашего края”
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Татарстана, Менделеевского района. животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а)в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) операция “Чистый двор”.
Тема 8: “Что дает наш край стране”
- Знакомство с сельским хозяйством деревни, их история.
- Встречи с передовиками колхоза, ветеранами труда.
Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наша деревня стране?”.
Тема 9: “Наш край богат талантами”
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего района.
Тема 10: “Наш край в годы Великой Отечественной войны”
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших в деревне.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с детьми войны.
Тема 11: “Символика района”
1.Лекция по геральдике.
2. Творческая работа по созданию символа (герба) своей деревни.
Содержание музейной работы
Тема 1.Наследие в школьном музее.
Тема 2. Фондов школьного музея.
Тема 3.Военная слава земляков.
Тема 4. Экспозиция школьного музея.
Тема 5. Сбор информации и материалов для проведения Выставки одного дня «Семейная коллекция».
Тема 6. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
Тема 7. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
Фольклор и искусство кряшенского народа
Основной формой работы по этой подпрограмме являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к кряшенским народным традициям, обрядам, развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора, овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках и других жанрах фольклора.
Тема 1. Традиции и обычаи как часть кряшенской культуры, способствующие сплочению семьи, общества, уважению к памяти предков
Тема 2. Что в имени твоем… (из истории имен и фамилий).
Тема 3. Родительский дом – начало начал. Традиции кряшенской семьи. Семья. Уважение к старшим. Дети и старики. Родня (родные и двоюродные братья и сестры, деверь, золовка, шурин, свояченица, сваха и т.д.)
Тема 4. Свадьба. Свадебные обычаи. Обряд венчания.
Тема 5. Сказка или быль? Верования в чистую и нечистую силу. Колдуны. Шаманы. Заговоры. Народные понятия о порче и сглазе.
Тема 6. Огонь и вода – основа жизни. Использование огня и воды. Очищающая сила огня (купальские игры). Свечки. Сила воды. Живая и мертвая вода. Отношение к воде в домашних условиях.
Тема 7. Цветы и травы России. Обрядовое назначение цветов. Лекарственные цветы и травы.
Тема 8. “Кряшенская красавица рукоделием славится”. Вязание. Вышивание.
Тема 9. Традиции кряшенской кухни. Кряшенские хлеб-соль. Еда обычная и праздничная. кряшенские пироги и калачи.
Тема 10. Застолье. Правила сервировки стола. Встреча и проводы гостей.
Тема 11. Народное творчество. Песни и частушки (бытовые, озорные, патриотические).
Календарно-тематический план
для начальных классов
№ | Примечания | ||||
Тема | к/ч | Дата план. | Дата факт. | ||
Краеведение | |||||
1 | Введение. Знакомство с целями и задачами. День пожилых людей | 1 | 2.10 | ||
2 | Что изучает краеведение? Моя малая Родина. Урок-экскурсия по улицам деревни Брюшли. | 1 | 9.10 | ||
3 | Урок-викторина «Люби и знай свой край родной.» | 1 | 16.10 | ||
4 | Моя семья. Профессии моих родителей. | 1 | 23.10 | ||
5 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников | 1 | 30.10 | ||
6 | Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…” | 1 | 13.11 | ||
7 | Игровой праздник «До свидания, осень!» | 1 | 20.11 | ||
8 | Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). | 1 | 27.11 | ||
9 | Природа нашего края. Растительный и животный мир Татарстана, Менделеевского района. Животный мир рек, водоемов | 1 | 4.12 | ||
10 | Знакомство с сельским хозяйством деревни, их история. | 1 | 11.12 | ||
11 | Встречи с передовиками колхоза, ветеранами труда. Что дает наш край стране | 1 | 18.12 | ||
12 | Подготовка к новому году: изготовление елочных игрушек | 1 | 25.12 | ||
13 | «Вот настал Новый год!» | 1 | 2.12 | ||
14 | Наш край богат талантами: земляки, прославившие родной край | 1 | 15.01 | ||
15 | Праздник Крещения. Экскурсия на Ак Чишма | 1 | 22.01 | ||
16 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 29.01 | ||
17 | Лекция по геральдике | 1 | 5.02 | ||
Музейная работа | |||||
18 | Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Наследие в школьном музее. Фонд школьного музея. | 1 | 12.02 | ||
19 | Военная слава земляков. Изготовление подарков для пап | 1 | 19.02 | ||
20 | Праздник, посвященный Масленице «У самовара…» | 1 | 26.02 | ||
Фольклор и искусство кряшенского народа | |||||
21 | Праздник Женский день. Изготовление подарков мамам и бабушкам | 1 | 4.03 | ||
22 | Зимние и весенние традиции и обряды | 1 | 11.04 | ||
23 | Летние и осенние традиции и обряды | 1 | 18.03 | ||
24 | Что в имени твоем… (из истории имен и фамилий). | 1 | 1.04 | ||
25 | Традиции кряшенской семьи. Семья. Уважение к старшим. Дети и старики. Родня (родные и двоюродные братья и сестры, деверь, золовка, шурин, свояченица, сваха и т.д.) | 1 | 8.04 | ||
26 | Огонь и вода – основа жизни. Использование огня и воды. Очищающая сила огня (купальские игры). Свечки. Сила воды. Живая и мертвая вода. Отношение к воде в домашних условиях. | 1 | 15.04 | ||
27 | Цветы и травы России. Обрядовое назначение цветов. Лекарственные цветы и травы. | 1 | 22.04 | ||
28 | Традиции кряшенской кухни. Кряшенские хлеб-соль. Еда обычная и праздничная. кряшенские пироги и калачи. | 1 | 29.04 | ||
29 | Подготовка к 9 мая | 1 | 6.05 | ||
30 | День Победы | 1 | 9.04 | ||
31 | Народное творчество. Песни и частушки (бытовые, озорные, патриотические). | 1 | 13.05 | ||
32 | Посадка цветов у памятника | 1 | 20.05 |
Календарно-тематический план
для 5-9 классов
№ | Примечания | ||||
Тема | к/ч | Дата план. | Дата факт. | ||
Краеведение | |||||
1 | Введение. Знакомство с целями и задачами. День учителя | 1 | 5.10 | ||
2 | Что изучает краеведение? Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. | 1 | 12.10 | ||
3 | Территория и географическое положение Татарстана. Изучение местной топонимики. Творческая работа “Загадочный мир названий”. | 1 | 19.10 | ||
4 | Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. | 1 | 26.10 | ||
5 | Моя малая Родина. Урок-экскурсия по улицам деревни Брюшли. | 1 | 9.11 | ||
6 | Эссе “Прогулка по улицам моей деревни”. | 1 | 16.11 | ||
7 | Моя семья. Профессии моих родителей. | 1 | 21.11 | ||
8 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. | 1 | 28.11 | ||
9 | Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…” | 1 | 7.12 | ||
10 | Хореография | 1 | 14.12 | ||
11 | Природа нашего края. Растительный и животный мир Татарстана, Менделеевского района. | 1 | 21.12 | ||
12 | . Подготовка к Новому году | 1 | 28.12 | ||
13 | Животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; растения и животные района, занесенные в Красную книгу | 1 | 11.01 | ||
14 | Cочинение-рассуждение “Что дает наша деревня стране”. | 1 | 18.01 | ||
15 | Уткинские чтения | 1 | 25.01 | ||
16 | Наш край богат талантами: земляки, прославившие родной край. Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. | 1 | 1.02 | ||
17 | Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. | 1 | 8.02 | ||
18 | Символика района. Лекция по геральдике. Творческая работа по созданию символа (герба) своей деревни | 1 | 15.02 | ||
19 | Изготовление подарков на 23 февраля | 1 | 22.02 | ||
Музейная работа | |||||
20 | Наследие в школьном музее. Фонд школьного музея. Военная слава земляков. | 1 | 29.02 | . | |
21 | Изготовление подарков на 8 марта | 1 | 7.03 | ||
22 | Сбор информации и материалов для проведения Выставки одного дня «Семейная коллекция». | 1 | 14.03 | ||
Традиции и обычаи кряшенского народа | |||||
23 | Традиции и обычаи как часть кряшенской культуры, способствующие сплочению семьи, общества, уважению к памяти предков | 1 | 21.03 | ||
24 | Зимние и весенние традиции и обряды. Летние и осенние традиции и обряды | 1 | 4.04 | ||
25 | Традиции кряшенской семьи. Семья. Уважение к старшим. Дети и старики. Родня (родные и двоюродные братья и сестры, деверь, золовка, шурин, свояченица, сваха и т.д.) | 1 | 11.04 | ||
26 | Свадьба. Свадебные обычаи. Обряд венчания. | 1 | 18.04 | ||
27 | Сказка или быль? Верования в чистую и нечистую силу. Колдуны. Шаманы. Заговоры. Народные понятия о порче и сглазе. | 1 | 25.04 | ||
28 | Огонь и вода – основа жизни. Использование огня и воды. Очищающая сила огня (купальские игры). Свечки. Сила воды. Живая и мертвая вода. Отношение к воде в домашних условиях. | 1 | 2.05 | ||
29 | Цветы и травы России. Обрядовое назначение цветов. Лекарственные цветы и травы. | 1 | 10.05 | ||
30 | Традиции кряшенской кухни. Кряшенские хлеб-соль. Еда обычная и праздничная. Кряшенские пироги и калачи. | 1 | 16.05 | ||
31 | Посев семян у памятника. Уборка на территории Ак Чишма | 1 | 23.05 | ||
32 | Разведение комнатных растений. Подведение итогов | 1 | 30.05 |
Использованная литература
- Баязитова Ф. С. «Керәшеннәр. Тел үзенчәлекләре һәм йола иҗаты».- Казан, 1997.
- Ислаев Ф. Г. “Я и моя родословная”. – Издательство «Магариф», 2009
- Михеева Л. «Русские народные праздники». - Москва: «Дрофа-Плюс» 2007 г.
- Музей и школа. Пособие для учителей под ред. Т.Д.Кудриной.- М., 2000г.
- Программа «Народоведение».
- Романычев И.Г. Музейное дело: учебное пособие. - М., 2002.
- Сетевой этнокультурный проект кряшенского народа kryashen.ru.
- http://festival.1september.ru/articles/563385/
Приложение 1.
Сценарий занятие по музейной педагогике «У самовара… »
для начальных классов.
Ход занятия:
Педагог:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
http://www.detdom-uk.ru/2012-04-13-09-27-18/45-vizit-tryapkukla
Слайд №1 (Звучит Группа «Иван Купала» песня «Масленица»)
Педагог: Масленица самый радостный и светлый праздник, пришел к нам из давних времен и сохранился до наших дней.
Слайд №2
Педагог: Почему праздник называется Масленица? (ответы детей)
Педагог: Само название праздника, «Масленица» произошло от того, что в этот день ели много масляной пищи. (Большая книга праздников для детского сада / Под ред. Т. В. Чупина. — Ярославль: Академия развития, 2007.)
Масленица – это проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари и бояре.
Обсуждение картины Б. Кустодиева «Масленица»
Педагог: Ребята прочитайте, пожалуйста имя художника, написавшего эту картину (дети- Борис Кустодиев).
Педагог: Это имя связано с самыми яркими, красивыми, праздничными образами в русской живописи. В своих картинах он стремился передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем. Это праздник, который вовлекал в действие множество людей разных сословий, разного уровня, но всех делал счастливыми.
Педагог: Картина, насыщена веселым морозным счастьем - "Масленица". Посмотрите, какие настроения можно увидеть на этой картине? (ответы детей: веселье, радость) .
Педагог: Молодцы, правильно. Разгульность, разухабистость, широта, веселье, хлебосольство, удаль - все эти слова подходят к описанию картины, в которой художник создал собирательные образы - русского праздника, русского народа, русской души. Традиционная масленица - это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивания каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы - множество деталей только украшает картину и рассказывает о ее героях.
Педагог: Давайте вместе рассмотрим картину. Что вы видите, расскажите. (ответы детей). Хорошо, подведу итог сказанному. Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. В низине - суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. На переднем плане - красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника - веселятся буквально все, кто может. Художник создает настроение праздничное, веселое.
Слайд №3.
Мы с вами увидели карусели, ярмарку, катание на санях на картине Бориса Кустодиева, но это еще не все масленичное веселье.
Беседа по картине Сурикова «Взятие снежного городка»
Педагог: Сегодня 4 день масленицы. Вспомните ребята, как он называется? (ответы детей).
Педагог: «Разгуляй» или «Широкий Четверг». (Праздники по-русски/ Альманах, СПб, 2011). Именно с четвертого дня Масленицы народ устраивал пиры с блинами, пышные народные гуляния-маскарады, и карнавалы, и выяснения силы в кулачных боях, и состязания.
Педагог: «Взятие снежного городка», это
– старинная сибирская игра, в которую играли на Масленицу. Из снега и льда сооружалась большая крепость, которую в шуточном бою необходимо было «взять». Играющие делились на «всадников», стремящихся разрушить городок, и «защитников». Всадника, сумевшего преодолеть преграду, угощали вином, а неудачника - купали в снегу. На полотне мы видим момент, когда смельчак прорывается сквозь снежную стену. Ощущается напряжение и стремительность прорыва.
Вокруг царит неудержимое веселье. На состязание храбрецов пришло посмотреть полгорода. На фоне белого искрящегося снега толпа выглядит особенно нарядно и празднично. Весь колорит картины – насыщенный, звучный, с контрастными цветовыми сочетаниями белого, красного, зеленого, синего, что вносят в картину жизнерадостность, оптимизм и настроение праздника.
Весельем было не только катание на санях, взятие нежного городка, игра в снежки, но и перетягивание каната. Канат был раньше на «вес золота», редким в крестьянских семьях, а вот тканая простыня нашлась бы в каждой избе.
Игра для мальчиков «Перетягивание каната» (Звучит Ф. И. Шаляпин «Дубинушка»)
Молодцы, удальцы!
Силушку показали.
В этот день наряжали большое чучело Масленицы в виде женской фигуры, набивали его соломой, возили в санях, а потом устанавливали в центре города, на ярмарочной площади. (Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея/ Альманах, СПб, 2002)
Вот она, какая Масленица (педагог показывает куклу из соломы). Масленица (показывая на куклу) пришла к нам сегодня с сюрпризом, принесла загадки.
Покажите удальцы теперь и разум!
Разгадывание загадок:
Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра!
(Масленица)
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
(Блин)
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …
(Весна)
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
(Масленица)
http://www.razumniki.ru/zagadki_maslenica.html
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит.
(Гармонь)
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит
(Гармонь)
http://www.prozagadki.ru/1377-zagadki.-pro-garmon.html
Слайд №5.
В Масленицу не только гуляли, играли, но и пели песни
Рассматривание картины Кустодиева «Деревенская Масленица. Гармонист».
Вот и у меня есть гармонь, посмотрите какая, переливается, а голосок у нее какой, давайте послушаем (педагог играет на гармошке русскую народную песню «Во поле береза стояла») Узнали вы песню? (ответы детей)
Игра на внимание:
Педагог вместе с детьми повторяет слова песни.
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла. (2 р.)
Педагог: Давайте теперь попробуем слова заменить на движения-
«Во поле береза стояла» -движение «поклон», педагог предлагает детям спеть песню, заменив слова движением;
«Береза»-поднятая рука, педагог предлагает детям спеть песню, заменив слова движением;
«Кудрявая»-волнистое движение руками, педагог предлагает детям спеть песню, заменив слова движением;
Педагог: Скажите ребята, на какое движение похожи слова «Люли, лю-ли» (ответы детей) .
«Лю-ли, лю-ли» заменяем на покачивающие движения руками, педагог предлагает детям спеть песню, заменив слова движением;
«Стояла» -встаем со стульчиков.
Педагог: теперь давайте соединим все движения, слова не поем.
Поклон, поднятая рука, встаем со стульчиков.
Поклон, волнистое движение руками, встаем со стульчиков.
Покачивающие движения руками, встаем со стульчиков.
Покачивающие движения руками, встаем со стульчиков.
Педагог: Молодцы, вы были внимательны.
Слайд №6
Приходили люди наигравшись, нагулявшись с мороза домой и к столу, погреться, испить чаю.
Рассматривание картины Маковского «За чаем» (девушку)
Всё в ней гармония, всё диво,
А. С. Пушкин
Задание детям:
1. Описать героиню произведения;
2. Придумать о чем она думает;
3. Пофантазировать какого вкуса чай и варенье на столе;
4. Вспомнить свои любимые блюда;
С чаепитием появилась особая систему сервировки стола, которая складывалась из многочисленных чайных принадлежностей: чашки, блюдца. Даже скатерти для стола должны были отвечать нормам чайного этикета из белой или голубой материи.
В отличие от многих других праздников, на Масленицу не только кушают дома, в семье, но и часто ходят в гости, и значит «принимают гостей», стол называли «хлебосольным», говорили «пир горой», «угощения», «явства».
Игра для девочек «Накрываем званый стол»
Педагог: А теперь давайте, используя правила чайного этикета, накроем на стол. Девочкам предлагается накрыть на стол, используя чайную посуду, салфетки, скатерть. А чего, же не хватает на этом столе? Ананаса (ответы детей, вазы для цветов (ответы детей). Молодцы, увидели самовара.
(Педагог вносит самовар) И конечно в центре стола - самовар
Рассматривание картины Маковского «За чаем» (самовар) (Звучит Детский хор радио и телевидения песня «Наш красавец самовар») Самовар стал традиционным русским сувениром. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал и в крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома. Самовар придает столу своеобразный уют. Это олицетворение широкой щедрой души, и гостеприимства.
К нам сюда на викторину,
Заходи, честной народ.
Всех детей без исключенья
Самовар горячий ждет!
Педагог:
Поиграть за самоваром
Рады вы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Вот и самовар нам приготовил сюрприз-викторину.
Самовар наш не пустой,
В нем сюрприз и не простой.
Викторина
1. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал, как от огня.
(К. Чуковский “Мойдодыр”)
2. Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл…
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся! ”
(К. Чуковский “Федорино горе”)
3. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
(К. Чуковский “Муха-цокотуха”)
http://www.chukfamily.ru/Kornei/Tales/moidodir.htm
Ах, какие молодцы,
Вы и вправду знатоки!
Мы сегодня поговорили, что на Масленицу, играли, пели и конечно-же танцевали, это же праздник без танца. Ребята подготовили вам сюрприз - русский-народный танец (в исполнении детей 3 подготовительной)
И конечно на Масленицу жарятся блины.
Жарится здесь блин масленый
Солнцем ярким озаренный.
Творческое задание: Аппликация «Солнышко-ведрышко» (Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М., 2005.)
1. Почему именно блин символ Масленицы?
2. Из чего делают блины и с чем их едят?
3. А на что похож блин?
Педагог: Посмотрите ребята, у меня есть какой блинок (круг из желтого картона украшенный улыбкой, глазками) румяный, да веселый. Вы правильно сказали, что блин был символом Солнца. А на что похожи ваши ладошки с растопыренными пальчиками (ответы детей) на лучики. Приставьте свои ладошки в блинку, тепло? (ответы детей, а засветился блинок? (ответы детей) Давайте обведем ваши ладони по цветной бумаге, вырежем их и наклеим на блинок по кругу. (Дети обводят ладони по цветной бумаге, вырезают и наклеивают по кругу блина) Получилось у нас солнышко? Светятся его лучи, стало тепло? (ответы детей)
Награждение вручение блинов.
Как на масличной неделе
Из печи блины летели.
С пылу, с жару из печи
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай,
Всем блиночков подавай!
С пылу, с жару – разбирайте!
И хвалить не забывайте!
Педагог вручает детям блины.
Я хочу вам пожелать
Поговорки вспоминать:
“Самовар кипит, уходить не велит”,
“Где есть чай, там и под елью рай”.
“За чаем не скучаем! ”,
“Чай пьёшь – до ста лет проживёшь! ”
На последок, разрешите,
Вам сюрприз преподнести
Для вас выступают дети старшей группы с музыкальной композицией «Посиделки»:
Спасибо. До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии основной школы (1)
Рабочая программа по химии основной школы разработана на основе примерной программы (М. : Просвещение, 2010) и включает в себя пояснительную записку, содержание обучения химии в 8 - 9 классах, тематич...
Рабочие программы по геометрии (основная школа)
Рабочие программы по геометрии в 7-9 классах по УМК А.В. Погорелова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК (УМК «Школа 2100») 8 Б класс
составлено на основе Программы основного общего образования по русскому языку 5-9 («Школа 2100»под ред.Р.Бунеева и Е.Бунеевой)– М.: БАЛАСС, 2010; Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫ...
Рабочая программа по СБО 6класс школы 8вида
Предлагаю для ознакомления рабочую программу по СБО 6 класс школы 8 вида. Данная рабочая программа соответствует используемой в школах 8 вида Программы специалных (коррекционных) школ 8 вида: 5 - 9 кл...
Примерная рабочая программа по математике для школ с углубленным изучением математики 8 класс
Примерная программа составлена для школ с углубленным изучением математики (6 часов в неделю), планируется блочное изучение матриала....
Изучение родного языка на занятиях кряшенской Воскресной школы
Наша школа расположена в красивой кряшенской деревне, где родился великий кряшенский поэт Егор Васильевич Уткин. К сожалению, в связи с изменениями в обществе, молодое поколение начинает смешивать род...
Рабочая программа "Развитие воспитанников Воскресной школы посредством творческой работы с тканью. Кружок "Мастерица".
Данная рабочая программа составлена для учебно - воспитательной деятельности в Воскресной школе для детей в возрасте 7 - 11 лет. Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представлени...