Конспект урока по литературе по лирике М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока (7 класс) на тему
Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: "Трагизм лирики М.Ю.Лермонтова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lerm.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Трагизм любви в лирике М.Ю.Лермонтова.
Эпиграф. Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.
М.Ю.Лермонтов
Результаты:
1.Понимание ключевых проблем лирики Лермонтова, умение анализировать стихотворение.
2.Умение работать с разными источниками информации, умение понимать проблему, формулировать выводы.
3.Воспитание уважительного отношения к русской литературе.
Оснащение. Портрет М.Ю.Лермонтова, портрет В.Лопухиной, стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Ход урока.
- Сообщение темы и целей урока.
- Чтение эпиграфа и формулирование темы урока учащимися самостоятельно.
- Опрос домашнего задания.
Беседа по вопросам:
- Назовите основные мотивы лирики Лермонтова.
- Приведите цитаты на каждый мотив и назовите стихотворения, относящиеся к нему.
- Сравните темы лирики Лермонтова с темами лирики Пушкина.
- Как правильно оформить цитаты?
- Новый материал.
1.Слово учителя.
- В любовной лирике Л. Звучат автобиографические мотивы. В связи с этим выделяются 2 цикла – ивановский (Наталья Иванова) и сушковский (Екатерина Сушкова), также есть стих-я, посвященные Варваре Лопухиной, Анне Столыпиной.
Для ивановского цикла характерен мотив измены ( «К Н.И.», «Прости, мой друг!»), а для сушковского – трагизм («Стансы», «В альбом»)
? – Как вы думаете, в какие тона окрашена любовь у Л.? (В мрачные тона).
- И на то были свои причины.
( Рассказ учащегося о Вареньке Лопухиной)
- Но если в творчестве Пушкина тема любви – самостоятельная тема, то в лирике Лермонтова тема любви тесно переплетается с темой одиночества и темой Родины. Поэт одинок и в любви, т.к. любовь – всегда страдание («Гость», «Весна», «Челнок»).
Что толку жить! Без приключений
И с приключеньями – тоска
Везде, как беспокойный гений,
Как верная жена, близка.
( «Челнок»)
- Тем не менее лирический герой мечтает о любви. Любовь – и земное, и одновременно неземное чувство , данное от Бога, поэтому возлюбленная – существо божественное, она красива.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
( «Она не гордой красотою…»)
- Светские женщины коварны, искреннему чувству нет места в свете, поэтому одинокий лирический герой Лермонтова стремится скрыть ото всех свои переживания.
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть…
( «Я не хочу, чтоб свет узнал»)
2. Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
А) Прослушаем чтение стих-я известным диктором.
Б) ? Как вы думаете, кому посвящено ? ( В.Лопухиной).
В) определите тему и основную мысль стих-я. ( Тема- признание в любви, которая осталась в прошлом. Основная мысль – жизнь идет, и прошлое становится частью жизни, уходит боль от потери любимой).
Г) ищем тропы и фигуры ( эпитеты, метафоры; инверсия, анафора).
Д) Авторская позиция – боль от утраты любимой ушла, и теперь та любимая – лишь подруга юных дней.
Е) ? Какие ваши впечатления от стих-я?
3. Творческое задание.
- Найдите в стихотворениях Лермонтова строки о любви и прокомментируйте их.
4. Итоги урока.
- Итак, ребята, что вам запомнилось о любовной лирике Лермонтова.
Отличается ли она от любовной лирики Пушкина? Чем?
5. Домашнее задание.
Выучить и проанализировать стихотворение о любви Лермонтова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»
Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...
Конспект урока по литературе. 8 класс. Идейно-тематическая связь поэмы "Мцыри" с лирикой М.Ю. Лермонтова.
Характеристика героев. Связь проблематики поэмы с центральными темами лирического творчества М.Ю. Лермонтова, темой одиночества....
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"...
Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"....
Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР...
Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.
Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...
Конспект урока литературы "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и её адресаты"
Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его так...