Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему
Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uchebnogo_zanyatiya_s_ispolzovaniem_tsor_.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Преподаватель: Шаповалова Ольга Владимировна
Группа: БПКС-13-9-3
Дисциплина: Литература
Тема учебного занятия: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия (по дидактическим целям и месту урока в общей системе): урок применения и совершенствования знаний.
Вид учебного занятия: практическое занятие.
Урок по теме «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова» является вторым уроком в изучении творчества Лермонтова.
Цели и задачи учебного занятия:
Образовательные:
- познакомить студентов с поэтическим и духовным наследием великого русского поэта Лермонтова на примере ряда произведений, объединенных темой одиночества;
- закрепить умение анализировать лирическое произведение.
Развивающие:
- раскрыть основные мотивы и причины, способствующие возникновению чувства одиночества в душе М. Ю. Лермонтова;
- выработать у студентов способность погружаться в художественный мир поэта.
Воспитательные:
- воспитывать у студентов нетерпимость ко всему, что препятствует свободе самовыражения личности;
- воспитывать любовь к русской поэзии
Оборудование:
мультимедийное оборудование,
презентация, посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова,
музыкальное сопровождение (Бетховен «Лунная соната»; исполнения песни «Выхожу один я на дорогу» группой «Небо Здесь»)
Системно-деятельностная основа урока литературы «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
Учитель русского языка и литературы Шаповалова Ольга Владимировна
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |||
Знания | Умения | ||||||||
1.Ориентировочно-мотивационный этап | 5 мин | Организовать и настроить группу на плодотворную работу. | Организация внимания и внутренней готовности | Умение организоваться | Словесный, выразительное чтение | индивидуальная | Слайд № 1-5 музыкальное оформление | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
Приветствие, выявление отсутствующих Объявление названия темы: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова» Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Знакомство с этим поэтом началось у нас в 6 классе. И год от года тематика произведений Лермонтова усложнялась. В начале 10 класса, как я уже вам говорила, мы вспоминаем писателей и поэтов первой половины 19 века для того, чтобы перейти к литературе второй половины 19 века. Сегодня у нас второй урок по творчеству писателя. На прошлом уроке мы с вами определили основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов - мотивом одиночества. | Слушают преподавателя, записывают в тетрадь по литературе число и тему урока, формулируют цели урока. Слушают выразительное чтение стихотворения «Парус» в исполнении студента данной группы. | ||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |||
Знания | Умения | ||||||||
2. Операционально-исполнительский этап Практикум – тест. Работа с лирическим текстом. Анализ литературного произведения «Одиночество» Словесное рисование. Анализ литературного произведения: «И скучно и грустно…» (1840) Анализ литературного произведения: «Выхожу один я на дорогу…»
| 30 мин. | Проверить усвоение материала предыдущего урока. Выявить особенности мотива одиночества в лирике Лермонтова на основе анализа стихотворений. | Знание основные литературные термины | Умение анализировать лирическое произведение, погружаться в художественный мир поэта. Развивать поэтический вкус, художественную интуицию | Словесно-наглядные, частично-поисковый, выразительное чтение, анализ, словесное рисование, | Коллективная, фронтальная, индивидуальная | Слайды № 6 - 11 музыкальное оформление | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте попрактикуемся. Опираясь на цитаты из наиболее характерных стихотворений поэта, определите сквозные мотивы лирики Лермонтова 1. Посмотрите на дату создания стихотворения. Сколько было лет Лермонтову? (16 лет) 2. Как вы думаете, почему у такого молодого человека, вашего ровесника, возникают такие философские мысли? См. учебник стр. 28 (Литература: практикум: учеб. Пособие для учреждений нач. и сред. Проф. Образования /Г.А. Обернихина)
7. Обратите внимание на интонацию стихотворения. Как передается драматизм состояния лирического героя? Почему текст так насыщен ? и ! предложениями? 1. Как вы думаете, почему в качестве музыкального сопровождения звучала “Лунная соната” Людвига ван Бетховена? 2. Чем для лирического героя является дорога? 3. Что составляет основной конфликт стихотворения? 4. Если герой отрешён от прошлого и от будущего, то в чём смысл его настоящего? Заключительное слово учителя: Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности. | Выполняя практикум-тест, студенты работают в парах, делая записи в тетрадь. Пары делятся результатами, сверяют с ключом. Выразительное прочтение стихотворения. Студенты участвуют в беседе, анализируют, делают выводы. Словесное рисование студентами увиденных в стихотворении зарисовок. Выразительное прочтение стихотворения. Студенты участвуют в беседе, анализируют, делают выводы. Словесное рисование студентами увиденных в стихотворении зарисовок. Примерные ответы: - “В обоих произведениях просматривается образ ночи… - В стихотворении Лермонтова есть строки о голубом сиянье, которое ночью может исходить только от луны, а произведение Бетховена – “Лунная соната”… - В обоих произведениях звучит какая-то печаль, раздумье… - Музыка Бетховена звучит в исполнении одного инструмента, а тема урока сегодня: “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова” и стихотворение называется “Выхожу один я на дорогу”… Дорога – это жизненный путь. И путник-человек одинок в этом мире. Лирический герой ощущает торжественность мироздания. Он творец, упивающийся единением со звёздами, воспаряющий в высоты духа. Но риторические вопросы: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?» - создают тревожный, неспокойный ритм. Герой на распутье. В то же время здесь звучит мотив утраты иллюзий. Он ищет счастья в свободе и покое. Сон души герой не воспринимает, он мечтает о сне, несущем вдохновение, энергию. Необыкновенное философское произведение! Противоречие между вселенской гармонией мирозданья и трагическим состоянием одинокого героя. Там нет одиночества, там красота, свобода, спокойствие – то, чего нет в жизни героя, в душе которого умерли надежды. - В поиске. | ||||||||
3. Рефлексивно-оценочный этап | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |||
Знания | Умения | ||||||||
7 мин. | Закрепить пройденный материал на уроке. Проанализировать работу на уроке, систематизировать полученные знания. | основные мотивы и причины, способствующие возникновению чувства одиночества в душе М. Ю. Лермонтова | Уметь анализировать и делать выводы | Поисковый, наглядный, словесный метод «Синквейн» (метод технологии развития критического мышления) | Коллективная, фронтальная, индивидуальная | Слайды 12- 15 музыкальное оформление | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
Составление синквейна. | Обобщающая беседа по вопросам. - А теперь последний штрих к образу гениального поэта, чью лирическую исповедь мы рассматривали на уроках. Предлагаю вам составить синквейн к слову: «Лермонтов». | Студенты отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатлениями от урока, индивидуально составляют синквейн. | |||||||
4. Домашнего задания. | Обобщите свои выводы и наблюдения по лирике Лермонтова в письменном высказывании. Вам необходимо написать небольшое эссе на одну из предложенных тем, постарайтесь включить в своё сочинение стихотворные строки поэта. | Студенты записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»
Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...
Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)...
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Презентация к уроку литературы в 6 классе поможет учителю организовать урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова....
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стих-ий "Утёс", "Листок"
Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова....
Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
Разработка урока литературы в 6 классе по теме "Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"....
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова урок 6 класс
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова для 6 класс...