Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»
план-конспект урока (9 класс) по теме
Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание Главный образ темы отрицания - образ маски, внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота и маскарадность света.В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы - на первый план выходит тема гордого одиночества, непонятости…Данная тема представлена в конспекте урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»
Цель :Знакомство с мотивом одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Задачи: Развитие монологической речи учащихся.
Обучение аналитическому чтению.
Развитие навыков анализа разных лирических произведений.
Воспитание нравственных качеств учащихся.
Оборудование :интерактивная доска,
презентация о творчестве М.Ю. Лермонтова
сборники стихотворений М.Ю. Лермонтова
Слово учителю:
На прошлом уроке мы с вами определили основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов - мотивом одиночества.
Запись в тетради т емы урока
Проведем блиц-опрос:
-После какого произведения Лермонтов проснулся знаменитым?
-Кто сможет процитировать несколько строк из этого стихотворения?
-Сколько ссылок на Кавказ было у Лермонтова?
( 1 – 1837) 2 - 1840
-С кем и в каком месте состоялась роковая дуэль?
( С Мартыновым у горы Машук недалеко от Пятигорска) 15 июля
-Где похоронен поэт? (В Тарханах 1842, а изначально в Пят.)
-А есть ли какая-то магия цифр в дате жизни и смерти поэта?
-С каким произведением Лермонтова мы знакомились в 8 классе?
Запишите слова-ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово одиночество
Запишем в тетрадях названия произведений ,в которых главным является мотив одиночества: «Выхожу один я на дорогу», «На севере диком стоит одиноко…», «Узник», «Парус», « И скучно и грустно..», «Тучи».
Творчество М.Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нём отражён важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы.
Вашему вниманию я хотела бы представить сведения из лермонтовской энциклопедии. (слайд ). Слова, которые наиболее часто встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова:
“один” – 1472 раза, “нет” – 1006 раз, “любовь” – 605 раз, “бог” – 589 раз, “небо” – 415 раз, “земля” – 385 раз, “казаться” – 336 раз, “минута” – 333 раз, “ночь” – 328 раз, “сон” – 277 раз, “смерть” – 273 раза, “надежда” – 263 раза, “играть” – 183 раза, “скала” – 164 раза, “страдание” – 149 раз, “могила” – 144 раза, “камень” – 142 раза, “зло” – 136 раз, “напрасно” – 134 раза, “обмануть” – 129 раз, “рай” – 127 раз, “ночной” – 122 раза, “миг” – 121 раз, “небесный” – 95 раз, “злодей” – 92 раза, “крест” – 92 раза, “грозный” – 85 раз, “страдать” – 81 раз, “воспоминание” – 72 раза, “гроза” – 65 раз, “волшебный” – 64 раза, “ложь” – 60 раз.
Не представит особого труда определить, какой из мотивов лирики Лермонтова доминируют.
Посмотрим , как же раскрывается этот мотив у Лермонтова. Давайте обратимся к самому, на мой взгляд, интересному стихотворению по этой теме. Это стихотворение «Выхожу один я на дорогу…».
Откройте, пожалуйста, ваши тексты и приступим к анализу.
(чтение стихотворения учителем)
Анализ 1 строфы
Анализ 2 строфы
Анализ 3 строфы
Анализ 4-5 строф
Мы с вами увидели, что стихотворение пронизано чувством одиночества, страдания. Чтобы закрепить наше впечатление, я предлагаю прослушать романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Анны Герман.
Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности.
Домашнее задание:
1в-подг. Письменно: « Тема Родины в творчестве поэта». Стихотворения: «Родина», «Прощай ,немытая Россия»-чтение,анализ
2в- подг. Письменно: «Тема: Судьба поколения 1830-х годов». Стихотворения: «Дума», «Бородино»(обратить внимание на общую мысль в стихотворении.- упрек поколению 30-х г.)
Итог урока
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»
Цель :Знакомство с мотивом одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Задачи: Развитие монологической речи учащихся.
Обучение аналитическому чтению.
Развитие навыков анализа разных лирических произведений.
Воспитание нравственных качеств учащихся.
Оборудование :интерактивная доска,
презентация о творчестве М.Ю. Лермонтова
сборники стихотворений М.Ю. Лермонтова
Слово учителю:
На прошлом уроке мы с вами определили основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов - мотивом одиночества.
Запись в тетради т емы урока
Проведем блиц-опрос:
-После какого произведения Лермонтов проснулся знаменитым?
-Кто сможет процитировать несколько строк из этого стихотворения?
-Сколько ссылок на Кавказ было у Лермонтова?
( 1 – 1837) 2 - 1840
-С кем и в каком месте состоялась роковая дуэль?
( С Мартыновым у горы Машук недалеко от Пятигорска) 15 июля
-Где похоронен поэт? (В Тарханах 1842, а изначально в Пят.)
-А есть ли какая-то магия цифр в дате жизни и смерти поэта?
-С каким произведением Лермонтова мы знакомились в 8 классе?
Запишите слова-ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово одиночество
Запишем в тетрадях названия произведений ,в которых главным является мотив одиночества: «Выхожу один я на дорогу», «На севере диком стоит одиноко…», «Узник», «Парус», « И скучно и грустно..», «Тучи».
Творчество М.Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нём отражён важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы.
Вашему вниманию я хотела бы представить сведения из лермонтовской энциклопедии. (слайд ). Слова, которые наиболее часто встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова:
“один” – 1472 раза, “нет” – 1006 раз, “любовь” – 605 раз, “бог” – 589 раз, “небо” – 415 раз, “земля” – 385 раз, “казаться” – 336 раз, “минута” – 333 раз, “ночь” – 328 раз, “сон” – 277 раз, “смерть” – 273 раза, “надежда” – 263 раза, “играть” – 183 раза, “скала” – 164 раза, “страдание” – 149 раз, “могила” – 144 раза, “камень” – 142 раза, “зло” – 136 раз, “напрасно” – 134 раза, “обмануть” – 129 раз, “рай” – 127 раз, “ночной” – 122 раза, “миг” – 121 раз, “небесный” – 95 раз, “злодей” – 92 раза, “крест” – 92 раза, “грозный” – 85 раз, “страдать” – 81 раз, “воспоминание” – 72 раза, “гроза” – 65 раз, “волшебный” – 64 раза, “ложь” – 60 раз.
Не представит особого труда определить, какой из мотивов лирики Лермонтова доминируют.
Посмотрим , как же раскрывается этот мотив у Лермонтова. Давайте обратимся к самому, на мой взгляд, интересному стихотворению по этой теме. Это стихотворение «Выхожу один я на дорогу…».
Откройте, пожалуйста, ваши тексты и приступим к анализу.
(чтение стихотворения учителем)
Анализ 1 строфы
Анализ 2 строфы
Анализ 3 строфы
Анализ 4-5 строф
Мы с вами увидели, что стихотворение пронизано чувством одиночества, страдания. Чтобы закрепить наше впечатление, я предлагаю прослушать романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Анны Герман.
Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности.
Домашнее задание:
1в-подг. Письменно: « Тема Родины в творчестве поэта». Стихотворения: «Родина», «Прощай ,немытая Россия»-чтение,анализ
2в- подг. Письменно: «Тема: Судьба поколения 1830-х годов». Стихотворения: «Дума», «Бородино»(обратить внимание на общую мысль в стихотворении.- упрек поколению 30-х г.)
Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова
Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова (6 класс)1.Вступительное слово учителя. Сегодня у нас третий урок по творчеству М. Лермонтова. Мы уже говорил...
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Презентация к уроку литературы в 6 классе поможет учителю организовать урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова....
Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР...
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стих-ий "Утёс", "Листок"
Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова....
Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
Разработка урока литературы в 6 классе по теме "Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"....
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова урок 6 класс
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова для 6 класс...