Конспект урока по литературе. 8 класс. Идейно-тематическая связь поэмы "Мцыри" с лирикой М.Ю. Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Характеристика героев. Связь проблематики поэмы с центральными темами лирического творчества М.Ю. Лермонтова, темой одиночества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
8 класс
Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой
М.Ю. Лермонтова.
Цель: 1. Развитие навыков анализа текста;
2. Характеристика героев;
3. Проследить идейно-тематическую связь поэмы «Мцыри» с лирикой М.Ю. Лермонтова.
1. Организационный момент.
2. Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы выяснили, что стихотворения «Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание» идейно близки поэме «Мцыри». Проблематика этого произведения тесно связана с центральными темами лирического творчества Лермонтова темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы.
Дома вы работали над таблицей.
Анализ любого стихотворения начинается с истории его создания. Иногда понять произведения помогают факты биографии поэта или писателя. Нас интересуют 1837 г (это год, когда Лермонтов начал работать над поэмой «Мцыри», написал стихотворение «Сосед») и 1839 г (в этот год поэма «Мцыри была закончена).
Стихотворение «Сосед» 1837г. | Поэма «Мцыри» , 1839г |
1. Какое настроение объединяет эти произведения? (Прокомментировать две даты 1837, 1839г | Комментарий 1. 1837г. – поэта посадили под арест в одну из комнат верхнего этажа здания Главного штаба за стихотворение «На смерть поэта». Позже Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк. 1839г. – дуэль поэта с де Барантом, военный суд, содержание под арестом, а затем гауптвахта на Литейном. Совпадение этих дат в жизни и творчестве поэта, конечно, не случайно. |
2. Назовите действующих лиц произведений. Лирический герой, сосед, часовой. | Мцыри, монах - грузинка, барс, природа. |
3. В какой обстановке происходит действие? Действие происходит в тюрьме. | В монастыре, 3 дня на воле. |
4. Что их разделяет? «…Разлучены с тобой Стеной теперь – а после тайной» | Монастырь – тюрьма, «душные кельи»; И страшно было мне, понять Не мог я долго, что опять Вернулся я к тюрьме моей». «Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы» |
5. Как происходит общение? «…чело склонив к сырой стене, я слушаю…» | «Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю» |
6.Какие чувства вызывает общение у лирического героя в каждом случае? «И лучших лет надежды и любовь, В груди моей все оживает вновь, И мысли далеко несутся» | 1. Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. (И было сердцу моему легко, не знаю почему; О, как брат, обняться с бурей был бы рад; Мне было страшно) 2. Встреча с грузинкой (Думы пылкие мои смутились; Воспоминанья тех минут Во мне, со мной пускай умрут) 3. Бой с барсом (…сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы…) |
Вывод: Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с
сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться
жить в монастыре означало для него навсегда
отказаться от родины, и свободы,
быть обреченным на вечное рабство и одиночество.
Тюремная стена – непреодолимая преграда. Она обострила все чувства лирического героя – сильнее становится чувство одиночества, роднее и ближе человек, поющий тоскливую песню.
3. Проанализируем синтаксис стихотворения «Сосед» (1837)
- Какое выразительное средство использует в последней строфе?
(анафора)
- Что она подчеркивает, какие чувства охватывают героя одновременно»
(Она призвана подчеркнуть, какие чувства охватывают героя одновременно: это и надежды на лучшее в будущем, и любовь, и мечты)
- Какое выразительное средство «слезы, как звуки»?
(сравнение, ощущение тоски, которой исполнены звуки, становится еще пронзительнее от этого сравнения)
- Что передает повторение слова «льется»?
(передает беспрерывность действия)
- Какое впечатление оставляет многоточие в конце третьей строфы?
(оставляет впечатление недосказанности, усталости)
- Сколько предложений в этом стихотворении?
(четыре)
- Что помогают выразить сложные синтаксические конструкции?
(всю полноту и глубину переживаний лирического героя. Душевная боль захлестывает его и требует выхода.
Вывод: композиция стихотворения, его синтаксис подчинены одной цели – передать всю боль, тоску и стремление на свободу того, кто находится в неволе.
4. Бой с барсом (…сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы…)
Это состояние с не меньшей силой выражено во многих стихах Лермонтова.
Мцыри – герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, просит бури, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року:
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы если б мог.
- В каком стихотворении Лермонтова лирический герой переживает подобные чувства?
(«Парус») Чтение наизусть.
- Находит ли лирический герой стихотворения успокоение в реальной жизни, может ли пойти на примирение с действительностью?
(нет)
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
- Разве не так же Мцыри, как брат, обняться с бурей был бы рад.
Вывод: Постоянная борьба, постоянный поиск, непрерывное стремление к активному действию – вот в чем поэт видел смысл жизни. Именно этим высоким смыслом автор наполнил и поэму Мцыри, хотя герою не удалось найти путь в родимую страну, где люди вольны, как орлы. Лермонтов прославил поиски могущества воли, мужества, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они не вели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»
Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...
Конспект урока по литературе на тему:«Мотивы одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»».
Урок изучения нового материала (анализ лирического текста)....
Конспект урока по литературе на тему: «Духовная поэзия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
(На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…» - 7...
Конспект урока в 8 классе по теме "Связь слов в словосочетании"
На уроке предствалена работа в группах....
Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"
Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"...
Конспект урока в 9 классе на тему: "Дружба" в лирике А.С. Пушкина"
Тип урока.Урок-семинар. Оборудование.Сборник стихотворений А.С.Пушкина, интерактивная доска-презентация. Цели урока:образовательная - способствовать воспитанию читательского вкуса, про...
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...