Конспект урока по литературе. 8 класс. Идейно-тематическая связь поэмы "Мцыри" с лирикой М.Ю. Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Кубышева Наталия Борисовна

Характеристика героев. Связь проблематики поэмы с центральными темами лирического творчества М.Ю. Лермонтова, темой одиночества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

8 класс

Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой

М.Ю. Лермонтова.

Цель: 1. Развитие навыков анализа текста;

          2. Характеристика героев;

          3. Проследить идейно-тематическую связь поэмы «Мцыри» с лирикой М.Ю. Лермонтова.

1. Организационный момент.

2. Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы выяснили, что стихотворения «Кавказ»,  «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание» идейно близки поэме «Мцыри». Проблематика этого произведения тесно связана с центральными темами лирического творчества Лермонтова темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы.

Дома вы работали над таблицей.

Анализ любого стихотворения начинается с истории его создания. Иногда понять произведения помогают факты биографии поэта или писателя. Нас интересуют 1837 г (это год, когда Лермонтов начал работать над поэмой «Мцыри», написал стихотворение «Сосед») и 1839 г (в этот год поэма «Мцыри была закончена).

Стихотворение «Сосед» 1837г.

Поэма «Мцыри» , 1839г

1. Какое настроение объединяет эти произведения? (Прокомментировать две даты 1837, 1839г

Комментарий

1. 1837г. – поэта посадили под арест в одну из комнат верхнего этажа здания Главного штаба за стихотворение «На смерть поэта». Позже Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк.

1839г. – дуэль поэта с де Барантом, военный суд, содержание под арестом, а затем гауптвахта на Литейном. Совпадение этих дат в жизни и творчестве поэта, конечно, не случайно.

2. Назовите действующих лиц произведений.

Лирический герой, сосед, часовой.

Мцыри, монах - грузинка, барс, природа.

3. В какой обстановке происходит действие?

Действие происходит в тюрьме.

В монастыре, 3 дня на воле.

4. Что их разделяет?

«…Разлучены с тобой

Стеной теперь – а после тайной»

Монастырь – тюрьма, «душные кельи»; И страшно было мне, понять

Не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей».

«Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы»

5. Как происходит общение?

«…чело склонив к сырой стене, я слушаю…»

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю»

6.Какие чувства вызывает общение у лирического героя в каждом случае?

«И лучших лет надежды и любовь,

В груди моей все оживает вновь,

И мысли далеко несутся»

1. Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. (И было сердцу моему легко, не знаю почему; О, как брат, обняться с бурей был бы рад; Мне было страшно)

2. Встреча с грузинкой (Думы пылкие мои смутились;

Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут)

3. Бой с барсом (…сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы…)

Вывод: Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с

сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться

жить в монастыре означало для него навсегда

отказаться от родины, и свободы,

быть обреченным на вечное рабство и одиночество.

Тюремная стена – непреодолимая преграда. Она обострила все чувства лирического героя – сильнее становится чувство одиночества, роднее и ближе человек, поющий тоскливую песню.

3. Проанализируем синтаксис стихотворения «Сосед» (1837)

- Какое выразительное средство использует в последней строфе?

                (анафора)

- Что она подчеркивает, какие чувства охватывают героя одновременно»

        (Она призвана подчеркнуть, какие чувства охватывают героя одновременно: это и надежды на лучшее в будущем, и любовь, и мечты)

- Какое выразительное средство «слезы, как звуки»?

        (сравнение, ощущение тоски, которой исполнены звуки, становится еще пронзительнее от этого сравнения)

- Что передает повторение слова «льется»?

        (передает беспрерывность действия)

- Какое впечатление оставляет многоточие в конце третьей строфы?

        (оставляет впечатление недосказанности, усталости)

- Сколько предложений в этом стихотворении?

        (четыре)

- Что помогают выразить сложные синтаксические конструкции?

        (всю полноту и глубину переживаний лирического героя. Душевная боль захлестывает его и требует выхода.

Вывод: композиция стихотворения, его синтаксис подчинены одной цели – передать всю боль, тоску и стремление на свободу того, кто находится в неволе. 

4. Бой с барсом (…сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы…)

Это состояние с не меньшей силой выражено во многих стихах Лермонтова.

Мцыри – герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, просит бури, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року:

        Таких две жизни за одну,

        Но только полную тревог,

        Я променял бы если б мог.

- В каком стихотворении Лермонтова лирический герой переживает подобные чувства?

         («Парус») Чтение наизусть.

- Находит ли лирический герой стихотворения  успокоение в реальной жизни, может ли пойти на примирение с действительностью?

        (нет)

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

- Разве не так же Мцыри, как брат, обняться с бурей был бы рад.

Вывод: Постоянная борьба, постоянный поиск, непрерывное стремление к активному действию – вот в чем поэт видел смысл жизни. Именно этим высоким смыслом автор наполнил и поэму Мцыри, хотя герою не удалось найти путь в родимую страну, где люди вольны, как орлы. Лермонтов прославил поиски могущества воли, мужества, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они не вели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

Конспект урока по литературе на тему: «Духовная поэзия в творчестве М.Ю. Лермонтова»

(На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…»,  «Молитва»,  «Выхожу один я на дорогу…» - 7...

Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"

Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"...

Конспект урока в 9 классе на тему: "Дружба" в лирике А.С. Пушкина"

Тип урока.Урок-семинар. Оборудование.Сборник стихотворений А.С.Пушкина, интерактивная доска-презентация. Цели урока:образовательная - способствовать воспитанию читательского вкуса, про...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...