Доклад «Язык – как способ сохранения национального духа»
методическая разработка на тему

Каждый язык, как известно, это отдельное окно, через которое мы видим мир. Желание сохранить и развить язык, как у носителей, должно быть у каждого. Только на первый взгляд кажется, что язык – это лишь инструмент для общения. Но на самом деле язык значит намного больше, чем просто общение. Язык – это хранилище коллективных мыслей и памяти общества. Это прекрасно наточенный инструмент народа для выражения его самых тонких мыслей, самых нежных чувств, его духовных ценностей и самых блестящих идей, хранилище самой прекрасной литературы, истории, памяти народа, его опасений, мечтаний и надежд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 3

Доклад

«Язык – как способ сохранения

национального духа»

(круглый стол «Хальмг келн – уурхан сањ»)

Подготовила: Лиджиева Н.Б.

 учитель калмыцкого языка и      

                                литературы

г.Городовиковск  2013


Каждый язык, как известно, это отдельное окно, через которое мы видим мир. Желание сохранить и развить язык, как у носителей, должно быть у каждого. Только на первый взгляд кажется, что язык – это лишь инструмент для общения. Но на самом деле язык значит намного больше, чем просто общение. Язык – это хранилище коллективных мыслей и памяти общества. Это прекрасно наточенный инструмент народа для выражения его самых тонких мыслей, самых нежных чувств, его духовных ценностей и самых блестящих идей, хранилище самой прекрасной литературы, истории, памяти народа, его опасений, мечтаний и надежд. Язык хранит все это богатство и делает его доступным не только для нынешнего поколения, но и для будущего. Он позволяет людям чувствовать себя людьми, ощущать свою общность, идентифицировать себя этнически с народом.

«Пока жив язык народный в детях народа, до тех пор жив народ. Вымер язык в детях народа, вымер народ» - эти слова великого русского педагога актуальны и сегодня.

Родной язык обладает огромной притягательной силой. Калмыки обычно сравнивали, а точнее отождествляли его со священным словом «мать». Не случайно родной язык называли «экин келн», что в переводе означает «материнский язык», самый радостный для ребенка язык, на который он тотчас реагирует – это голос матери, самый понятный язык, на котором она поет колыбельные песни. Именно с колыбели малыш начинает усваивать чистые родные звуки. Зерна добра и человечности, идеалы красоты и совершенства заложены, прежде всего, в бабушкиных сказках, в традиционном искусстве и народном творчестве, так понятных и близких сердцу ребенка. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык. Слово матери божественно. Мать дает жизнь в физическом смысле, а язык в духовном. Замечательно это подметил Народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов:

…Тот, кто не ценит свой родной язык,

Тот жесточайший заслужил упрек:

Он матерью своею пренебрег.

Не любя и не зная своего языка, мы обедняем себя, прежде всего духовно, нравственно, теряем моральные силы, питающие и подкрепляющие нас.

У нас в республике мы все знаем о том, в каком сложном положении находится калмыцкий язык. В повседневной суете мы совсем не замечаем и не обращаем внимания на то, как мы обижаем и унижаем свой родной язык. Не ценим его как один из редких монгольских языков, как язык величайшего эпоса, как язык наших просветителей, как язык лучших сказок в мире.

В республике активно развивается двуязычие, калмыцким, как государственным овладевают дети и взрослые других национальностей. . И это нормально, ведь любому языку чужд национализм. Чувство толерантности свойственно все народам Калмыкии.  «Сколько я знаю языков, столько – я человек», - гласит народная пословица.

В духовной культуре любого народа родной язык – одно из самых ценных сокровищ. Истинно народный, истинно национальный педагог Я.А.Коменский выражает нежнейщую любовь к своей Родине, к своему народу, проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку. В уста умирающей матери им вложены слова: «Я советую тебе и моим сынам держать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших предков, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер. Великий педагог – гуманист добивался того, чтобы учителя были подлинно народными. Первое и главное требование к ним – изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Он с прискорбием писал: «…народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке». Это высказывание Я.А.Коменского очень правдиво, но при условии, что дети и их родители владеют родным языком. А что делать нам калмыкам, когда родители приходят и заявляют, что они не владеют родным калмыцким языком и не в состоянии научить своего ребенка, не могут помочь в самом простом – выполнении простейших упражнений и заданий.

Великий писатель Н.В.Гоголь писал «Ученики научившись «погружаться» в язык, придут к пониманию его законов и правил». Эти слова близки и калмыцкому языку. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать почему так, а не иначе говорят, пишут, тогда придет и желание «изловить законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства неисчерпаемых возможностей, ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Но опять-таки, чтобы погрузиться нашим ученикам-калмыкам ведь надо владеть родной речью. Да, мы учителя умиляемся успехами наших учеников на конкурсах, олимпиадах по калмыцкому языку, но когда-нибудь мы должны посмотреть правде в глаза – наши дети в большинстве своем не владеют монологической речью и очень беден их лексический словарь.

Сейчас надо как можно скорее думать как нам дальше быть с таким состоянием.

Если серьезно задаться этим вопросом, то ответ один – все зависит от всех и каждого.

Начнем с родителей. Истоки языка в семье, не случайно родной язык называют материнским. Какие причины могут стать препятствием, чтобы дома говорили или начали говорить на родном языке с детьми и внуками. Бабушки и дедушки должны подавать пример им, это совсем несложно делать.

Зависит от педагогов. Учитель должен виртуозно давать урок по родному языку, преподавая как что-то тайное и радостное. Учитель должен уметь внушить необходимость знания родного языка, усиливая его этническую притягательность и подчеркивая его актуальность для завтрашнего дня.

Зависит от руководителей. Их личный пример – лучшее доказательство востребованности языка, политического и идеологического интереса к нему, развития престижа родного языка  в обществе.

Зависит от каждого из нас. Необходимо всячески поддерживать  язык – добрыми инициативами, просветительской работой. Сделанное доброе дело в защиту языка обернется благом для каждого. Многим близки к сердцу патриотический дух Очир Джогаевны Мукаевой, этнопедагогика как педагогика Геннадия Никандровича Волкова, гражданственная активность Александра Анатольевича Сокальского. К счастью примеров хороших много.

Замечательны инициативы газеты «Хальмг унн», которая умело пробуждает наши добрые чувства к языку, взывает к совести, будит патриотизм. Это достойный пример национальной газеты. В связи с этим, хочется, чтобы и другие структуры, громко названные в честь языка, оправдывали свои названия.

И вот когда все это будет, все приложат усилия для возрождения языка, то можно ожидать чуда: вопреки прогнозам ученых язык обретет второе дыхание и заживет полноценной жизнью.

В заключении, весьма кстати, будут строки из стихотворения Александра Соловьева:

…Чтоб жили кроны, не пеньков огрызки,

Чтоб нам дорог не занесло в песках,

Калмыки, изъясняйтесь по-калмыцки

И на родном и прочих языках.

Статьи о родном языке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия в Клубе знатоков английского языка как способ повышения мотивации изучения английского языка

Выступление на педагогическом совете по вопросу повышения уровня мотивации обучающихся....

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

Неделя иностранных языков- как способ повышения мотивации к изучению иностранных языков.

Неделя иностранных языков как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка в школе, для развития творческих способ...

Доклад на РМО «Способы формирования читательской грамотности обучающихся 5-9 классов»

Материал направлен на освещение вопросов формирования читаельской грамотности на уроказ русского языка и литературы...

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...