Доклад «Язык – как способ сохранения национального духа»
методическая разработка на тему
Каждый язык, как известно, это отдельное окно, через которое мы видим мир. Желание сохранить и развить язык, как у носителей, должно быть у каждого. Только на первый взгляд кажется, что язык – это лишь инструмент для общения. Но на самом деле язык значит намного больше, чем просто общение. Язык – это хранилище коллективных мыслей и памяти общества. Это прекрасно наточенный инструмент народа для выражения его самых тонких мыслей, самых нежных чувств, его духовных ценностей и самых блестящих идей, хранилище самой прекрасной литературы, истории, памяти народа, его опасений, мечтаний и надежд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В духовной культуре любого народа родной язык – одно из самых ценных сокровищ. | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 3
Доклад
«Язык – как способ сохранения
национального духа»
(круглый стол «Хальмг келн – уурхан сањ»)
Подготовила: Лиджиева Н.Б.
учитель калмыцкого языка и
литературы
г.Городовиковск 2013
Каждый язык, как известно, это отдельное окно, через которое мы видим мир. Желание сохранить и развить язык, как у носителей, должно быть у каждого. Только на первый взгляд кажется, что язык – это лишь инструмент для общения. Но на самом деле язык значит намного больше, чем просто общение. Язык – это хранилище коллективных мыслей и памяти общества. Это прекрасно наточенный инструмент народа для выражения его самых тонких мыслей, самых нежных чувств, его духовных ценностей и самых блестящих идей, хранилище самой прекрасной литературы, истории, памяти народа, его опасений, мечтаний и надежд. Язык хранит все это богатство и делает его доступным не только для нынешнего поколения, но и для будущего. Он позволяет людям чувствовать себя людьми, ощущать свою общность, идентифицировать себя этнически с народом.
«Пока жив язык народный в детях народа, до тех пор жив народ. Вымер язык в детях народа, вымер народ» - эти слова великого русского педагога актуальны и сегодня.
Родной язык обладает огромной притягательной силой. Калмыки обычно сравнивали, а точнее отождествляли его со священным словом «мать». Не случайно родной язык называли «экин келн», что в переводе означает «материнский язык», самый радостный для ребенка язык, на который он тотчас реагирует – это голос матери, самый понятный язык, на котором она поет колыбельные песни. Именно с колыбели малыш начинает усваивать чистые родные звуки. Зерна добра и человечности, идеалы красоты и совершенства заложены, прежде всего, в бабушкиных сказках, в традиционном искусстве и народном творчестве, так понятных и близких сердцу ребенка. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык. Слово матери божественно. Мать дает жизнь в физическом смысле, а язык в духовном. Замечательно это подметил Народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов:
…Тот, кто не ценит свой родной язык,
Тот жесточайший заслужил упрек:
Он матерью своею пренебрег.
Не любя и не зная своего языка, мы обедняем себя, прежде всего духовно, нравственно, теряем моральные силы, питающие и подкрепляющие нас.
У нас в республике мы все знаем о том, в каком сложном положении находится калмыцкий язык. В повседневной суете мы совсем не замечаем и не обращаем внимания на то, как мы обижаем и унижаем свой родной язык. Не ценим его как один из редких монгольских языков, как язык величайшего эпоса, как язык наших просветителей, как язык лучших сказок в мире.
В республике активно развивается двуязычие, калмыцким, как государственным овладевают дети и взрослые других национальностей. . И это нормально, ведь любому языку чужд национализм. Чувство толерантности свойственно все народам Калмыкии. «Сколько я знаю языков, столько – я человек», - гласит народная пословица.
В духовной культуре любого народа родной язык – одно из самых ценных сокровищ. Истинно народный, истинно национальный педагог Я.А.Коменский выражает нежнейщую любовь к своей Родине, к своему народу, проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку. В уста умирающей матери им вложены слова: «Я советую тебе и моим сынам держать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших предков, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер. Великий педагог – гуманист добивался того, чтобы учителя были подлинно народными. Первое и главное требование к ним – изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Он с прискорбием писал: «…народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке». Это высказывание Я.А.Коменского очень правдиво, но при условии, что дети и их родители владеют родным языком. А что делать нам калмыкам, когда родители приходят и заявляют, что они не владеют родным калмыцким языком и не в состоянии научить своего ребенка, не могут помочь в самом простом – выполнении простейших упражнений и заданий.
Великий писатель Н.В.Гоголь писал «Ученики научившись «погружаться» в язык, придут к пониманию его законов и правил». Эти слова близки и калмыцкому языку. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать почему так, а не иначе говорят, пишут, тогда придет и желание «изловить законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства неисчерпаемых возможностей, ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Но опять-таки, чтобы погрузиться нашим ученикам-калмыкам ведь надо владеть родной речью. Да, мы учителя умиляемся успехами наших учеников на конкурсах, олимпиадах по калмыцкому языку, но когда-нибудь мы должны посмотреть правде в глаза – наши дети в большинстве своем не владеют монологической речью и очень беден их лексический словарь.
Сейчас надо как можно скорее думать как нам дальше быть с таким состоянием.
Если серьезно задаться этим вопросом, то ответ один – все зависит от всех и каждого.
Начнем с родителей. Истоки языка в семье, не случайно родной язык называют материнским. Какие причины могут стать препятствием, чтобы дома говорили или начали говорить на родном языке с детьми и внуками. Бабушки и дедушки должны подавать пример им, это совсем несложно делать.
Зависит от педагогов. Учитель должен виртуозно давать урок по родному языку, преподавая как что-то тайное и радостное. Учитель должен уметь внушить необходимость знания родного языка, усиливая его этническую притягательность и подчеркивая его актуальность для завтрашнего дня.
Зависит от руководителей. Их личный пример – лучшее доказательство востребованности языка, политического и идеологического интереса к нему, развития престижа родного языка в обществе.
Зависит от каждого из нас. Необходимо всячески поддерживать язык – добрыми инициативами, просветительской работой. Сделанное доброе дело в защиту языка обернется благом для каждого. Многим близки к сердцу патриотический дух Очир Джогаевны Мукаевой, этнопедагогика как педагогика Геннадия Никандровича Волкова, гражданственная активность Александра Анатольевича Сокальского. К счастью примеров хороших много.
Замечательны инициативы газеты «Хальмг унн», которая умело пробуждает наши добрые чувства к языку, взывает к совести, будит патриотизм. Это достойный пример национальной газеты. В связи с этим, хочется, чтобы и другие структуры, громко названные в честь языка, оправдывали свои названия.
И вот когда все это будет, все приложат усилия для возрождения языка, то можно ожидать чуда: вопреки прогнозам ученых язык обретет второе дыхание и заживет полноценной жизнью.
В заключении, весьма кстати, будут строки из стихотворения Александра Соловьева:
…Чтоб жили кроны, не пеньков огрызки,
Чтоб нам дорог не занесло в песках,
Калмыки, изъясняйтесь по-калмыцки
И на родном и прочих языках.
Статьи о родном языке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия в Клубе знатоков английского языка как способ повышения мотивации изучения английского языка
Выступление на педагогическом совете по вопросу повышения уровня мотивации обучающихся....
«Мультимедийная презентация на уроках английского языка как способ изучения множественного числа существительного в английском языке»
Инновационные технологии применения мультимедиа в образовании...
Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .
Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....
Неделя иностранных языков- как способ повышения мотивации к изучению иностранных языков.
Неделя иностранных языков как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка в школе, для развития творческих способ...
Доклад на РМО «Способы формирования читательской грамотности обучающихся 5-9 классов»
Материал направлен на освещение вопросов формирования читаельской грамотности на уроказ русского языка и литературы...
Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке
Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...