Доклад "Творчество - как способ положительной мотивации"
материал на тему

Кузьменко Ольга Васильевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovila_uchitel_russkogo_yazyka_i_chteniya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Подготовила учитель письма и развития речи

Кузьменко Ольга Васильевна


Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека. Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способности», «развитие», «одарённость».    

           Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для школы наших дней, так как  именно ей отводится особая роль. Ведь с момента поступления ребенка в школу закладывается фундамент знаний, формируется личность, его мировоззрение.

           Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса. Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения на всех уроках, и уроках русского языка в частности.

          Универсальных приемов формирования творческих познавательных интересов и самостоятельности у школьников младшего звена  в практике обучения нет.

          Поэтому в старшем звене, каждый творчески работающий учитель, должен добивается этого, используя свои приемы развития творческих познавательных интересов.

           Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, к познавательной деятельности, является важной и необходимой задачей стоящей перед учителем.

           Для формирования творческой познавательной активности школьников возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает дидактика.

          Объяснительно – иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у школьников первоначальных знаний.

          Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков.

          Проблемно - поисковый, частично - поисковый, в совокупности с предыдущими методами, служат развитию творческих способностей школьников.

           Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.

           Средствами, позволяющими организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения, являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приемами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки.

           Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, зависит достижение целей урока, активность, самостоятельность учащихся. Учитель должен подбирать к уроку такие задания, которые служили бы определенной цели или были основаны на применении каких-либо понятий, правил, установления тех или иных связей, выявление закономерностей на основе наблюдений. Задания такого типа позволяют не только проводить уроки эффективно, но и служат развитию мыслительной деятельности и выработке прочных знаний, умений и навыков учащихся. От того, насколько умело учитель сможет подобрать и сгруппировать задания к уроку, настолько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в  школе. От этого зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

          Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на каждом уроке. Очень важным средством является занимательность. Элементы занимательности вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления,  интерес к процессу познания, помогают им легко усвоить любой учебный материал.

          Важным средством активизации творческой деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительности. Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Тем более, что родной язык – это инструмент познания, мышления, развития. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Вот почему основой обучения является русский язык. Учебный материал русского языка организует познавательную деятельность учащихся, систематизирует знания, формирует орфографические навыки, развивает речь, способствует нравственному и эстетическому воспитанию.

         Огромная роль в развитии творческой познавательной активности на уроках русского языка отводится работе с учебником. Учебник организует познавательную деятельность учащихся, систематизирует знания, формирует орфографические навыки, развивает речь, способствует нравственному и эстетическому воспитанию. Учебник содержит задания, развивающие умение рассуждать, доказывать, сопоставлять, делать выводы. Необходимо отводить время  на уроках русского языка самостоятельной работе учащихся. Для этого применяются также задания, которые позволяют не только проверить знания по пройденному материалу, но и имеют возможность постоянно повторять изученный материал, учиться с опережением. Дети любят «догадываться» сами. Большое значение на уроках русского языка в развитии творческой познавательной активности имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Все эти формы, применяемые на уроках русского языка, помогают в развитии мышления, сообразительности, воображения, обогащают речь и память детей. А главное – такие уроки проходят интересно и не утомляют ребят. Использование на уроках русского языка тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание, разнообразить урок.

        Большое значение в развитии познавательной активности на уроках русского языка имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Все эти формы, применяемые на уроках русского языка, помогают в развитии мышления, сообразительности, воображения, обогащают речь и память детей.

         Загадки на уроках используются как в устной, так и в письменной формах по разным темам, изучаемым в программе русского языка. Задания могут быть самые разные. Здесь и знакомство со значением слова, и с видами транспорта, и связь с окружающей жизнью и развитие речи учащихся. В любом виде работы загадки, пословицы, поговорки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно влияет на их знания, умения и навыки.

Творческие задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.

           Нам надо творить  сами, проявлять в полную силу свои творческие способности, и тогда творить будут и наши ученики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

«Виды мотивации и способы формирования мотивации. Методика и технология: сходства и различия»

Доклад на методическом совете о видах мотивации и способах ее формирования, о сходстве и различиях понятий "мотивация" и "педтехнология"....

Дидактическая игра как способ формирования положительной мотивации познавательной деятельности у дошкольников с ОВЗ

Доклад об использовании дидактической игры для повышения мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Творчество как способ положительной мотивации учения

Как формируется интерес к учебному предмету? Интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Какой должна быть эта дея...

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся  начальной школы"....