Урок-исследование по рассказу М.А. Булгакова «Отравленная душа».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Учебно-воспитательные цели:
1. Продолжить дальнейшее знакомство с творчеством М. А. Булгакова, новыми фактами из его жизни, врача Гореловского участка
Сопоставить с фактами из жизни героев рассказа: врача Владимира Михайловича Бомгарда и Сергея
Васильевича Полякова.
2. Развитие познавательного интереса, творческого мышления, пополнение активного словаря новыми терминами и понятиями
3. Воспитание у учащихся убеждения: «Человек сам воспитывает себя».
Ззабота о собственном здоровье: антиалкогольная, антинаркотическая пропаганда знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_11_otravlennaya_dusha.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по рассказу М.А. Булгакова «Отравленная душа».
Учебно-воспитательные цели:
- Продолжить дальнейшее знакомство с творчеством М. А. Булгакова, новыми фактами из его жизни, врача Гореловского участка
Сопоставить с фактами из жизни героев рассказа: врача Владимира Михайловича Бомгарда и Сергея
Васильевича Полякова.
- Развитие познавательного интереса, творческого мышления, пополнение активного словаря новыми терминами и понятиями
- Воспитание у учащихся убеждения: «Человек сам воспитывает себя».
Забота о собственном здоровье: антиалкогольная, антинаркотическая пропаганда знаний.
Ход урока.
Эпиграф урока. Василий Фёдоров
Всё испытав, мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
стремится захватить наш враг
Займёт, сводя всё те же счёты.
Займёт, засядет, нас разя.
Сердца! Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя!
1. Проверка домашней работы.
Чтение наизусть стихов, поэтов – участников Великой Отечественной войны
Вывод.
2. Сообщение темы и цели урока
3. Сообщение ассистента-учащегося (цифры и факты, взятые из последних номеров публицистики).
4. Слово учителя
«Отравленные души, загубленные судьбы» … Владимир Высоцкий.
Не о них ли писал в 1032 году другой мастер слова М.А. Булгаков в пронзительном рассказе - исповеди «Морфий»:
«Я –несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…»
Неужели и в те годы сталкивались люди с проблемой наркомании?!
- Да это так. Морфинизм был распространённым заболеванием, а число несовершеннолетних, употреблявших эти и другие наркотики, исчислялись не сотнями и тысячами, десятками и сотнями тысяч.
- Чтение и анализ страниц рассказа «Морфий». (По группам, попарно, по вариантам)
- Каково ваше первоначальное впечатление от рассказа «Морфий»?
- Напомните, пожалуйста, когда и в связи с чем был написан рассказ?
- Зачитайте письмо, стр. 359
- Что можно сказать о человеке, написавшем письмо?
- К каким выводам приходит наш герой
- И вот теперь некогда очень «рассудительного человека» привозят ночью в больницу.
Каким увидел его Бомгард? Стр. 363
- С какой целью автор детально описывает его?
2. Слово учителя
Умирающий Поляков передаёт Бомгарду своё письмо и тетрадь с дневниковыми записями. Вспомните, как как написано письмо? Как сделаны записи в дневнике? О чём это говорит? Стр.364
- Итак, перед нами дневник доктора Полякова – исповедь человека, оказавшегося вдруг в российской глубинке в одной из отдалённых больниц по распределению. Каковы временные рамки этого дневника?
- Каково содержание первой записи?
- О какой ране говорит Поляков?
- какие слова, повторяющиеся многократно, помогают понять душевное состояние Полякова?
- Что случилось в ночь на 15 февраля? Стр. 365
- Пожалуйста, дайте справку, что такое морфий.
- Что сам Поляков говорит о морфии? Страницы 370
- Что происходит в последующие дни?
- Почему он это делает?
- Как долго длится его состояние?
- Интересуют ли Полякова какие-то внешние события, общественная жизнь?
Вывод И вот пролетел один месяц и четыре дня. Из-за чего произошёл срыв в поведении доктора?
Страницы 368-369;
- Чтение по ролям диалога, помеченного 19 марта Стр. 369-371
- Найдите и прочитайте ещё раз слова, которые передают его состояние
- Анна Кирилловна фельдшерица Богом забытого участка. Кто она для Полякова: палочка-выручалочка, делающая в нужный момент ему раствор или нечто большее?
- Прошло ещё 19 дней, затем 20. Запись в дневнике очень кратка. Но о чём она говорит? Прокомментируйте, пожалуйста…
- Найдите описание весны Поляковым.
Теперь доктору Полякову наркотики требуются постоянно. Он описывает один из вечеров своих, тогда
же, 9 апреля. Когда вынужденно совершает 15-16 «прогулок» по комнате, а потом снова идёт колоться.
Прошу дать пояснение по этому поводу.
- Когда же Поляков, наконец, понимает, что заболел именно морфинизмом? Стр. 376 -379
- Меняется ли его поведение на людях?
- Неужели это всё? Неужели ничего нельзя сделать? Пытается ли Сергей Поляков что-то изменить в своей
жизни?
- И вновь какое-то облегчение, и надежда на то, что всё не так страшно, что он бросит.
Но
Вены ждут вмазки,
Как дети ждут сказки.
Как влаги –цветы,
Как ждёшь меня ты.
Плачут и стонут
Ночью бессонною.
День наступает –
Но не отпускает
О, пощадите!
Вены заприте
На 10, на 100, на 100 тысяч замков.
И от мучительных адски оков
Ключ заберите и уберите
Как мне поверить, что навсегда
В менах моих поселилась еда?
Далее в дневниках вырезано десятка два страниц.
Как вы думаете, что произошло, почему нет страниц? Страницы 378-379
- Видимо, это можно назвать кульминационным моментом.
(Эпизод с украденным морфием) Стр. 381
- «Я был очень жизнерадостным человеком до моей семейной драмы».
«Шорохов пугаюсь, люди мне ненавистны».
- Не решаясь обратиться к психиатарам, он посылает письмо доктору Бомгарду, надеясь найти в нём
участие: «Он что-нибудь придумает. Пусть отвезёт меня в Москву…».
Но, не дождавшись его приезда, Поляков стреляется. Что подтолкнуло Сергея Полякова к
самоубийству?
- Как вы думаете, актуальны ли эти записи сегодня?
- Подведение итога урока.
Как разрешается проблема «добра и зла» в данном произведении?
Дома: устный и письменный ответ об истории создания произведения «Морфий».
Мои впечатления о прочитанных страницах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста...
Урок-исследование по литературе в 8 классе "...А от любви заходится душа"(внеклассное чтение)
Урок -исследование по литературе в 8 классе (вн. чт.) "...А от любви заходится душа" (по творчеству З.Л.Ласмановой)Урок посвящён формированию интереса к к литературно-краеведческому наследию Тай...
урок-исследование. Тема урока: «Живой любовью согретый» мир души ребенка".
Урок- исследование по рассказу В. П. Астафьева "Ангел-хранитель" для учащихся 5-6 классов способствует процессу духовного развития детей, формированию устойчивых ценностных ориентаций, воспитывает люб...
Конспект урока-исследования по литературе в 6 классе по сказу Н.С. Лескова "Левша". Тема урока: "Загадка русской души"
кеонспект открытого урока...
Урок-исследование в 9 классе "Чехов-человек красивой души"
Данный открытый урок-исследование по теме : «Чехов – человек красивой души» был проведен в 9 классе. В ходе урока были использованы информационные компьютерные технологии. Урок знакомит с жизнью и тво...
Урок литературы в 11 классе "Отравленная душа"
Это урок-исследование по рассказу Булгакова "Морфий"...
ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравствен...