ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравственные уроки великого автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_bulgakovu_11_klass.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ
РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»»
УЧИТЕЛЬ МБОУ ШКОЛА № 15:
Э.Н. ИШМУРАТОВА
ТЕМА. Трагическая любовь героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель: ознакомить учащихся с булгаковской концепцией любви; всесторонне обсудить
тему, проведя глубокий анализ художественного текста и творчески осмыслив
произведение; проследить историю любви главных героев романа, показать, как
их высокая любовь вступает в конфликт с окружающей пошлостью; развивать
творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;
уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых
говорит писатель.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М.А. Булгакова, текст романа «Мастер и Маргарита»,
иллюстрации к роману, аудиозапись «Адажио» Альбиони (в современной
обработке).
Тип урока: урок – исследование.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Решение проблемного вопроса
Как и зачем автор соединил библейское предание, историю двух влюбленных и московские сатирико-бытовые сцены?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Учитель. М.А. Булгаков назвал «Мастер и Маргариту» романом, но уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистерия.
Глава 19, названная ее именем, начинается словами: «За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Сегодня на уроке речь пойдет о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить. Имя ее – Маргарита.
IV. Работа над темой урока
1. Рассказ учащихся (юношей) об истории Мастера (д/з).
Вопросы к классу.
1) О чем рассказал ночной гость Ивану?
2) Что говорится в главе 13 по поводу встречи Ивана с Воландом на Патриарших
прудах?
3) Чем был занят в повседневной жизни ночной посетитель? О чем он писал? О ком
Думал?
4) Как произошла его встреча на Тверской с той, которая несла «отвратительные,
Тревожные желтые цветы»?
Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13).
2. Рассказ учащихся (девушек) об истории Маргариты (д/з).
Вопросы к классу.
1) Была ли счастлива Маргарита Николаевна?
2) Что примечательного было во внешности Маргариты?
3) Что она могла бы рассказать о своей встрече с человеком, которому не понравились
цветы?
4) Как изменилась жизнь обоих – мужчины и женщины, - когда «любовь выскочила
перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке…»?
5) Что говорит Мастер о счастье ожидания своей возлюбленной? Как изменилась его
жизнь?
6) Как изменилась жизнь самой Маргариты?
7) Что происходило в подвальчике на Арбате?
8) Что случилось потом? Что могло сломить Мастера? Почему встреча с «добрыми
людьми» так изменила его жизнь?
9) Почему Мастер сжег свой роман?
10) Как отнеслась к этому Маргарита?
11) Почему Маргарита Николаевна оставила Мастера? О чем ей понадобилось
Поговорить с мужем?
12) Что случилось с Мастером в тот вечер, когда ушла любимая?
3. Чтение стихотворения А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне».
Под звуки «Адажио» Альбиони ученик и ученица попеременно читают отрывки из стихотворения.
- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
О чем это стихотворение?
Каким вы представляете героя «Баллады…»?
4. Создание и решение проблемной ситуации (в группах)
Задание для 1-й группы. Проанализируйте эпизод «Погром в квартире Латунского». Как раскрывается в этом эпизоде характер героини?
Задание для 2-й группы. Проанализируйте эпизод «Маргарита на балу у Воланда». Каково место эпизода в развитии сюжета?
Какие изобразительно-выразительные средства мспользует автор, чтобы передать атмосферу бала?
Задание для 3-й группы. Почему Воланд вмешивается в судьбу главных героев романа? Как он с ними поступает?
5. Мини – дискуссия
- «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!» - восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос.
- Любовь-жертва, любовь-взаимопонимание, любовь-страсть. Какую любовь рисует автор?
- Как вы думаете, можно ли считать Маргариту идеалом женщины?
Как в главах о любви М.А. Булгаков использует прием противопоставления?
6. Коллективная работа сопоставительного характера с заполнением Диаграммы Венна (запись на доске и в тетрадях).
Комментарий. Почему Булгаков отказал Мастеру в свете, а дал покой?
Любовь Мастера и Маргариты. Какая она?
Он Она
Отчаивается, Успокаивает Мастера; разочаровывается; готова мстить отказывается от борьбы обидчикам; за роман; не борется становится ведьмой, за любовь, не подаёт, чтобы вернуть Мастера о себе вестей
Они
любят друг друга;
любят роман,
переживают о его судьбе
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
1. «Микрофон»
Так что же есть любовь по Булгакову? Продолжите предложение: «Любовь – это…»
Каков смысл финал романа? 2. Обобщающее слово учителя
— Главные герои романа — Мастер и Маргарита — живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для Мастера стало творчество, а затем для них обоих выходом стала любовь. Согласитесь, таких героев не знала русская литература. Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше низости, пошлости и безнравственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»
3. – Вспомните стихи о любви. Какие стихи, по вашему мнению, подошли бы к нашей теме? (Например, стихотворения И. Анненского «Два паруса лодки одной», А. Пушкин «На холмах Грузии», сонет № 130 В. Шекспира).
VI. Домашнее Задание
Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на темы: «Что дает нам любовь?»;
«Если бы Воланд сегодня посетил наш город…»;
«Представьте, что вы – одна из сил света (тьмы, мира людей). Подготовьте рассказ о себе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько ...
Литература 9 класс. Урок-исследование по творчеству И.А. Крылова "Редчайший дар баснописца"
Литература 9 класс. Внеклассное чтение: анализ стихотворного текста.Тема урока: «Редчайший дар баснописца» по творчеству И.А. КрыловаТип урока: Урок общеметодологической направленности &nd...
Физика 11 класс. Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла"
Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла" проводится через исследовательскую работу. Класс делится на четыре группы и проводит исследование различными способа...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Методическая концепция учителя русского языка и литературы в проектировании урока-исследования (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Ни для кого из нас не секрет, что работа над школьным итоговым сочинением по литературе – один из сложнейших видов деятельности учащихся. Оно предполагает не только контроль знаний ученика со ст...
Физика 7 класс Урок-исследование №1
Термометр, температура, физика 7 класс...