Урок литературы в 11 классе "Отравленная душа"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Бескровная Наталья Владимировна

Это урок-исследование по рассказу Булгакова "Морфий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrir._urok_otravlennaya_dusha.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

             МОУ «Подхоженская средняя общеобразовательная школа»

               Интегрированный урок в 11 классе

                   «Отравленная душа»

                 (урок – исследование по рассказу М.А.Булгакова «Морфий»)

                                                                         Учитель  БЕСКРОВНАЯ Н.В.

                                                        2009-2010 учебный год.

      ТЕМА УРОКА:  «Отравленная душа» (по рассказу М.А.Булгакова «Морфий»).

ЦЕЛИ: 1. Прочитать (заранее) и проанализировать рассказ М.А.Булгакова «Морфий»

                  с точки зрения опасности употребления наркотиков.

              2. Объединить беседу по произведению с социологическим опросом

                  учащихся и выступлением «медиков».

              3. Развивать умение учащихся логически правильно строить свои

                  высказывания.

              4. Воспитывать в учениках неприятие вредных привычек и наклонностей.

Оформление класса: На доске написан эпиграф

                                        Кто-то там проколол свою совесть,

                                        Кто-то в сердце вкурил анашу.

                                        Эх вы, парни, про вас нужно повесть,

                                        Только повести я не пишу.

                                                                             В.Высоцкий

На доске два плаката. На одном изображены ледяная горка в виде шприца и человек, катящийся вниз с неё. На горке написаны слова: «Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…». На другом плакате герой изображён склонённым над шприцем, впереди него облик Старушки-смерти.

Музыкальной оформление: песня в исполнении В.Высоцкого, песня в исполнении Л.Долиной «Обожжённая душа», мелодия из «Реквиема» В.А.Моцарта.

 

                                 ХОД УРОКА.

Учитель: Сегодня мне хочется начать урок с некоторых цифр. Они взяты из брошюры, изданной в одной из школ. Цифры ужасные, вдумайтесь в них:«Каждый третий школьник знает вкус наркотика. Число смертельных случаев от употребления наркотиков среди населения России за последние 10 лет увеличилось в 12 раз, среди детей – в 42 раза». Быть может, данные несколько преувеличены? Хочется верить в это. К нам, в наше общество пришла большая беда – наркомания. И хотя тревожные сигналы о росте числа наркоманов появились в закрытых отчётах МВД 20 лет назад, угрожающие размеры эта проблема приняла в последние годы. «Отравленные души, загубленные судьбы…» Не о них ли писал и пел Владимир Высоцкий? (читает эпиграф на доске, звучит песня Высоцкого). Другой мастер слова, Михаил Афанасьевич Булгаков, много лет назад написал в пронзительном рассказе-исповеди «Морфий»: «Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…» Неужели и в те годы люди сталкивались с проблемой наркомании? Да, это так. Морфинизм был распространённым заболеванием, а число несовершеннолетних, употреблявших эти и другие наркотики, исчислялось не сотнями и тысячами, а десятками тысяч.

Проводится беседа с учениками на основе прочитанного с использованием информации групп «медиков» и «социологов».

Учитель: Итак, каково ваше первоначальное впечатление от рассказа «Морфий?

               (Ученики делятся своими впечатлениями).

Учитель: Напомните, когда и в связи с чем был написан рассказ?

Ученик: Впервые произведение было опубликовано в журнале «Медицинский работник» за 1927 год. Булгаков по образованию был врачом, служил по распределению в Никольской земской больнице, далее в Вяземской городской больнице в 1917-1918 годы. Наблюдения Булгакова – врача послужили основой для написания циклов рассказов «Записки юного врача» и рассказа «Морфий». По некоторым сведениям, Булгаков когда-то сам испытывал зависимость от морфия. К счастью, ему хватило силы воли, поддержки близких людей, чтобы перебороть эту болезнь. И тем интереснее нам это необычное произведение.

Учитель: Почему необычное? Что показалось вам наиболее интересным в построении этого произведения?

Ученик: Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Здесь всего 5 глав, но наиболее интересной является 4, где представлен дневник доктора Полякова. В нём день за днём прослеживается судьба земского врача, заболевшего морфинизмом.

Учитель: Достоверность ужасных мучений, физических и моральных, гарантируется изначально, поскольку автор выбрал для описания форму дневника. Вам известно, что дневнику доверяется самое сокровенное, личное, что невозможно рассказать даже самому близкому человек. Кроме того, его пишет врач – человек, который может описать свои ощущения как специалист, вооружённый знаниями, могущий что-то изменить. Но, увы… Передайте, кратко начало рассказа.

Ученик: 1918 год. Некий молодой человек, врач Бомгард, тихо радуется своему счастью – он получил перевод в уездный город из глухого Гореловского участка. Это означает, что через несколько месяцев он может вернуться в Москву. И вот однажды во время ночного дежурства Бомгардту приносят письмо от товарища по университету доктора Полякова, который ныне работает на Гореловском участке. Из письма становится ясно, что доктор Поляков сильно болен.

Учитель: Зачитайте письмо.

                 (ученик читает письмо).

Учитель: Что можно сказать о человеке, написавшем эти строки? К каким выводам приходит наш герой?

Ученик: Он теряется в догадках, чем болен доктор Поляков, и решает его срочно навестить. «Письмо нелепое, истерическое. Письмо, от которого у получившего может сделаться мигрень».

Учитель: Доктор Бомгардт помнит Полякова как очень рассудительного человека, да и сам Поляков пишет о себе так: «С детства я отличался громаднейшей силой воли…я был жизнерадостным человеком до моей семейной драмы». И вот теперь ночью его привозят в больницу. Каким увидел его Бомгардт?

                  (ученики цитируют)

С какой целью автор так детально описывает его?

Ученик: Используя антитезу, автор хочет показать, каким был доктор Поляков и каким он стал всего за 1 год.

Учитель: Умирающий Поляков передаёт Бомгардту своё письмо и тетрадь с дневниковыми записями. Вспомните, как написано письмо? Как сделаны записи в дневнике? О чём это говорит?

Ученик: Если первые записи в дневнике были сделаны красивым аккуратным почерком, то последние слова сокращены, написаны не ручкой, а карандашом, некоторые листы выдернуты. Письмо тоже написано неровно. Это говорит о его состоянии души, о том, что произошло нечто ужасное.

                    (ученик читает письмо)

Учитель: Итак, перед нами дневник доктора Полякова – исповедь человека, оказавшегося вдруг в российской глубинке, в одной из отдалённых больниц по распределению. Каковы временные рамки этого дневника.

Ученик: Записи ведутся с 20 января 1917 года по 13 февраля 1918 года. Мы узнаём историю жизни молодого человека за год с небольшим.

Учитель: Каково содержание первой записи?

Ученик: «…и очень рад. И, слава богу, чем глуше, тем лучше. Видеть людей не могу, а здесь я никаких людей не вижу, кроме больных крестьян. Но они ведь ничем не тронут моей раны?

Учитель: О какой ране говорит доктор Поляков?

Ученик: От него ушла любимая женщина – оперная певица с «необыкновенным голосом и «тёмной душонкой», как он пишет в дневнике за 3 февраля.

Учитель: Что случилось в ночь на 15 февраля?

Ученик: Для Полякова это была роковая ночь, потому что у него сделались сильнейшие боли в животе. Он послал за фельдшерицей Анной Кирилловной, и та вынуждена была впрыснуть ему морфий.

Учитель: Пожалуйста, «Медики», дайте справку, что такое морфий.

«Медик»: Морфий – это наркотическое вещество , применяемое в медицине с целью обезболивания. Сильнее всего морфий действует на головной мозг человека.

Учитель: Что сам Поляков говорит о морфии?

Ученик: Он воздаёт хвалу тому, кто первый извлёк из маковых головок морфий, считает его «истинным благодетелем человечества», так как боли прекратились через 7 минут после укола. Здесь ещё видно чисто докторское любопытство, он как врач имел возможность проверить на себе действие лекарства.

Учитель: Что происходит в последующие дни?

Ученик: Уже на следующий день, 16 февраля, он сам «впрыснул в бедро один сантиграмм» из пузырька, оставленного Анной Кирилловной. Через 2 дня он пишет: «Четыре укола не страшны».А через 10 дней он впрыскивает уже 1,5 шприца и на предупреждение Анны Кирилловны отвечает:»Вздор».

Учитель: Почему он это делает?

Ученик: Он хочет забыться. Вот уже полмесяца он не вспоминает обманувшую его женщину. Со скрупулёзностью доктора он описывает своё состояние после принятия морфия. Ему очень хорошо, никакие мысли не тревожат.

Учитель: Прошу «медиков» дать комментарий.

«Медик»: Различают 3 стадии развития заболевания. При первой стадии развивается психическая зависимость. Человек испытывает эйфорию, когда всё кажется прекрасным, нет никаких неприятных ощущений. Видимо, наш герой находится на первой стадии заболевания.

Учитель: Как долго длится такое его состояние?

Ученик: до 19 марта. Ему даже стали сниться «стеклянные сны», когда сам доктор мог ими управлять. После них он вставал сильный и бодрый и работал хорошо.

Учитель: Интересует ли его общественная жизнь?

Ученик: до него дошли слухи о свержении Николая11, но внешне его ничего не интересует, он погружён  в себя. И только через месяц3 и 4 дня произошёл срыв в поведении доктора. Когда Анна Кирилловна отказалась готовить раствор для впрыскивания, посоветовала ему лечиться.

         (Учащиеся читают диалог, помеченный 19 марта, по ролям)

Учитель: Найдите и прочитайте ещё раз слова, которые передают его состояние.

Ученик: «Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться, а главное, кричать на людей, когда я не прав». «швырнул шприц», «сам задрожал», «злость опять наплыла на меня», «в душе у меня опять ярость шипела», «шёл и трясся». И только когда ему Анна Кирилловна сделала укол, Поляков стал прежним и попросил прощения.

«Медик»: Можно уже говорить о второй стадии заболевания, когда формируется не только психическая, но и физическая зависимость. Начинается утрата эйфории, проявляется токсическое действие наркотика. Поражается центральная нервная система.

Учитель: Кто для Полякова Анна Кирилловна: палочка-выручалочка или нечто большее?

Ученик: Анна Кирилловна любит Полякова, беспокоится за него, просит уехать лечиться. Она стала его тайной женой, про неё Поляков пишет: «Эта женщина – единственный верный настоящий мой человек».

Учитель: Через 20 дней доктор запишет: «Весна ужасна». Но не весна ужасна, а его состояние. Он пытается заменить морфий на кокаин, но это ничего не меняет. Для него всё черно. Наркотики требуются постоянно. «Медики», дайте этому объяснение.

«Медик»: Наступила последняя третья стадия болезни, которая характеризуется физической зависимостью от наркотика, наступлением тяжёлых необратимых изменений в организме и психике, когда колются не с целью развития эйфории, а с целью избежать развития абстиненции, или «ломки», которая выражается в слабости, болях, рвоте, судорогах, отклонениях в психике.

Учитель: Когда же доктор Поляков понимает, что заболел морфинизмом? Меняется ли его поведение на людях?

Ученик: 13 апреля он напишет в дневнике, что заболел. Вреда пациентам его морфинизм пока не причиняет, но его мучают страхи: вдруг кто-нибудь узнает о его пороке, он решает вечерами с людьми не сталкиваться.

 (звучит отрывок из песни в исп. Л.Долиной «Обожжённая душа»)

Учитель: Неужели это всё? Неужели уже ничего нельзя сделать? Пытается Сергей Поляков что-то изменить в своей жизни?

Ученик: Он пытается воздержаться от следующей дозы, он сравнивает своё состояние со смертью от жажды, которая покажется райской по сравнению с жаждой морфия. Не вытерпев мучений, доктор снова делает себе инъекции, увеличивает дозу.

Учитель: И вновь надежда на то, что всё ещё можно исправить. Но мы видим, что бросить самостоятельно доктор уже не сможет, ему нужна врачебная помощь. Я прочитаю вам стихи, написанные больной данным заболеванием. Они страшны своей безысходностью.

Вены ждут вмазки, как дети ждут сказки,

Как влаги – цветы, как ждёшь меня ты.

Плачут и стонут ночью бессонною.

День наступает – но не отпускает.

О, пощадите! Вены заприте

На 10, на 100, на 100 тысяч замков,

И от мучительных адских оков

Ключ заберите и уберите.

Как мне поверить, что навсегда

В венах моих поселилась беда?

Далее из записи 14 ноября 1917 года мы узнаём о его попытке лечиться. Помогло ли ему лечение?

Ученик: Дни лечения в Москве совпадают с Октябрьской революцией. Но ничто Полякова не волнует. Не выдержав лечения, он бежит из больницы, захватив больничную рубашку, украв морфий из шкафа.

Учитель: И тут возникает проблема морального падения. Он крадёт наркотик, потому что увидел ключ в замке. Ну а если ключа бы не было? Взломал бы он шкаф? Как отвечает на этот вопрос сам Поляков?

Ученик: К ужасу своему он отвечает: «Взломал бы». Он теперь пойдёт на всё, лишь бы достать наркотик.

Учитель: Видимо, этот момент можно назвать кульминационным. Я думаю, вы все сможете привести примеры из сегодняшней жизни, когда никакие моральные запреты и уголовные наказания не могут стать преградой для людей, погрязших в наркомании. Несут из дома, воруют, ничем не брезгуют наркоманы. Украв наркотик, доктор Поляков делает себе укол в уборной, а в двери ломятся, прыгает крючок. С тех пор у него фурункулы. Продолжить лечение доктор отказывается. Почему?

Ученик: Он слабый, боится мучений. После приезда из Москвы, Поляков пытается забыть всё то, что  с ним было в Москве. У реки, когда он гулял, он увидел летящую старушонку с жёлтыми волосами, образ Смерти. Меняется внешний вид Полякова: без палочки он теперь не ходит, руки его дрожат, восковая бледность на лице, на бёдрах и предплечьях нарывы.

Учитель: Прошло ещё чуть больше месяца. Доктор вновь решает лечиться, но боится погибнуть во время лечения. Он ни во что не верит, представляет свою жизнь, как полёт с горки, сравнивает себя с Каем.

                   (учитель обращает внимание учащихся на плакат)

Он посылает письмо Бомгардту, но, не дождавшись его приезда, стреляется. Что подтолкнуло Полякова к самоубийству?

Ученик: Безысходность. 13 февраля без укола уже 14 часов. Ему пришла в голову мысль, что продолжать такую жизнь нельзя.

Учитель: Почему Бомгардт решил напечатать записи Полякова? Актуальны ли эти записи сегодня?

Ученик: Бомгардт печатает записи почти через 10 лет после смерти доктора Полякова, когда Анна Кирилловна умерла от сыпного тифа. Я считаю, что записи актуальны и в наши дни. Молодёжь должна знать, что может быть, если увлечься наркотиками.

Учитель: Готовясь к этому уроку, мы провели в школе небольшой социологический опрос, результаты которого вы сейчас услышите.

               (выступление «Социологов»).

Итак, опрос показал, что наши дети знают о проблеме наркомании и не испытывают иллюзий на сей счёт.

«Медик»: Специалисты считают, что коварство наркомании заключается в том, что наркоманы очень поздно понимают, что речь идёт уже не о безобидном баловстве, а о зависимости от наркотиков. Пристрастие может развиться через 2-3 месяца, а может и после первой инъекции.

Учитель: Что случилось с доктором Поляковым, мы прочитали, поэтому никто не должен говорить себе: «Я могу попробовать этот наркотик, а потом перестану. Ничего страшного не случится, у меня же есть сила воли». Увы, сила воли может не сработать, кА не сработала она у героя Булгакова. Нельзя пробовать наркотики! Мужество, сила, настоящий характер, престиж заключаются в том, чтобы отказаться от соблазнов и самых настойчивых советов. Печальная судьба доктора Полякова, я думаю, должна послужить для нас предостережением.

                        (звучит музыка Моцарта).

Итоги урока, анализ ответов учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Урок литературы. Тема урока: «Драма женской души в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Ведущая технология урока - технология проблемного обучения (частично -исследовательский  метод)  с  элементами  технологии  личностно-ориентированного обучения, развивающего о...

Урок литературы "Поле битвы - душа человека" ( Борьба добра и зла в сказке «Теплый хлеб" К. Паустовского)

Урок позволяет расширить представления учащихся о художественном мире Паустовского, развивать умение вдумчивого чтения и анализа художественного текста, формировать нравственные качества....