Нравственные идеалы Древней Руси
план-конспект урока (7 класс) на тему
Цикл уроков по изучению произведения " Повесть о Петре и Февронье Муромских" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муровских»( 3 урока)
Цель: доказать, что любовь-это великое, всеобъемлющее чувство. Любить -значит быть терпимым и чутким, преданным и верным, уметь прощать.
Эпиграф к уроку: « Нравственность едина во все века и для все людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» ( Д.Лихачев)
На изучение данного произведения я отвожу три урока, включающие в себя чтение повести, обсуждение, просмотр мультфильма « Сказание о Петре и Февронии «( 2008г.ВГИК, режиссер Н.Михалков) и фильма « Петр и Феврония Муромские».история вечной любви.( студия «Остров»2008г , режиссер Артур Видемеер)
На первом уроке мы читаем повесть, анализируем текст. В центре внимания вопросы о том, какие человеческие качества являются непреходящими ,какие нравственные идеалы ценны и сегодня.
- Почему заболел Петр? С кем он вступил в неравный бой?
-Насколько важно было Петру вступить в бой со Змеем? (защита чести)
-Всегда ли Петр поступал по совести? Приведите примеры из текста.
-Почему же автор все же делает его главным героем? ( он раскаялся, повинился, исправил свои ошибки)
-Почему главная героиня-девушка-крестьянка?( учит ценить людей по их поступкам)
-Какие главные черты характера Февронии? Докажите примерами из текста.( мудрость, ум, доброта, справедливость)
-Есть ли описание в тексте портретов Петра и Февронии? Почему? ( нет, главное не внешние данные, а внутренняя красота, душевность)
-Как правили Петр и Феврония? Почему бояре невзлюбили Февронью?
-Как удалось ей вселить веру и надежду в сердце мужа?
- Составьте словесный портрет героев с доказательствами из текста.
Февронья | Петр |
любящая | любящий |
нежная | сильный |
добрая | добрый |
умная | смелый |
мудрая | справедливый |
искренняя | умный |
Сильная духом | отважный |
прощающая | прощающий |
понимающая | понимающий |
неунывающая |
-Найдите самые важные точки соприкосновения из характеристик героев( прощение, понимание).Именно благодаря этим чертам характера любовь Петра и Февронии преодолевает все жизненные испытания, они оба готовы к самопожертвованию и преданны друг другу.
Домашнее задание: посмотреть мультфильм « Сказание о Петре и Февронии» Найти различия с текстом повести, сказочные и житийные элементы.
На втором уроке ребята очень активны, они нашли много общего и различного с текстом повести.
- почему Змей прилетел к Марии? Как сумел обмануть ее? ( отравленное яблоко- элемент волшебной сказки)
- Как лечила Петра Феврония7 Как решил отблагодарить ее Петр?( сундуки с золотом)
-Где остался струп у Петра? Случайно ли это? ( у сердца; любят всем сердцем)
-Какой вывод сделал он, когда вновь заболел?( обманул -вот и наказан. Если простит -женюсь).
-Как во время своего княжения принимал решения Петр? ( только советуясь с Февроньей).
-Как были наказаны бояре за свое неуважение к Февронье?
-Как помогает Февронья Петру пережить тяжелое время изгнания?( терпением, верой)
-Как мудро объясняет Февронья лодочнику, что такое верность?
-Найдите элементы волшебных сказок в повести.( змей, меч- кладинец, яблоко, заяц, струп у сердца, выросшие деревья из сухих прутиков, крошки хлеба со стола првращаются в драгоценные камни)
-Почему Петр и Февронья стали святыми покровителями брака? ( их жизнь- образец настоящей любви и верности)
Домашнее задание: сочинение размышление «Над чем заставила меня задуматься повесть? Важно ли учиться терпению и прощению?»
Третий урок посвящен просмотру и обсуждению фильма « Петр и Феврония. История вечной любви»( студия « Остров» 2008г., режиссер А.Видемеер)
Филь вызывает неподдельный интерес, так как в нем переплетаютс сюжет повести и современные события.
-Город Муром. Чем известен? ( сообщение , слайды)
-Почему Змей боролся с людьми? С помощью чего?( хотел истребить добро; ядовитый меч)
-Почему Петр решил сразиться со Змеем? Каким он изображен? О чем он думал во время боя? почему сумел победить? ( бился ради жизни людей)
- Разговор с девушкой из города Мурома. Каким представляет она себе своего будущего суженого? ( обязательно добрым, сильным, сильным, чтобы мог защитить)Вывод: значит, сила, доброта, умение защитить важны и в наше время. Но достаточно ли этого для счастья? Вернемся к событиям повести.
- Почему заболел Петр? Кто оказался лекарем?
-С какой приметой связано появление зайца в доме? ( свадьба)
Как решил Петр отблагодарить Февронью?
-как вы считаете, почему Февронья отказалась от золота?( для настоящей любви это не главное).
-Какой грех совершил Петр после излечения? ( солгал Февронье. Ангел сказал, что ложь – это грех).
- Случайно ли , что главная героиня- девушка из простой семьи? ( любовь настигает независимо от богатства и положения).
Современная деревня Ласково ( под Рязанью)
-Как молодожены отвечают на вопрос о том, что такое любовь, что необходимо для создания семьи? ( первая пара: деньги, муж зарабатывает, жена-хранительница очага, потом дети. Вторая пара: главное-доверие, тогда будет семья, но самое важное между мужем и женой- мораль, вера).
-Как вы считаете, что важнее для настоящей любви создания семьи?
Вывод: деньги нужны, но любовь- это прежде всего семья, дети, полное доверие, соблюдение моральных норм и правил.
- Что такое мораль? (« совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу, нравственность» С.Ожегов)
-Вспомните, какой урок дает Февронья кормчему от соблазна? Как вы считаете, в наше время этот урок актуален? ( Февронья: « Естество женское одинаково. Что же ты о своей забыл, а о чужой помышляешь»?)
-Секрет семьи Зухры и Сергея Цукановых их Мурома, воспитавших 11 детей. Какова в семье роль женщины? Мужчины?
Вывод: настоящая любовь требует постоянной поддержки. Это дело женщины. Любить- значит, быть терпимым и чутким, уметь прощать ; главное-это дети).
-Трудное время в жизни Петра и Февроньи. Как в изгнании жена укрепляла силу духа в муже («Храни достоинство и в горе, и в радости»). Именно об этом и говорит Зухра Цуканова.
-Семья Марии и Василия Вишняковых.( в браке 67 лет) .В чем секрет их любви?( каждая семья имеет свои традиции, конечно, и ссоры есть, и противоречия, но , главное,- поддержка и вера).
« Когда люди живут в любви, то не замечают наступления старости, и ели даже заметят морщинку, то не придадут ей значения: не в этом дело»( М.Пришвин)
Вывод: настоящая любовь преодолевает любые жизненные испытания, если оба готовы к самопожертвованию и преданны друг другу; любовь неоднозначна.
-Как вы думаете. Петр и Февронья – вымышленные герои?
- Как вы понимаете слова игуменьи Кирилла, наместника Муромского Свято-Преображенского монастыря о том, что Россия возродится, когда отношение к браку перестанет быть развлекательным и коммерческим актом.
-Игуменья Талифа, настоятельница Муромского Свято-Троицкого монастыря, говорит также, что в семье все зависит от женщины. Надо помнить: « Жена да убоится мужа своего, а муж почитает жену свою, как самого себя». Как вы понимаете эти слова? ( « убоится» , т.е. умеет слушать и слышать, « почитает» , т.е. уважает)
-« То человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби меня, и я постараюсь быть лучше…»Это цитата из рассказа М.Пришвина « О любви».О чем заставляют задуматься эти слова?
-Почему Петр и Февронья стали святыми?( люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом духовных и нравственных ценностей, они предпочли друг друга всем земным благам).
В городе Муроме в Спасо –Преображенском монастыре уже 7 веков покоятся святые Петр и Февронья. К ним приходят и сегодня, просят о покровительстве в любви, исцелении в болезни. Чтобы сохранить семью, многое зависит от женщины, ее мудрости. История Петра и Февронии учит нас, что нет ничего дороже уюта и мира в семье, близкого человека рядом.
8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронью, и именно этот день считается днем влюбленных в православии. В 2008 г этот день объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника.
( Звучит песня М. Тишмана « Петр и Февронья»
Домашнее задание: сочинение-миниатюра « Семья –это трудная радость».Нарисуйте ромашку, на лепестках напишите те качества, которые должны объединять любящих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Нравственные заветы Древней Руси. "Поучение" Владимира Мономаха.
Конспект содержит элементы кейс-технологии....
Презентация к уроку "Нравственные заветы Древней Руси. "Поучение" В. Мономаха"
Презентация поддерживает урок по данной теме....
"Повесть о Петре и Февронии".Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
Анализ произведения.Актуальность его в наши дни....
"Нравственные заветы Древней Руси" (7 класс)
Конспект урока литературы (7 класс), проведенного в школьном музее "Берега"...
Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...
«Поучение» Владимира Мономаха: Нравственные заветы Древней Руси
Цели:Формирование у участников проекта эмпатической культуры, чувства сопереживания, сострадания к окружающим, близким людям посредством изучения древнерусской православной литературы, расш...
Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха».
Данное внеклассное мероприятие посвящено Великому русскому князю Владимиру Мономаху. Оно знакомит с особенностями поучения как жанра литературы, способствует осмысленному пониманию «Поучения&raq...