Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха».
план-конспект занятия по литературе (7, 8 класс)
Данное внеклассное мероприятие посвящено Великому русскому князю Владимиру Мономаху. Оно знакомит с особенностями поучения как жанра литературы, способствует осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формирует навыки выразительного чтения текста; развивает речь и обогащает словарный запас; воспитывает нравственные чувства, базирующиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость», «гордость», «милосердие». Данный материал разработан учителем русского языка и литературы Спивак Е.П. и учителем истории и обществознания Андрюхиной З.А. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха»
Цель: ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки выразительного чтения текста; развивать речь и обогащать словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость», «гордость», «милосердие».
Ход мероприятия
#1042;ступление
Учитель Т.А. Добрый день уважаемые коллеги! Как нам приятно сегодня находиться среди Вас. Сент- Экзюпери был несомненно прав, когда сказал, что «единственная настоящая роскошь-роскошь человеческого общения».
"Добрые слова - это творческая сила, могущество, которое участвует в созидании всего хорошего, и энергия, которая понуждает нас изменять мир.
Учитель Е.П.
Имеешь слово? Не испачкай ложью
Веди к лазури, расточая тьму.
Не погреши: глагол не твой, а Божий,
Верни принадлежащее Ему.
Блажен, кто Божьим даром не кичится,
Кто послан был и радостью пошел,
Кто Истиной Евангельской живится,
Кто возвращает душами глагол.
Голос: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны…..А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь»
Учитель Т.А.
Вы слышите? Кто это говорит? Кто учит нас?
Голос продолжает «Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов...»
Учитель Е.П. Не ты ли отче составил знаменитое «Поучение», о котором пишут теперь во всех учебниках?
Голос «Да, я однажды взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите».
Учитель Т.А. Спасибо, тебе великий князь, следуя твоим поучениям, живет и поныне Русь
Учитель Е.П Кто же он, Великий князь, Владимир Мономах
Демонстрация ролика
Учитель Т.А. Владимир Всеволодович жил в далеком 11-12 веках.
(поворот стрелок на настенных «часах-веках»)
Учитель Е.П. В 11 веке люди были другие…Или таки же?
Учитель Т.А. (Поворачивая стрелку «на часах» на 9 век) Знаменитые Кирилл и Мефодий создавшие славянскую азбуку поделили ее на правизну и левизну - означает два пути в жизни человека, которому предстоит сделать выбор в сторону добра или зла.(слайд)
Учитель Е.П. В правой стороне азбуки буквы благозвучны, а запись под ними учит людей благочестию: «Изначально будь первым: ведай учение; говори -поступай добронравно; по естеству живи; крепко землю люби; наш брат духовный...».
Учитель Т.А. Левая сторона зеркальное отображение правой. Звуки неблагозвучные, графика букв по своему рисунку напоминает кандалы, решетку тюрьмы. Ера-плут, узы- цепи, оковы, шепотник-кляузник, ябедник. Азбука объясняла , что смысл духовной жизни человека в постоянной борьбе в его душе добра и зла, божественных и дьявольских сил.
Книги Древней Руси знакомили с добродетелями , которыми должен обладать человек. Целомудрие, кротость ,смирение, нестяжание, любовь.
Учитель Е.П. Владимир Мономах много сделал, чтоб сохранить единство Руси, сама его жизнь была призывом к миру и согласию, до наших дней дошло его «Поучение…» - нравственное завещание потомкам, где он делился опытом, учил как управлять государством и за ради чего жить.
#1055;рактическая часть
Учитель Т.А. Давайте, и мы прикоснёмся к великой княжеской мудрости
Раздается фрагмент текста оригинала и перевода. На первом этапе постараться перевести текст, на втором обобщить, сформулировав основную мысль-наставление и записать на бересте.
перевод | оригинал | мысль |
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. | Первое, Бога деля и душа своея, страх имейте Божий в сердци своемь и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатокъ всякому добру. | помогать тем, кто нуждается, подавать питье и еду; |
В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. | В дому своемь не ленитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящии к вам ни дому вашему, ни обеду вашему. | Не лениться |
"Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи!... Си словца прочитаюче, дети моя, божествная, похвалите Бога, давшаго нам милость свою | «Велий еси, Господи, и чюдна дела твоя, и благословено и хвално имя твое в векы по всей земли».[22] Иже кто не похвалить, ни прославляеть силы твоея и твоих великых чюдес и доброт, устроеных на семь свете: како небо устроено, како ли солнце, како ли луна, како ли звезды, и тма и свет, и земля на водах положена, Господи, твоимъ промыслом! Зверье разноличнии, и птица и рыбы украшено твоимъ помыслом, Господи! | Хвалите Бога |
Более убогих не забывайте, но, насколько можете, по синим кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. | Всего же паче убогых не забывайте, но елико могуще по силе кормите, и придайте сироте, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его; аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны | не позволять правителям обижать людей, находящихся в их власти; |
Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Еде и питию быть без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутёвыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь. | Якоже бо Василий учаше, собрав ту уноша: душа чисты, нескверньни, телеси худу, кротку беседу и в меру слово Господне: «Яди и питью бесъ плища велика быти, при старых молчати, премудрыхъ слушати, старейшимъ покарятися, с точными и меншиими любовь имети; без луки беседующе, а много разумети; не свереповати словомь, ни хулити беседою, не обило смеятися, срамлятися старейших, к женам нелепымъ не беседовати, долу очи имети, а душю горе… | |
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела… | Научися, верный человече, быти благочестию делатель, научися, по евангельскому словеси, «очима управленье, языку удержанье, уму смеренье, телу порабощенье, гневу погубленье, помыслъ чистъ имети, понужаяся на добрая дела, | |
Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придётся крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце своё, на чём можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души еноой. | Речь молвяче, и лихо и добро, не кленитеся Богомь, ни хреститеся, нету бо ти нужа никоеяже. Аще ли вы будете крестъ целовати к братьи или г кому, а ли управивъше сердце свое, на немже можете устояти, то же целуйте, и целовавше блюдете, да не, приступни, погубите душе своее. | О твердости клятвы |
Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но молвите: смертны суть; сегодня живы, а завтра в гробу; всё это, что Ты нам дал, не наше, но Твоё, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. | Паче всего гордости не имейте в сердци и въ уме, но рцемъ: смертни есмы, днесь живи, а заутра в гробъ; се все, что ны еси вдалъ, не наше, то твое, поручил ны еси на мало дний. И в земли не хороните, то ны есть великъ грехъ. | Не гордитесь |
Старых чти, как отца, а молодых, как братьев. | Старыя чти яко отца, а молодыя яко братью. | |
Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. | Куда же поидете, идеже станете, напойте, накормите унеина; и боле же чтите гость, откуду же к вам придеть, или простъ, или добръ, или солъ; аще не можете даромъ — брашном и питьемь: ти бо мимоходячи прославять человека по всем землям любо добрым, любо злымъ. Болнаго присетите; надъ мертвеця идете, яко вси мертвени есмы. | |
Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. | И человека не минете, не привечавше, добро слово ему дадите. Жену свою любите, но не дайте имъ надъ собою власти. Се же вы конець всему: страхъ Божий имейте выше всего. | |
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели… | Егоже умеючи, того не забывайте доброго, а егоже не умеючи, а тому ся учите, якоже бо отець мой, дома седя, изумеяше 5 языкъ,[27] в томъ бо честь есть от инехъ земль. Леность бо всему мати: еже умееть, то забудеть, а егоже не умееть, а тому ся не учить. Добре же творяще, не мозите ся ленити ни на что же доброе, первое к церкви: да не застанеть вас солнце на постели… | |
Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. |
#1055;редставление работ
Во время представления своих работ учителя зачитывают стихи иеромонаха Романа, согласно смыслу отдельного наставления Владимира Мономаха
Благодарение людям | А счастлив тот, кто никогда не ропщет, Кто непогодою необорим. Взгляните на заснеженные рощи- Они довольны бременем своим. О, благодарность- сердца светозарность! Через тебя блаженство и покой ! Изыди от меня, неблагодарность: Ты делаешь несчастным род людской! | |
Помощь нуждающимся | Учитель Т.А. Как важно знать свои границы, Порой невидимую нить, И в нужный миг остановиться, Не наступить, не преступить. Чужое- ничего не значит. Родные земли распаши И накорми того, кто алчет Пшеницей собственной души. А коль не так- иную долю Самонадеянно пожнешь: Загубишь сорняками поле, Да и себя едва ль спасешь. | |
Не солги, не преступи клятв | Учитель Е.П Заклинаю тебя –не солги! Знаю, всякое может случиться. Но оставь оправданья другим: После кривды непросто отмыться. Заклинаю тебя-не слукавь! Понимаю, мы люди, и все же. Помни притчу лукавый слуга Каждым шагом биение множит. Заклинаю тебя-не предай! Хуже только булыжник и в воду! Грех иудин стирал города- Что страшнее проклятья народа? За неправду и зло не страдай: Кроме Истины все истребится Не солги, не слукавь, не предай… Помолись, чтоб и нам не свалиться. | |
воспитание | О воспитании короткий стих. Во многих семьях видывали часто: Сдувают пыль с наследников своих, Растят пустых, никчемных и несчастных И говорили, но слова не впрок, Что первым гибнет комнатный цветок. |
Учитель Е.П.
Живи с распахнутой душою,
Встречая зори босиком.
Не можешь стать рекой большою-
Будь малым чистым родником.
Живи всегда мечтой высокой,
За все Творца благодари.
Не можешь стать звездой далекой-
Хотя б огарком, но - гори!
4. Обобщение
Учитель Т.А.
Родная речь-Отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово-
Великий святорусский наш язык!
Учитель Е.П.
В своем "Поучении" Владимир Мономах описывает идеал древнерусского христианина, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов, попов и игумнов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных.
Учитель Т.А.
Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками "Поучения" стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси.
Выдающиеся люди России всегда и в разные времена Уделяли внимание нравственности и морали российского общества, особенно детей и молодежи.
Учитель Е.П.
Мы знаем о таких произведениях, как
«Домострой», (перевод стрелки на 16 век) священника Сильвестра, написанного в 16 веке при Иване Грозном («обучать детей вежливости, всяким домашним работам и ремеслам, матери должны учить дочерей, а отцы сыновей»,
Учитель Т.А.
«Юности Честное зерцало», (перевод стрелки на 18 век) созданное Петром I или по его указанию («у родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить, но ожидать пока они выговорят»)
Есть ли в наше время люди, которые своим духовным словом наставляют людей на правильный путь и поведение? Конечно есть. В пример мы вам уже зачитывали сегодня удивительные стихи иеромонах Романа (Матюшина) . (перевод стрелки на 21 век)
Учитель Е.П.
Его стихами, мы и хотим закончить наш урок, посвящённой нашей любимой Родине –России
Россия –лазурное слово,
Свеченье Вести благой,
Последняя пристань Христова,
И нет во вселенной другой.
Твой образ доныне унижен,
Но все отпадет пеленой:
Под пылью и копотью вижу
Таинственный Лик неземной.
Какая беда б не грозила-
Всегда посрамятся враги.
Россия! Россия! Россия!-
Надежды молитвенный гимн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Нравственные заветы Древней Руси. "Поучение" Владимира Мономаха.
Конспект содержит элементы кейс-технологии....
Презентация к уроку "Нравственные заветы Древней Руси. "Поучение" В. Мономаха"
Презентация поддерживает урок по данной теме....
Урок "Поучение Владимира Мономаха" - нравственное завещание потомкам.
Данный урок литературы в 7 классе даёт понятие о жанре поучение в древнерусской литературе, развивает логику, умение анализировать, воспитывает самостоятельность и ответственно...
«Поучение» Владимира Мономаха. Жизненный подвиг Владимира Мономаха.
Урок литературы в 7 классе...
"Нравственные заветы Древней Руси" (7 класс)
Конспект урока литературы (7 класс), проведенного в школьном музее "Берега"...
Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...
«Поучение» Владимира Мономаха: Нравственные заветы Древней Руси
Цели:Формирование у участников проекта эмпатической культуры, чувства сопереживания, сострадания к окружающим, близким людям посредством изучения древнерусской православной литературы, расш...