Рабочая прграмма по хакасскому языку для 5 класса (в соотвествии с ФГОС)
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по хакасскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В ней учтены основные идеи и положения Основной образовательной программы основного общего образования. Данаая программа составлена на основе учебников хакасского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по хакасскому языку для 5 класса (ФГОС) | 501.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хакасский язык
Пояснительная записка | |
Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. | Данная программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Красноключинская ООШ», составленным на основе Примерного учебного плана основного общего образования варианта №4 – (изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке) Программа составлена в соответствии с Фундаментальным ядром. |
Кому адресована программа. | Программа адресована обучающимся 5-9 классов МБОУ «Красноключинской ООШ» |
Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. | Данная программа разработана в соответствии c Федеральным государственным образовательным стандартом. В ней учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебный действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования. Данная программа составлена на основе учебников «Хакас тbлb» 5, 6, 7, 8, 9 классов Л.И.Чебодаевой и др. 2014 года выпуска. |
Цели и задачи предмета «Хакасский язык» | Изучение хакасского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Задачи предмета «Хакасский язык»:
|
Специфика программы. | Хакасский язык является государственным языком Республики Хакасия, средством национального общения и консолидации хакасского народа. Овладение хакасским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни. В 5-9 классах предмет «Хакасский язык» занимает ведущее место, и является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы хакасского народа и обеспечивает способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в этноязыковой среде, помогает социальной адаптации к быстро меняющимся условиям. Систематический курс хакасского языка составлен с учетом этнокультурных и языковых особенностей учащихся и представлен в 5-9 классах как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении хакасскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков. |
Основные содержательные линии курса (разделы, структура).
| 5 класс
6 класс
Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол.
7 класс
Морфология.
Служебные части речи.
Синтаксис
Язык и культура 8 класс
Предложение. Виды предложений.
9 класс
Сложное предложение.
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
| Личностные результаты: 1) понимание хакасского (родного) языка как одной из основных национально-культурных ценностей хакасского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного хакасского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультутрного общения; •понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; •использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; • расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; •формирование навыков проведения различных видов анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; •обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании успешных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; •формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; •понимание роли и места хакасского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; уважительное отношение к родному (хакасскому) языку как средству общения и получения знаний в области тюркологии, отечественной лингвистики; •освоение знаний об основных функциях языка, о роли хакасского языка как национального языка хакасского народа, как государственного языка Республики Хакасия и языка национального общения, о связи языка и культуры народа, о роли хакасского языка в жизни человека и социума; •усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его ярусов и единиц; •овладение стилистическими ресурсами лексики и фразеологии хакасского языка, основными нормами хакасского литературного языка, нормами речевого этикета в сопоставлении с русским; •понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной практике; •осознание эстетической функции хакасского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы; •умение осуществлять перевод на хакасский язык небольших отрывков из произведений русской литературы или статьи. |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.); познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность). умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. | |
Виды и типы уроков. | Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков-экскурсий, уроков-соревнований, уроков с дидактической и ролевой игрой. |
Формы организации урока. | Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. |
Итоговый контроль. | Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольного диктанта, итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса. |
Объем и сроки изучения. | На изучение хакасского (родного) языка на этапе основного общего образования предусмотрено: 5 класс – 105 часов (3 часа в неделю); 6 класс – 105 часов (3 часа в неделю); 7 класс – 105 часа (3 часа в неделю); 8 класс – 105 часов (3 часа в неделю) 9 класс – 70 часов (2 часа в неделю) Всего - 490 часов |
Учебно-методические пособия по хакасскому языку и литературе
№ п/п | Название | Издательство | Год издания |
1. | Хакас тiлi. Морфология ИСАТ | Аuбан | 1994 |
2. | Сборник упражнений ИСАТ | Аuбан | 2000 |
3. | Хакас тiлiнiy синонимнерi. Чанков Д.И. | Хакасское книжное издательство | 1999 |
4. | Краткий хакасско-русский словарь. Т.Т.Боргоякова | Хакасское книжное издательство | 1996 |
5. | Родная Хакасия. С.Н.Султреков | Хакасское книжное издательство | 1995 |
6. | Хакас тiлiнiy пунктуациязы. Л.И.Чебодаева | Хакасское книжное издательство | 2001 |
7. | Некоторые сведения об охоте хакасов. Н.М.Патачаков | Хакасское книжное издательство | 2006 |
8. | Чанков Дмитрий Иванович ИСАТ | Хакасское книжное издательство | 2005 |
9. | Уроки русского языка. Серия «Современная школа» | Издательство «Глобус» Москва | 2010 |
10. | Хакас литературазы. М.П.Боргоякова | Хакасское книжное издательство | 1994 |
11. | Синтаксис простого предложения. Л.И.Чебодаева | Хакасское книжное издательство | 2000 |
12 | Хакас тiлi паза литература уроктары. Алтын чыынды | Хакасское книжное издательство | 2003 |
13. | Чарых чылтыстар. А.Султреков | Хакасское книжное издательство | 2002 |
14. | Становление и развитие системы хакасского стихосложения. С.А.Майнагашев | Хакасское книжное издательство | 2003 |
15. | Становление хакасской прозы. В.А.Карамашева | Хакасское книжное издательство | 1996 |
16. | Хакасоведение в школе. И.Л.Кызласов | Москва - Абакан | 2002 |
17. | Кызыльский диалект. Д.Ф.Патачакова | Хакасское книжное издательство | 1995 |
18. | Чоныма jдiзiм айландырчам. С.Карачаков | Хакасское книжное издательство | 2004 |
19. | Хакас чонныy хайxы – нымахчылары. В.Е.Майнагашева | Хакасское книжное издательство | 2000 |
20. | Диктанттар паза изложениелер чыындызы | Хакасское книжное издательство | 2008 |
21. | Русский язык. Ю.Н.Гостева | Москва | 2004 |
22. | Структура корневых лексем в хакасском языке. А.С.Кызласов | Хакасское книжное издательство | 2003 |
23. | Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. Н.В.Егорова | Москва | 2006 |
24. | Древние тюркские языки. Учебное пособие. И.В.Кормушин | Хакасское книжное издательство | 2004 |
25. | Народные праздники Хакасии. В.Я.Бутанаев | Хакасское книжное издательство | 1999 |
26. | Лингвистика терминнерiнiy орыс-хакас сjстiгi. О.П.Анжиганова | Хакасское книжное издательство | 2001 |
27. | Хадыл чоохтаuларныy синтаксизi. Л.И.Чебодаева | Хакасское книжное издательство | 2003 |
28. | Хакас тiлi. Eгренxiлернi тиксi хазна сыныхтаuларына тимнеxеy тесттер. Л.И.Чебодаева | Хакасское книжное издательство | 2003 |
29. | Хакас тiлiнiy практикумы | Хакасское книжное издательство | 2009 |
30. | Сопоставительная фонетика хакасского и русского языков. В.Г.Карпов | Хакасское книжное издательство | 1995 |
31. | Хакас тiлi (9 класстыy eгренxiлерiне сыныхтаu изложениелер чыындызы). Л.И.Чебодаева | Хакасское книжное издательство | 2005 |
32. | Хакас тiлi. Глагол. В.Г.Карпов | Хакасское книжное издательство | 1994 |
33. | Хакасская диалектология. О.П.Анжиганова | Хакасское книжное издательство | 1992 |
34. | Русско-хакасский словарь. Д.И.Чанков. | Хакасское книжное издательство | 1961 |
35. | Хакасско-русский словарь. Н.А.Баскаков. | Хакасское книжное издательство | 1953 |
36. | Хакасско-русский словарь. О.П.Анжиганова. | Новосибирск | 2006 |
37. | Хакас тiлiнiy омонимнерiнiy хысха сjстiгi | Н.Ф.Катановтыy адынаy Хакасиядаuы хазна университедi издательствозы | 2001 |
38. | Хакас тiлi. Морфология. Дисциплинаxа eгредiг паза методика комплексi | Н.Ф.Катановтыy адынаy Хакасиядаuы хазна университедi издательствозы | 2007 |
39. | Изучаем хакасский язык: учебное пособие | Хакасское книжное издательство | 2010 |
40. | Словарь оронимов Хакасии. Географические названия | Издательство хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова | 2001 |
41. | Сjс пiрiгiзi (теория паза практика) | Издательство хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова | 2004 |
42. | Хакас литературазы (драматургия, поэзия) | Н.Ф.Катановтыy адынаy Хакасиядаuы хазна университедi издательствозы | 2004 |
43. | Диктанттар паза кjнiктiрiглер чыындызы | Н.Ф.Катановтыy адынаy Хакасиядаuы хазна университедi издательствозы | 2002 |
44. | Хакас тiлiнiy орфографиязыныy тjстее. Дисциплинаxа eгредiг паза методика комплексi | Н.Ф.Катановтыy адынаy Хакасиядаuы хазна университедi издательствозы | 2007 |
45. | «Хакас чоныныy пазылбин пeткен чайаачызы» курстыy программазы | Издательство хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова | 2003 |
46. | Хакас тiлi. Синтаксис паза таныuлар турuызары | Н.Ф.Катановтыy адынаy Хакасиядаuы хазна университедi издательствозы | 2005 |
47. | Хакасский язык: проблемы и перспективы развития. В.Г.Карпов | Издательство хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова | 2007 |
48 | Методика чjптерi. Тиксi eгредiг школаныy 5-6 класстарuа «Хакас литературазы» учебниктернеy тузаланарынxа eгретчiлерге полызыuа пособие | Хакас книга издательствозы | 2012 |
49. | Хакас чоныныy хайxы-нымахчылары паза сарынxылары | Хакас книга издательствозы | 2000 |
50. | Термины родства и свойства в хакасском языке | Издательство хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова | 1996 |
51. | Поэзия древних тюрков 6-12 веков | Москва | 1993 |
52. | Чатхан eнi. А.Султреков. | Хакас книга издательствозы | 1995 |
53. | Методические рекомендации по ФГОС | Хакасское книжное издательство | 2012 |
Электронные пособия
№ п/п | Название | Издательство | Год издания |
Хакасский язык для начинающих изучать родной язык | Хакасское книжное издательство | 2011 | |
Электронный вариант «Русско-хакасский словарь» под ред .Д.И.Чанкова | Государственное издательство иностранных словарей | 1961 | |
Николай Георгиевич Доможаков. Писатель, ученый, педагог | Министерство образования и науки РХ | ||
Александр Михайлович Топанов. Поэт, драматург, режиссёр. | Министерство образования и науки РХ | ||
Новые технологии в обучении хакасскому языку. Челтыгмашева Н.Г. | Хакасское книжное издательство | 2011 | |
Хакасский язык для владеющих родным языком. Карачакова Е.Г., Чебодаева Л.И. | Хакасское книжное издательство | 2011 | |
Уроки хакасского языка и литературы | Хакасское книжное издательство | 2012 | |
Хакасский язык для начинающих изучать родной язык. Кыржинакова Э.В., Султрекова З.И. | Хакасское книжное издательство | 2012 | |
«Иркеxек» | Хакасское книжное издательство | 2012 | |
Изучение произведений хакасских писателей и поэтов включенных в программу по хакасской литературе | Хакасское книжное издательство | 2013 | |
Жанры хакасского фольклора: героические сказания, народные сказки, горловое пение | Хакасское книжное издательство | 2013 | |
«Изен, Чыл пазы» Хакасский язык для начинающих изучать родной язык | Хакасское книжное издательство | 2013 |
Электронные таблицы, схемы, созданные и используемые учителем хакасского языка и литературы данной школы
№ п/п | Наименование таблиц |
1. | Адалыс (имя существительное) |
2. | Идbлbс (глагол) |
3. | Пiлдiрiс (имя прилагательное) |
4. | Наречие |
5. | Чоохтаuныy jjн членнерb (главные члены предложения) |
6. | Деепричастие |
7. | Сjс пeдiзi (состав слова) |
8. | Сjс пiрiгiзi (словосочетание) |
9. | Чоохтаu. Чоохталчатхан чоох хоостыра чоохтаuларныy пjлiктерi (Предложение. Предложения по цели высказывания) |
10. | Чоохтаuларныy eн хоостыра пjлiктерi ( Предложения по интонации) |
11. | Iкbнxb орынныu членнер (второстепенные члены предложения) |
12. | Хадыл сjстер (сложные слова) |
13. | Тапсаu паза буква (буквы и звуки) |
14. | Кjнb чоох (прямая речь) |
15. | Иргbлен парuан сjстер (Устаревшие слова) |
16. | Узун гласнайларны орта пазары (Правописание долгих гласных) |
17. | Фразеологизмнер |
18. | Хакас тiлiнiy падежтерi (Падежи) |
19. | Омонимнер (омонимы) |
20. | Сjс пeдiзi паза пeдiрiзi (Словообразование) |
21. | Сjс пeдiрxеy, сjс хубулдырxаy паза форма пeдiрxеy хозымнар |
22. | Хакас тiлiнiy сjстiг пайын толдырxаy оyдайлар (Пути обогащения хакасского языка) |
23 | Сjстb фонетика саринаy eзeрерb (Фонетический разбор слова) |
24 | Теести палuалыстыu хадыл чоохтаuлар (Сложноподчисненные предложения) |
25 | Сказуемайларныy кjрbмнерb (Виды сказуемых) |
26 | Синонимнер |
27 | Раздаточные материалы по теме «Фонетика» для 5 класса |
28 | Раздаточные материалы по теме «Части речи» для 4 класса |
29 | Раздаточные материалы по теме «Глагол» |
30 | Раздаточные материалы по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» |
Учебники, по которым работают учителя хакасского языка и литературы
№ п/п | Наименование учебника | Класс | Издательство |
Чебодаева Л.И., Карачакова Е.Г., Тахтаракова М.Л., Тюмерекова Т.Т., Сазанакова З.И., Кочелакова С.А. Хакасский язык. | 5 | Хакасское книжное издательство | |
Чебодаева Л.И., Карачакова Е.Г., Тахтаракова М.Л., Тюмерекова Т.Т., Сазанакова З.И. Хакасский язык. | 6 | Хакасское книжное издательство | |
Чебодаева Л.И., Карачакова Е.Г., Тахтаракова М.Л., Тюмерекова Т.Т. Хакасский язык. | 7 | Хакасское книжное издательство | |
Чебодаева Л.И., Карачакова Е.Г., Тахтаракова М.Л., Тюмерекова Т.Т., Медведева М.А. Хакасский язык. | 8 | Хакасское книжное издательство | |
Чебодаева Л.И., Карачакова Е.Г., Тахтаракова М.Л., Тюмерекова Т.Т. Хакасский язык. | 9 | Хакасское книжное издательство | |
Боргояков М.П., Тиникова В.С., Толмашева Н.А., Топоев Р.П. Хакасская литература. | 5 | Хакасское книжное издательство | |
Боргояков М.П., Мамышева Н.А., Тиникова В.С., Толмашева Н.А., Топоев Р.П. Хакасская литература. | 6 | Хакасское книжное издательство | |
Боргояков М.П., Мамышева Н.А., Тиникова В.С., Толмашева Н.А., Топоев Р.П. Хакасская литература. | 7 | Хакасское книжное издательство | |
Боргояков М.П., Мамышева Н.А., Тиникова В.С., Толмашева Н.А., Хакасская литература. | 8 | Хакасское книжное издательство | |
Боргояков М.П., Мамышева Н.А., Тиникова В.С., Толмашева Н.А., Топоев Р.П. Хакасская литература. | 9 | Хакасское книжное издательство |
Журналы, газеты
№ п/п | Название |
1. | Тигiр хуры |
2. | Инесай |
3. | Хабар |
Календарно-тематическое планирование
105 часов (три часа в неделю)
№ | Тема урока | кол-во часов | Планируемые результаты | дата проведения | ||||
по плану | факт | |||||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
1. | Язык – средство общения. Тiл – кiзiлернiy удур-тjдiр пiлiзер тирии | 1 | Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка как средства общения | Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение. Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | Понимание связи развития языка с развитием культуры хакасского народа | 02.09. | ||
Повторение пройденного за курс начальной школы Пасталыu класстарда ирткенbн хатиры | ||||||||
2 | Звуки и буквы Тапсаu паза буква | 1 | Знать чем отличается звук от буквы, виды звуков; определять количество звуков и букв в словах с я-йа, ё и долгими гласными. определять тему, основную мысль текста | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках. Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование раз личных точек зрения. | Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. | 03.09. | ||
3 | Словообразование Сjс пeдiзi | 1 | Выделять корень слова, различать аффиксы множественного числа, падежные аффиксы; определять твердые и мягкие слова в хакасском языке и основное правило –сингармонизма слов в родном языке; знать основной способ образования новых слов. | Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные: уметь с большой долей самостоятельности работать по плану. Коммуникативные: Быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Положительная мотивация учебной деятельности | 04.09. | ||
4,5,6 | Части речи. Синтаксис. Чоох чардыхтары | 3 | Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Уметь определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо), имени существительного; определять тему и основную мысль текста | Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. | Интерес к изучению родного языка; стремление к речевому совершенствованию | 08.09. 09.09. 10.09. | ||
7 | Вводный контрольный диктант (без названия) Кbрbс сыныхтаuлыu диктант (ады чох) (Eгренxbлернby пbлbстерbн сыныхтаxаy тоuыстар. 5-xb класс, 1-uы текст, 37-xb стр.) | 1 | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий орфограммы и пунктограммы. | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. | Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы | 15.09. | ||
Синтаксис и пунктуация Синтаксис паза таныuлар турuызары | ||||||||
8,9,10 | Словосочетание. Сjс пbрbгbзb | 3 | Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании. Уметь отличать словосочетание от слова и предложения; определять главное и зависимое слово в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; уметь использовать для выражения одинакового смысла словосочетания «существительное + существительное» и «прилагательное + существительное»; уметь составлять словосочетания по образцу; уметь выделять словосочетания из предложений. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксических конструкций Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Проявлять познавательный интерес к новым знаниям. Потребность сохранить чистоту хакасского языка; интерес к созданию собственного текста. Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности | 16.09. 17.09. 22.09. | ||
11,12,13 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания Чоохтаu. Чоохталчатхан чоох хоостыра чоохтаuларныy пjлiктерi | 3 | Знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); особенности интонации повествовательных. Побудительных, вопросительных предложений. Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания; опираться на вопросительные слова при составлении вопросительных предложений; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные: понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Формирование уважительного отношения к иному мнению | 23.09. 24.09. 29.09. | ||
14 | Виды предложений по интонации Чоохтаuларныy eн хоостыра пjлiктерi | 1 | Знать виды предложений по интонации; знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений. Уметь распознавать виды предложений по интонации» правильно пунктуационно их оформлять; интонационно верно произносить | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; осознание ответственности за произнесённое; умение чувствовать выразительность речи | 30.09. | ||
15,16 | Главные члены предложения. Чоохтаuныy jjн членнерi | 2 | Знать, что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего (существительным, местоимением, сочетанием слов); о смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого. Уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным. Местоимение, сочетанием слов | Регулятивные: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам. Познавательные: выделять существенную информацию из читаемых текстов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании | Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | 01.10. 06.10. | ||
17 | Тире между подлежащим сказуемым Подлежащайнаy сказуемайныy аразында тире турuызары | 1 | Знать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции. Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; уметь заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему | Регулятивные: прогнозировать результат, делать выводы на основе наблюдений Познавательные: умение выполнять логические операции Коммуникативные: грамотно задавать вопросы. | Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. | 07.10. | ||
18. | Распространенные и нераспространенные предложения. Тараyхай паза тараyхай нимес чоохтаuлар | 1 | Знать определение распространенных и нераспространенных предложений; Уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения, определять, какие из второстепенных членов предложения поясняют главные и второстепенные члены предложения. | Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать) .Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксических конструкций | Понимание хакасского языка как национально-культурной ценности хакасского народа | 08.10. | ||
19 | Второстепенные члены предложения Iкiнxi орынныu членнер | 1 | Знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены предложения, их названия). Уметь находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов предложения поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложения второстепенными членами. | Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать) .Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксических конструкций | Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. | 13.10. | ||
20 | Дополнение Толдырыu | 1 | Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения. Знать о возможности смешения подлежащего и дополнения, выраженного существительным. Уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженном существительным; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию | 14.10. | ||
21 | Определение. Чарытхы | 1 | Знать определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое определения как члена предложения, роль определения в усилении художественного описания. Уметь находить определения в предложениях; правильно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания | Регулятивные: организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе. Познавательные: отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы. | Овладение учебными действиями и умение использовать знания для решения познавательных и практических задач. | 15.10. | ||
22 | Обстоятельство | 1 | Знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаголов-сказуемых; роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания. Уметь находить обстоятельства в предложениях; правильно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания. Уметь различать второстепенные члены предложения; уметь составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Положительная мотивация учебной деятельности | 20.10. | ||
23,24,25 | Предложения с однородными членами предложения. Тjjй членнiг чоохтаuлар | 3 | Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления в предложениях с однородными членами; предложения с однородными членами, связанные только интонацией перечисления (без союзов); правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; знать схемы предложений с однородными членами. Уметь находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления; опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация при бессоюзии, союз при союзной связи); функцию запятой между однородными членами – знака разделения; Уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами. Уметь находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие). | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. Познавательные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием материальных объектов, схем. Коммуникативные: понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; формулировать собственное мнение и позицию | Проявление активности во взаимодействиидля решения коммуникативных и познавательных задач. Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе. Проявлять познавательный интерес к новым знаниям | 21.10. 22.10. 27.10. | ||
26 | Р/р Изложение «Июль» Ч/а. Изложение «От айы» Eгренxbлернby пbлbстерbн сыныхтаxаy тоuыстар. 5-xb класс. 57 стр. | 1 | Знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование. Уметь формулировать основную мысль текста; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст. | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные: отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы. | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию исходного текста | 28.10. | ||
27,28,29 | Обращение Айланыс | 3 | Знать определение обращения; знать об интонации, с которой произносится обращение; знать опознавательный признак выделения обращения на письме – звательную интонацию; функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением; знать о возможности смешения подлежащего и обращения. Уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего | Регулятивные: организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе. Познавательные: отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы. | Умение отстаивать свое мнение. Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе. Проявлять познавательный интерес к новым знаниям. | 29.10. 10.11. 11.11. | ||
30,31,32 | Сложные предложения. Хадыл чоохтаuлар | 3 | Знать структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать опознавательный признак постановки запятой между простыми предложениями в сложном – наличие двух и более грамматических основ, союза между простыми предложениями; функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного – знака разделения; знать правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений; знать о возможности смешения сложных предложений и предложений с однородными членами с союзами. Уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; обосновывать постановку запятой в сложном предложении; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе. | 12.11. 17.11. 18.11. | ||
33,34. | Прямая речь Кjнi чоох | 2 | Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при произнесении слов автора после прямой речи и перед ней; знать опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи; знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; схемы предложений с прямой речью. Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; употреблять слово пожалуйста в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме. | Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения лингвистических задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | 19.11. 24.11. | ||
35,36 | Диалог и полилог Iкi кiзiнiy паза кjп кiзiнiy чооuы | 2 | Знать, что такое диалог, полилог. Знать правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога. Уметь распознавать диалог и полилог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог. | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные: отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | 25.11. 26.11. | ||
37 | Контрольный диктант «Дятел» Сыныхтаuлыu диктант «Алас». (Eгренxbлернby пbлbстерbн сыныхтаxаy тоuыстар. 5-xb класс. 2-xb текст, 37 стр.) | 1 | Изученное по разделу «Синтаксис и пунктуация»; Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. | Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы | 27.11. | ||
Фонетика | ||||||||
38,39 | Гласные и согласные звуки. Гласнай паза согласнай тапсаuлар. | 2 | Знать предмет изучения фонетики; на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в хакасском языке. Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; о смыслоразличительной роли звуков. Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования. | Регулятивные: руководствоваться правилом при создании речевого высказывания; Познавательные: классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. | Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса хакасского языка | 01.12. 02.12. | ||
40,41 | Звуки и буквы. Алфавит. Тапсаuлар паза буквалар. Алфавит. | 2 | Знать о различии между звуками и буквами; знать предмет изучения графики и каллиграфии; знать хакасский алфавит и его назначение. Уметь отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; определять сходство в начертании букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов; уметь находить и исправлять ошибки в названиях букв. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. Познавательные: строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные высказывания. | Интерес к изучению родного языка. | 03.12. 08.12. | ||
42,43 | Гласные звуки и их образование Гласнай тапсаuлар, оларныy пeтчеткенi | 2 | Знать об образовании гласных звуков; перечень гласных звуков и их виды; знать о смыслоразличительной роли гласных звуков | Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению | Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса хакасского языка. | 09.12. 10.12. | ||
44, 45 | Долгие и краткие гласные. Узун паза хысха гласнайлар | 2 | Знать долгие и краткие гласные, связанные с изученными орфограммами; знать, как на письме отражаются долгие и краткие гласные; Уметь объяснять правила с долгими гласными в корне слова; уметь правильно произносить указанные слова. | Регулятивные: называть цели конкретного задания; планировать работу c ним (называть учебный алгоритм, правило, свойство); проверять свою работу, повторно следуя этапам плана, находить и исправлять свои ошибки, оценивать результат конечной работы, необходимость дальнейшей работы (свои индивидуальные проблемы), оценивать результаты урока в целом Познавательные: работать с учебным текстом, задавать вопросы в случае непонимания, оформлять в тетради письменные работы в соответствии с принятыми нормами. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. | Умение отстаивать свое мнение | 15.12. 16.12. | ||
46 | Гармония гласных Гласнайларныy тjjйлелчеткенi | 1 | Знать гармонии гласных звуков в хакасском языке; перечень твердых и мягких гласных звуков и их роли в добавлении аффиксов. | Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению | Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса хакасского языка. | 17.12. | ||
47,48 | У и e губные гласные У паза e ирiн гласнайлары | 2 | Знать о правописании слов с у, e, определять правильно аффиксы к словам с губными гласными в корне слова | Регулятивные: руководствоваться правилом при создании речевого высказывания; Познавательные: классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. | Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы | 22.12. 23.12. | ||
49 | Обучающий диктант «Миша» Eгредiглiг диктант «Миша» | 1 | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. | Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы | 24.12. | ||
50 | Согласные звуки Согласнай тапсаuлар | 1 | Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных; знать перечень согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; о звукописи; Уметь различать согласные по глухости-звонкости;; уметь различать в словах глухие и звонкие согласные; различать позиционные чередования согласных в словах. | Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению | Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса хакасского языка. | 12.01. | ||
51 | Произношение и правописание согласных звуков. Согласнайларны орта адиры паза пазары | 1 | Знать о важнейших произносительных и орфографических нормах в хакасском языке. Уметь правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки | Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Соблюдать в практике письменного речевого общения основные орфографические нормы | Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | 13.01. | ||
52 | Фонетический разбор слова Сjстi фонетика саринаy eзeрерi | 1 | Знать порядок фонетического разбора слова. Уметь производить фонетический разбор (устный и письменный) слов. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей. Познавательные: владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения. Коммуникативные: задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | 14.01. | ||
53 | Повторение изученного по теме «Фонетика». Фонетиканы тиксi хатиры | 1 | Изученное по разделу | Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; Познавательные: ориентироваться в учебнике с большой долей самостоятельности, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала. Коммуникативные: находить общее решение при работе в паре и группе. | Умение соотносить цели и результат | 19.01. | ||
54 | Контрольное изложение "Птичья столовая" Сыныхтаuлыu изложение «Хусхаxахтарныy столы» ( учебник, 97 стр.) | 1 | Знать признаки текста; анализировать и отграничивать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план | Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию исходного текста | 20.01. | ||
Лексика. | ||||||||
55 | Лексика- часть науки о языке. Лексика-тiлдеyер науканыy чардыuы | 1 | Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», знать основные приемы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова». Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы разграничивать лексическое и грамматическое значения слова. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию | 21.01. | ||
56 | Однозначные и многозначные слова Пiр паза кjп тузалыu сjстер | 1 | Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова. Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов. | Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия. Коммуникативные: уметь в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию | 26.01. | ||
57 | Прямое и переносное значение слова Сjстiy кjнi паза пасха тузада киректелчеткенi | 1 | Знать о прямом и переносном значении слов; об отражении в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях. Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; определять переносное значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением. | Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | Осознание лексического богатства хакасского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию | 27.01. | ||
58 | Омонимы Омонимнер | 1 | Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; об отражении омонимов в толковом словаре; о роли использования омонимов в речи (при создании словесных каламбуров). | Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Проявление активности во взаимодействиидля решения коммуникативных и познавательных задач | 28.01. | ||
59 | Синонимы Синонимнер | 1 | Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов). Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; определять цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов. | Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные:уметь делать выводы на основе наблюдений Коммуникативные:рефлексия своих действий | Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности | 02.02. | ||
60 | Антонимнер | 1 | Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи. Уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи | Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу Познавательные: развитие умения классифицировать явления Коммуникативные: построение фраз с использованием лингвистических терминов | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | 03.02. | ||
61 | Повторение по теме "Лексика" Лексиканы тиксi хатиры | 1 | Изученное по данной теме | Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. | Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности | 04.02. | ||
Состав слова. Словообразование. Орфография. Сjс пeдiзi. Сjс пeдiрiзi. Орта пазары. | ||||||||
62, 63, 64 | Состав слова и словообразование. Сjс пeдiзi паза пeдiрiзi | 3 | Знать морфемы слова (корень, основа, аффиксы); аффиксы падежа, числа существительных, лица и числа глагола, аффиксы принадлежности и сказуемости. Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы – значимые части слова; производить устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ слова. определять способы образования новых слов в хакасском языке. | Регулятивные: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника). Познавательные: классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Положительная мотивация учебной деятельности | 09.02. 10.02. 11.02. | ||
65,66,67, 68 | Сjс пeдiрxеy, форма пeдiрxеy паза сjс хубулдырxаy хозымнар | 4 | Знать формообразущие, словообразующие аффиксы и аффиксы склонения. Уметь выделять и отличать в слове все виды аффиксов; производить устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ слова. определять способы образования новых слов в хакасском языке. | Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения языковых задач Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи. | Положительная мотивация учебной деятельности | 16.02. 17.02. 18.02. 24.02. | ||
69 | Орфография - часть науки о языке Орта пазары-тiлдеyер науканыy чардыuы | 1 | Знать понятия «орфогрфия», " орфографический словарь", знать основные приемы работы в орфографическом словаре; Уметь пользоваться орфографическим словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); грамотно и каллиграфически правильно писать текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. | Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе. | 25.02. | ||
70 | Контрольный диктант (без названия) Сыныхтаuлыu диктант ( ады чох) (Eгренxbлернby пbлbстерbн сыныхтаxаy тоuыстар. 5-xb класс. 2-xb текст, 37 стр.) | 1 | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. | Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы | 01.03. | ||
Морфология. Орфография. Культура речи. Морфология. Орта пазары. Иптiг чоохтанары | ||||||||
71 | Самостоятельные части речи. Пос алынxа чоох чардыхтары | 1 | Знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных частей речи, их назначение; Уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания. | Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию | 02.03. | ||
72,73 | Имя существительное как часть речи Адалыс-чоох чардыuы | 2 | Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных ( число, падеж, категорию принадлежности), синтаксическую роль существительных в предложении. Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных. | Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные: самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию | 03.03. 09.03. | ||
74,75 | Образование имен существительных. Пeтпеен паза пeткен адалыстар | 2 | Знать способы образования имен существительных, аффиксы имен существительных, образованных из других частей речи. Уметь определять спосб образования имени существительного от разных частей речи; находить словообразовательные аффиксы. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | Проявлять познавательный интерес к новым знаниям | 10.03. 15.03. | ||
76 | Собственные и нарицательные имена существительные. Собственнай паза нарицательнай адалыстар | 1 | Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные. Знать правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т.п. Уметь распознавать имена собственные и нарицательные» правильно писать собственные имена; заглавия книг, газет и т.п. писать с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний. | Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план действия Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: коррекция, оценка своих действий | Соотносить «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). | 16.03. | ||
77,78 | Изменение имен существительных по падежам и аффиксам принадлежности. Адалыстарныy хубулызы | 2 | Знать об изменении имен существительных по падежам и аффиксам принадлежности; знать о начальной форме существительного. Уметь находить начальную форму и определять по аффиксам падеж и лицо имен существительных; изменять указанные существительные; правильно употреблять в письменной речи нужную падежную форму, требуемую по контексту. | Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Овладение учебными действиями и умение использовать знания для решения познавательных и практических задач. | 17.03. 22.03. | ||
79 | Аффиксы имени существительного в дательном падеже. Адалыстыy пирiлгi падежтегi хубулызы | 1 | Знать об особенностях изменения имен существительных в дательном падеже; об образовании и употреблении в речи формы существительного в дательном падеже. Уметь правильно образовывать формы дательного падежа; правильно писать существительные в дательном падеже. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | Проявлять познавательный интерес к новым знаниям | 05.04. | ||
80,81 | Правописание падежных окончаний. Падеж хозымнарын орта пазары | 2 | Знать правило правописания в падежных окончаниях существительных; знать порядок рассуждения для применения правила. Уметь находить существительные с изучаемой орфограммой; уметь правильно писать падежные окончания существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять существительные с изучаемой орфограммой в речи. | Регулятивные: соотносить учебные действия с известным правилом. Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. Коммуникативные: формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение. | Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | 06.04. 07.04. | ||
82 | Морфологический разбор имени существительного. Адалыстарны морфология саринаy eзeрерi | 1 | Знать порядок морфологического разбора имени существительного; выполнять морфологический разбор имени существительного ( устный и письменный) | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности | 12.04. | ||
83,84 | Имя прилагательное как часть речи Пiлдiрiс-чоох чардыuы | 2 | Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи. Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи. |
Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения | Находить мотивацию для успешного усвоения темы. | 13.04. 14.04. | ||
85,86 | Образование имен прилагательных. Пeтпеен паза пeткен пiлдiрiстер | 2 | Знать способы образования имен прилагательных, аффиксы имен прилагательных образованных из других частей речи. Уметь определять способы образования имени прилагательного от разных частей речи; находить словообразовательные аффиксы прилагательных | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | Проявлять познавательный интерес к новым знаниям | 19.04. 20.04. | ||
87 | Р/р Сочинение на тему "Хлеб -всему голова" Ч/а. «Халас-прай нименiy пазы» темаа сочинение пазары | 1 | Знать о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование). Уметь находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; использовать структуру текста при создании текста-повествования. Уметь создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера | Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | 21.04. | ||
88 | Субстантивированные имена прилагательные. Предмет тузалыu пiлдiрiстер | 1 | Знать характеристику субстантивированных прилагательных по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления субстантивированных прилагательных в речи. Уметь рассказать о способах образования субстантивированных прилагательных; уметь доказать принадлежность слова к субстантивированному прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки субстантивированного прилагательного; уметь употреблять их в речи. |
Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения | Находить мотивацию для успешного усвоения темы. | 26.04. | ||
89 | Изменение субстантивированных прилагательных по падежам. Предмет тузалыu пiлдiрiстернiy падежтерxе хубулыстары | 1 | Знать об изменении субстантивированных прилагательных по падежам и аффиксам принадлежности; Уметь находить субстантивированные прилагательные и определять по аффиксам их падеж и лицо; изменять указанные прилагательные; правильно употреблять в письменной речи нужную падежную форму, требуемую по контексту. | Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Овладение учебными действиями и умение использовать знания для решения познавательных и практических задач. | 27.04. | ||
90 | Морфологический разбор имени прилагательного. Пiлдiрiстi морфология саринаy eзeрерi. | 1 | Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного. | Регулятивные: планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям. Познавательные: умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями. Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. | Умение соотносить цели и результат | 28.04. | ||
91 | Повторение по теме "Имя прилагательное" Пiлдiрiс теманы тиксi хатиры | 1 | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя прилагательное как часть речи». Правильно определять прилагательные в тексте. | Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. | Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности | 03.05. | ||
92,93 | Глагол как часть речи. Идiлiс-чоох чардыuы | 2 | Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки глагола | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Положительная мотивация учебной деятельности | 04.05. 05.05. | ||
94,95 | Образование глаголов. Пeтпеен паза пeткен идiлiстер | 2 | Знать способы образования глаголов, аффиксы глаголов, образованных от других частей речи. Уметь определять способы образования глагола от разных частей речи; находить словообразовательные аффиксы глаголов. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | Проявлять познавательный интерес к новым знаниям | 06.05. 10.05. | ||
96 | Неопределенная форма глагола (инфинитив) Идiлiстiy iле нимес формазы | 1 | Знать, что неопределенная форма глагола – это начальная форма; знать аффиксы неопределенной формы. Знать правило употребления глаголов в неопределенной форме; о правописании глаголов в неопределенной форме; об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи. Уметь правильно использовать аффиксы неопределенной формы; уметь правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме; уметь рассказать о неопределенной форме глагола в форме научного описания. | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Проявлять любознательность, интерес к изучаемому материалу;развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при решении задач. | 11.05. | ||
97,98 | Положительные и отрицательные формы глагола. Идiлiстiy итiрчеткен паза итiрбинчеткен формазы | 2 | Знать способы образования положительных и отрицательных форм глагола. Уметь определять способы их образования и находить их в тексте по аффиксам. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | Проявлять познавательный интерес к новым знаниям | 12.05. 13.05. | ||
99,100 | Виды глаголов. Идiлiстiy кjрiмнерi | 2 | Знать о видах глагола, об их значениях; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Уметь пользоваться приемом распознавания видов глаголов по аффиксам, по значению; образовывать глаголы другого вида от указанных; уметь правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи. | Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению. | Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. | 17.05. 18.05. | ||
101,102, 103 | Времена глагола Идiлiстiy тустары | 3 | Вспомнить сведения о трех временах глагола. Уметь определять времена глаголов | Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Овладение учебными действиями и умение использовать знания для решения познавательных и практических задач. | 19.05. 21.05. 24.05 | ||
104 | Сыныхтаuлыu диктант «Чатханныy eнi» | 1 | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. | Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы | 25.05. | ||
105 | 5 класста eгренгенiн тиксi хатиры | 1 | Вспомнить теоретический и практический материал, изученный в течение года. Уметь использовать ранее полученные знания в практике. | Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Овладение учебными действиями и умение использовать знания для решения познавательных и практических задач. | 26.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прграмма по русскому языку 5 класс по прграмме С.И. Львовой
Рабочая программа....
рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе Ладыженской (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
Рабочая программа по английскому языку 5 класс М.З. Биболетова ФГОС
Материал сожержит рабочую программу по новому учебнику...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс(А.Д.Шмелёв.ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс(Шмелёв.ФГОС) и календарно-тематическое планирование на 204 часа(6 часов в неделю)...
рабочая программа по английскому языку 3 класс в соответствии с фгос
рабочая программа по английскому языку 3 класс в соответствии с фгос . КТП содержит УУД. Биболетова М.З....
Рабочая прграмма по иностранному языку.5 класс,ФГОС2
Данная рабочая прграмма составлена в соответствии с требованиями ФГОС2. Программа включает в себя: пояснительную записку,учебно-тематический план,календарно-тематическое планирование. Программа сост...
Рабочая прграмма по русскому языку 8 класс
Рабочие программы по русскому языку...