Урок «Память огненных лет».
план-конспект урока (9 класс) на тему
Подготовка к итоговой аттестации. Анализ текста и выполнение тестовых заданий.
Цели урока:
образовательные:
1) работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ;
2)формирование знаний способов и приёмов сжатия текста;
3) учить сжатому изложению предложенного текста, выделять
смысловые части;
4) подготовка к выполнению тестовых заданий;
развивающие:
1) развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
2) развитие умения логически излагать свои мысли, используя
литературный язык;
3) развитие умения аргументировать, доказывать;
4) развитие умения слушания и распределения внимания во время
слушания;
воспитательные: формировать у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству; воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества; содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности,
формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_9_klasse_po_teme.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Память огненных лет». Подготовка к итоговой аттестации. Анализ текста и выполнение тестовых заданий.
Цели урока:
образовательные:
- работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ;
2)формирование знаний способов и приёмов сжатия текста;
3) учить сжатому изложению предложенного текста, выделять
смысловые части;
4) подготовка к выполнению тестовых заданий;
развивающие:
1) развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
2) развитие умения логически излагать свои мысли, используя
литературный язык;
3) развитие умения аргументировать, доказывать;
4) развитие умения слушания и распределения внимания во время
слушания;
воспитательные: формировать у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству; воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества; содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности,
формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне.
Методы: поисковый; репродуктивный
Формы работы: фронтальная; индивидуальная; работа в группах
Технологии: информационно- коммуникативные, здоровьесберегающие, технология критического мышления, технология проблемного обучения
Тип урока по форме: урок практикум по подготовке к ГИА
Методические приемы: частично – поисковый метод
Средства для совершенствования навыков самоконтроля и рефлексии:
- компьютерная презентация;
- рабочие листы;
- конверты с индивидуальными заданиями для групп;
- оценочные листы.
Оборудование:
▪ ПК;
▪ мультимедийный проектор;
▪ мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть вас!
Посмотрите и улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Каждый день, каждый урок дарят вам радость новых открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшний урок не станет исключением.
II. Вхождение в тему урока.
1.Вступительное слово учителя.
( Кадры из фильма на фоне песни «С чего начинается Родина»)
Милый край! Голубое раздолье.
Степь бескрайняя тонет вдали.
Вновь летят к своим старым гнездовьям
В небесах надо мной журавли.
И летят над родными полями,
И на крыльях весну нам несут,
И, пропетые нам журавлями,
Песни радостно в душу идут.
Наш край – маленькая частичка нашей Родины. История небольшого степного Мартыновского района, уходящая истоками в седую глубину далекого прошлого, переплетается с судьбой России.
2015 г. Мир и счастье царят на донской земле.
А что было на этой земле 70 лет назад?
2.Звучит тревожная музыка, на экране кадры из документального фильма «Мартыновка»
-Какие чувства у вас вызвали просмотренные кадры из документального фильма? (тревожное, беспокойное, печальное, угрюмое, горькое…(опора)
- Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Великая Отечественная война (Горе, смерть, фашизм, беда, слезы, героизм, мужество, ветераны, Победа…)
- Действительно, в исторической памяти ВО война сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим дедам ценой жизни. 70 лет прошло со Дня Великой Победы. Но не стерлась в людской памяти война. И забыть ее мы не имеем права. Потому что история — это судьба каждого, кто вынес на себе годы смертельных боев, годы ожидания и надежды, кто каждый день совершал подвиг.
А теперь подумайте, о чем пойдет речь на уроке, и сформулируйте тему. (Я думаю, что речь пойдет о Великой Отечественной войне… Память о войне… Память огненных лет)
А как вы понимаете выражение "память огненных лет"? (воспоминания о годах, опаленных войной, о тех страшных годах, которые оставили незаживающие раны в каждой семье).
3. Объявление темы урока
Итак, тема нашего урока: "Память огненных лет". ( Слайд 1)
4. Постановка цели и задач урока.
Подумайте, какой может быть цель нашего урока?
5.Работа с эпиграфом
Эпиграфом к уроку я выбрала слова из стихотворения Н. Грибачева «Гремят истории колокола». Давайте его послушаем. На фоне музыки читает стихотворение Шадманова А.
Как связан эпиграф с темой урока, почему именно эти слова являются главными сегодня на уроке?
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
Н. Грибачев
(Эпиграф точно отражает тему нашего урока)
Задачная формулировка: Какие ключевые (важные) слова вы бы отметили в эпиграфе? Подчеркните их. Как вы их понимаете? Колокол – это частичка истории, память – это воспоминание. Запишите эпиграф в тетрадь.
Запишите число, тему урока, эпиграф
Ребята! Сегодня на уроке русского языка «Память огненных лет» памяти, посвященном 70- летию Великой Победы, мы прикоснемся к частице великого подвига.
Мы продолжаем готовиться к итоговой аттестации, будем отрабатывать навыки написания сжатого изложения, повторим методы компрессии (сжатия) текста, выполним тестовые задания. –
Ребята, сегодня мы работаем в группах, распределите обязанности каждого. (Генератор идей, хронометрист, спикер, сотрудник).
- Прежде чем приступить к работе, вспомним правила для учащихся, работающих в группах.
Перед вами оценочные листы, которые вы должны заполнять в течение всего урока, используя критерии оценивания.
III. Подготовка к вхождению в текст
1.Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (слайд №2)
Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы ( работа в парах).
В.ликая Отечестве(н,нн)ая война, праз.ничный салют, парад П.беды, Георгиевская лента, Красная площ.дь, фр.нтовые дороги, св.ще(н,нн)ая война, напали на стр.ну, (не)равный бой, разгр.мили фашистов, буд.м бороться за мир, п.бедили (в) войн. с врагом.
Вспомните и расскажите, от чего зависит выбор этих орфограмм.
-На какую тему подобраны эти словосочетания?
-Что символизируют цвета Георгиевской ленты?
IV. Работа с текстом. Подготовка к сжатому изложению.
1.Словарно-лексическая работа на интерактивной доске (поочерёдно у доски):
- Давайте вспомним, что необходимо для эффективного написания сжатого изложения. В этом нам поможет глоссарий (Глоссарий- это небольшой словарь, в котором собраны слова на определённую тему), который необходимо восстановить, соединив верные утверждения стрелочками или перемещая квадраты стикером (слайд №3):
-Итак, мы повторили основные определения, которые необходимы для написания сжатого изложения.
2. Повторение алгоритма написания сжатого изложения.
1.Прослушать текст, определить тему текста (о чем текст?) 2.Сформулировать основную мысль текста (чему учит текст? ради чего написан?)
3.Разбить текст на части, составить план текста.
4.Определить микротему каждой части.
5.Найти ключевые слова (главные, необходимые) слова, которые передают главную тему (микротему) каждого абзаца в каждой части текста, передающие главную информацию.
6.Подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить.
7.Обдумать средства связи между частями.
8.Записать сокращенный (сжатый) текст.
- Какими способами мы можем сжимать текст?
3. Практическая работа
– Перед вами на партах лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую вы заполните по мере выполнения заданий
Задания
1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.
2. Определите тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)
3. Выпишите ключевые слова каждого абзаца, сформулируйте микротемы, напишите свой вариант изложения каждого абзаца.
Словарная работа. Работа с Толковым словарем
ДЗОТ-это огневая точка, сооружаемая наподобие укрепленной срубом или просто досками землянки.
Лощина- долина с пологими склонами
АМБРАЗУРА. 1. открытое отверстие в оборонительном сооружении и бронебашне для ведения огня из орудий, миномётов и пулемётов
6. Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.
Текст №2 (Слайд №4)
27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки ( Локнянский район Псковской области). В этот период шли ожесточенные бои возле этого небольшого населенного пункта Чернушки Псковской области.
Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника – три пулемета в дзотах прикрыли подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков, второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину пред деревней. Несмотря на отчаянные попытки уничтожить огонь противника, все они заканчивались неудачей. Три солдата пытались взять огневую точку, все трое пали смертью храбрых. Тогда гвардии рядовой Александр Матросов стал пробиваться с гранатами и автоматом к фашистскому пулеметчику, засевшему в дзоте. Несмотря на то, что он был замечен фашистом, Матросов упрямо пробивался к огневой точке, когда враг смещал огонь в сторону. Наконец ему удалось добраться до дзота на максимальное близкое расстояние – одна за другой полетели гранаты, но, к сожалению, они взрывались у самого дзота, не причиняя никакого вреда противнику. Буквально в секунды затишья рядовой сделал длинный прыжок к огневой точке. Сразу же на его движение враг ответил длинной пулеметной очередью. Матросов залег, на исходе были патроны, гранаты все закончились, и на раздумья оставались считанные секунды.
Выстрелив по амбразуре солдат, отвлек противника, и сразу же с криком «Вперед» кинулся вперед, за ним побежали остальные солдаты. Оживший вражеский пулемет заставил всех снова залечь, и тогда Александр Матросов рванул на дзот, закрыл своей грудью огневую точку врага.
Путь для советских солдат оказался открытым, а через час поселок был взят.
О подвиге было доложено лично И.В. Сталину. Сталин коротко приказал: сержанту – звание героя, его боевую часть объявить гвардейской. Звание Героя Советского Союза присвоено Александру Матросову 19 июня 1943 года посмертно. Подвиг Александра Матросова вошел в историю Великой Отечественной войны, и стал ярким примером настоящей доблести, любви к Родине и своему народу.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (пауза релаксации)
А сейчас я предлагаю отдохнуть и послушать многими любимую песню, которую вы узнаете по первым аккордам. Можно подпевать.
Звучит песня «Катюша» ( Фон музыки)
VI. Самостоятельная работа. Выполнение тестовых заданий с самопроверкой по эталону
1 – я группа
(1)- Однажды Лиза Чайкина получила задание командира партизанского отряда пробиться в Пено, разведать численность вражеского гарнизона и местонахождение его штаба. (2)-22 ноября 1941 года Лиза по пути в Пено зашла на хутор Красное Покатище к своей подруге. (3)-Её заметил бывший кулак и донёс фашистам.
(4)-Гитлеровцы ворвались в дом Купровых, расстреляли семью, а Чайкину увезли в Пено. (5)-Здесь её зверски пытали, требуя указать, где находятся партизаны. (6)- Ничего не добившись, фашисты 23 ноября 1941 года расстреляли мужественную партизанку.
ЗАДАНИЯ:
(А 1) в каком предложении содержится информация, необходимая для ответа на вопрос «Кто донес фашистам о Тане? »
- 3 2)4 3)5 4) 6
(А 2) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пробиться» (предложение 1)
1).пройти, преодолевая какое-нибудь препятствие
2).прожить с трудом
3) потратить много труда на достижение успеха, поставленной цели.
4). потратить много усилий и времени, делая что-нибудь
(А3) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет
1).1
2).2
3).5
4).6
(А4) .Укажите ошибочное суждение:
1).в слове «указать» количество звуков и букв совпадает
2) в слове «семью» два звонких согласных звука
3) в слове «фашистам» буква И обозначает звук [ы]
4в слове «его» предпоследний звук [ в ]
(А5) Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне слова
1) командир
2) расстреляли
3) партизанка
4) фашисты
(А 6) В каком слове правописание приставки зависит от следующего за ней согласного
1) донес
2) получила
3) расстреляли
4) добившись
(А7) Укажите глагол, который в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени имеет окончание – ат
1) разведать
2) ворваться
3)получить
4) пытать
Часть В
(В1)Замените разговорное слово «ворвались» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ____________________
(В2)Замените словосочетание , построенное на основе согласования « вражеского гарнизона» (в предложении1) синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ____________________
(В3) Выпишите грамматическую основу предложения 4
Ответ____________________
(В4) Среди предложений 2-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ____________________
(В5)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Может,(1)здесь её зверски пытали,(2) требуя указать,(3) где находятся партизаны
Ответ____________________
(В6) Укажите количество грамматических основ в предложении 5
Ответ____________________
(В7)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанного подчинительной связью.
Здесь её зверски пытали,(1) требуя указать,(2) где находятся партизаны
Ответ____________________
2-я группа
(1) -17 ноября 1941года вышел приказ Сталина за № 0428, предписывавший лишить «германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом», с этой целью «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог».
(2)-Зоя в составе одной из диверсионных групп также получила задание сжечь в течение 5-7 дней 10 населенных пунктов, в их числе деревню Петрищево. (3)- Группа, в которой она находилась, попала под обстрел у деревни Головково и понесла тяжелые потери. (4)-Космодемьянская была арестована при выполнении этого задания и после пыток казнена немцами 29 ноября 1941 года.
ЗАДАНИЯ:
(А 1) в каком предложении содержится информация, необходимая для ответа на вопрос «Какое задание получила Зоя Космодемьянская? »
- 2 2)1 3)4 4) 3
(А 2) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выкурить» (предложение 1)
1).Израсходовать курением, докурить до конца.
2).Добыть сухой перегонкой
3). Выгнать, удалить окуриванием
4). Выгнать, заставить уйти, удалиться (прост.).
(А3) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора
1).1
2).2
3).3
4).4
(А4) .Укажите ошибочное суждение:
1).в слове «указ» все согласные звуки глухие
2) в слове «сжечь» первый звук [з]
3) в слове «задания» количество букв и звуков совпадает
4в слове «понесла» все согласные звуки имеют пару по твердости / мягкости
(А5) Укажите слово с чередующейся гласной в корне
1)холод
2) располагаться
3) заставить
4) находилась
(А 6) В каком слове написание приставки зависит от качества звука, начинающего корень слова
1) возможности
2) находилась
3) располагаться
4) разрушать
(А7) в каком слове написание суффикса определяется тем, что слово является краткой формой страдательного причастия прошедшего времени
1) открытых
2) населенных
3) казнена
4) диверсионных
Часть В
(В1)Замените разговорное слово «выкурить» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ____________________
(В2)Замените словосочетание ,построенное на основе согласования « германская армия» (в предложении1) синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ____________________
(В3) Выпишите грамматическую основу предложения 4
Ответ____________________
(В4) Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ____________________
(В5)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
И, (1) быть может, (2)группа, (3)в которой она находилась, (4)попала под обстрел у деревни Головково и понесла тяжелые потери. Ответ____________________
(В6) Укажите количество грамматических основ в предложении 3
Ответ____________________
(В7) Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ____________________
VII.Проверка тестовых заданий (Слайды №5-6).
VIII. Рефлексия (слайд №7).
Вернёмся к нашей задаче урока.
Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке?
Продолжить предложение:
Сегодня на уроке
- меня заинтересовало…
- для меня особенно значимо…
- я получил знания, которые мне помогут…
Заполнение оценочных листов. Оценочный лист разделён на две части: оценка группы и личная оценка. Прошу каждого из вас дать личную оценку своей работы в группе.
IX. Домашнее задание (слайд №8).
- Написать эссе «Нужна ли память о войне»
- Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»
Учитель: Ребята! Сегодня на уроке памяти, посвященном Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне, мы прикоснулись к частице великого подвига. Уже далеко позади та страшная война, уже выросли не только дети, но и правнуки победителей. Что делать? Знать историю Великой Отечественной войны. Хранить, беречь, гордиться! Гордиться тем, что участники Великой Отечественной войны, труженики тыла сумели выстоять и победить. Благодарю вас за участие в уроке памяти. Призываю принять активное участие в мероприятиях ко Дню Победы.
В конце урока учащиеся читают стихи и исполняют песню о войне
- Ещё немало в памяти народной
Имен погибших сыновей,
Тех. Чьи останки и сегодня
Мы предаем земле своей.
- Прошло чуть больше полувека.
Как нет на свете их,
Но есть та нить у человека,
Что вяжет мертвых и живых.
- священной памятью зовется,
Она ведет нас, помогает жить,
И Боже упаси, коль вдруг порвется
Та скорбная невидимая нить.
- Есть в жизни нашей жесткие законы
И ими не дано пренебрегать.
Родных. Друзей и даже незнакомых
Грешно на этом свете забывать.
- Ведь это их стараньем и делами
Цвет неба полстолетья голубой,
Это они за нас, быть может, с вами
Шли, не раздумывая, в бой.
- Мы с вами все, от мала до велика,
Должны умом и сердцем понимать:
О них, солдатах той весны великой,
Должны мы память свято сохранять.
(А. Федоров)
Звучит песня «Память о войне»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...