Нравственный потенциал уроков русского языка
статья на тему

Уроки литературы  с использованием технологий критического мышления ставят целью развитие способностей к самостоятельной, аналитической и оценочной работе с информацией умения общаться с текстом и писателем, т.е. внимательно и вдумчиво читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennyy_potentsial.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

Доклад: «Нравственный потенциал уроков русского языка и             литературы  с целью формирования

социально-нравственных компетенций».

Уроки литературы  с использованием технологий критического мышления ставят целью развитие способностей к самостоятельной, аналитической и оценочной работе с информацией умения общаться с текстом и писателем, т.е. внимательно и вдумчиво читать.

Выбор путей и методов технологий развития критического мышления зависит от особенностей восприятия изучаемого произведения, подготовку учащихся, их начитанности и интереса.

Чтобы «не заплыла душа жиром», чтобы не забывали священных слов «отец» и «мать», чтобы не заработком, а работой научились жить, чтобы не превращали дом свой в некий храм вещей, чтобы всякий ахнул от огромности мира и собственной значимости в нём - такими хочется видеть своих учеников в будущем.

Когда ученики заканчивают школу, мы должны быть уверены, что основные нравственные заповеди проникли в их души, стали убеждением.

Сделать   классику   источником   нравственного   обогащения учащихся - одна из основных задач словесника.

А чтобы понять поэта, надо идти в страну поэта. И я становлюсь проводником своих учеников в страну Пушкина. Мы отправляемся в Псков, в Михайловское. Живость первого восприятия таит в себе притягательную силу. Дети сами находят фотографии, слайды всех мест, связанных с именем поэта...

Программа гуманистического преображения человека дана в «Пророке» А.С. Пушкина. И многое из неё может быть воплощено на уроках литературы. «И виждь, и внемли...» - этому может научить учитель словесности. И даже томление «духовной жажды» возможно пробудить, соразмышляя и сопереживая над страницами книг и над открывшимся и в жизни, и в себе. Но вот водвинуть в грудь вместо трепетного сердца «уголь, пылающий огнём». Вот уж где должны стать девизом известные некрасовские слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Школа слишком часто не только не учит видеть, слышать, внимать и вникать; но и отучает внимать и вникать. Итоги олимпиад этому свидетельство. Вот где начинает формироваться «грешный язык». Проблема эта касается прежде всего всех учащихся, ибо дело идёт о формировании личности. Постигая жизнь и самого себя, ученик должен идти прежде всего от лично увиденного и пережитого. И через осмысление этого конкретного и пережитого к постижению человека и жизни вообще. Этот принцип часто нарушается при работе над сочинением. Отсюда холодная риторика и ритуальное пустословие, неумение видеть человеческое бытие в его реальных противоречиях. Естественно, никто не ставит под сомнение необходимости определённого круга знаний о литературе.         Но далеко не всегда эти знания свидетельствуют о понимании литературы, об интересе к ней, о художественном вкусе.

Самое главное - в глубоком личностном восприятии литературы, которое невозможно, если школьник не научился читать, понимать прочитанное, соразмышлять и сочувствовать вместе с писателем. Поэтому не готовый результат, который остаётся лишь выучить к следующему уроку, а активное участие в работе учителя и класса в процессе постижения, проникновения, истолкования. Не зубрить «малое», а понимать «многое» (в пределе любого произведения должен он научиться). Ведь мы учим понимать и театральный спектакль, и кинофильм.

Да, трудно избежать для множества людей,

Влиянья творчеством отличенных идей.

Влиянья Рудиных, Раскольниковых, Чацких, Обломовых.

Уроки литературы во многом определяют отношение учащихся и к другим видам искусства. Ведь литература - единственное из искусств, к которому обращаются на протяжении всех лет школьной жизни. Проблемы общеэстетического образования и воспитания приходится решать прежде всего на уроках литературы.

Приспособленчество, льстивая лживость, отступничество от истины способны убить даже настоящий талант.

Сочинение: «Уже 15 или ещё 15?» темы, обращённые к нравственной рефлексии, непривычны. «Впервые в жизни я берусь анализировать свою жизнь. Если говорить откровенно, то над многими поставленными вопросами я раньше не задумывался. Я не взрослый, и очень этим доволен. Я наслаждаюсь свободой.

Взрослость наступает. Незаметно, осторожно крадётся она к нам, и хочется её остановить. Остановить и почувствовать себя ребёнком, который ещё не знает настоящих бед и разочарований. Что такое взрослость? Это - прежде всего самостоятельность, умение отвечать за свои поступки, действия в любых проявлениях, не бояться ответственности, умение постоять за себя, отстоять свою точку зрения, понять чужую боль, обиду, войти в положение другого человека».

Может, растрачивать ежечасно

Себя, ударяясь в людей, как в прибой,

И отвечать, и быть сопричастным -

Единственный способ остаться собой.

Сознания, что не только мир создан для нас, но и мы для мира, что вне сопричастности людям, обществу, стране нет нас самих как личностей, этого сознания у многих, вступающих в жизнь, нет.

В сочинениях: «Что мне нравится и что не нравится в повестях о многих ровесниках?» - дети пишут следующее: «Сейчас главное, что меня интересует в книгах, - это человек, его мысли и чувства. Познавая через книгу человеческую натуру, я в какой-то мере узнаю и себя, в особенности, если герой книги - мой ровесник. Это помогает мне найти своё место в жизни... «Беглец», по-моему, - самая сильная, самая глубокая и самая жизненная. Если бы меня спросили, какая идея этой повести, я бы ответил так: «Чувство ответственности за свои поступки и за поступки всех людей - главный критерий Человека».

«Откровенно говоря, я не очень люблю книги о моих сверстниках. Интерес к ним у меня отбили книги сюсюкающего направления. Лишь недавно я прочитал две по-настоящему хорошие книги на эту тему: «Бег» Н.Дубова и «А тем временем, где-то...» А.Алексина. По-моему, книги о моих сверстниках должны помочь разбираться в жизни. Хорошая книга должна выдвигать какой-то лозунг, с которым живут, а не хранят в фамильной шкатулке. «Бег» - прекрасная книга». Предположим, у кого-то подлец - начальник. Как поступить? Делать вид, что не замечаешь несправедливости или бороться с ней? Книга отвечает. Виталий Сергеевич старался не замечать - он проиграл. Юрка боролся - и победил. Лозунг книги: борись - победишь. (В книге, разумеется, не одна мысль, эта, по-моему, главная).

На уроках использую статьи из журналов Януша Корчака. Разбираем проблемы, а от их понимания нужно двигаться к навыкам поведения.

Нелегко объяснить, что такое такт. Пожалуй, тактичный человек это такой, который умеет подойти к людям. Сердцем или умом он понимает, кому что надо, и охотно предлагает свою помощь. (Записывается   фрагментарно,   даю   как   выборочный   диктант   для повторения правописания глаголов).

Помог Януш Корчак в формировании такого умения, как преодолеть себя, найти в неинтересном интересное.

    «Когда я решаю задачу, цифры - это солдаты. А я полководец. Ответ - крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду в атаку.

Стихи, которые я должен выучить наизусть - это аэропланы. Каждое выученное слово - 100 м. вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту 3 километра. «Так приятно ни разу не сбиться».

- Попробуем и мы, ребята, взять сегодня свою высоту, а на пути к ней преодолеем препятствие: найдём в тексте глаголы 1-П спряжения, объясним правописание безударных гласных, и т.д., ряд других заданий.

Очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным проблемам на разных этапах формирования личности.

Так в 8 классе - Н.Некрасов «Рыцарь на час» и А.Пушкин «Воспоминание» (Когда для смертного умолкнет шумный день).

«Я до сих пор помню то незабываемое ощущение, испытываемое в детстве. Ощущение счастья и восторга просто от того, что я живу, что хожу по земле и смеюсь. Всё вокруг казалось мне прекрасным. Я всё любила, и главное - всё вокруг было создано для меня. Для меня жили на свете мама и папа, другие люди, цветы, животные, солнце и небо - весь мир.

Ответственность почувствовала, когда осталась со старшей сестрой. Я должна была ей приготовить обед, почитать, уложить спать. Наверное, тогда я почувствовала, что не мир создан для меня, а я создана для мира. Я обязана перед ним и должна выполнить свою обязанность. Все остальные качества придут, если появится это ощущение ответственности».

«Совесть - внутренний стимул и внутренний тормоз: что разрешается и что запрещено?» - Ч. Айтматов. «Самый надёжный судья - совесть» - Ф. Абрамов. «Человек тем и отличается от волка, что несёт в себе начало, которого природа не знает: «совесть». Совесть существует, чтобы в этой реальности человек оставался человеком» - Ю.Трифонов. Вот почему, по словам Д. Гранина, «одна из вечных задач литературы - бередить совесть, пробуждать чувство вины». Без растревоженности души теряют смысл уроки литературы, если они в детях не пробуждают духовной жажды.

За полгода до смерти Некрасов писал в дневнике, что его любимым стихотворением было «Белеет парус одинокий», а теперь - пишет он - я повторяю: «Когда для смертного умолкнет шумный день» (Пушкин. «Воспоминание»).

Вопрос: что сближает это стихотворение Пушкина и «Рыцарь на час» Некрасова? (Ночь, бессонница, совесть, беспощадность её суда - самообвинение).

Среди работ, которые сдали учащиеся, немало тонких и проникновенных. Темы сочинений: «Судил ли я самого себя?», «Я чувствую,   что   взрослею».    В   детских   работах   видна   искорка стремления размышлять над жизнью и собой.

В последние годы стала гораздо заметнее роль религии в жизни нашего общества. И люди старшего поколения и молодёжь всё чаще обращаются к тому источнику, из которого черпали духовную силу наши предки. Духовность, вера, подвижничество вызывают всё больший интерес у наших учеников, и это естественно - хотя бы потому, что религия - это часть культуры русского народа, связанная великими страницами нашей истории.

Удовлетворить этот интерес помогут прежде всего уроки развития речи, в частности - работа над сочинением по картине и тексту, посвящённым жизни святых, например Сергия Радонежского. Такие уроки решают разные задачи: передать своё восприятие, свои впечатления, чувства, раскрыть глубокий смысл картины или текста.

Помочь юным читателям увидеть в произведениях «все три грани писателя - волшебство, рассказ, урок», о котором писал В.Набоков, - значит, помочь им приобрести читательскую культуру, а значит нравственную сущность, без чего формирование личности невозможно.

Нравственная компетентность – это знания; осмысление – это ценности знаний, умение действовать, поэтому  уроки литературы служат развитию критического конструктивного мышления учащихся. Данная цель предполагает повышение интереса учащихся к процессу обучения и активного восприятия материала, т.е. текста.

Когда человек силою искусства слова присоединяется к чужой судьбе, научится чувствовать чужую радость или боль, как свою собственную, ему уже мучительно больно совершить зло.

Вот в чём основное нравственное значение уроков русского языка и литературы.

                                       Не молью побитая совесть,

А Пушкина твердая повесть,

А Чехова честный   рассказ,

Меня удержали не раз.

А если я струсил и сдался,

А если пошёл на обман,

Я, значит, не крепко держался

За старый и добрый роман.

М. Слуцкий.

                              Список  использованной  литературы:

  1. Бодина Е. «Жизненность знаний как условие обновления содержания образования». «Воспитание школьников» № 4-97.
  2. Зепалова Т. «Урок литературы». М. «Просвещение» 1993г.
  3. Малышева В. «Источники нравственного воспитания». «Русский язык в национальной школе» № 7-88г.
  4. Монахов Н. «Умом и сердцем». М. «Политиздат» 1980 г.
  5. Потапова Г. «Дидактический материал для занятий в старших  классах». «Русский язык в школе» № 3-98.
  6. Шубин. Б. «Дополнения к портретам». М. «Знание» 1985 г.

Скобелева  Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы  МОАУ  "СОШ № 10"  г. Бузулука, Оренбургская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал уроков русского языка

Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единст...

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

«Раскрытие нравственного и интеллектуального потенциала личности через использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

   Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных ф...

доклад "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы"

Доклад представлен на выступлении МО русского языка и литературы....

Воспитательный потенциал уроков русского языка

Презентация, как повысить интерес к урокам русского языка...

Потенциал уроков русского языка и литературы в воспитании подрастающего поколения

Одним из главных составляющих современного образовательного процесса, помимо обучения, является процесс воспитания. Указанные процессы направлены на достижение одной цели – целостному развитию л...