Потенциал уроков русского языка и литературы в воспитании подрастающего поколения
методическая разработка по русскому языку
Одним из главных составляющих современного образовательного процесса, помимо обучения, является процесс воспитания. Указанные процессы направлены на достижение одной цели – целостному развитию личности обучающегося.
Анализируя закон об образовании в РФ, воспитание можно охарактеризовать как деятельность, имеющую в конечном итоге следующую цель – развитие личности, а также создание условий для успешной социализации, саморазвития воспитанника. Такая деятельность основана на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и правилах (норм поведения), принятых в обществе и эта деятельность должна быть реализована в интересах человека, семьи, общества и государства в конечном итоге
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 97.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Потенциал уроков русского языка и литературы в воспитании подрастающего поколения
Ларина Бике Минуллаевна
МКОУ «Рогачевская СОШ» Новоусманского муниципального района Воронежской области
bmlarina@mail.ru
Одним из главных составляющих современного образовательного процесса, помимо обучения, является процесс воспитания. Указанные процессы направлены на достижение одной цели – целостному развитию личности обучающегося.
Анализируя закон об образовании в РФ, воспитание можно охарактеризовать как деятельность, имеющую в конечном итоге следующую цель – развитие личности, а также создание условий для успешной социализации, саморазвития воспитанника. Такая деятельность основана на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и правилах (норм поведения), принятых в обществе и эта деятельность должна быть реализована в интересах человека, семьи, общества и государства в конечном итоге.
В общеобразовательном учреждении классической формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Однако, урок – это еще и часть жизни обучающегося, часть процесса формирования его личности. На мой взгляд, именно выбор эффективной формы организации и проведения урока и направлен на достижение нового качества образования. Только в этом случае реально задействовать все уникальные возможности современного урока при развитии и становлении личности обучающегося. В качестве таких возможностей урока следует назвать само содержание урока (учебного материала), технологии обучения и формы организации познавательной деятельности обучающихся.
Я думаю, содержание любого урока может и должно быть направлено на воспитание духовно-нравственных ценностей, чувства гражданского долга. Успешность данного процесса зависит от правильности отбора содержания учебного материала, который должен на включать идеалы и примеры гуманизма, духовности и нравственности, патриотизма и гражданственности.
Особую роль в указанном аспекте приобретают уроки русского языка и литературы, которые сложно стандартизировать, подвергнуть формализации.
Цель учителя русского языка не просто обучить ребенка грамматике, пунктуации, но и воспитать в ученике любовь к своему родному языку, поскольку русский язык – это средство развития личности, это достояние нации.
Одним из средств воспитания на уроках русского языка является художественный текст (рис.1). Именно художественный текст обладает мощной силой воздействия на обучающегося, направлен на формирование представлений о добре и зле, месте человека в этом мире и его значении, развивает чувства и духовное сознание.
Рис. 1. Возможности художественного текста как средства воспитания на уроках русского языка и литературы
Источник: составлено автором
Учитывая вышеизложенное, содержательный материал уроков русского языка должен отбираться с позиции развития личных качеств обучающегося, патриотизма, духовности. Практический опыт доказывает, что художественные тексты, несущие воспитательную функцию на уроке, позволяют эффективнее усвоить обучающимся грамматику, сформировать прочные навыки правописания.
Реалии современного мира демонстрируют снижение интереса к литературе как в самом обществе, так и к литературе как к школьному предмету, сокращение читательской аудитории. К сожалению, литература утратила свою былую роль в обществе. Особенно классическая литература, которая раньше воспринималась как источник постижения жизни, в современном мире перестала быть примером, образцом для подражания. Да, примеры жизни, представленные в русской литературе тяжелы и трудны, но, на мой взгляд, достойны!
Именно русская литература, неповторимая и уникальная в своем роде, может воспитать нравственную личность, характеризующуюся духовными качествами – добротой, честностью, справедливостью, вежливостью, уважением к окружающим, ответственностью, трудолюбием и многим другим. Поэтому моя задача, как учителя – возродить значение предмета и пробудить интерес обучающихся к русской литературе.
Для реализации поставленной задачи необходимо создать эмоциональный всплеск у обучающихся, используя различные средства воздействия. Например, возможности изобразительного искусства или музыкального сопровождения.
Кроме того, следует отметить важность использования на уроке практико-ориентированных методов обучения, которые позволяют познакомить обучающихся с этическими категориями на реальных жизненных примерах.
Важно отметить и значение приемов, используемых на уроках. Эти приемы должны активизировать диалог обучающегося самим с собой, в результате которого формируется самооценка и самосознание ребенка, развивается его личностная позиция.
В качестве конкретных примеров, показавших свою эффективность на практике следует назвать краткие прологи – так называемые «пятиминутки». Суть использования данного приема заключается в том, что к каждому конкретному произведению, изучаемому на уроке учителем подбирается четверостишие (отрывок стихотворения), афоризм. Задача обучающихся – раскрыть авторский смысл стихотворения или афоризма. Задание подобрать такой пролог может быть поручено и ученикам.
На уроках литературы эффективен и прием мозгового штурма, когда обучающимся предлагается поразмышлять над особо яркими отрывками из произведения. Как показывает опыт, именно такие образы лучше запоминаются, откладываются в памяти. Моя задача – направить размышления учеников в правильном ключе.
Оценка морального выбора героя произведения и проецирование его действий на собственную жизнь и собственный выбор – следующий эффективный прием воспитания на уроках литературы. Следует отметить, что, используя данный прием, необходимо учитывать возраст обучающихся, а оценку морального выбора героя следует давать развернутую, обоснованную.
Интерес в исследуемом аспекте представляет и оценка морального выбора героя во временных рамках. Так, решение моральных дилемм героев во времена, изображенных в классическом произведении и в современных реалиях, могут разниться.
Нестандартные уроки – это благодатная тема для повышения интереса к предмету. Это могут быть уроки-концерты, уроки-вечера одного автора, на которых звучат поэтические произведения какого-либо одного автора. Решение проблем современной литературы можно рассмотреть на уроках-диспутах или уроках-дискуссиях.
Воспитательным задачам урока отвечает и такая форма работы как сочинение. Жанров сочинения, которые можно использовать на уроках литературы великое множество. Это и сочинение-рецензия, где обучающийся дает свою оценку литературному произведению в целом, и сочинение по литературному портрету героя, и сочинение-письмо, где обучающийся рассуждает от имени литературного героя и другие жанры. Следует отметить, что такой вид работу на уроке как сочинение позволяет педагогу помимо решения воспитательных задач оценить уровень грамотности обучающегося, его кругозор.
Таким образом, уроки литературы в школе помогают открыть ученику мир, учат бороться и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы, делать свой моральный выбор. Художественный текст, художественное произведение, его прочтение и осознание – это диалог между автором и читателем. Читатель-ученик, поняв проблему произведения, осознав точку зрения автора, познает и себя. Учитель в данном процессе выступает как медиатор, помощник, проводник в мир литературы. Задача учителя – сделать путь в этот мир для ученика радостным, легким.
1. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2016.
2. Современный урок русского языка и литературы / под ред.
З.С. Смелковой. - Л.: Наука, 1990.
3. Петраш, И.А. Нравственное воспитание средствами художественной литературы / И.А. Петраш // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. – С. 2378-2383.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"
Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...
доклад "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы"
Доклад представлен на выступлении МО русского языка и литературы....
«Какие задачи решают уроки технологии в системе обучения и воспитания подрастающего поколения».
laquo;Наряду с традиционными предметно - ориентированными техническими науками (машиноведение, электротехника и т.п.) сейчас развиваются проблемно-ориентированные комплексные научно-технические, соци...
Роль уроков русского языка и литературы в воспитании гражданина: средства, способы, приемы.
Роль уроков русского языка и литературы в воспитании гражданина:средства, способы, приемы. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 115%; text-align: left; orphans: ...
Выступление в в рамках методической недели "Роль уроков русского языка и литературы в воспитании личности".
Выступление в в рамках методической недели "Роль уроков русского языка и литературы в воспитании личности"....
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы
Наивно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, мастеров производственного обучения, завуча по воспитательной работе, но ...