Воспитательный потенциал уроков русского языка
статья по русскому языку по теме
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potencial_urokov_russkogo_yazyka.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал уроков русского языка
С.К. Румсевич, учитель русского языка и литературы
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.
Решение задач обучения преследует цель «подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова». Итоговым результатом этой подготовки является ГИА для выпускников 9-х классов и ЕГЭ для выпускников 11-х классов. Зачастую процесс подготовки к экзаменам представляет собой упорную тренировку в «механическом» или «машинальном» решении тестов и написании сочинений. При этом процесс воспитания медленно, но верно отходит на второй план. А ведь задачи воспитательного плана заключаются в необходимости воспитать личность с активной жизненной позицией, творчески мыслящую и действующую в интересах общества.
Школа призвана не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.
В современной практике обучения проблема воспитания нравственных качеств не теряет своей значимости и актуальности, а ее решение представляет большую ценность. Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.
Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств школьника. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.
Так, одиннадцатиклассники при подготовке к написанию сочинения-рассуждения с удовольствием размышляют над текстом Юрия Визбора «Зачем мы ходим в горы?» Ребята, не задумываясь, говорят о том, чем привлекают горы, чем они опасны, какие чувства возникают у человека при мысли о походе в горы, почему, испытывая холод, голод, зной, люди всё равно стремятся покорить вершины. Кто-то делится впечатлениями из собственного опыта, кто-то просто предполагает, а к концу урока хрупкая девушка осторожно, несмело всё-таки говорит: «Я бы тоже хотела отправиться в такой поход».
Уникален и текст Леонида Жуховицкого об обострившихся межнациональных отношениях. Актуальная проблема современности настолько интересна подросткам, что и после своих уроков, где-то в коридоре слышишь от ребят продолжение их обсуждений. Обсуждают – значит поняли, прониклись, поставили себя на место героя. Отрадно, что дети это понимают, ведь среди их одноклассников тоже есть ребята, принадлежащие к другой нации. И они принимают их такими, какие они есть. Ведь совсем не важно, что у соседа иная форма глаз, носа и другой цвет волос. Главное – душа человека.
Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее.
К уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном и простом предложениях» в 9 классах мною был подобран материал на тему «Руки трудовые».
Встречается сутулый человек, и думаешь:
В труде он прожил век.
А, может, стал таким не оттого:
Поклоны спину сгорбили его?
Кто в том виной: подхалимаж иль труд?
Взгляни на руки: руки не соврут.
(М.Сазонов)
Руки в труде – прекрасные руки: они у людей, не знающих покоя и самонадеянности, добрых и щедрых.
Всё под силу рабочим рукам: дом построить, хлеба вырастить, космос освоить, недруга сокрушить.
Руки труженика – характеристика его нравственной силы, неустанного стремления вперёд. Золотыми народ называет руки искусных: сталевара и скульптора, агронома и исследователя, строителя и воспитателя.
Кто хочет сделаться глупцом,
Тому мы предлагаем:
Пускай пренебрежёт трудом
И жизнь начнёт лентяем.
Когда придёт упадок сил,
Хандра наступит злая,
Верь: ни единый пёс не выл
Тоскливее лентяя.
(Н.А. Некрасов)
Не лень, а труд возвышает человека. Лентяй всем ненавистен. Можно быть скромным, не будучи мудрым, не обладая скромностью. Некогда позёвывать, когда дело есть. У кого два дела в виду – ни одного не исполнит.
Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс длительный, требующий постоянного поиска, но творческий. Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и учителя.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все-таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А это они меня учат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка"
Работа отражает вопросы, касающиеся воспитателного потенциала урока английского языка и использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка
Тема по самообразованию...
доклад "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы"
Доклад представлен на выступлении МО русского языка и литературы....
Воспитательный потенциал уроков русского языка
Презентация, как повысить интерес к урокам русского языка...
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы
Наивно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, мастеров производственного обучения, завуча по воспитательной работе, но ...
Комментарии
отличная публикация!
отличная публикация! актуальная! ее надо почитать тем, кто говорит, что на уроках мы всего лишь учим разговаривать на родном языке, и что наш предмет как предмет оказывается совсем не нужен для изучения!!
Тема популярна. Вариант
Тема популярна. Вариант решения вопроса - Единство обучения и воспитания на уроках русского языка
Бардиж Светлана Анатольевна, учитель. Фестиваль педагогических идей.
Спасибо, коллеги!
Спасибо, коллеги!