Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология
статья на тему

Петухова Татьяна Эриковна

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_proektnoy_deyatelnosti.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения родного языка.
Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении являются:
- связь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности;
- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников: в процессе применения проектной методики очень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и эффективности его обучающего воздействия;
-  ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя: переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что дает обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности.
Каждый учитель родного языка понимает, насколько важно постоянно поддерживать интерес к предмету. К сожалению, мы не всегда знаем, как этого добиться. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что ученики, ни видя необходимости в изучении этого предмета, не представляя себе возможные сферы его применения, спрашивают: «А зачем мне родной (марийский) язык?» Оказавшись вне класса, школы, ребёнок сталкивается с трудностями практического владения языком и реально осознаёт, что он не может воспользоваться полученными знаниями в обыденной жизни. Да и пример родителей бывает более убедительным, нежели беседы учителя о значимости языка. Снижается уровень мотивации, а как следствие этого, интерес к марийскому языку падает. Проблема поддержания интереса к предмету волнует и меня. Чтобы его поддерживать и мотивировать учащихся на его изучение, я считаю недостаточным использование только учебных материалов, предусмотренных программой. Поэтому я пытаюсь выйти за её рамки и использовать в своей педагогической деятельности накопленные педагогами методические приёмы. Чтобы сделать урок более интересным и эффективным, мы используем аудио и видеоматериалы, аутентичные статьи из газет и журналов.
Следует отметить, что в ходе работы над проектом, актуальны все виды деятельности - чтение, аудирование, говорение и письмо. Структурируя проект, ученики наполняют его содержанием, определяют тематику страничек, распределяют ответственность и роли и приступают к сбору фактического материала.
На этом этапе у школьников формируются навыки исследовательской деятельности, развиваются умения работать с источником, анализировать, сравнивать и обобщать. Чтение текстов, слушание аудиоматериалов и просмотр видеофильмов побуждают учеников к устной речи, что приводит к обогащению словарного запаса.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. Опыт работы подсказывает, что в группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы. Деятельность учащихся носит целенаправленный, осмысленный характер. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. 
Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению. 
По окончании работы, дети представляют результаты своего труда. Форма презентации может быть любой и выбирается самими учащимися. В своей работе, я придерживаюсь схемы, в которой выделяются следующие шаги:
1. Выбор темы проекта.

Деятельность учащихся.

Выявляют проблемы.

Обсуждают задание.

Уточняют информацию.

Деятельность учителя.

Объясняет цели проекта,

мотивирует уч-ся,

наблюдает.


2. Структурирование проекта. 

Деятельность учащихся.

Формируют задачи.

Уточняют информацию.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Деятельность учителя.

Помогает.

Наблюдает.


3. Сбор информации и обработка информации.

Деятельность учащихся.

Работают с информацией.

Выполняют исследования.

Деятельность учителя.

Наблюдает.

Консультирует.


4. Представление результатов классу и их обсуждение.

Деятельность учащихся.

Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке.

Деятельность учителя.

Направляет процесс, если это необходимо.

Наблюдает.


5.Презентация проекта.

Деятельность учащихся.

Оформляют проект.

Выполняют исследование.

Работают над проектом.

Деятельность учителя.

Направляет процесс , если это необходимо.

Наблюдает.


6. Рефлексия. Оценка проекта. 

Деятельность учащихся.

Защищают проект

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Деятельность учителя.

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта


Названные шаги можно варьировать, изменяя их количество, в зависимости от тематики, возраста участников, временных рамок. 
Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мини-проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется хорошая возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.
Необходимо отметить, что учащиеся выполняют презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению родного  языка и культуры нашей республики. Интерес представляют такие темы, как «Марийские блюда»,  «Марийские праздники».
Другой положительный результат использования презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ "

В современной школе существуют разные педагогические технологии, направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Особое внимание среди них заслуживает мето...

Методика и опыт. Элементы личностно-ориентированного обучения при тематической проверке знаний на уроках географии.

Представленный материал демонстрирует возможности использования разноуровневого подхода при тематической проверке знаий учащихся в 6 классе....

Личностно-ориентированная коммуникативная технология «Активный выбор». Тема: «Семейный досуг».

Новизна технологии заключается в поэтапности построения, форме подачи материала, которая позволила более глубоко, осмысленно подросткам погрузиться в обсуждаемую тему, что повышает эффективность воспи...

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

Презентация " Личностно-ориентированный урок" ТЕХНОЛОГИЯ

•Методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...

Статья по теме "Проектная деятельность как средство реализации личностно-ориентированного подхода"

Данный материал представляет собой статью по теме "Проектная деятельность"...