Личностно-ориентированная коммуникативная технология «Активный выбор». Тема: «Семейный досуг».
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Медведева Инна Анатольевна

Новизна технологии заключается в поэтапности построения, форме подачи материала, которая позволила более глубоко, осмысленно подросткам погрузиться в обсуждаемую тему, что повышает эффективность воспитательного воздействия на подростка в период его самоидентичности, позволяет обратить внимание на важность организации семейного досуга, и расставить приоритеты в данной области. А цельность и объем предлагаемого материала, позволил увидеть конечный ожидаемый результат по обсуждаемой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnaya_tekhnologiya_aktivnyy_vybor.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированная коммуникативная технология «Активный выбор».

Тема: «Семейный досуг».

Авторский коллектив: Кислова Н.Н., Медведева И.А.

 ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района, Санкт-Петербург

Содержание:

  1. Описание технологии.

Новизна.

Цели.

Задачи.

Ожидаемые результаты.

Условия реализации.

  1. Особые замечания.

Риски и способы их преодоления.

Возможность распространения.

Особые примечания.

  1. Этапы реализации технологии
  2. Приложения

Приложение №1

Бланк №1 Материал для карточек к игре «Узнай меня лучше»

Приложение №2

Бланк №2 Материал для карточек к упражнению «Джефа»


  1. Описание технологии.

Новизна технологии заключается в поэтапности построения, форме подачи материала, которая позволила более глубоко, осмысленно подросткам погрузиться в обсуждаемую тему, что повышает эффективность воспитательного воздействия на подростка в период его самоидентичности, позволяет обратить внимание на важность организации семейного досуга, и расставить приоритеты в данной области. А цельность и объем предлагаемого материала, позволил увидеть конечный ожидаемый результат по обсуждаемой теме. 

Цель: расширение представления о культуре быта (досуге) как семейной ценности.

Задачи: 

  1. Актуализировать знания и опыт о культуре быта (досуге)  как о семейной ценности и ее многогранности.
  2. Обобщить, углубить знания о культуре быта (досуге)  как о семейной ценности и ее многогранности.
  3. Создать условия для открытого и доброжелательного общения, высказывания  мнений.
  4. Развивать умение слушать, открыто, уверенно излагать свою точку зрения, уважать иное мнение.
  5. Способствовать формированию потребности организации культуры быта (досуг).

Ожидаемый результат: сформированное   представления о культуре быта (досуге)  как  о многогранной составляющей семейных ценностей.

Условия реализации:

  1. Возрастные группы: старший подростковый возраст (14-17 лет)
  2. Наполняемость группы: 15 человек
  3. Время – 45 минут
  4. Материально-техническая база: кабинет (просторный для  свободного перемещения участников),  пакет карточек  №1,№2,  три  листа  формата А4 с надписями «Да», «Нет», «Не знаю», канцелярские принадлежности – ручки, бумага А6(14,8 см*10,5 см).
  1. Особые замечания.

Риски:

Риски

Способы преодоления рисков

Использование технологии на незнакомой с друг другом группе детей может привести к скованности, легкомысленному отношению к свои ответам.

Для использования данной технологии с группой необходимо провести предварительные встречи на знакомство и сближение.

Использование технологии в группе младшего подросткового возраста(12-13 лет) приведет к статичности технологии и непониманию смысла вопросов.

Использовать технологию на группе детей старшего подросткового и юношеского возраста

При проведении этапов  рефлексии и оценки результатов деятельности получение  несерьезных, поверхностных, ироничных  ответов или ответов граничащих с юношеским сленгом

Педагогу необходимо быть готовому к этому, постараться предупредить такое развитие ситуации и в начале работы настроить детей в соответствующем ключе.

Особые примечания: Количество вопросов может варьироваться от 12 до 25,  и зависит от уровня развития доверия в группе, ее эмоционального состояния, открытости участников. Если педагог видит, что группа готова к диалоговому общению, то ему следует обратить внимание на обсуждение вопросов, если группа не готова к диалоговому общению, то педагогу следует задать ребятам большее количество вопросов, чтобы дать возможность определиться с личностными приоритетами и ценностями. Данную технологию предпочтительней проводить педагогу, владеющим знаниями в области возрастной психологии, и навыками проведения рефлексии.

Возможность распространения: Коммуникативная технология «Активный выбор» может успешно применяться педагогами дополнительно образования разных направлений по иным тематикам (например: «Достоинства и недостатки личности», «Выбор профессии», «Обязанности в семье» и др.), т.к. результатом являются овладение компетентностями в области личностно-ценностной сферы. Данная технология может быть востребована педагогами дополнительного, основного, среднего образования при организации внеурочной деятельности  детей.


Этапы реализации

Содержание этапа

Время

Формы и методы реализации

Формы и методы контроля

Постановка цели занятия

1 мин

Сообщение

Создание эмоционального настроя в группе. Игра «Узнай меня лучше»

Участники рассаживаются на стульях в круг для проведения игры. Детям предлагается пакет карточек (лицом вниз) с вопросами на знакомство. Каждый  из ребят вытягивает  карточку, продумывает ответ. Далее педагог предлагает отвечать по кругу по часовой стрелке каждому ребенку. (См.Приложение 1)

Примечание: от 1 до 3 вопросов может быть предложено ответить всем ребятам.

6 мин

Игра, беседа.

Наблюдение

Знакомство учащихся с темой занятия

Педагог: «Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.

Для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов: культура труда, культура общения, культура поведения, культура образования, культура речи и языка, культура мышления, культура питания, культура чувств, культура быта. Что  включает в себя это  понятие?

Итак, культура быта – это правильное питание, обустройство и организация жилища, ведение домашнего хозяйства, организация досуга.

Что такое досуг?  Это совокупность  видов деятельности, ориентированных на удовлетворение  физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время  и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.

Вот еще одно определение досуга:

  • Время, свободное от работы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.
  • Деятельность,  занимающая "свободное время ". 

То есть из определения вы поняли, что досуг может быть активным и пассивным; полезным и не полезным, индивидуальным и коллективным.

Семья  также является единым коллективом, досуг может быть семейным.

Проблеме семейного досуга уделяется немало внимания СМИ и социологами. По исследованиям социологов «Мужчины и женщины чаще проводят досуг вне семьи, встречаются с друзьями, ездят за город. Индивидуальные встречи с друзьями становятся настолько массовым явлением, что эта тенденция приобретает тревожный характер». Социологи не без основания опасаются, что такое проведение досуга может привести к отчуждению в семье. В семье можно выделить такие виды досуга, как:  домашние и те которые организуются вне дома.

Вопрос ребятам: «Приведите примеры домашнего досуга и досуга вне дома?»

Среди домашних форм досуга: рукоделие, рисование, лепка, занятия спортом, коллекционирование, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, а также чтение книг, журналов, газет и др.

Набор внедомашних форм досуга: прогулки, посещения клубов, театров, выставочных залов, культпоходы и турпоходы, совместное проведение отпуска родителей с детьми в пансионатах, домах отдыха и др.

Однако не во всех семьях эти формы досуга имеют  спрос.

Вопрос ребятам: «Как вы думаете почему? По каким причинам?»

7-10 мин

Рассказ педагога, объяснение, актуализация опыта

Наблюдение

Основное содержание темы

Педагог: «А сейчас давайте попробуем выяснить и обсудить, как организован ваш досуг, что влияет на ваш досуг. Предлагаю сделать это в активной форме в виде игры.

Вы видите на стендах размещенные плакаты со словами «Да», «Нет», «Не знаю». Послушав вопрос, каждый из  вас  должен будет подойти к той табличке, содержание которой  соответствует вашему ответу.»

(См. приложение №2).

Примечание: Для фиксации количества ответов из группы выбирается ответственный подросток, ему выдается форма для заполнения и ручка для записи.

20 мин

Беседа, диалог, обсуждение

упражнение Джефа

Наблюдение,

фиксация ответов на бланке

Рефлексия

1.Скажите, пожалуйста, отвечая на вопросы, что вы отметили для себя?

2.Какой вывод вы можете сделать, наблюдая за ответами участников нашей группы?

4 мин

Беседа

Дискуссия

Анализ беседы

Контроль и оценка результатов деятельности

Проводится опрос. Участникам предлагается  представить  ситуацию   будущего: вы – глава семьи, как бы пытались организовать досуг своих близких?

Педагог: «Каким бы был ваш досуг, опишите его в 5 прилагательных  и напишите на бумаге, у вас на это 3 минуты. А теперь озвучим.»

Вывод: «Семья — единый коллектив, однако интересы у членов семьи могут быть различными. Игнорирование этих интересов может привести к конфликтным ситуациям.  Но мы с вами выяснили, что для семьи совместный досуг важен и значим. Сама жизнь подсказывает, необходимость учитывать как частные, так и общие интересы в организации семейного досуга

5 мин

Письменный и устный опрос,

обсуждение

Анализ результатов опроса


Приложение №1

Мой дом

Моя семья

Мое не любимое место   дома

Я сделал своими руками

Мой самый грустный день

Моё любимое место дома

Моё хобби

Моя любимая группа (музыкальная)

Моё любимое животное

Мой самый счастливый день с семьей

Моё не любимое время года

Моя профессия в будущем

Моё любимое развлечение (досуг)

Мои успехи (достижения)

Моя любимая книга (муз.произведение)

Моё любимое время суток

Мой любимый педагог

Моё не любимое время суток

Мой любимый музыкальный инструмент

Мой любимый цвет

Моё любимое место встречи с друзьями

Моё путешествие

Я не люблю заниматься

Моя музыка

Мой любимый напиток

Мой любимый предмет

Мой враг

Мой друг

Моё любимое блюдо

Мой любимый певец


Приложение №2

Вопросы

Да

Нет

Незнаю

 Считаешь ли ты, что самым смешным желанием является желание понравиться всем?

 Считаешь ли ты, посредственный, человек склонен осуждать все, что выше его понимания?

Считаешь ли ты, что  культура быта  - это отношение человека к своей среде обитания (квартира, дом, учебное учреждение), к вещам?

Считаешь ли ты, что  культурный человек не тот, кто никогда не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит, как это сделает другой?

Считаешь ли ты, что умение переносить несовершенство других есть  признак высочайшей культуры ?

 Считаешь ли ты, что  культурный человек  обязательно должен быть образованный?

Считаешь ли ты, что культурный человек должен посещать театры, концертные залы?

Считаешь ли ты, что культурный человек должен разговаривать на нескольких языках?

Считаешь ли ты, что культурный человек должен уметь  играть  хотя бы на одном  музыкальном инструменте?

Согласен ли ты с утверждением, что бывают люди Душой глубокие, как океан, — в которых хочется окунуться. И бывают люди, как лужи, которых надо обходить, — чтобы не запачкаться?

Часто ли вы проводите свой досуг с семьей?

Вы считаете, что взрослый досуг отличается от детского?

Согласны ли вы, что на организацию досуга подростка, взрослого человека влияет степень его образованности? семейные традиции? желание организовать досуг себе и своим близким?

Согласны ли вы, что на организацию досуга подростка, взрослого человека влияет семейные традиции?

Согласны ли вы, что на организацию досуга подростка, взрослого человека влияет желание организовать досуг себе и своим близким?

Предпочитает ли ваша семья совместный досуг?

Считаете ли вы досуг своей семьи культурным?

Считаете ли вы досуг со своими друзьями культурным?

Считаешь ли ты, что  в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли?

Хотели бы вы, чтобы досуг был  другим, не таким какой он есть в настоящий момент?

Ваша семья проводит досуг активно?

Ваш досуг с друзьями активный?

Хотели бы вы, чтобы совместный досуг с родителями был чаще?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Конспект личностно-ориентированного урока в 5 классе по теме «Повторим орфографию в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях».

Форма обучения: деловая игра «Я - учитель». Цели урока: обучающиеся должны уметь • опознавать орфограммы в морфемах, слитное и раздельное написание морфем, правописание Ь и Ъ знаков в подобранном ...

ДОКЛАД "Использование личностно -ориентированной современной образовательной технологии на тренировке по волейболу"

Педагогическая технология - этот описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков)...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...

Консультация для родителей на тему «Семейный досуг: как весело и с пользой провести время вместе»

Семейный досуг — это, прежде всего свободное времяпрепровождение, с акцентом на слове «свободное», когда все члены семьи объединяются в разных видах деятельности и учатся разным навы...