Личностно-ориентированная коммуникативная технология «Активный выбор». Тема: «Семейный досуг».
план-конспект занятия (9 класс) по теме
Новизна технологии заключается в поэтапности построения, форме подачи материала, которая позволила более глубоко, осмысленно подросткам погрузиться в обсуждаемую тему, что повышает эффективность воспитательного воздействия на подростка в период его самоидентичности, позволяет обратить внимание на важность организации семейного досуга, и расставить приоритеты в данной области. А цельность и объем предлагаемого материала, позволил увидеть конечный ожидаемый результат по обсуждаемой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_tekhnologiya_aktivnyy_vybor.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированная коммуникативная технология «Активный выбор».
Тема: «Семейный досуг».
Авторский коллектив: Кислова Н.Н., Медведева И.А.
ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района, Санкт-Петербург
Содержание:
- Описание технологии.
Новизна.
Цели.
Задачи.
Ожидаемые результаты.
Условия реализации.
- Особые замечания.
Риски и способы их преодоления.
Возможность распространения.
Особые примечания.
- Этапы реализации технологии
- Приложения
Приложение №1
Бланк №1 Материал для карточек к игре «Узнай меня лучше»
Приложение №2
Бланк №2 Материал для карточек к упражнению «Джефа»
- Описание технологии.
Новизна технологии заключается в поэтапности построения, форме подачи материала, которая позволила более глубоко, осмысленно подросткам погрузиться в обсуждаемую тему, что повышает эффективность воспитательного воздействия на подростка в период его самоидентичности, позволяет обратить внимание на важность организации семейного досуга, и расставить приоритеты в данной области. А цельность и объем предлагаемого материала, позволил увидеть конечный ожидаемый результат по обсуждаемой теме.
Цель: расширение представления о культуре быта (досуге) как семейной ценности.
Задачи:
- Актуализировать знания и опыт о культуре быта (досуге) как о семейной ценности и ее многогранности.
- Обобщить, углубить знания о культуре быта (досуге) как о семейной ценности и ее многогранности.
- Создать условия для открытого и доброжелательного общения, высказывания мнений.
- Развивать умение слушать, открыто, уверенно излагать свою точку зрения, уважать иное мнение.
- Способствовать формированию потребности организации культуры быта (досуг).
Ожидаемый результат: сформированное представления о культуре быта (досуге) как о многогранной составляющей семейных ценностей.
Условия реализации:
- Возрастные группы: старший подростковый возраст (14-17 лет)
- Наполняемость группы: 15 человек
- Время – 45 минут
- Материально-техническая база: кабинет (просторный для свободного перемещения участников), пакет карточек №1,№2, три листа формата А4 с надписями «Да», «Нет», «Не знаю», канцелярские принадлежности – ручки, бумага А6(14,8 см*10,5 см).
- Особые замечания.
Риски:
Риски | Способы преодоления рисков |
Использование технологии на незнакомой с друг другом группе детей может привести к скованности, легкомысленному отношению к свои ответам. | Для использования данной технологии с группой необходимо провести предварительные встречи на знакомство и сближение. |
Использование технологии в группе младшего подросткового возраста(12-13 лет) приведет к статичности технологии и непониманию смысла вопросов. | Использовать технологию на группе детей старшего подросткового и юношеского возраста |
При проведении этапов рефлексии и оценки результатов деятельности получение несерьезных, поверхностных, ироничных ответов или ответов граничащих с юношеским сленгом | Педагогу необходимо быть готовому к этому, постараться предупредить такое развитие ситуации и в начале работы настроить детей в соответствующем ключе. |
Особые примечания: Количество вопросов может варьироваться от 12 до 25, и зависит от уровня развития доверия в группе, ее эмоционального состояния, открытости участников. Если педагог видит, что группа готова к диалоговому общению, то ему следует обратить внимание на обсуждение вопросов, если группа не готова к диалоговому общению, то педагогу следует задать ребятам большее количество вопросов, чтобы дать возможность определиться с личностными приоритетами и ценностями. Данную технологию предпочтительней проводить педагогу, владеющим знаниями в области возрастной психологии, и навыками проведения рефлексии.
Возможность распространения: Коммуникативная технология «Активный выбор» может успешно применяться педагогами дополнительно образования разных направлений по иным тематикам (например: «Достоинства и недостатки личности», «Выбор профессии», «Обязанности в семье» и др.), т.к. результатом являются овладение компетентностями в области личностно-ценностной сферы. Данная технология может быть востребована педагогами дополнительного, основного, среднего образования при организации внеурочной деятельности детей.
Этапы реализации
№ | Содержание этапа | Время | Формы и методы реализации | Формы и методы контроля |
Постановка цели занятия | 1 мин | Сообщение | ||
Создание эмоционального настроя в группе. Игра «Узнай меня лучше» Участники рассаживаются на стульях в круг для проведения игры. Детям предлагается пакет карточек (лицом вниз) с вопросами на знакомство. Каждый из ребят вытягивает карточку, продумывает ответ. Далее педагог предлагает отвечать по кругу по часовой стрелке каждому ребенку. (См.Приложение 1) Примечание: от 1 до 3 вопросов может быть предложено ответить всем ребятам. | 6 мин | Игра, беседа. | Наблюдение | |
Знакомство учащихся с темой занятия Педагог: «Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития. Для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов: культура труда, культура общения, культура поведения, культура образования, культура речи и языка, культура мышления, культура питания, культура чувств, культура быта. Что включает в себя это понятие? Итак, культура быта – это правильное питание, обустройство и организация жилища, ведение домашнего хозяйства, организация досуга. Что такое досуг? Это совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом. Вот еще одно определение досуга:
То есть из определения вы поняли, что досуг может быть активным и пассивным; полезным и не полезным, индивидуальным и коллективным. Семья также является единым коллективом, досуг может быть семейным. Проблеме семейного досуга уделяется немало внимания СМИ и социологами. По исследованиям социологов «Мужчины и женщины чаще проводят досуг вне семьи, встречаются с друзьями, ездят за город. Индивидуальные встречи с друзьями становятся настолько массовым явлением, что эта тенденция приобретает тревожный характер». Социологи не без основания опасаются, что такое проведение досуга может привести к отчуждению в семье. В семье можно выделить такие виды досуга, как: домашние и те которые организуются вне дома. Вопрос ребятам: «Приведите примеры домашнего досуга и досуга вне дома?» Среди домашних форм досуга: рукоделие, рисование, лепка, занятия спортом, коллекционирование, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, а также чтение книг, журналов, газет и др. Набор внедомашних форм досуга: прогулки, посещения клубов, театров, выставочных залов, культпоходы и турпоходы, совместное проведение отпуска родителей с детьми в пансионатах, домах отдыха и др. Однако не во всех семьях эти формы досуга имеют спрос. Вопрос ребятам: «Как вы думаете почему? По каким причинам?» | 7-10 мин | Рассказ педагога, объяснение, актуализация опыта | Наблюдение | |
Основное содержание темы Педагог: «А сейчас давайте попробуем выяснить и обсудить, как организован ваш досуг, что влияет на ваш досуг. Предлагаю сделать это в активной форме в виде игры. Вы видите на стендах размещенные плакаты со словами «Да», «Нет», «Не знаю». Послушав вопрос, каждый из вас должен будет подойти к той табличке, содержание которой соответствует вашему ответу.» (См. приложение №2). Примечание: Для фиксации количества ответов из группы выбирается ответственный подросток, ему выдается форма для заполнения и ручка для записи. | 20 мин | Беседа, диалог, обсуждение упражнение Джефа | Наблюдение, фиксация ответов на бланке | |
Рефлексия 1.Скажите, пожалуйста, отвечая на вопросы, что вы отметили для себя? 2.Какой вывод вы можете сделать, наблюдая за ответами участников нашей группы? | 4 мин | Беседа Дискуссия | Анализ беседы | |
Контроль и оценка результатов деятельности Проводится опрос. Участникам предлагается представить ситуацию будущего: вы – глава семьи, как бы пытались организовать досуг своих близких? Педагог: «Каким бы был ваш досуг, опишите его в 5 прилагательных и напишите на бумаге, у вас на это 3 минуты. А теперь озвучим.» Вывод: «Семья — единый коллектив, однако интересы у членов семьи могут быть различными. Игнорирование этих интересов может привести к конфликтным ситуациям. Но мы с вами выяснили, что для семьи совместный досуг важен и значим. Сама жизнь подсказывает, необходимость учитывать как частные, так и общие интересы в организации семейного досуга.» | 5 мин | Письменный и устный опрос, обсуждение | Анализ результатов опроса |
Приложение №1
Мой дом | Моя семья |
Мое не любимое место дома | Я сделал своими руками |
Мой самый грустный день | Моё любимое место дома |
Моё хобби | Моя любимая группа (музыкальная) |
Моё любимое животное | Мой самый счастливый день с семьей |
Моё не любимое время года | Моя профессия в будущем |
Моё любимое развлечение (досуг) | Мои успехи (достижения) |
Моя любимая книга (муз.произведение) | Моё любимое время суток |
Мой любимый педагог | Моё не любимое время суток |
Мой любимый музыкальный инструмент | Мой любимый цвет |
Моё любимое место встречи с друзьями | Моё путешествие |
Я не люблю заниматься | Моя музыка |
Мой любимый напиток | Мой любимый предмет |
Мой враг | Мой друг |
Моё любимое блюдо | Мой любимый певец |
Приложение №2
№ | Вопросы | Да | Нет | Незнаю |
Считаешь ли ты, что самым смешным желанием является желание понравиться всем? | ||||
Считаешь ли ты, посредственный, человек склонен осуждать все, что выше его понимания? | ||||
Считаешь ли ты, что культура быта - это отношение человека к своей среде обитания (квартира, дом, учебное учреждение), к вещам? | ||||
Считаешь ли ты, что культурный человек не тот, кто никогда не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит, как это сделает другой? | ||||
Считаешь ли ты, что умение переносить несовершенство других есть признак высочайшей культуры ? | ||||
Считаешь ли ты, что культурный человек обязательно должен быть образованный? | ||||
Считаешь ли ты, что культурный человек должен посещать театры, концертные залы? | ||||
Считаешь ли ты, что культурный человек должен разговаривать на нескольких языках? | ||||
Считаешь ли ты, что культурный человек должен уметь играть хотя бы на одном музыкальном инструменте? | ||||
Согласен ли ты с утверждением, что бывают люди Душой глубокие, как океан, — в которых хочется окунуться. И бывают люди, как лужи, которых надо обходить, — чтобы не запачкаться? | ||||
Часто ли вы проводите свой досуг с семьей? | ||||
Вы считаете, что взрослый досуг отличается от детского? | ||||
Согласны ли вы, что на организацию досуга подростка, взрослого человека влияет степень его образованности? семейные традиции? желание организовать досуг себе и своим близким? | ||||
Согласны ли вы, что на организацию досуга подростка, взрослого человека влияет семейные традиции? | ||||
Согласны ли вы, что на организацию досуга подростка, взрослого человека влияет желание организовать досуг себе и своим близким? | ||||
Предпочитает ли ваша семья совместный досуг? | ||||
Считаете ли вы досуг своей семьи культурным? | ||||
Считаете ли вы досуг со своими друзьями культурным? | ||||
Считаешь ли ты, что в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли? | ||||
Хотели бы вы, чтобы досуг был другим, не таким какой он есть в настоящий момент? | ||||
Ваша семья проводит досуг активно? | ||||
Ваш досуг с друзьями активный? | ||||
Хотели бы вы, чтобы совместный досуг с родителями был чаще? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...
Конспект личностно-ориентированного урока в 5 классе по теме «Повторим орфографию в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях».
Форма обучения: деловая игра «Я - учитель». Цели урока: обучающиеся должны уметь • опознавать орфограммы в морфемах, слитное и раздельное написание морфем, правописание Ь и Ъ знаков в подобранном ...
ДОКЛАД "Использование личностно -ориентированной современной образовательной технологии на тренировке по волейболу"
Педагогическая технология - этот описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков)...
«Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ: личностно – ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии»
Выступление на методическом объединении воспитателей....
«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.
Форма: Нестандартный урокОборудование: таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...
Консультация для родителей на тему «Семейный досуг: как весело и с пользой провести время вместе»
Семейный досуг — это, прежде всего свободное времяпрепровождение, с акцентом на слове «свободное», когда все члены семьи объединяются в разных видах деятельности и учатся разным навы...