Филологические игры и задачи
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему
Занимательный материал по русскому языку для 5-7 классов. Филологические игры и задачи по разделу "Лексика", "Части речи",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
филологические игры и задачи | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательный материал по русскому языку
Задачи:
- Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и т.д;
- Активно расширять лексический запас учащихся, активно использовать новую лексику;
- Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;
- Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;
- Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;
- Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.
Раздел «Лексика»
Игра «Омонимы»
- Река в Московской области, или животное, или буддийский монах. (ЛАМА)
- Фамилия поэта, или упаковка сигарет, или военный союз нескольких государств. (БЛОК)
- Река в Сибири, или часть скелета, или бытовой предмет.(ТАЗ)
- Хвойный лес, стальное сверло, химический элемент. (БОР)
- Оружие, растение. (ЛУК)
- Подъемно-транспортная машина, поднимающая и отпускающая груз, запорное устройство для трубопроводов. (КРАН)
- Вселенная, отсутствие войны. (МИР)
- Союз, объединение, сообщество; знак в виде дуги над нотами, обозначающий, что надо играть «легато»; единица длины в Великобритании и США, равная трем милям. (ЛИГА)
Занимательные вопросы тема «Омонимы»
Задание: ответьте на вопросы.
- Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке).
- Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
- Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, пашня, оставленная без посева).
- Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
- Какое коромысло летать может? ( Коромысло – род крупных стрекоз).
- Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком
- У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
- Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец)
Упражнения для использования в теме «Синонимы».
Задание: Выделите «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)
- Огонь, осень, пламя.
- Алфавит, чистописание, азбука.
- Шалун, конница, кавалерия.
- Бросать, кидать, прыгать.
- Ураган, дождь, пурга.
Задание: отгадайте загадки-шутки.
- Какое государство сложно носить на голове? (Панама)
- Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)
- Какой город летает? (Орел)
- Какую реку можно срезать ножом? (Прут)
- Какая земля никогда не старится (Новая Земля)
- Какое крыло никогда не машет? (Крыло самолета)
Тема «Фразеологизмы» Игра «Кто быстрее?
Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами.
Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).
Идти (идти в гору, идти в ногу, идти в разрез, идти своей дорогой).
Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).
Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).
Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).
Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).
Тема «Ударение и интонация»
Занимательные стихотворения.
Задание: дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.
- Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?
В дом, сад, огород
Провели….(водопровод)
- Был бы друг,
Будет и …(досуг)
- Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его… ( арбуз)
- Хоть я сахарный зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я - ….(свёкла)
Задача, используемая по теме «Части речи»
Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов.
Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у.
(вкус, воск, коза ,кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус, и т.д.)
«Египетские иероглифы»
Во многих языках корнем слова являлись только согласные буквы. Иероглифы египтян могли передавать звучание слов при помощи изображения «предметных однокоренных слов». Расшифруйте и зашифруйте русские пословицы и поговорки в «египетском стиле», но не рисунками, а подбором слов (нарицательных существительных в именительном падеже единственного числа), обозначающих предметы. Их согласные буквы должны иметь такую же последовательность, как и согласные в пословицах и поговорках.
- Расшифруйте русскую, записанную в «египетском стиле»:
Дуло, мост, рыба, утес.
Ваш ответ:
согласные буквы:_________________________________
пословица: дело мастера боится.
- Зашифруйте русскую пословицу «египетским способом»:
Ответ: Усы, бак, лото, вата, рана, сито.
Ваш ответ:
согласные буквы:_________________________________
пословица: Собака лает – ветер носит.
- Расшифруйте русскую поговорку, записанную в «египетском стиле»:
Мыло, узел, танк, дуда, рога.
Ваш ответ:
согласные буквы:_________________________________
пословица: мал золотник, да дорог.
- Зашифруйте русскую поговорку «египетским способом»:
Мастер на все руки
Ваш ответ:
согласные буквы:_________________________________
пословица: Мост, арена, овес, река.
Перевертыши «Имена героев сказок»
Чтобы восстановить настоящее имя литературного героя, следует заменить слова – «перевернутого имени» на антонимы – слова, противоположные по смыслу. А ели антонима не имеется, то на слова из того же ряда понятий.
Нужно подбирать такие слова, чтобы получилось имя или прозвище известного литературного героя.
№ | Перевернутые имена | Ответ |
1 | Зеленый Берет | Красная Шапочка |
2 | Желтые Бакенбарды | Синяя Борода |
3 | Понедельник | Пятница |
4 | Черносажка | Белоснежка |
5 | Вилли Короткий Дольчик | Пеппи –Длинный Чулок |
6 | Пес Солдаткин | Кот МАтроскин |
7 | Гигант Ухо | Карлик Нос |
8 | Деревянный Лесничий | Железный Дровосек |
9 | Дедушка –без- ножки | Мальчик – с -пальчик |
10 | Рублик | Пятачок |
11 | Фридрихсон, который умирает в подвале | Карлсон, который живет на крыше |
12 | Индюшка Бела | Курочка Ряба |
13 | Рабыня – жаба | Царевна – лягушка |
14 | Метровка | Дюймовочка |
15 | Внук Пекло | Дед Мороз |
16 | Я-я | Ю-ю |
Литература:
- Анашина Н.Ю «День словесности в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. Русский язык и литература». Ярославль: Академия развития, 2006 г.
- Гусарова И.В. «Тесты по русскому языку. 5-11 кл . – М.: ООО «Изд-во «Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Урок-игра "Основные задачи на проценты"
Урок-игра "Задачи на проценты", 5 класс...
Филологическая игра по фразеологии "Семи пядей во лбу"
Маиериал состоит из сценария и презениации с игровыми заданиями по теме "Фразеология". Игра расчитана на учащихся 8 класса, но после небольшой коррекции может применяться и в другом возрост...
Урок-игра "Математические задачи от русских писателей"
Работа выполнена в табличном редакторе EXEL и содержит знакомые математические задачи от русских писателей.Решив эти задачи ,учащиеся узнают ,например,какого роста был Конек -горбунок и ка...
программа внеурочной деятельности в 1-4 классах "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа по информатике в 1-4 классах. Внеурочная деятельность (ФГОС НОО). Курс "Информатика в играх и задачах"...
Филологическая игра «О великий, могучий русский язык!»
Данная игра была продумана и проведена в рамках недели русского языка в школе. В игре принимали участия команды от каждого класса...
Филологическая игра "Грамотеи"
Интеллектуальная игра для учащихся 6 класса....