Филологическая игра "Грамотеи"
материал по русскому языку (6 класс)

Логачёва Татьяна Владимировна

Интеллектуальная игра для учащихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filologicheskaya_igra_gramotei.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе

Филологическая игра

«Грамотеи»

 Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе

Тема. Филологическая игра «Грамотеи».

Цели и задачи: актуализировать знания учащихся по различным разделам русского языка; развивать познавательный интерес к предмету, расширять общий кругозор и обогащать речь школьников; воспитывать культуру речи, способность работы в команде, терпимость к различным точкам зрения.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, песочные часы для заключительного этапа игры.

Ход игры

Вступительное слово учителя (Слайд №1). Добрый день, я рада приветствовать всех присутствующих на филологической игре «Грамотеи». Сегодня знатоки русского языка собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний и сравнить себя с соперниками. В нашем соревновании  участвуют команды (представление команд). Оценивать игру будет компетентное жюри в составе (представление жюри). А победителем станет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на уроках русского языка.

Начнём нашу игру с РАЗМИНКИ (Слайд № 2). За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

Вопросы:                                          (Слайд № 3)

1. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

2. Какие существительные не имеют рода? (Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа – брюки, часы и т.д.)

3. Какие существительные не относятся к 1, 2 и 3 склонению? (Разносклоняемые и несклоняемые)

(Слайд № 4)

4. Какие прилагательные имеют краткую форму? (качественные)

5. Какой частью речи является слово «оба»? (числительное)

6. Без какого местоимения не могут обойтись прилагательные в форме превосходной степени сравнения? (Самый, всех)

(Слайд № 5)

7.  В каких случаях существительные не являются членами предложения?                         ( Если они входят в состав обращения)

8. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (Себя)

9. Как называется раздел языкознания, изучающий правильное произношение слов? (Орфоэпия).

Следующий конкурс  в нашей игре «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ» (Слайд № 6)

Каждый из участников команд сможет принести  очко своей команде, если правильно произнесёт слово, которое появится на экране. Проходить этот конкурс будет в виде словесной дуэли. Первыми к барьеру приглашаются капитаны.  (Слайд № 7)

А сейчас в орфоэпическом конкурсе примут участие и болельщики, которые тоже могут принести своей команде по 3 очка. (Слайд № 8) 

Для этого они должны отгадать загадки Незнайки и произнести слова, в которых часто делают ошибки, неправильно ставя ударение.

Загадки-складки для 1 команды (Слайды № 9, 10, 11)

1) На бахче у нас растёт, как разрежешь сок течёт,

    Свеж и сладок он на вкус называется арбуз.

2) Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую

    Обжигают с давних пор, называюсь я фарфор.

3) Это зелье ты не тронь: жжётся больно, как огонь.

    Неприметна, некрасива, называется крапива.

Загадки-складки для 2 команды(Слайды № 12, 13, 14)

1) Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу смог,

    Там бывает картотека – специальный каталог.

2) Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.

    Каждый в условленном месте стоит, и называются все алфавит.

3) Стелют на матрас меня, называюсь простыня.

(Слово жюри)

Следующий конкурс «ПОЛИГЛОТ» (Слайд № 15).  Кого называют полиглотом? ( Полиглот – человек, знающий  много языков). В русском языке есть группа слов, которые называются заимствованные. Почему их так называют? (Ответы) Сейчас команды продемонстрируют знание иностранных слов: они получат кроссворды, которые должны будут разгадать и найти зашифрованное слово. А также ответить на вопрос, в чём особенность слов, из которых составлен кроссворд.

Болельщики тоже выступят в роли переводчиков с девяти иностранных языков и, воспользовавшись подсказками, назовут  слова, пришедшие в русский язык из других языков.(Работа в группах)

А сейчас проверим, как справились с заданием обе команды.               (Слайд № 16).  Внимание на экран. Давайте сначала посмотрим на правильные ответы, которые должны были дать болельщики.

(Слайд № 17).  А теперь команды имеют возможность увидеть все слова, бывшие в кроссворде (пенальти, депо, пенсне, какао, филе, пони, кашне, салями, меню, домино, фойе, ателье), и готовятся дать ответ на вопрос, в чём особенность этих слов.

А сейчас в нашей игре – юмористическая страничка (Слайд № 18), ведь мы переходим к  фразеологическому конкурсу, который называется «ПОСЛОВИЦЫ-ПЕРЕВЁРТЫШИ». Ваша задача  – узнать пословицы и поговорки, в которых шут заменил слова на другие , часто противоположные  по значению . Например,  «Лужа по шею» - перевёрнутая поговорка «Море по колено».

(Слайды № 19, 20, 21, 22, 23, 24)

  1. На полицейском  сапоги мокнут. – На воре шапка горит. 
  2. Перед солнечным  понедельником. – После дождичка  в четверг. 
  3. Лысина – мужское безобразие.  – Коса – девичья краса. 
  4. Ниже пяток не опустишься.  – Выше головы   не прыгнешь. 
  5. Болтовня не примета отказа. – Молчание  –  знак согласия. 
  6. Курица кабану подружка.  – Гусь свинье  не товарищ.

А теперь задание для болельщиков – помочь своей команде угадать фразеологизм, подготовив его инсценировку (Слайд №25).  

Пантомима. Команды угадывают фразеологизм, который инсценируют болельщики:

           Обвести вокруг пальца

         водить за нос

           хлопать ушами

         тянуть за язык

                       прикусить язык

                     спустя рукава

                       клевать носом

                     на лбу написано

ПОСЛЕДНИЙ КОНКУРС «ЭКСПРЕСС-ОПРОС» (Слайд № 26).  

Команда должна постараться дать как можно больше правильных ответов на вопросы за одну минуту.

Вопросы для 1 команды

  1. К какому роду относится существительное кофе?   (к мужскому)
  2. Второстепенный член предложения подчёркивается пунктиром?   (дополнение)
  3. Как называются слова,  близкие по лексическому значению? (синонимы)
  4. Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов (суффикс)
  5. Сколько существует типов речи?    ( 3)
  6. К какому склонению относится существительное метро?     (несклоняемое)
  7. Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания.    (пунктуация)
  8. Форма какой степени сравнения имён прилагательных образуется при помощи слова более?  ( составной сравнительной)
  9. Является ли пословица фразеологизмом? (да)
  10. Как называются слова, употребляемые людьми той или иной местности?     (диалектные)

Вопросы для 2 команды

  1. Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей? (дополнение)
  2. К какому склонению относится существительное путь? (разносклоняемое)
  3. Часть слова без окончания            (основа)
  4. К какому роду относится существительное  шимпанзе?      (к мужскому)
  5. Являются ли словосочетанием подлежащее и сказуемое?     (нет)
  6. Какие прилагательные отвечают на вопрос чей?  (притяжательные)
  7. Устойчивые сочетания слов называются            (фразеологизмы)
  8. Сколько существует стилей речи? (5)
  9. Сколько значений имеет каждое слово?       ( 2)
  10. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов (орфография)

СЛОВО ЖЮРИ

Заключительное слово учителя (Слайд № 27): подведение итогов, награждение победителей. Конкурс «Переводчик-полиглот».       Кроссворд для команд

 

 

3

 

 

 

7

8

 

 

 

1

 

 

4

5

 

 

 

 

10

 

12

 

2

 

 

 

6

 

 

9

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             1. Одиннадцатиметровый штрафной удар ( в футболе).

2. Здание для ремонта и стоянки паровозов, вагонов, троллейбусов.

3. Очки без заушных дужек.

4. Напиток из семян шоколадного дерева.

5. Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей.

6. Низкорослая шотландская лошадка.

7. Шейный платок, шарф.

8. Сорт копчёной колбасы.

9. Список кушаний, блюд.

10. Настольная игра.

11. Вестибюль.

12. Мастерская по ремонту и изготовлению одежды.

Задание болельщикам. Переведите данные слова, выбрав нужные подсказки из списка предложенных:  норд, экзамен, фонтан, хрусталь, коран, стресс, кроссворд, кадет, мечеть, сопрано, вест, гейзер, гарсон, библия, айсберг, аккорд

1. «Книга» по-гречески

2. «Чтение» по-арабски

3. «Запад» по-немецки

4. «Мальчик» по-французски

5. «Созвучие» по-итальянски

6. «Испытание» по-латыни

7. «Ледяная гора» по-шведски

8. «Крестословица» по-английски

9. «Источник» по-исландски

Ответы к кроссворду

 

 

 

 

П

 

 

 

К

С

 

 

П

 

Е

К

Ф

 

А

А

 

Д

 

А

Е

Д

Н

А

И

П

Ш

Л

М

О

Ф

Т

 

Н

Е

С

К

Л

О

Н

Я

Е

М

О

Е

 

А

П

Н

А

Е

Н

Е

М

Н

И

Й

Л

 

Л

О

Е

О

 

И

 

И

Ю

Н

Е

Ь

 

Ь

 

 

О

 

Е

Т

И

1. «Книга» по-гречески

библия

2. «Чтение» по-арабски

коран

3. «Запад» по-немецки

вест

4. «Мальчик» по-французски

гарсон

5. «Созвучие» по-итальянски

аккорд

6. «Испытание» по-латыни

экзамен

7. «Ледяная гора» по-шведски

айсберг

8. «Крестословица» по-английски

кроссворд

9. «Источник» по-исландски

гейзер

От


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов

Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...

Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин

О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы  связано   прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...

Работа с художественным текстом-оригиналом как способ формирования филологической компетентности у учащихся

Поэзия выражает эмоции, затрагивает чувства и душу слушателя или читателя. Она добавляет что-то особенное к их собственному опыту. Поэтому обращение к переводу оригинальных поэтических произве...

Филологический анализ текста.

Филологический анализ текста последней главы романа М. Шолохова "Тихий Дон"...

Элективный предмет по литературе для изучения в классах с филологическим профилем.

Элективный предмет "Современная отечественная литература"....

предметная неделя учителей филологического цикла

план проведения недели и ее итоги...

ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»

ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного чел...