Рабочая программа по литературе коми. 10-11 класс
рабочая программа (11 класс) на тему

Рабочая программа по литературе Республики Коми для 10-11 классов составлена на основе Программы «Литература Республики Коми. Литературное чтение. 1-4 классы. Литература Республики Коми. 5-11 классы» // Сост. Г.В.Болотова, Н.П.Коблова, Н.Н.Токарева, Е.Ф.Ганова – Сыктывкар, 2007 с учетом Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Коми. Национально-региональный компонент // Сост. В.М.Лянцевич, О.В.Ведерникова, В.А.Лимерова и др. – Сыктывкар, 2001. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_komi._10-11_klass.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по литературе Республики Коми для 10-11 классов составлена на основе Программы «Литература Республики Коми. Литературное чтение. 1-4 классы. Литература Республики Коми. 5-11 классы» // Сост. Г.В.Болотова, Н.П.Коблова, Н.Н.Токарева, Е.Ф.Ганова – Сыктывкар, 2007 с учетом Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Коми. Национально-региональный компонент // Сост. В.М.Лянцевич, О.В.Ведерникова, В.А.Лимерова и др. – Сыктывкар, 2001.

  Основные цели обучения:

  • знакомство с духовной культурной республики
  • сохранение самобытной коми национальной культуры

   Данная цель обуславливает решение следующих задач:

  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
  • формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций Коми края;
  • помочь учащимся войти в мир национальных культур республики;
  • приобщить обучающихся к духовным ценностям народа коми через литературу;
  • пробудить интерес к изучению культуры родного края.

    Всего на изучение предмета – 68 часов (10 класс - 1 час в неделю, 11 класс – 1 час в неделю)

    Из них –  контрольные работы – 4 часа

  Выполнение рабочей программы обеспечивается следующим УМК:

  1. Коми литература. Хрестоматия для учащихся 9-10 классов общеобразовательных учреждений / Составители - Е.Ф.Ганова, А.В.Горская. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001.
  2. Литература Республики Коми. Хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Коми/ Авторы-составители – Е.Ф.Ганова, А.В.Горская. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Тема

Кол-во

часов

Из них

к\р

Коми литература после революции (1917 – 1920)

1

  • В.А.Савин

5

  • М.Н.Лебедев

4

  • В.И.Лыткин (Илля Вась)

4

Коми литература в предвоенные годы

3

1

  • В.Юхнин «Алая лента»

5

  • Я.М.Рочев Трилогия «Два друга», «Ижма волнуется», «Светопреставление»

7

  • Г.А.Федоров «Когда наступает рассвет»

4

Всего

34

2

11 класс

Тема

Кол-во

часов

Из них

к\р

Литература периода Великой Отечественной войны

1

Коми литература послевоенного времени

1

Н.М.Дьяконов «Свадьба с приданым»

2

Коми современная литература

15

2

С.А.Попов

3

И.Г.Торопов «Вам жить дальше»

4

А.Е.Ванеев

2

Г.А.Юшков «Чугра»

3

Всего

34

2

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

10 класс

Тема

Кол-во часов

1.

Контрольная работа по теме «Коми литература 1917-1920 гг.»

1

2.

Контрольная работа по теме «Коми литература в предвоенные годы»

1

11 класс

Тема

Кол-во часов

1.

Контрольная работа (сочинение – рассуждение) «Нравственный выбор в произведениях Е.Габовой»

1

2.

Контрольная работа по теме «Современная коми литература»

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

10 класс

Коми литература после революции

Тема 1. Виктор Алексеевич Савин (5)

    В.А.Савин – основоположник коми советской литературы, театральный и музыкальный деятель.

    Песенная лирика В.Савина, фольклорные традиции в его песнях.  «Светлая звездочка», «Я иду зелеными лугами», «Девицы-красавицы», «Однажды бывает», «Коми море», «Тутуруту Семо». Изображение красоты окружающего мира в лирике В.Савина.

    Новаторство Савина-драматурга. Переплетение библейско-мифических и фольклорных мотивов в дилогии «В раю» и «Неприкаянная душа». Сюзь Матвей – воплощение народного характера коми крестьянина.

   Реализм рассказа «Луча».

   Художественное мастерство В.Савина, связь с народным творчеством. Образ В.Савина в живописи, скульптуре, литературе.

Тема 2. Михаил Николаевич Лебедев (4)

    Место М.Лебедева в коми литературе, своеобразие его творчества на разных  этапах жизни.

     Патриотический характер пейзажной лирики М.Лебедева («Земля Коми»).

     Поэтические традиции национального фольклора в его песнях («Что же ты, солнце, за лес опустилося?», «Серебряная ночь», «Красивая девушка»)

     Стихи Лебедева и их жанровые особенности. Морально-этическая проблематика, изображение поэтических образов коми девушек в «оперетках» («Колдун», «Настя», «Девушка-красавица»).

     Социальная и сатирическая заостренность басен М.Лебедева («Колхозник Митрофан», «Федор и Родион», «самовар», «Жеребенок и Иван Петрович»). Басенные традиции И.Крылова и Д.Бедного в поэзии М.Лебедева.

Тема 3. Василий Ильич Лыткин (Илля Вась) (4)

     Жизнь поэта и ученого. Сложность духовных исканий и творческого пути В.И.Лыткина.

     Тема родины, северного коми края, вечного обновления жизни в лирике В.И.Лыткина («Моя муза», «Осенняя ночь над Эжвой», «Эжва», «Отдыхает весенняя ночь», «Коми девушка»)

     Проблематика поэмы «Идут», красота ее образного мира и национальное своеобразие. Художественные и эстетические функции лирических отступлений в поэме, образ родной земли. Поэмы «Двенадцать» А.Блока и «Идут» В.Лыткина.

     Творчество для детей. Фольклорные истоки и авторский вымысел в произведениях для детей («Пера-богатырь»).

Коми литература в предвоенные годы(3)

    Быстрое развитие прозаических жанров (очерки И.Изъюрова, В.Лыткина, Г.Федорова, рассказы Я.Рочева, И.Пыстина, повести Г.Федорова, И.Изъюрова, роман В.Юхнина)

     Новое поколение поэтов (В.Латкин, В.Елькин, А.Размыслов, Н.Фролов). Отражение исторического прошлого и современности в произведениях 30-х годов.

     I  съезд советских писателей. Создание Коми отделения Союза советских писателей. Репрессии, коснувшиеся коми писателей.

Тема 4. Василий Юхнин «Алая лента» (5)

     Биография первого коми писателя-романиста. Роман «Алая лента» и его место в развитии национальной культуры.

     Достоверность и мастерство в изображении быта, деревенского уклада жизни дореволюционного коми крестьянства, его обычаи и традиции. Широкий охват разных социальных сфер жизни: крестьянства, купечества, промышленников, рабочих.

     История и судьбы семей Ошлаповых и Сировойтовых, представителей крестьянства и купечества. Проблема национального характера. Изображение нового в национальном характере, преодоление патриархальщины, темнты, невежества (Илья Ошлапов, Вера).

     Художественные особенности романа, фольклоризм писателя.

Тема 5. Яков Михайлович Рочев. Трилогия (7)

     Обзор творческого пути писателя. Эпическая трилогия «Два друга», «Ижма волнуется», «Светопреставление».

     Широкий показ исторических событий в романах, система образов, создание национально-самобытных характеров героев (Гора Иван, Калина, Егор, Ануш, Федя, Истомин и др.)

     Судьба двух друзей – коми Гени Дуркина и ненца Васи Манзадея, рост их самосознания. Роль ссыльных в становлении характеров героев.

     Картины ижемской природы и быта. Единство структуры трилогии, ее художественного достоинства, яркость фольклорных элементов.

Тема 6. Геннадий Алексеевич Федоров «Когда наступает рассвет» (4)

     Творческий путь Г.Федорова. Обращение к исторической теме в романе «Когда наступает рассвет». Широкий показ судеб героев в переломный момент жизни коми народа. Значение окружающей обстановки, описания г. Усть-Сысольска в раскрытии характеров героев.

     Образ Домны Каликовой в романе. Соотношение исторической правды и художественного вымысла.

11 класс

              Тема 1. Литература периода Великой Отечественной войны (1)

     Роль литературы в годы Великой отечественной войны. И.Вавилин, В. Елькин, В. Лыткин, С.Попов, А. Размыслов, И.Симаков, Г.Федоров.

Быстрое развитие малых жанров в годы войны, гражданственности и патриотизма в них. Образ советского воина-освободителя. Художественное своеобразие произведений военных лет, народные традиции и фольклорные истоки.

Тема 2. Коми литература послевоенного времени (1)

Пути развития послевоенной коми литературы. Новое поколение писателей: Л.Лыюров, В.Леканов, В.Ширяев, Г.Юшков, А.Ванеев, В.Попов.

Разнообразие проблематики в произведениях послевоенного времени. Создание героического образа защитника Родины. Тема послевоенного созидательного труда. Освоение новых тем, продиктованных временем. Развитие крупных эпических жанров в творчестве В.Юхнина, Г.Федорова, И.Изъюрова и других.

Тема 3. Н.М.Дьяконов «Свадьба с приданым» (2)

Своеобразие творчества Н.М.Дьяконова. Юмор и сатира в коми драматургии. Литературное содружество с артистом и драматургом  С.Ермолиным («Глубокая запань», «Усть-Куломское восстание» – по выбору учителя).

Комедия «Свадьба с приданым», отражение в ней жизни и труда коми деревни послевоенного времени. Морально-этические проблемы в комедии. Сила и слабость драматурга в изображении положительных героев. Выразительность комедийных образов (Курочкин, Лукерья).

Широкая популярность кинофильма «Свадьба с приданым».

Тема 4. Коми современная литература (15)

Многоплановость и многопроблемность коми современной литературы: патриотизм, интернационализм, обращение к духовной жизни народа, проблемы нового поколения, соотношение промышленного развития и экологии, стремление к постижению исторической правды. Многообразие творческих индивидуальностей писателей (С.Попов, И.Торопов, А.Ванеев, Г.Юшков, В.Ширяев, Б, Шахов, П.Шахов, Н.Куратова, Е.Рочев).

Н.Куратова. Повесть об отцах. Горсть солнца.

П.Шахов. В родном краю. Тетка Аксинья.

Б.Шахов. Сверстники. (по выбору учителя).

Е.Рочев. Голубая тундра.(по выбору учителя).

В.Попов. Лебединая родина. У матери. Егорьев день. Пели бабы, пели.

Ю.Васютов. Мы, дети тайги, не суровы. О цветах. Предзимье.

В.Тимин. Родина. Хлеб послевоенного времени. Меня застала дома осень. Человеку ХХ века.

А.Мишарина. Стать бы мне рябиною. Много разве хочу. Будь приветлив, как солнце весеннее.

А.Некрасов. Сборник «Горсть морошки».

Дальнейшее совершенствование художественных форм, национальное и индивидуальное  в творчестве современных коми писателей.

Взаимовлияние русской и коми литератур.

Творчество русскоязычных писателей в коми республике (А.Рекемчук «Скудный материк», «Время летних отпусков»; А.Знаменский  «Неиссякаемый пласт»; П.Столповский «Дай доброты его сердечку»; Е.Габова «Тайкина тайна»; стихи Н.Володарского, В.Журавлева-Печорского, Н.Мирошниченко, В.Вьюхина, В.Кушманова, П.Образцова – по выбору учителя).

Съезды писателей. Дни коми культуры в Москве. Республиканские премии в области литературы и искусства. Лауреаты Государственных премий Коми ССР. Рост авторитета коми писателей на всесоюзной арене.

Контрольная работа (сочинение-рассуждение) «Нравственный выбор в произведениях Е.Габовой»

Тема 5. С.А.Попов. Мать. Ночь перед атакой. Утро победы. На ветку рябины черпак берестяный. Разговор с крапивой. Сказание о покорителях Сибири. Самая тихая ночь войны. Машук (Машенька) (3)

Биография поэта. Стихи о Великой Отечественной войне.

Образ лирического героя, защитника Родины в стихотворениях С.Попова («Мать», «Ночь перед атакой», «Утро победы») и в поэме «Самая тихая ночь войны».

Правдивость, жизненность, лиризм стихотворений о коми народе, природе, родном крае («На ветку рябины черпак берестяный», «Разговор с крапивой», поэма «Машенька»).

Патриотические и интернациональные мотивы в поэзии С.Попова ( «Сказание о покорителях Сибири», цикл стихотворений «Вокруг Европы»).

Жанровое многообразие и поэтические особенности творчества С.Попова.

Тема 6. И.Г.Торопов. Вам жить дальше (4)

И.Торопов – лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат Государственной премии Коми АССР им. И,А,Куратова.

Морально-этические проблемы, внутренний мир человека в рассказах и повестях о Феде Мелехине. Становление характера и формирование личности Феди Мелехина. Картины сурового военного времени и трудового героизма в тылу. Природа как средство раскрытия характера героев рассказов и повестей И.Торопова (Шура Рубакин, Мария, Иван Петрович Лобанов и другие).

Автобиографичность и правда жизни в творчестве И.Торопова.

Тема 7. А.Е.Ванеев. Баллада о мальчишках. Живым. Материнское сердце. Первая учительница. И все же мы росли. Два солдата. Это север- край неповторимый. Говорят, и царапина - рана. Наша ягода – брусника. Рябина. Снегирь. Времена года. Поэма «В жилах единая кровь», сонеты (2)

А.Е.Ванеев – поэт, литературовед, литературный критик. Тема родины, детства, преемственности поколений в лирике А.Ванеева («Баллада о мальчишках», «Первая учительница», «Материнское сердце», «И все же мы росли», поэма «В жилах единая кровь»). Образ лирического героя в стихотворениях этого цикла.

Картины родной природы в изображении поэта («Это север – край неповторимый», «Говорят, и царапина – рана», «Наша ягода – брусника», «Снегирь», «Рябина», «Времена года»).

Работа в жанре сонета. Венок сонетов.

Художественные особенности поэзии А.Ванеева.

Тема 8. Г.А.Юшков «Чугра» (3)

Г.А.Юшков – писатель и общественный деятель. Жанровое своеобразие творчества писателя: особенности его поэзии, прозы, драматургии. Роман “Чугра”. Многоплановое строение романа. Отражение самобытных национальных традиций, векового уклада в жизни коми деремни, морали трудового человека, его национального характера. Историческая правда в изображении героев и сложность жизненных конфликтов. История семьи Бажуковых (Виренея, Ардальон, Ревекка, Павел).

Проблема промышленного освоения Севера и вопросы экологии (Тихомиров, Самарин, Варнаков).

Символический образ Чугры.

Контрольная работа по теме «Современная коми литература»

Требования к знаниям и умениям

обучающихся 10-11 классов

10        класс

Ученик должен знать:

Логику развития историко-литературного процесса на материале литературы Республики Коми начала XX века

Основные литературные направления литературы Республики Коми

Краткие биографические сведения об изученных писателях

Содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного произведения в литературном процессе.

Ученик должен уметь:

определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;

давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.

11        класс

Ученик должен знать:

Логику развития историко-литературного процесса Республики Коми второй половины XX в.

 Важнейшие литературные направления XX века; Биографические сведения об изученных писателях;

Содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.

Ученик должен уметь:

владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;

определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;

давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

Список литературы для обучающихся

  1. Коми литература. Хрестоматия для учащихся 9-10 классов общеобразовательных учреждений / Составители - Е.Ф.Ганова, А.В.Горская. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001.
  2. Литература Республики Коми. Хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Коми/ Авторы-составители – Е.Ф.Ганова, А.В.Горская. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

 Критерии оценки реферата по литературе

Отметка “5” ставится, если:

  1. Содержание работы соответствует теме реферата.
  2. Обоснована актуальность исследуемой проблемы.
  3. Тема раскрыта полно и аргументировано.
  4. Композиция соразмерна и логична.
  5. Выдержан стиль научного изложения.
  6. Реферат оформлен в соответствии с требованиями.
  7. Выдержан объем (  12 листов ученической тетради).
  8. В заключении сформулированы самостоятельные выводы.
  9. Работа грамотна и с т. зр. орфографии  и пунктуации.

Отметка “4” ставится, если:

реферат удовлетворяет тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допущены отклонения в последовательности раскрытия темы, нарушены 1-2 правила реферирования, имеются ошибки в языковом оформлении.

Отметка “3” ставится, если:

  1. В реферате обнаруживается понимание основных положений темы, но материал изложен неполно, суждения отличаются поверхностью.
  2. Выводы слабо аргументированы .
  3. Нарушены правила реферирования, имеются ошибки в языковом оформлении.

Критерии оценки устного ответа (защита  реферата):

Отметка “5” ставится, если:

  1. Четко сформулирована тема.
  2. Обозначена основная идея работы.
  3. Содержание работы компетентно и убедительно изложено в выступлении.
  4. Сформулированы четкие, обоснованные выводы.
  5. Ученик уверенно ответил на все вопросы членов экзаменационной комиссии.

Отметка “4” ставится, если:

  1. Содержание работы изложено достаточно убедительно.
  2. Ученикам даны достаточно полные ответы на большую часть вопросов членов экзаменационной комиссии.

Отметка “3” ставится, если:

  1. Содержание работы изложено недостаточно убедительно.
  2. Выводы слабо аргументированы.
  3. Допущены неточности и неконкретность в ответах на вопросы членов комиссии.

Критерии оценки устных ответов учащихся по литературе.

Оценка “5” ставится за:

  • соответствие ответа формулировке вопроса;
  • содержательность, глубину, полноту ответа;
  • достоверность излагаемого (знание фактического материала о жизни и творчестве писателя, знание, понимание текста);
  • умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова;
  • владение аналитическими умениями (выделять главную мысль, отбирать существенные факты, сравнивать, выявлять авторскую позицию, делать выводы и обобщения);
  • знание и понимание основных законов и проблем развития литературы;
  • умение объяснить роль изобразительно-выразительных средств;
  • умение пользоваться теоретико-литературными знаниями, произведениями литературной критики;
  • аргументированный, логичный, композиционно стройный ответ;
  • самостоятельность оценок и суждений;
  • грамотную, точную, выразительную речь.

Оценка “4” ставится за:

  • соответствие ответа формулировке вопроса;
  • содержательность, полноту ответа (отклонения незначительные);
  • достоверность излагаемого (знание фактического материала о жизни и творчестве писателя, знание, понимание текста); но имеются единичные фактические неточности;
  • владение аналитическими умениями (выделять главную мысль, отбирать существенные факты, сравнивать, выявлять авторскую позицию, делать выводы и обобщения);
  • умение объяснить роль изобразительно-выразительных средств;
  • аргументированный, логичный, композиционно стройный ответ;
  • самостоятельность оценок и суждений;
  • грамотную, точную, выразительную речь.

Оценка “3” ставится за:

  • соответствие ответа формулировке вопроса;
  • в основном достоверное содержание;
  • понимание главной мысли, идеи, авторской позиции;
  • умение объяснить роль изобразительно-выразительных средств;
  • грамотную, выразительную речь с незначительными нарушениями последовательности.

Оценка письменных ответов учащихся по литературе.

Задание считается выполненным (“3”, зачет), если:

  • учащийся умеет изложить фабулу или сюжет произведения ( с некоторыми неточностями);
  • или знает имена основных героев произведения и умеет  охарактеризовать этих героев;
  • или знает наизусть некоторые фрагменты стихотворных произведений;
  • или высказывает свою оценку художественного произведения.

Задание выполнено хорошо (“4”), если учащийся:

  • умеет кратко изложить фабулу или сюжет произведения;
  • или знает имена основных героев произведения и умеет дать мотивировку их поступкам;
  • или демонстрирует знакомство с историей создания произведения и с основными фактами биографии автора;
  • или умеет анализировать произведения различных жанров, в том числе формулировать темы, идеи, авторский замысел и особенности его воплощения в произведении.

Задание выполнено отлично (“5”), если учащийся:

  • умеет объяснять смысл фрагмента в единстве раскрываемых в нем проблем и художественных средств их воплощения;
  • умеет охарактеризовать особенности художественного мира произведения;
  • анализирует эпизод в связи с целостным авторским замыслом;
  • рассматривает анализируемое произведение на фоне эпохи создания;
  • в ходе анализа показывает роль средств художественной выразительности в воплощении авторского замысла.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе.Коровина В. 5 класс.

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл.под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2009 г. , рассчитанной на 105часов. П...

Рабочая программа по литературе в 5-9 классах

предлагаю Вашему вниманию разработанную мною рабочую программу по литературе...

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов по программе В.А.Коровиной

Рабочая  программа по  литературе для 10-11 классов создана на основе  авторской программы под редакцией В.а.Коровиной, М.-Просвещение, 2008 год...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...