Уроки татарского языка и литературы в сельской школе
статья на тему
В русской малокомплектной школе татарский язык и литературу преподаю уже 12 лет. На мои уроки ребята ходят с удовольствием. Но их мотивация на изучение татарского языка и литературы очень низкая. Этому есть причина: дети русскоязычные, в семье не говорят на татарском языке, хотя многие дети из смешанных семей – кряшенско-русские. Передо мной возникает вопрос: как научить детей говорить на татарском языке, как их заинтересовать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_tatarskogo_yazyka_v_selskoy_shkole.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимошенко Валентина Михайловна,
учитель татарского языка и литературы
МБОУ «Брюшлинская ООШ»
Менделеевского района,
Республики Татарстан
Уроки татарского языка и литературы
в сельской школе
Ключевые слова: Ситуативные упражнения – упражнения на проявление коммуникативной активности, стимулирующие самостоятельную речевую деятельность.
Коммуникативная активность – отражение специфики функционирования отобранного языкового материала в жизненных ситуациях.
В русской малокомплектной школе татарский язык и литературу преподаю уже 12 лет. На мои уроки ребята ходят с удовольствием. Но их мотивация на изучение татарского языка и литературы очень низкая. Этому есть причина: дети русскоязычные, в семье не говорят на татарском языке, хотя многие дети из смешанных семей – кряшенско-русские. Передо мной возникает вопрос: как научить детей говорить на татарском языке, как их заинтересовать? Для начала я стала использовать коммуникативные технологии. Поэтому мои уроки проходят интересно, эмоционально, нет скучающих лиц, даже нет невнимательных, потому что уроки позволяют детям почувствовать себя равными с учителем.
Основной целью обучения татарскому языку в русскоязычной школе является развитие коммуникативной деятельности учеников. Поэтому в качестве главной цели обучения я ставлю формирование умений и навыков речевого общения или коммуникаций. Это я формирую во всех видах обучения: развитие монологической и диалогической речи, чтение, письмо, аудирование. Например,
1)Узнай у друга какие города Татарстана он знает.
-Маша, син Татарстанның нинди шәһәрләрен беләсең?
2)Как скажешь о том, что знаменитый художник Шишкин родился в Елабуге.
-Атаклы рәссам Шишкин Алабуга шәһәрендә яшәгән.
Такие ситуативные упражнения помогают избежать заучивания новых слов. Дети учатся строить не только предложения, но и смогут выражать собственные мнения, желания, сообщения, контролировать собственные речевые умения в предполагаемых ситуациях общения.
Важное место в своей работе отвожу творческому мышлению учащихся. Занятия начинаю с 5-минутной разминки, в которой решаются творческие задачи разной степени трудности, выполняются ситуативные упражнения по программе Розы Закиевны Хайдаровой. Задания эти от урока к уроку усложняю, стремлюсь повысить уровень знания учащихся по татарскому языку. Чтобы создать интерес к предмету «татарский язык и литература», в 5-7 классах использую игровые элементы, разучиваем с учениками татарские песни, стихи, провожу уроки с применением информационно-коммуникативных технологий, диспуты, ролевые игры, работа с текстом и т.д. Такого вида работы, в первую очередь, должны соответствовать пройденному материалу.
Одной из технологий, выявляющей положительные и проблемные зоны усвоения учебного материала учащимися, является тестовый контроль. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Тестирование на уроках татарского языка и литературы имеет ряд преимуществ:
-они не объемные, поэтому русскоязычному учащемуся легче воспринимать информацию;
- в каждый пункт теста можно ввести не одно, а несколько понятий, за счет чего повышается словарный запас учащегося;
- способствуют обучению детей самоконтролю;
- учитель может быстро проверить знания детей по разным темам;
-не создаёт чувства тревожности, как перед контрольной работой или экзаменом.
Тестирование имеет и ряд недостатков:
-исключение из контроля устной речевой ситуации;
- тест не позволяет проверять и оценивать уровни знаний, связанные с творчеством;
- в тестировании присутствует элемент случайности (ошибка, угадывание ответа).
Но, в связи с необходимостью подготовки выпускников 9 класса к сдаче единого республиканского тестирования по татарскому языку, приобретает важное использование вводных, тематических, промежуточных, итоговых тестов для контроля и оценки результатов учащихся. При проведении на уроках тестов учитываю индивидуальные особенности каждого ученика. Но, к сожалению, во время ЕРЭ, эти особенности детей не учитываются: и слабый, и сильный ученик выполняют одну и ту же работу.
На уроках татарского языка и литературы активно внедряю национально-региональный компонент. Ведь мы живем в богатой традициями и обычаями кряшенской деревне. От наших предков нам перешло огромное историческое наследие: фольклор, традиции и обычаи кряшенского народа. Для проведения интересных и увлекательных уроков, я использую школьный краеведческий музей «Ак Чишма», что в переводе «Белый Родник» (святое место нашей деревни). На уроках татарской литературы изучаем быт, фольклор, искусство кряшен и участвуем в конкурсах различного уровня, где мы занимаем призовые места. Также нашей гордостью является – поэт-земляк Егор Васильевич Уткин. На своих уроках обязательно использую его творчество, как эталон добра и справедливости. Все это способствует развитию не только общеучебных умений, но и формирует всестороннюю личность учащегося.
Таким образом, и в условиях сельской местности можно воспитать личность, которая будет любить свой родной язык, свою малую родину.
Список литературы:
- Камаева Р. Б. Новые педагогические технологии на уроках татарского языка и литературы. – Елабуга, 2012.
- Хайдарова Р. З., Гиниятуллина Л. А. Сборник ситуативных упражнений по татарскому языку для русскоязычных учащихся. – Набережные Челны, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения...
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...
«Технологии личностно ориентированного обучения и воспитания на уроках татарского языка и литературы»
Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Татарский язык объективно является одним ...
Использование современных информационных технологий на уроках татарского языка и литературы
Я считаю, что презентация - это самый оптимальный вариант изложения учебного материала на каждом этапе урока. В про...
Применение компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы.
Текст выступления на педагогическом педсовете по применению компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы....
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Статья из сборника "Моя образовательная инициатива" (сост.: Т. П. Горявская. – Саранск : ЦНППМ «Педагог 13.ру»)...