Уроки татарского языка и литературы в сельской школе
статья на тему

Тимошенко Валентина Михайловна

В русской малокомплектной школе  татарский язык и литературу преподаю уже 12 лет. На мои уроки ребята ходят с удовольствием. Но их мотивация на изучение татарского языка и литературы очень низкая. Этому есть причина: дети русскоязычные, в семье не говорят на татарском языке, хотя многие дети из смешанных семей – кряшенско-русские. Передо мной возникает вопрос: как научить детей говорить на татарском языке, как их заинтересовать? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_tatarskogo_yazyka_v_selskoy_shkole.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

   Тимошенко Валентина Михайловна,

  учитель татарского языка и литературы

                                                     МБОУ «Брюшлинская ООШ»

                                            Менделеевского района,

                                        Республики Татарстан

Уроки татарского языка и литературы

в сельской школе

Ключевые слова: Ситуативные упражнения – упражнения на проявление коммуникативной активности, стимулирующие самостоятельную речевую деятельность.

Коммуникативная активность – отражение специфики функционирования отобранного языкового материала в жизненных ситуациях.

 В русской малокомплектной школе  татарский язык и литературу преподаю уже 12 лет. На мои уроки ребята ходят с удовольствием. Но их мотивация на изучение татарского языка и литературы очень низкая. Этому есть причина: дети русскоязычные, в семье не говорят на татарском языке, хотя многие дети из смешанных семей – кряшенско-русские. Передо мной возникает вопрос: как научить детей говорить на татарском языке, как их заинтересовать? Для начала я стала использовать  коммуникативные технологии. Поэтому мои уроки проходят интересно, эмоционально, нет скучающих лиц, даже нет невнимательных, потому что уроки позволяют детям почувствовать себя равными с учителем.

Основной целью обучения татарскому языку  в русскоязычной школе является развитие коммуникативной деятельности учеников. Поэтому в качестве главной цели обучения я ставлю формирование умений и навыков речевого общения или коммуникаций. Это я формирую во всех видах обучения: развитие монологической и диалогической речи, чтение, письмо, аудирование.  Например,  

1)Узнай у друга какие города Татарстана он знает.

-Маша, син Татарстанның нинди шәһәрләрен беләсең?

2)Как скажешь о том, что знаменитый художник Шишкин родился в Елабуге.

-Атаклы рәссам Шишкин Алабуга шәһәрендә яшәгән.

Такие ситуативные упражнения помогают избежать заучивания новых слов. Дети учатся строить не только предложения, но и смогут выражать собственные мнения, желания, сообщения, контролировать собственные речевые умения в предполагаемых ситуациях общения.

Важное место в своей работе отвожу творческому мышлению учащихся. Занятия начинаю с 5-минутной разминки, в которой решаются творческие задачи разной степени трудности, выполняются ситуативные упражнения по программе Розы Закиевны Хайдаровой. Задания эти от урока к уроку усложняю, стремлюсь повысить уровень знания учащихся по татарскому языку. Чтобы создать интерес к предмету «татарский язык и литература»,  в 5-7 классах использую игровые элементы, разучиваем с учениками татарские песни, стихи, провожу  уроки с применением информационно-коммуникативных технологий, диспуты, ролевые игры, работа с текстом и т.д. Такого вида работы, в первую очередь, должны соответствовать пройденному материалу. 

Одной из технологий, выявляющей положительные и проблемные зоны усвоения учебного материала учащимися, является тестовый контроль. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Тестирование на уроках татарского языка и литературы имеет ряд преимуществ:

-они не объемные, поэтому русскоязычному учащемуся легче воспринимать информацию;

- в каждый пункт теста можно ввести не одно, а несколько понятий, за счет чего повышается словарный запас учащегося;

- способствуют обучению детей самоконтролю;

- учитель может быстро проверить знания детей по разным темам;

-не создаёт чувства тревожности, как перед контрольной работой или экзаменом. 

Тестирование имеет и  ряд недостатков:

-исключение из контроля устной речевой ситуации;

- тест не позволяет проверять и оценивать уровни знаний, связанные с творчеством;

 - в тестировании присутствует элемент случайности (ошибка, угадывание ответа).

Но, в связи с необходимостью подготовки выпускников 9 класса к сдаче единого республиканского тестирования по татарскому языку, приобретает важное использование вводных, тематических, промежуточных, итоговых тестов для контроля и оценки результатов учащихся. При проведении на уроках тестов учитываю индивидуальные особенности каждого ученика. Но, к сожалению, во время ЕРЭ, эти особенности детей не учитываются: и слабый, и сильный ученик выполняют одну и ту же работу.

На уроках татарского языка и литературы  активно внедряю национально-региональный компонент. Ведь мы живем в богатой традициями и обычаями кряшенской  деревне. От наших предков нам перешло огромное историческое наследие: фольклор, традиции и обычаи кряшенского народа. Для проведения интересных и увлекательных уроков, я использую школьный краеведческий музей «Ак Чишма», что в переводе «Белый Родник» (святое место нашей деревни). На уроках татарской литературы изучаем быт, фольклор, искусство кряшен и участвуем в конкурсах различного уровня, где мы занимаем призовые места. Также нашей гордостью является – поэт-земляк Егор Васильевич Уткин. На своих уроках обязательно использую его творчество, как эталон добра и справедливости. Все это способствует развитию не только общеучебных умений, но и формирует всестороннюю личность учащегося.

Таким образом,  и в условиях сельской местности можно воспитать личность, которая будет любить свой родной язык, свою малую родину.

Список литературы:

  1. Камаева Р. Б. Новые педагогические технологии на уроках татарского языка и литературы. – Елабуга, 2012.
  2. Хайдарова Р. З., Гиниятуллина Л. А. Сборник ситуативных упражнений по татарскому языку для русскоязычных учащихся. – Набережные Челны, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не  только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

«Технологии личностно ориентированного обучения и воспитания на уроках татарского языка и литературы»

Современная  школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Татарский  язык  объективно является одним ...

Использование современных информационных технологий на уроках татарского языка и литературы

Я считаю, что презентация - это самый оптимальный вариант изложения учебного материала на каждом этапе урока. В про...

Применение компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы.

Текст выступления на педагогическом педсовете по применению компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы....

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Статья из сборника "Моя образовательная инициатива" (сост.: Т. П. Горявская. – Саранск : ЦНППМ «Педагог 13.ру»)...