Индивидуальное занятие по РСВ и ФП
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Занятие разработано для учеников 9 вспомогательного класса по развитию слухового восприятия. Использован материал из раздела "Внеклассное чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind.zanyatie_po_rsv_i_fp_9kl.docx89.05 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия

9класс (вспомогательный)

I.Произношение

Цель: дифференциация звуков Ц-С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Соблюдение интонации, орфоэпии в речи.

Оборудование: таблички с речевым материалом, профили произношения звуков Ц, С, ЗУА-речевой тренажёр.

II.Развитие слухового восприятия (3 занятие)

Текст

Цель: восприятие текста, умение задавать вопросы к тексту.

План

I.Произношение

1.Проверка  слышимости аппаратуры.

2.Целевая установка.

3.Дифференциация звуков Ц-С, словесное ударение, правила орфоэпии при работе с речевым материалом занятия.

а) уточнение приёмов самоконтроля за звуками  Ц, С;

б) чтение слоговых дорожек, слов с дежурными звуками;

в) задание «Назови лишнее слово»; предъявление изменённого ряда слов  на слух;

г) задание « Назови картинку»; предъявление названий данных картинок на слух;

д) ответы на вопросы;

е) изменение словосочетаний по вопросам;

ж) составление предложений из данных слов; различение составленных предложений на слух.

 Минутка отдыха.                                             II.Развитие слухового восприятия

1.Работа с текстом .

а) краткая беседа по тексту;

б) предъявление предложений из текста на слух;

г) задание «Найди ошибку»;

д) различение слов, словосочетаний на слух по тексту;

е)резерв- восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера на слух.

2. Итог урока. Оценка деятельности ученика.

Ход занятия.

I.Произношение

1.Проверка слышимости аппаратуры

Предъявление слогов и речевых единиц на слух и за экраном

Учитель

Ученик

Послушай и повтори.

ПА, паПА, паПАпа, паПАпа

Послушай и ответь на вопросы.

Как ты слышишь?

Что ты надел(-ла)?

Зачем?

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Какая погода?

Повторяет

Я слышу слабо (хорошо, плохо).

Я надел(-ла) наушники(слуховой аппарат).

Чтобы слышать лучше.

Сегодня … .

День недели … .

Погода сегодня … .

2.Целевая установка

Учитель

Ученик

Прочитай и повтори.

Что будешь делать?

Говорю неторопливо, очень чётко и красиво.

Всё будет хорошо.

Буду читать и  повторять.

 Повторяет

3.Дифференциация звуков Ц-С в слогах, словах. фразах

а)уточнение приёма самоконтроля за звуками Ц,С

Учитель

Ученик

Посмотри на профиль.

При произнесении звука Ц

При произнесении звука С

Говори правильно Ц-С

Ц-С

б) чтение слогов, слов со звуками Ц-С

Учитель

Ученик

Прочитай слоги, слова, соблюдай ударение, знаки орфоэпии.

Что будешь делать?

Читай.

Ацве-асве                цветы-свет

Анце-апсе               концерт-консервы

Послушай слова и повтори.

Цветы, свет, концерт, улица, ситец, царский.

Буду читать слоги, слова.

Повторяет

Повторяет

в)задание «Назови лишнее слово»

Учитель

Ученик

Прочитай слова.

Птица, синица, огурец, цапля.

Назови лишнее слово. Почему?

Послушай слова и повтори.

Птица, синица, цапля.

Читает

Огурец- лишнее слово.

Огурец-овощ, синица, цапля-птицы.

Повторяет

г) задание «Назови картинку»

Учитель

Ученик

Назови картинку, говори правильно, соблюдай ударение, знаки орфоэпии.

Что будешь делать?

Послушай, повтори (за экраном)

Буду называть картинки

Повторяет.

д)ответы на вопросы(слухо-зрительно)

Учитель

Ученик

Будешь отвечать на вопросы.

Что  будешь  делать?

Сколько месяцев в году?

Назови последний месяц года.

Как называется наша страна?

Назови столицу России.

Послушай, повтори (за экраном)

Двенадцать, август, Россия, Москва.

Буду отвечать на вопросы.

В году 12 месяцев.

Последний месяц лета - август.

Наша страна называется Россия.

 Столица России - город Москва.

Повторяет

е) изменение словосочетаний по вопросам, составление предложения со словосочетанием;

Учитель

Ученик

Прочитай словосочетание

Поставь вопросы к словам

Измени их по вопросам

Что делал? Что делала? Что сделала? Что делают? Что будут делать?

Составь предложение с любым из этих словосочетаний.

Что будешь делать?

Цветок цветёт

Что?-цветок  цветок  Что делает?-цветёт

Цвёл, цвела, расцвела, цветут, будут расцветать

Буду составлять предложение.

Составляет предложение.

ж) составление предложений из данных слов, восприятие предложений на слух (слухо-зрительно)

Учитель

Ученик

Прочитай слова, составь предложения.

Что будешь делать?

 Находится, на, улице, школа, наша, Школьной.

Цветы, на, клумбе, красивые, расцвели.

Повтори предложения.

Что будешь делать?

На клумбе расцвели красивые цветы. Наша школа находится на улице Школьной.

Буду составлять предложения из слов.

Наша школа находится на улице Школьной.

На клумбе расцвели красивые цветы.

Буду повторять предложения.

Повторяет

Минутка отдыха. Зарядка для зрения,

Учитель

Ученик

Ты хорошо говорил (-ла), вот бонус.

После хорошей работы требуется отдых.

Просмотри  слайды,  отдохни, сделай  зарядку для зрения.

Просмотр релакскслайдов.

Повторяет комплекс  упражнений для зрительной разгрузки.

II. Развитие слухового восприятия

Работа с текстом(3 занятие)

а)краткая беседа по тексту «Руслан»

Учитель

Ученик

Что это?

 Прочитай название текста.

О чём текст?

Это текст.

Текст называется « Руслан».

Текст о собаке-сенбернаре, которого звали Руслан.

б) предъявление предложений из текста на слух

Учитель

Ученик

Слушай  начало предложения, найди его в тексте и прочитай.

Подходя к дому…

Из маленького щенка….

Подходя к дому, женщина увидела под деревом щенка.

Из маленького щенка Руслан вырос в большого сенбернара.

в) задание «Найди ошибку»

Учитель

Ученик

Будешь слушать и исправлять ошибки.

Шерсть у Руслана была чёрная.

Хозяйка никогда не делилась с Русланом обедом.

Шерсть у Руслана была густая, белая с коричневыми пятнами.

Хозяйка всегда делилась с Русланом скудным обедом.

г)различение слов и словосочетаний из текста ( слухозрительно,  выбирая рассыпные таблички)

Учитель

Ученик

Послушай, повтори.

Что будешь делать?

Одинокая женщина, жалобно скулил, порт,перетаскивал мешки,моряки, порция супа.

Буду слушать и повторять

Отбирает таблички и повторяет.

Заключение.Тебе понравился рассказ о Руслане? Какой Руслан?

д)резерв:

восприятие материала, относящегося к учебной деятельности и фраз разговорно-обиходного характера( на слух)

Учитель

Ученик

Будешь отвечать на вопросы.

Что будешь делать?

Что изучает география?

Сколько будет 10умножить на10?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Буду отвечать на вопросы.

География изучает .

100.

Какой? Какая? Какие?

2.Итог урока, оценка деятельности ученика.

Учитель

Ученик

Что ты делал (-ла) на уроке

 Урок понравился?

До встречи.

Я говорил, читал, отвечал на вопросы.

Ученик отвечает.

До свидания.


Руслан

(Автор не известен)

Это было в Англии. Одинокая женщина шла по улице. Было холодно и моросил дождь. Подходя к своему дому, она увидела под деревом маленького щенка. Он жалобно скулил. Женщина взяла щенка домой и вырастила его.

 Женщина часто болела, ведь муж её погиб на войне, а детей у неё не было. Был у неё только Руслан - так она назвала щенка. Из маленького щенка Руслан вырос в большого, сильного сенбернара. У него была густая шерсть, белая с коричневыми пятнами.

Руслана знали все в городе. Он ходил на рынок с корзинкой, в которую женщина клала деньги и записку со списком продуктов для приготовления пищи. Торговцы читали записку, брали из корзинки деньги и  складывали продукты в корзинку. Руслан приносил их домой. Женщина готовила пищу и всегда делилась с Русланом скудным обедом.

Однажды Руслан пробегал через порт и увидел, как грузчики переносили мешки с тростником с берега на палубу корабля. Один мешок упал и Руслан быстро перетащил мешок на палубу. Затем –второй, третий, четвёртый мешок. И так он перетаскивал мешки до вечера. Грузчики удивлялись, но подбадривали Руслана добрыми словами. Руслан пришёл к хозяйке вечером, очень уставший.

 На следующий день он опять пошёл в порт. И опять работал до вечера. Вечером грузчикам привезли еду. Каждый получил свою порцию супа с мясом. Налили суп в котелок и Руслану. И как удивились грузчики, когда увидели, что пёс взял котелок в зубы и устало поплёлся домой. Все поняли, что он собирается сделать.

Слова и словосочетания.

Одинокая женщин  - женщина, у которой нет родных;

моросит дождь  - идёт мелкий дождь;

жалобно скулил - «просил» о помощи;

вырастить щенка -из щенка вырастить большую собаку;

 густая шерсть;

торговцы на рынке;

список продуктов для приготовления пищи;

делиться скудным обедом - делить простой обед на двоих,

тростник;

мешок, перетаскивать мешки,

порт,

палуба корабля,

подбадривать добрыми словами  -говорить добрые слова,

порция супа  -  тарелка супа,

котелок,

поплёлся домой  - устало, медленно пошёл домой.

Вопросы.

В какой стране происходит действие рассказа?

Кого нашла женщина?

Где и когда женщина нашла щенка?

Как женщина назвала щенка?

Как Руслан помогал женщине?

Что Руслан делал в порту?

Что говорили грузчики Руслану?

Что Руслан сделал с котелком супа, который дали ему моряки?

Что ты можешь сказать о Руслане? Какой он? ( злой, добрый, весёлый, заботливый, сильный, выносливый, ленивый, трудолюбивый)

Каким ты представляешь себе Руслана?

Назови породу щенка. Что ты знаешь о собаках этой породы?

 

Сенбернар-порода собак, которых называют спасателями. Эти сильные, большие, бесстрашные собаки помогают спасателям в горах. Бывает так, что люди попадают в беду в горах, спускается ловина, людей засыпает снегом. И никто, кроме сенбернара, не сможет добраться и найти человека под снегом. На шею собаке вешают аптечку с лекарствами и телефоном.

В годы войны сенбернары вытаскивали раненых с поля боя. C:\Users\Света\Desktop\9281.jpg C:\Users\Света\Desktop\1269317801_dog_014-200x300.jpg

Памятник сенбернару Барри-самой известной собаке-спасателю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: «Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»

Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со...

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Игрушки».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Игрушки».Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы имен существительных в р.п., мн.ч., образовывать ум...

Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уме...

Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи». Индивидуальные занятия (занятия в подвижных микрогруппах).

Рабочая программа представляет собой описание проверенной практикой эффективной системы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития дошкольников в условиях образовательных организа...

«Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»

«Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»...