Проблемно-эвристический урок.
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Сценарий проблемно-эвристического урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evrist_urok.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проблемно-эвристического урока.
Автор : Савоста Наталья Владимировна
Образовательное учреждение : МБОУ Октябрьская СОШ
Предмет: биология.
Класс 9
Тема « Генетика пола»
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.
Цель:
- Показать, что признак пола наследуется так же, как любой другой.
- Указать на материальную основу признака, пола, выраженного в виде половых хромосом.
- Развивать навыки решения генетических задач
Задачи:
- образовательные: расширить знания о биологии человека, продолжить усвоение учащимися системы знаний о наследственности и изменчивости организмов.
- воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, системы взглядов и убеждений о необходимости сохранения своего здоровья; способствовать развитию профессиональной ориентации учащихся;
- развивающие - продолжить формирование умений учащихся: анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, выделять главное, сравнивать, систематизировать, объяснять; осуществлять обработку полученной информации; работать с учебником, формировать культуру использования информационных технологий в индивидуальной, коллективной учебной и познавательной деятельности; владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника.
- Развитие эмоциональной сферы: повышение интереса к предмету, активизация познавательной деятельности.
Проблемные опросы:
1.В каком соотношении происходит расщепление по полу у раздельнополых животных?
2. Каковы хромосомные типы определения пола?
3. Каково вторичное соотношение полов у человека?
4. Каким образом происходит наследование признаков сцепленных с полом?
5. Как определяется пол?
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Время урока -45 мин.
Ход урока:
I. Организация начала урока: оргмомент, приветствие.
II. Введение в тему урока:
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Генетика пола».
Актуальность темы:
Большинство доказательств в пользу хромосомной теории наследственности, обоснованной Т.Морганом, получено на основе опытов с дрозофилой. Цитологическое изучение клеток этой мушки помогло обнаружить различия между хромосомами самцов и самок. Это открытие дало основание для решения важного вопроса,: какие механизмы определяют пол особей?
Проблемная задача-1. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу (презентация):
«Количественное расщепление новорожденных по полу в % у раздельнополых организмов»:
Организм | Женский пол | Мужской пол |
человек | 49 | 51 |
лошадь | 48 | 52 |
собака | 44 | 56 |
мышь | 50 | 50 |
голубь | 50 | 50 |
Вопрос: - В каком отношении происходит расщепление по полу у всех раздельнополых организмов? (1:1)
Признак пола наследуется так же, как и другие признаки.
Вопрос: Тогда при каком условии мы можем получить расщепление 1:1? (При скрещивании одного гомозиготного родителя с гетерозиготным).
Такая догадка была высказана еще Менделем, но причины этого стали ясны в результате достижения генетики и цитологии.
Учитель: Вы знаете, что для каждого вида организмов характерен свой кариотип (т.е. форма, размеры и число хромосом). Хромосомы, по которым не существует различий, называются аутосомами, хромосомы по которым существуют различия половыми хромосомами.
Вспомните: При каком процессе и как образуются гаметы? (процесс мейоза, из каждой пары по одной хромосоме идет на образование гамет)
Проблемная задача -2.
Учитель: Поскольку половые хромосомы негомологичны друг другу по своему строению, то они различаются и по наличию генов в них. Х-хромосома содержит несколько тысяч генов, тогда как Y – хромосома всего лишь около сотни генов и это количество постепенно уменьшается, т.к. из поколение в поколение она теряет свои гены.
Наличие в кариотипе двух хромосом - ХХ определяет развитие организма женского пола, а наличие двух разных хромосом Х и Y – организма мужского пола. Такой тип хромосомного определения пола встречается у человека, дрозофилы и растения дремы, у других организмов наблюдаются иные пути формирования противоположных полов. Выделяют три основных типа хромосомного определения пола, названных по тем видам организмов, у которых они были описаны впервые.
Обратите внимание на схему.
Учитель: Итак, проанализировав данную таблицу, ответьте на вопросы:
- Сколько типов гамет образуют организмы мужского и женского пола в каждом из рассмотренных типов определения пола?
- Какой пол образует гаметы одинаковые по половым хромосомам? (гомогаметный пол)
- Какой пол образует гаметы, различающиеся по половым хромосомам? (гетерогаметный)
Делаем вывод – что именно эта особенность кариотипов живых организмов обеспечивает одинаковое соотношение особей мужского и женского пола в популяциях.( 1:1.)
Проблемная задача -3.
Учитель: - Обратите внимание на следующую таблицу (презентация)
«Вторичное соотношение полов у человека».
Возраст | женщины | мужчины |
новорожденные | 100 | 106 |
детство | 100 | 103 |
юность | 100 | 100 |
50 лет | 100 | 85 |
85 лет | 100 | 50 |
Вопрос: О чем свидетельствуют эти данные?
- о разной жизнеспособности мужского и женского пола.
- как и у человека, так и у животных мужской пол оказывается менее устойчивым к факторам внешней среды, поэтому продолжительность жизни мужских особей короче.
-это наши воины, защитники – жизнь которых подвергается опасности.
Отсюда вывод: необходимо беречь мужской пол.
III. Закрепление знаний.
Проблемная задача -4. (рассматривается на примере решения задач).
Учитель: После того как мы выяснили генетический механизм определения пола у живых организмов, мы можем перейти к решению задач.
Некоторыми наследственными заболеваниями (гемофилией, дальтонизмом) страдают мужчины, хотя передают эту болезнь фенотипически здоровые женщины.
Условие:
Решение задачи на доске.
Второй пример: Почему котов с черепаховой окраской не бывает?
Решение задачи: А- рыжий цвет, а- черный цвет. Аа- черепаховый.
Так почему не бывает котов с черепаховой окраской?
-Чтобы она получилась должны присутствовать 2 гена Аа, а т.к. у самца только одна Х-хромосома, то он может быть или черным или рыжим.
Проблемная задача -5.
Учитель: Записываем в тетрадях выводы урока:
- Признак пола подчиняется тем же закономерностям, как и другие.
- Пол определяется в момент оплодотворения, гаметы отца являются решающими.
- Признак пола генетически предопределяется набором половых хромосом.
- Расщепление по полу 1:1.
- Наследование признаков, гены которых находятся в Х или Y – хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом, а сцепление генов с полом называют локализацией генов в половых хромосомах
IV. Постановка проблемной задачи к следующему уроку.
Учитель: Условия, в которых живет человек, и все живые существа на Земле оказывают существенное влияние на протекание мутационных процессов. Они же причина многих наследственных заболеваний, которые подразделяются на 2 группы: болезни, связанные с мутацией генов, и болезни, связанные с мутациями хромосом. Как правило, нарушения кариотипа у человека сопровождаются множественными пороками развития; большинство таких аномалий несовместимо с жизнью. Однако достаточно большое число плодов (~2.5%) с аномальными кариотипами донашивается. Следовательно, запрет применения мутагенных факторов (радиация, химические вещества) и оздоровление среды обитания всего живого на Земле – задача очень большой важности. Об этих проблемах мы будем подробно говорить на последующих уроках.
Дополнительное задание на следующий урок : в нашей стране все новорожденные обследуются на выявление следующих болезней: фенилкетонурии, гипотиреоза, галактоземии, адреногенитального синдрома, муковисцидоза. Выясните, к какой группе наследственных болезней относятся фенилкетонурия, гипотиреоз, галактоземия, адреногенитальный синдром.
Рефлексия.
На заключительном этапе урока предлагаю дать оценку уроку, используя «Спайдер» (дети должны прикрепить стикер к соответствующей картинке).
Мне урок понравился. Урок не понравился совсем.
Тема урока меня очень заинтересовала, и я постараюсь найти дополнительный материал.
Урок был содержательным. На уроке я ничего не понял.
Понравилось решать задачи. Урок был обычным…
VIII. Домашнее задание §,
Литература:
- Пономарева И.Н.Основы общей биология .9 класс: учеб. Для общеобразовательных. учреждений-М.: «Вентана –Граф», 2010.
- Бочков Н.П., Асанов А.Ю., Жученко Н.А. и др. Медицинская генетика. - М.: Материнство. Высшая школа, 2001.
- 3. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Кн. для внеклассного чтения IX - X кл. М.: "Просвещение", 1978 г.
- Инге -Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. Высшая школа, 1989.
- Льюин Б. Гены . Мир; 1987.
- 5. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский, 1987.