2. | Актуализация знаний | Определение уровня усвоения материала предыдущей темы.
Слово учителя: - Ребята, посмотрим домашнюю работу. (Челядь, видзöдлам гортса удж.) Девочка играет куклой. Мальчик смотрит телевизор. Я читаю книгу. Мальчик играет на гитаре. Ребята играют в шахматы. Девочка и мальчик танцуют. | Зонка да нывка йöктöны. Челядь ворсöны шахматöн. Нывка ворсö аканьöн. Детинка видзöдö телевизор. Зонка ворсö гитараöн. Ме лыддя небöг. |
- Ребята, проверим, насколько хорошо вы усвоили материал, который мы изучили на прошлых уроках. Артмöд шыпасъясысь кывъяс.
- Повторяем за мной: ВЫЛЬЛУН ВОТОРНИК СЕРЕДА ЧЕТВЕРГ ПЕКНИЧА СУБÖТА ВЕЖАЛУН ВЕЖОН
- Ребята, а как же нам сказать не «ЧЕТВЕРГ», а «В ЧЕТВЕРГ»?
- На доске написаны слова, а вам надо отметить суффикс. - Ребята, сейчас такое задание: ответьте на мои вопросы. Например: - ТАЛУН ПЕКНИЧА? - АБУ. ТАЛУН ЧЕТВЕРГ. - ТАЛУН ВОТОРНИК? - ДА. ТАЛУН ВОТОРНИК.
- А теперь такое задание: я буду произносить слова, а вы, *как только услышите звук ДЗ, хлопаете в ладоши: ВИДЗА ОЛАН РОК ВОДЗДÖРА КÖДЗЫД *как только услышите звук Ö, хлопаете в ладоши: СИКÖТШ НЯНЬ ПАСЬКÖМ КÖМ *как только услышите звук СЬ, улыбнитесь: ШЫД СЬÖД САКАР ДОЗ СЕЯН.
- Ребята, а какое слово со звуком СЬ нам встретилось, которое обозначает на русском языке ЕДА.
- А какую ЕДУ вы знаете? (Кутшöм СЕЯН ті тöданныд?)
- А сейчас поиграем в игру «Вузасянiнын» («В магазине»). Задание: надо купить еду (фрукты). Видза оланныд! Видза оланныд! Мый тэ ньöбан? Ме ньöба … . На тэныд … . Аттьö. Пöжалуйста. Аддзысьлытöдз. Аддзысьлытöдз.
- А сейчас отдохнем. Встали. Физминутка «Фрукты».
- Пуксьöй. - Ребята, давайте переведём на коми язык те фрукты, за которыми вы сейчас следили.
- Ребята, вспомните правило «О ФРУКТАХ». |
Учащиеся проверяют домашнюю работу.
Примерные ответы учащихся: ВЫЛЬЛУН ВОТОРНИК СЕРЕДА ЧЕТВЕРГ ПЕКНИЧА СУБÖТА ВЕЖАЛУН ВЕЖОН
Учащиеся повторяют слова за учителем.
Примерные ответы учащихся: ВЫЛЬЛУНÖ ВОТОРНИКÖ СЕРЕДАÖ ЧЕТВЕРГÖ ПЕКНИЧАÖ СУБÖТАÖ ВЕЖАЛУНÖ
Учащиеся отмечают суффикс -ö
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся определяют звук ДЗ.
Учащиеся определяют звук Ö.
Учащиеся определяют звук СЬ.
Примерные ответы учащихся: Слово «СЕЯН».
Примерные ответы учащихся: НЯНЬ - хлеб ЯЙ - мясо САКАР - сахар СОВ - соль ШЫД - суп РОК - каша
Учащиеся участвуют в игре «Вузасянінын» в парах.
Учащиеся встают и следят глазами за движущимися предметами.
Примерные ответы учащихся: Банан - банан Кокос - кокос.
Примерный ответ учащихся: Фрукты, которые не растут на севере, произносятся так же, как и в русском языке. | 10 мин. |
3. | Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся
| Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
Слово учителя: - Ребята, на доске есть кроссворд. Надо отгадать его. Для этого нужно перевести слова с русского на коми язык, обозначающие еду: КОНФЕТА СОЛЬ КАША ТОРТ
- Какое слово получилось?
- Открываем тетради. Записываем сегодняшнее число, классную работу и тему.
- Ребята, как выдумаете, что обозначает слово МОРТ в переводе на русский язык? Давайте посмотрим в словаре.
| Учащиеся определяют тему урока и формулируют цели урока.
Примерные ответы учащихся: КОНФЕТА - КАМПЕТ СОВ - СОЛЬ РОК - КАША ТОРТ - ТОРТ
Примерный ответ учащихся. МОРТ.
Учащиеся работают в тетрадях. Рака 21 лун. Класса удж. Морт.
Учащиеся работают со словарями в группах. Примерный ответ учащихся. ЧЕЛОВЕК. | 5 мин. |
4. | Изучение нового материала | Организация постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока. - Как вы думаете, что мы должны узнать на нашем уроке?
- Ребята, а из каких частей тела состоит человек?
- А как же мы узнаем, как звучат на коми языке эти слова? А для этого нужно правильно прочитать слово на коми языке и записать в тетрадь новые слова.
- Значит, на коми языке: ЮР - голова, ЮРСИ - волосы, ПЕЛЬ - уши, СИН - глаз, НЫР - нос, ЧУЖÖМ - лицо, ВОМ - рот, КИ - рука, КОК - нога.
- А теперь встанем и отдохнем. Физминутка «ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»: Кöнi миян кияс? Вот миян кияс. Кöнi миян пельяс? Вот миян пельяс. Кöнi миян чуньяс? Вот миян чуньяс. Кöнi миян бöкъяс? Вот миян бöкъяс. Кöнi миян юръяс? Вот миян юръяс. Кöнi миян кокъяс? Вот миян кокъяс. |
Примерные ответы учащихся: - Мы должны познакомиться с новыми словами. - Должны узнать, как правильно произносятся новые слова. - Должны узнать, как правильно пишутся новые слова.
Примерные ответы учащихся: РУКИ НОГИ ГОЛОВА и т.д.
Учащиеся подходят к доске, переворачивают карточки и читают новые слова. Примерные ответы учащихся: ЮР - голова ЮРСИ - волосы ПЕЛЬ - уши СИН - глаз НЫР - нос ЧУЖÖМ - лицо ВОМ - рот КИ - рука КОК – нога Учащиеся записывают в тетрадь новые слова.
Дети повторяют ещё раз за учителем новые слова: …
Учащиеся встают и повторяют движения учителя. | 10 мин. |
5. | Закрепление нового материала | Слово учителя: - Задание: найдите слова (корсь кывъяс). КИКОКНЫРВОМЧУЖÖМЮРСИСИНПИНЬ
- Задание: ответьте на вопросы (вочавидзöй юалöмъяс вылö). - ТАЙÖ ВОМ? - АБУ. ТАЙÖ НЫР. - ТАЙÖ ПЕЛЬ? - ДА. ТАЙÖ ПЕЛЬ.
- Задание: ответьте на вопрос «Сколько»? (Кымын?) Кымын ош? Кымын кöч?
Кымын ныр ЗОНКАЛÖН? Кымын пель ЗОНКАЛÖН? Кымын кок ЗОНКАЛÖН? Кымын чужöм ЗОНКАЛÖН? Кымын ки ЗОНКАЛÖН?
- А когда много предметов, мы добавляем…
Например: КОК - КОКЪЯС НЫР - … СИН - …
- А теперь встанем и отдохнём. Физминутка «КОТ ЛЕОПОЛЬД».
- Челядь, тайö кодi?
- Ребята, назовите части тела КОТА?
- Кутшöм паськöм КАНЬЛÖН?
- А кутшöм паськöм ЗОНКАЛÖН?
- В какой скороговорке встречается слово ГАЧ?
- Кутшöм рöма паськöм ЗОНКАЛÖН?
- Задание: «Одень куклу» («Пасьтöд аканьöс») : - Мый кöмöдам кок вылö? - Мый пасьтöдам ки вылö? - Мый пасьтöдам туша вылö? - Мый пасьтöдам юр вылö?
- Вспомните правило (ШАРФ - ШАРП). |
Примерные ответы учащихся: КИ КОК НЫР ВОМ ЧУЖÖМ ЮРСИ СИН ПИНЬ
Примерные ответы учащихся:
Примерные ответы учащихся: 1 ош, 4 ош 1 кöч, 2 кöч
Примерные ответы учащихся:
Примерные ответы учащихся: суффикс –ЯС
Примерные ответы учащихся: НЫРЪЯС СИНЪЯС
Учащиеся встают и следят глазами за движущимися предметами. Примерный ответ учащихся: КАНЬ
Примерные ответы учащихся: СИН ПЕЛЬ ЧУЖÖМ КИ КОК
Примерные ответы учащихся: ДÖРÖМ ГАЧ ТЯПИ
Примерные ответы учащихся: ДÖРÖМ ГАЧ
Примерные ответы учащихся: Дзоля Коля гачыс кын, Дзоля Коля дзугö лым.
Примерные ответы учащихся: ГÖРД ДÖРÖМ ЛÖЗ ГАЧ СЬÖД ШАПКА
Учащиеся одевают куклу. Примерные ответы учащихся: Пасьтöдам ШАРП,..
Примерный ответ учащихся: В коми языке вместо Ф произносится П. | 15 мин.
|
6. | Подведение итогов урока
| Определение степени усвоения материала, оценка качества работы.
Слово учителя: - Итак, ребята, что нового мы узнали на уроке?
(Результаты работы обучающихся оцениваются в форме карточек-орнаментов: зеленого цвета — работал без ошибок, желтого цвета — работал хорошо, но были неточности, красного цвета — работал с ошибками) | Учащиеся отвечают на вопросы.
Примерные ответы учащихся: | 3 мин. |