Сила материнской любви (по рассказу Платонова "Корова")
учебно-методический материал (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сила материнской любви в рассказе А.Платонова «Корова»
Ход урока.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы поговорим о А.Платонове и его рассказе “Корова”. Тема нашего урока: “Сила материнской любви”.
Слово о писателе:
Андрей Платонович Платонов родился на рубеже веков и за полвека пережил вместе со страной и войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость созидательного труда. В семье рано умерла мать, и будущий писатель остался старшим среди многочисленных сестер и братьев. Уже в 13 лет он работал в конторе, потом рабочим на паровозоремонтном, трубном заводах. В годы гражданской войны А. Платонов служил в Красной Армии помощником паровозного машиниста. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.
Чтение фрагмента автобиографии в учебнике (С. 194-195) учениками.
Вопрос: Что для Платонова значит “родина”? (...кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще паровозы, машины, ноющий гудок и потную работу...)
Вопрос: Что значит “потная работа”? (настоящая, требующая приложения сил, трудная, но и позволяющая уважать себя, гордиться своим трудом)
Работа с эпиграфом.
Зачитайте слова на доске: “Надо относиться к людям по-отцовски”
Вопрос: Как вы понимаете слова Платонова? Платонов обладал талантом слышать чужое горе. Всю свою жизнь он размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в неустроенном, тревожном мире. Глядя на портрет писателя, мы обращаем внимание на его взгляд, грустный, даже тоскливый. На этом лице, пожалуй, замечаешь одни глаза -“живую поверхность его сердца”. Внешне Платонов - человек кажется простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была полна любви к человеку.
А теперь обратимся к рассказу Платонова “Корова”.Пересказ рассказа “Корова”. (1 ученик сжато пересказывает сюжет рассказа
Беседа о первых впечатлениях о рассказе.
1) Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
2) Какой эпизод вам особенно запомнился?
3) Почему называется “Корова”? (Речь об обычной корове, каких много. Именно корова становится для Васи Рубцова нравственным ориентиром.)
Беседа по тексту рассказа.
1) В какое время года происходит действие рассказа? Найдите описание пейзажа, какова его роль в рассказе ? На дворе стояла осень, небо, покрытое прохладной наволочью голые кусты; умирающая природа к зиме настраивает читателя на размышления о жизни и смерти.)
2) Итак, рассказ называется “Корова”. Найдите в тексте описание коровы. На что обращает внимание писатель? (Это обычная корова, такая же, как все другие)-С 127.
3) А как вы думаете, почему корова была утомленной и худой?
Нежадная и трудолюбивая.
Щедрая (...из нее ели молоко мать, отец и я, потом - теленок, и всем хватало)
- “Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй”.
4) Обратим внимание на фразу мальчика “ели из нее”. С точки зрения литературных норм сказано неправильно. А по сути? Почему “из нее”? (Этой фразой мальчика показана полная отдача людям)
5) Найти в тексте слова, передающие характер коровы.(С 128) (“Добрые, теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и ее большое худое тело, которое было таким потому, что свою силу корова не собирала для себя в жир и мясо, а отдавала ее в молоко и в работу”)
6) Какие же слова подчеркивают трудолюбие коровы? (С 128) (“Свою силу не собирала для себя в жир и мясо, а отдавала ее в молоко и в работу...”, “покойное вымя с маленькими осохшими сосками, откуда он кормился молоком”)
7) Почему же она изменилась? И в чем это проявилось? (С 129) (“ Ответила протяжным плачущим голосом корова, тоскующая о своем сыне”)
8) Обобщим, какой же стала корова после потери теленка?
Равнодушной ко всему, угрюмой
Непонятливой, ничего не делающей
Чужой, забывчивой
9) Как называет и автор, и герой теленка? (Сын)
На что хочет обратить внимание автор? (Корова-мать, ей нужен сын)
10) Почему корова так страдает? Почему автор пишет, что горе не просто тяжкое, но и трудное, безысходное? (Горе она не умела утешить, как это может делать человек, ей труднее, человека можно утешить словом, у нее есть друзья)
11) Зачитать из текста в подтверждение этих слов (С201-202)
12) Что же в конце концов случилось с коровой? Какова причина ее гибели? (Потеря сына)
13) Чем интересна корова, описанная Платоновым? Что особенно в ней привлекло автора? (Она - мать)
Чтение стихотворения С.Есенина “Песнь о собаке”.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Вопрос: В чем сходство этих произведений? Ответы учащихся:
- Горе матерей, потерявших своих детей
- Нет имен - обычные животные
- Не авторы говорят о чувствах животных, а мы сами приходим к этому; ощущаем сильнее их горе.
Работа с иллюстрациями к рассказу. Определите, чей рисунок в большей степени передает не только внешний вид коровы, но и ее душевное состояние, характер?
Беседа о мальчике.
1) Какое впечатление произвел на вас Вася Рубцов? (Добрый, трудолюбивый)
2) На дом было домашнее задание - написать ответ на вопрос: “Каким вы представляете себе Васю?” Зачитайте отрывки из сочинений.
3) Как относится к корове Вася? (“Ему нравилось в корове все... что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу, то есть жила для других”)
4) Как автор передает свое отношение к герою? (Словами машиниста: “Не было бы своего сына, я бы усыновил этого. Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди”)
5) Как вы понимаете слово “полный”? (“Полноценный, уже с малых лет понял, что нужно трудиться и помогать окружающим”)
6) Прочитайте сочинение Васи, которое он написал в школе после гибели коровы. Какова его основная мысль? (Основная мысль заключена в последних словах: “Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо”)
Какой урок преподала корова Васе? (Урок доброты, бескорыстия и самопожертвования)
Какова идея рассказа? (Любовь к человеку, сострадание ко всему живому на земле)
Обобщение. Заключительное слово учителя.
А. Платонов сказал: “Надо относиться к людям по-отцовски”. Вася Рубцов уже с малых лет способен на это чувство. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей - вот нравственные заповеди писателя, которыми он щедро наделяет своих героев,
Оценки.
Домашнее задание. Написать сочинение-письмо другу (подруге) на тему “Трагедия коровы-матери”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в русле новых технологий "Душу мира- маму береги" (Расул Гамзатов) (По произведению В.А.Сухомлинского «Легенда о материнской любви»)
Данная презентация поможет при проведении урока по произведению Сухомлинского В.А. "Легенда о материнской любви". Метод двойного дневника, составление синквейнов, создание символа Души разнообразят ра...
Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.
На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...
Произведение А.Платонова «Взыскание погибших» («Мать») в библейском контексте. Святость материнской любви и памяти.
Открытый урок - конференция "Произведение А.Платонова «Взыскание погибших» («Мать») в библейском контексте. Святость материнской любви и памяти."...
Сила материнской любви
Статья была напечатана в газете "Волго-Донской край"....
Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"
Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....
Арт-терапевтическая техника «Символ материнской любви»
Техника работы...
Арт-терапевтическая техника «Символ материнской любви»
Техника работы...