Произведение А.Платонова «Взыскание погибших» («Мать») в библейском контексте. Святость материнской любви и памяти.
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Открытый урок - конференция  "Произведение А.Платонова «Взыскание погибших» («Мать»)  в библейском контексте. Святость материнской любви и памяти."  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vzyskanie_pogibshih.zip2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изучение произведения А.Платонова «Взыскание погибших» («Мать»)  в библейском контексте. Святость материнской любви и памяти.

Цели: 1. Познакомиться с произведением А.Платонова ««Взыскание погибших» («Мать»).

           2. Уметь выделять главное в художественном тексте в процессе его анализа.

           3. Воспитать у учащихся чувство патриотизма и сострадания, на основе содержания рассказа  и Библии выявить истинный смысл понятий «добра» и «зла».

Задачи: на основе содержания рассказа и Библии выявить     истинный смысл  понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»; видеть авторскую позицию.

Оборудование урока:  портрет А.Платонова; икона «Взыскание погибших»; рассказ А.Платонова «Взыскание погибших» («Мать»); стихи С.А.Еcенина «Молитва матери», А.Н.Плещеева «Он шёл безропотно тернистою дорогой…»; презентация урока, творческие работы проектной группы, эпиграф, компьютеры, программа – подсказка урока.

Из бездны взываю…

Священное писание.

Ход урока

  1.      Вступительное слово учителя  литературы.

 

Добро и зло… За этими , казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы  добра и зла.

Вступительное слово учителя МХК

- Что такое добро?

       (Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать людям)

- А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно    закрадывается в наши души?

- Человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нём появляется злость, бездушие?

Помогут нам раскрыть истинный смысл понятий  добра и зла, человеческой памяти  две книги- небольшой рассказ А.Платонова ««Взыскание погибших» («Мать») и Библия - священное писание, которое для многих поколений  долгие века было руководством в жизни. Необычность нашего урока заключается в том, что у него 2 названия, поэтому вы должны совершить  поиск «явного» и «тайного» значения текста.

               
Учитель литературы

В этом нам помогут: 1) научная группа лингвистов ; 2) проектная группа; 3) аналитическая группа (остальные учащиеся)

 Великая Отечественная война…О ней уже много было рассказано поэтами и писателями. Одним из таких писателей стал А.Платонов, наш земляк, соотечественник. Сегодня мы познакомимся с рассказом А. Платонова «Взыскание погибших», который был написан в 1943 году

 Знакомство с биографией А. Платонова-сообщение учащегося. (Слайд №2,3,4,)

Жизнь Андрея Платонова была недолгой и нелегкой, а слава пришла к нему лишь после смерти.

Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище, а трудиться начал уже с тринадцати лет. "У нас семья была ... 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же ... не мог кормить такую орду", - писал он впоследствии в своих воспоминаниях.

Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. В 1918 году, вновь пошел учиться - в Воронежский политехникум. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга - сборник очерков "Электрификация", где утверждалась мысль, что "электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года."

После окончания Гражданской войны Андрей Платонов поступил в Политехнический институт. После его окончания в 1926 году он работает губернским мелиоратором, заведует работами по электрификации сельского хозяйства, но не расстается и с литературной деятельностью.

Вторая книга Андрея Платонова, сборник "Голубая глубина", была составлена из его дореволюционных и послереволюционных стихов.

Однако талант писателя в полной мере проявился все-таки в прозе. После его переезда в Москву в 1927 году выходит в свет книга, сборник повестей "Епифанские шлюзы", с которой начинается его карьера как профессионального литератора. В ней были собраны произведения, в разное время выходившие в газетах и журналах.

После сборника "Епифанские шлюзы" одна за другой вышли книги "Сокровенный человек" (1928) и "Происхождение мастера" (1929). Однако фортуна отворачивается от него после того, как рассказ "Усомнившийся Макар" получил резко отрицательную оценку Сталина. Издательства по идеологическим соображениям отклоняют его произведения.

Между тем в это же время рождается такое крупное произведение, как роман "Чевенгур" (1929, в первой редакции - "Строители весны", 1927).В 1931-1935 годах Андрей Платонов работает инженером в Наркомате тяжелой промышленности и продолжает писать. Появляются пьеса "Высокое напряжение", повесть "Ювенильное море" (1931), неоконченный роман "Счастливая Москва" (1933-1934) о судьбе девушки по имени Москва, красавицы, считающей себя счастливой, и ставшей калекой, попав на строительство метрополитена.

В 1936-1941 годах Платонов выступает в печати в основном в качестве литературного критика. Под разными псевдонимами он печатается в журналах "Литературный критик", "Литературное обозрение" и др..

С началом Великой Отечественной войны писатель с семьей эвакуируется в Уфу, где выходит сборник его военных рассказов "Под небесами Родины". В 1942 году он добровольцем уходит на фронт рядовым, но вскоре становится военным журналистом, фронтовым корреспондентом "Красной звезды". Платонов заболевает туберкулезом, но не оставляет службу вплоть до 1946 года. В период войны отдельным изданием трижды выходил его рассказ "Одухотворенные люди", были напечатаны еще три сборника прозы: "Рассказы о Родине", "Броня" (1943), «Взыскание погибших» («Мать»),"В сторону заката солнца" (1945).

Несмотря на болезнь и нищету, в последние годы жизни писатель продолжает много и упорно работать. Главные герои произведений - "одухотворенные люди", которым присущи спокойное достоинство, упорство, инициативность. Любимые мотивы писателя - "свет жизни" и "память сердца", так необходимые человеку для его нравственного созревания и совершенствования.

Последнее произведение писателя, пьеса "Ноев ковчег", осталось незаконченным.

Писатель умер 5 января 1951 года в Москве.

Его частичное возвращение к читателю состоялось лишь в конце 1950-х годов, а возможность открыть удивительный мир его произведений полностью нам представилась совсем недавно - с конца 1980-х годов.

 

                 Учитель МХК

Ребята,  обратите внимание на двойное название рассказа «Взыскание погибших» («Мать»). Какой из этих заголовков более точно передает содержание произведения ( есть реальные события и потаённые )                      

Учитель литературы

Чтобы не ошибиться в объяснении,   обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. И в этом нам поможет лингвистическая группа           Работа лингвистической группы  ( Слайд №5)

 -В словаре С.И. Ожегова имеются 2 значения слова «взыскание»:

 1) Взыскать, взыщу, взыщешь, взысканный что, с кого, с чего. Заставить уплатить 2) С кого-чего,  за что. Наказать, подвергнуть служебному наказанию.

- В словаре В.И.Даля  «взыскать что»:  1)отыскивать, искать; 2) С кого – строго требовать исполнения обязанности; наказывать виновного за проступки.

                Учитель литературы

 Таким образом,  «взыскание» можно понимать как поиск и наказание виновного за проступки.

 ??? Какое же название более точно отражает содержание рассказа?

 ( Первое название более точно отражает суть рассказа)

- С этим значимым заголовком связан и эпиграф. (Слайд № 6)

??? К кому и о чём взывают мёртвые?

 ( О памяти к живым)

- Эпиграф обращает нас к теме памяти в этом произведении.

??? На добро или зло направлен эпиграф?

 ( Эпиграф взывает к свету, добру)

??? Кто же герой этого произведения? ( Слайд № 7)

                                              Мать

        Семейные узы

        Дети

        Семья        Дом        Память

        Любовь

        Добро

        покаяние

Беседа по схеме.

??? Дом – хранитель чего?

??? Каким показан дом в рассказе?

??? Почему разрушился дом?

(Нарушились семейные узы, погибли дети, осталась только мать)

Вывод: теперь только от  неё зависит : будут ли жить её убитые дети, то есть она хранительница памяти, добра.

               Учитель МХК
- Продолжаем искать потаённый смысл (духовный) этого произведения.

??? Зачитать, какой описана мать в этом рассказе(Она шла по полям, тоскующая , простоволосая, со смутными, точно ослепшими глазами … потому что горе её было вечным и печаль неутолимой – мать утратила мертвыми всех своих детей… На своём пути она встречала немцев… они ужаснулись вида человечности на её лице… В жизни бывает смутный отчуждённый свет на лицах людей…

??? Почему горе вечное и печаль неутолимая, свет отчуждённый?(Исправить уже ничего нельзя, зло убило её детей, и она осталась одна, зло убило тело, но не душу. Смерть не есть абсолютное зло, так как абсолютное зло – духовное понятие)

???В чем общность судьбы матери и Богородицы?(творческая работа ученика, в ходе которой он сравнивает судьбу Марии Васильевны и Богородицы) (слайд №8)

Сравнительная таблица.

1.Мать                                                       =====                                             Богородица

          

Имя                                                                                                                          Имя

Мария Васильевна                                                              Мария Богородица(царица небесная)

(царственная)

2.        Дети матери

        Два сына        Один сын

                                     

        Погибли на войне        Отдан на    

                                                                                               поругание и            

                гибель на кресте

        

  1.                                 Во имя чего погибли сыновья?

Ради свободной и счастливой судьбы        Воскрешение

своего народа        из мёртвых и

        обретение      

        жизни

        вечной

        всех людей

Рассказ учащегося стихотворения С.Есенина «Молитва матери»

Учитель литературы

???Посетило ли зло сердце Марии Васильевны после гибели её детей

(сердце её было добрым, и от любви к погибшим она стала жить за всех умерших)

???Кем является эта старая женщина для красноармейца (тоже матерью, без которой он остался сиротой)

???Можем ли мы сказать, что сегодня мы живём той самой «высшей жизнью», о которой думал солдат

???Взыскали ли живые всех погибших во время войны

???Чем является беспамятство для народа

 ( Беспамятство – болезнь с необратимыми последствиями, так как порождается зло. Но и его мы можем остановить, в этом нам помогут замечательные произведения Платонова)

Учитель МХК(слайд №9,10,11)

Рассказ «Взыскания погибших» связан духовными узами с иконой «Взыскание погибших». И рассказ, и икона – это скорбный реквием дому и погибшей семье. Пред иконой матери молятся за своих погибающих детей. Молитва за усопших – это и есть взыскание погибших.

А  икона «Взыскание погибших» обладает чудодейственной силой. Она прославилась чудесным спасением крестьянина Федота Обухова, который в праздник Крещения Господнего возвращался домой и попал в сильную метель. Спасти его могло только чудо. Федот обращается с молитвой к Богородице и обещает заказать список с иконы «Взыскания погибших». И чудо свершилось, лошадь дотащила его сани до деревни.

Чтение стиха  А.Плещеева «Он шёл безропотно тернистою дрогой…»

Работа проектной группы «создаются и защищаются рисунки дома, который имеет духовный фундамент»

«Дом, который построю я»

Вывод: пока жива память и любовь в сердцах людей, покаяние, вечно будет жить Древо жизни. Православная же вера и молитва являются духовным фундаментом каждой российской семьи.

 И те дома, созданные вами и имеющие духовный фундамент в своём основании, будут наполнены радостным смехом детей, человеческим участием, будут стоять крепко. ( Слайд №12,13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в русле новых технологий "Душу мира- маму береги" (Расул Гамзатов) (По произведению В.А.Сухомлинского «Легенда о материнской любви»)

Данная презентация поможет при проведении урока по произведению Сухомлинского В.А. "Легенда о материнской любви". Метод двойного дневника, составление синквейнов, создание символа Души разнообразят ра...

Сила материнской любви

Статья была напечатана в газете "Волго-Донской край"....

Презентация к уроку по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

Презентация к уроку по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших" может использоваться учителями в своей практике. Апробирована в 8 классе....

Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...