творчество В.Маяковского
план-конспект урока (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Сатирическая лирика В. В. Маяковского
Цель урока: 1) Путем анализа стихотворений показать, как созревал талант Маяковского-сатирика, против чего была направлена его сатира; 2) вовлечь учащихся в размышления над тем, что восхищало поэта, что вызывало насмешку, гнев, презрение; 3) определить, в чем жизненность и современность сатирических произведений Маяковского в наши дни.
Эпиграф: «У меня большой зуд на писание сатирических вещей».
В. В. Маяковский.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя, сообщение темы урока.
- Мы сегодня продолжаем знакомиться с творчеством В. В. Маяковского.
К его поэзии можно относиться по-разному. Можно принимать и отвергать, восхищаться и испытывать неприязнь, любить и ненавидеть, но одно бесспорно: к его поэзии быть равнодушным нельзя.
Сущность дореволюционных сатирических произведений – протест против неправды, во имя человека, его разума, протест против общественных пороков, одним из которых является взяточничество, которое очень процветает в наше время.
- Что такое сатира? (Сатира – злая насмешка, резкое обличение А, говоря словами Белинского, «под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества».
2. Анализ ст-ий «Вам», «Нате»
- Конфликт? С одной стороны - лирический герой, романтик, которого Маяковский отождествляет с собой "Я", с другой стороны - "Вы", символизирующее толпу.)
- Толпа, общество? ( В описание толпы Маяковский вкладывает едкую иронию, метафора тут точна, но созданный образ подчеркнуто отвратителен
- Какими изображены представителит толпы?
- Ср-во худ изобр? Представители пошлой жизни гиперболизированы, их идеал - радость "жизни туловища", материальные блага, они - неестественны и фальшивы, как актер в гриме. Высшее воплощение образ толпы получает в третьей строфе:Толпа озвереет, станет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошь.
- Согласны ли вы с подобной развязкой ? На чьей вы стороне ? (Отталкивающее изображение толпы призывает читателя встать на сторону поэта. Человек искусства не должен идти на поводу массы.
4. Послереволюционная сатирическая лирика (сообщение)
«Ненавижу всяческую мертвичину, обожаю всяческую жизнь» - вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта ненависть к «мертвичине» очень ярко проявилась в сатирических произведениях. Однажды Маяковский признался: «У меня большой зуд на писание сатирических вещей». В последнее пятилетие своей поэтической деятельности он создал ряд классических произведений сатирического характера, таких как «Трус», «Подлиза», «Плюшкин», «Ханжа», «Сплетник», «Халтурщик». Говорящие названия! Не правда ли? Немало сатирических произведений было написано Маяковским в период работы в «Окнах РОСТА». «Окна РОСТА» создавали новый стихотворный стиль и новый стиль плаката – простоту, лаконичность. Маяковский использовал в плакатах то, что любил с детства – образы народной сказки, песни, частушки. Брал пословицы, по-своему их переиначивал. В агитационных плакатах не поддерживались ни стихотворный размер, ни длина строк, но была рифма. Называется такой стих раешником (или раек), ((рифмованный монолог на злободневную
В послереволюционной сатире Маяковского при всей широте ее проблематики ярко выделяется тема борьбы с мещанством и борьбы с бюрократизмом. У истоков тем стоят стихотворения «О дряни» и «Прозаседавшиеся».
Прежде чем перейти к стихотворениям давайте выясним значение слов: мещанство, бюрократизм.
Мещанство:
Сословие в дореволюционной России, состоявшее из мелких городских торговцев, ремесленников.
перен. Психология, идеология, поведение мещанина; обывательщина.
Мещанин:Лицо, принадлежавшее к мещанскому сословию.
перен. Человек с мелкособственническими интересами, узким кругозором, обыватель.
Бюрократизм:
Система управления в классовом обществе, при котором государственная власть осуществляется через чиновников, оторванных от народа.
Пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей, формализм, канцелярщина.
5. Анализ «О дряни»
Стихотворение «О дряни» было написано в период НЭПА. Притихший в годы военного коммунизма обыватель вновь поднял голову, выглянул из своей щели и стал приспосабливаться к новым условиям жизни.
О чем ст-е? О дряни, т.е. о чем? О чем-то или о ком-то скверном, плохом. Проведем словарную работу (мурло, тариф, эмблема).
Вывод: Маяковский призывает к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими в период НЭПА. Дрянь по Маяковскому, - это обывательский быт, пошлость, чиновничья тупость.
6. Анализ «Прозаседавшиеся»
«Прозаседавшиеся» - это резкая сатира на бюрократизм, написанная с большим мастерством.
Абсурдный гиперболизм – беспощадная ирония, переходящая в открытое преувеличение. (Это выражение в литературу ввел Маяковский).
7. Гимн подлизе (анализ ученика)
8. Заключение. Слово учителя.
- Борьба с бюрократизмом, с мещанством, с хулиганщиной, со взяточничеством, с подхалимством… Наверное нет такого отрицательного явления, против которого не боролся бы Маяковский. И не случайны его строки: «У меня большой зуд на писание сатирических вещей».
М. Цветаева однажды сказала: «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать». И я думаю, сегодня мы как раз заворачиваем за тот поворот, за которым нас ждет Маяковский. Сатирическая поэзия Маяковского очень актуальна.
Поясните строки Маяковского: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить и никаких гвоздей, вот лозунг мой и солнца…».
Я думаю, что сатирической поэзией поэт высвечивал то, что мешало жить. Мне бы хотелось, чтобы вы в жизни не тлели бы, а светили бы ярко, не приспосабливались, как то мурло, которое «вылезло из-за спины РСФСР», «свив себе уютные кабинеты и спаленки».
9. Домашнее задание
Тема: Любовная лирика В. Маяковского
Цели: проанализировать любовную лирику , познакомить с биографиями любимых женщин Маяковского,
- развивать умение анализа, обобщать.
Ход урока
1. Сообщение темы, целей.
2. Вступительное слово преподавателя:
В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”. Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского.
Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово “любовь”.
Итак, назовём основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике. Поэма “Облако в штанах”,“Флейта – позвоночник”,
“Люблю”,“Про это”,Стихотворения: “Юбилейное”,
“Любовь”,“Лиличка”,“Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”
3. История взаимоотношений с Лилей Брик.
Поэту не везло на женщин. Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский, вспоминая: “Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Подруга Лили Брик сказала о ней так: “Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к “суете сует”.В своей автобиографии ("Я сам") В.В. Маяковский под заголовком "Радостнейшая дата" написал: "Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками" Любовь эта не принесла счастья поэту, но вдохновила его на создание выдающихся лирических поэм "Флейта – позвоночник", "Про это", одного из лучших в ранней лирике стихотворений – "Лилечка! Вместо письма". К этому времени Лиле Брик было 24 года, с Осипом, мужем, она была знакома с 13 лет, вот признание Лили об отношении к Осипу, "которое повергает в сложные раздумья" : "Я любила, люблю и буду любить Осю больше чем брата, больше чем мужа, больше чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, ни в какой литературеЭта любовь не мешала моей любви к Володе. Наоборот: возможно, что если бы не Ося, я любила бы Володю не так сильно. Я не могла не любить Володю, если его так любил Ося". Лилю Брик называли музой, сравнивали с Суламифью, Беатриче,— пророчицей революции, с одной стороны. И с другой — “дамой высшего коммуно-чекистского света”.
Маяковского любовь к Лиле толкала на написание новых произведений, была возможность любить и баловать обновками любимую женщина, Лиля этим пользовалась, она не отпускала от себя Маяковского до конца.
И последние слова были о ней, о Лиле. В завещании Маяковский назвал Брик женой. Просил: “Лиля, люби меня!” Те, кто знаком с историей взаимоотношений Маяковского и Л.Брик, знают, что любовь эта не была безмятежным и радостным праздником: уродливый треугольник (Лиля и Осип Брики и Маяковский долгое время жили в одной квартире как одна семья , а в душе которого жила неизбывная тоска по настоящей любви, по семье: "Любви я заждался, мне 30 лет..."
4. Выразительное чтение стихотворения “Лиличка!” (1916г.)(читает студент)
– Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор?
Так они прожили до 1928 года, когда Маяковский будучи за границей, куда ездил для свидания с трехлетней дочерью от американки Элли Джонс, познакомился в Париже с красавицей Татьяной Алексеевной Яковлевой, уехавшей из России в 1925 г Элли Джонс влюбилась в Маяковского в Москве на одном из поэтических вечеров в 1923 году. Правда, тогда Элли звали Елизаветой Петровной Зиберт. Через год она вышла замуж за англичанина Джона Джонса, уехала с ним в Америку и там в 1925 году и встретилась с поэтом.В результате той встречи родилась Патриция, видевшая отца всего раз в жизни — в 1928 году в Ницце.
5. История взаимоотношений с Татьяной Яковлевой
Последние два года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств связаны с именем Татьяны Яковлевой. За полтора с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева. Двадцатидвухлетняя, красивая, высокая, длинноногая ("...вы и нам в Москве нужны, не хватает длинноногих" - читаем мы в "Письме Татьяне Яковлевой"), с выразительными глазами и яркими светящимися желтыми волосами, пловчиха и теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга.С Яковлевой его познакомила сестра Лили Брик Эльза Триоле.
Финал же этой истории известен: Маяковский влюбился в Татьяну и настойчиво принялся уговаривать ее выйти за него замуж. Чуть ли не сам думал перебраться в Париж. В итоге ему было отказано в выезде за границу. Развязка случилась весной. А еще в октябре 1929 года Лиля в присутствии Маяковского вслух прочитала в письме сестры Эльзы о том, что Татьяна собирается замуж за виконта дю Плесси. Хотя на самом деле речь о свадьбе зайдет лишь месяц спустя .
Через 21 день после отъезда Маяковского, 24 декабря 1928 года, Татьяна отправит письмо матери в Россию: "Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него - буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след..."
Перед отъездом Маяковский сделал заказ в парижской оранжерее еженедельно посылать цветы по адресу любимой женщины. После отъезда поэта на имя Татьяны Яковлевой несколько лет шли цветы - цветы от Маяковского .
6. В "Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" ее имя, фамилия
Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви.
– Что значит для поэта любовь?
(Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.) Это единство земного и небесного.
– Какие строки говорят о масштабности этого чувства? (Что значит любить по Маяковскому?) Прокомментируйте эти строки.
7. Выразительное чтение стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой»
8. История взаимоотношений с актриой МХАТа Вероникой Полонской
Поэт познакомился с молоденькой актрисой МХАТа Вероникой Витольдовной Полонской и по-мальчишески влюбился в нее. Она была замужем за известным актером Михаилом Михайловичем Яншиным. Отношения между Маяковским и Полонской имели взлеты и падения. В конце концов, поэт поставил вопрос ребром: Полонская должна немедленно разойтись с мужем и тут же оставить сцену. На одной из дружеских вечеринок Маяковский, имевший право на ношение оружия, достал из кармана пистолет и пригрозил: если Вероника не выполнит его условия, то он застрелится.
Я вышла, прошла несколько шагов до парадной двери.
Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору. Не могла заставить себя войти.
Мне казалось, что прошло очень много времени, пока я решилась войти. Но, очевидно, я вошла через мгновенье; в комнате еще стояло облачко дыма от выстрела.
Владимир Владимирович лежал на ковре, раскинув руки. На груди его было крошечное кровавое пятнышко.
15 апреля 1930 года в газетах появилось сообщение:
"Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своем рабочем кабинете (Лубянский проезд, 3) покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский. Как сообщил нашему сотруднику следователь тов. Сырцов, предварительные данные следствия указывают, что самоубийство вызвано причинами чисто личного порядка, не имеющими ничего общего с общественной и литературной деятельностью поэта. Самоубийству предшествовала длительная болезнь, после которой поэт еще не совсем поправился".
Одновременно было опубликовано предсмертное письмо:
"Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля - люби меня. (Лиля Брик - А.Д.)
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят -"инцидент испорчен", любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид..»
V. Подведение итогов урока. Выводы. Тема любви во всем творчестве поэта играет важную роль. Любовная тема в раннем творчестве Маяковского романтизируется, а в после революции приобретает общественное звучание.
Мы увидели неразделенность духовной и телесной стороны любви для поэта.
VI. Дом. зад. Тема революции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по творчеству В Маяковского
Пособие содержит методические указания, дидактический материал и КИМы...
Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского.
«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия… Маяковский ничего н...
внеклассное мероприятие для учащихся 11-12 классов "Литературное кафе" по творчеству В.Маяковского
Выбранная форма внеклассной работы по предмету – «Литературное кафе» - очень интересна по содержанию материала, позволяет воссоздать эпоху «серебряного века», задействовать многих учащихся...
Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"
Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского....
Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского
Презентация к уроку литературы по творчеству В.Маяковского в 11 классе...
Тесты по литературе для 11 класса по творчеству Блока, Маяковского, Есенина
Материал представлен в виде автоматизированного теста. Поможет на уроках литературы в 11 классе после изучения творчества Блока, Маяковского, Есенина....
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»
Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества....