Учебно-методическое пособие по творчеству В Маяковского
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Пособие содержит методические указания, дидактический материал и КИМы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Didaktmaterial_-_Mayakovskiy.rar75.03 КБ

Предварительный просмотр:

5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


 Поэзия серебряного века

Дидактические материалы по модулю 6

          

             

                                           

ОЗЁРСК 2009

     

АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ:

Аверина М.А., кандидат филологических наук, преподаватель ГОУ СПО «ЮУПК»

РЕЦЕНЗЕНТ:

Свиридова А.В., доктор филологических наук, доцент ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»


Лирика В.Маяковского

Вопросы и задания

  1. Основные принципы западного и отечественного футуризма.
  2.  Что объединяет художников-авангардистов и русских поэтов-будетлян? В текстах последних обратите внимание на работу с цветом, деформацию предметов, явления «заумной речи». Объясните художественный эффект этих и подобных им приемов.
  3. Расскажите о восприятии вызывающего поведения и творчества футуристов современниками. Поделитесь собственными впечатлениями.
  4. Сравните Маяковского с Хлебниковым и Северяниным — в чем видится вам своеобразие его футуризма? Обратите внимание на наглядность его образов, особенности метафорического ряда и построения произведений.
  5. Сравните позиции В. Маяковского и А. Блока по отношению к культуре старого мира.
  6.  Как строятся произведения Маяковского первых послеоктябрьских лет? Какова роль антитезы в них?
  7. Что характерно для новой концепции человека в творчестве писателя?
  8. Прочтите первую главу поэмы «Облака в штанах». Покажите, как драма неразделенной любви отражается в других главах, где «долой!» адресовано другим составляющим действительности.
  9. Какую роль играет в поэме богоборческая тема? Какое место занимает в ее разрешении утверждаемая поэтом концепция человека?
  10. Как соединяются в образной системе поэмы два плана: возвышенный, торжественный и приземленный, откровенно натуралистический? В чем смысл такого соединения?
  11. Какие темы и какие формы преобладают в творчестве В. Маяковского двадцатых годов? Процитируйте один из типовых примеров.
  12. Найдите в стихотворении «Левый марш» конкретные приметы революционной эпохи. Какова их роль в установлении контакта поэта и аудитории, которой адресован «Левый марш»?
  13. Охарактеризуйте образный и интонационно-ритмический строй стихотворения «Левый марш». Каковы их особенности и чем они обусловлены?
  14. Есть ли в поэзии Маяковского другие примеры обращения к жанру марша? Приведите их, сравните с «Левым маршем».
  15. Стихотворение «О дряни» имеет отчетливо выраженный политический смысл. Каков он, как участвуют в его реализации точно выписанные бытовые подробности?
  16. Охарактеризуйте приемы, говоря словами Маяковского, «правильной сатирической обработки слова», призванные вызвать у читателя смех.
  17. Обратившись к тексту стихотворения «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», объясните, благодаря чему факт становится естественным основанием для закрепляемого концовкой столь важной для поэта и его читателя мысли.
  18. Охарактеризуйте природу политической лирики, образцом которой является стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку».
  19. Назовите другие стихотворения Маяковского, выстроенные как «разговор» поэта со своим героем. В чем причина обращения именно к такому жанру? Как отражается это в структуре стихотворной речи?
  20. Чем дорог и близок Пушкин Маяковскому?
  21. Как сформулированы в стихотворении «Юбилейное» представления о назначении поэта и поэзии, об их месте в жизни?
  22. Кого еще из своих предшественников и современников упоминает Маяковский, чем определяется его отношение к ним?
  23. Выделите элементы стихотворной речи (лексические, образные, интонационно-ритмические и т. д.), благодаря которым воссоздается накал страсти в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой».
  24. Покажите, как соединяется в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» чувство глубоко интимное с гражданским. Согласны ли вы с утверждением, что они не могут соединиться и в этом — источник любовной драмы?
  25. Поэтическая речь Маяковского ярко метафорична. Каковы особенности метафоры в  стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»?
  26. Можно ли увидеть в поэмах «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!» упрощенную «азбуку революции»? Как воспринимаются эти произведения вами сегодня?
  27. Охарактеризуйте положение автора и доминирующий пафос послереволюционной поэзии Маяковского. Как по преимуществу он здесь выражается
  28. Чем отличается творческое поведение поэта в последнее десятилетие жизни? Расскажите о нем, опираясь на воспоминания современников и автобиографию «Я сам».
  29. Обратившись к стихотворениям «Юбилейное», «Сергею Есенину», первому вступлению к поэме «Во весь голос», охарактеризуйте контакты В. Маяковского с классической и современной литературой.
  30. Почему столь часто обращался поэт во второй половине 20-х годов к жанру стихотворного послания? Обратите внимание на круг излюбленных адресатов, охарактеризуйте щедрость живых интонаций.
  31. Объясняет ли поэма «Во весь голос» (два вступления в нее) роковой шаг Маяковского-человека?
  32. Насколько связано это произведение с ранним творчеством? Попытайтесь обобщить материал по художественной эволюции поэта. Оцените его вклад в отечественную литературу.


Контрольно-измерительные материалы

1 уровень усвоения материала – воспроизведение

1 Выберите только соответствующие действительности факт биографии В.В. Маяковского.

а) Родился в 1893 г. в селе Багдады в Грузии

б) Происходил из семьи зажиточного знатного винодела

в) Несколько раз арестовывался и был сослан в Нарымский край.

г) Добровольцем ушел на фронт империалистической Первой мировой войны.

2 Какое из названных произведений не является пьесой?

а) "Клоп"

б) "Баня"

в) "Левый марш"

г)  "Мистерия-Буфф"

3 Какое из произведений Маяковского не является сатирическим?

а) Прозаседавшиеся"

б) Облако в штанах"

в) "О дряни"

г) "Гимн обеду"

4 Какое эстетическое литературное течение оказало влияние на Маяковского?

а) Символизм

б) Акмеизм

в) Футуризм

г) Имажинизм

5 Какие из названных рифм характерны для Маяковского?

а) примечталось – осталось

б) корабли – обрели

в) труден - будет – буден

г) названье - сиянье

2 уровень усвоения материала - умения и навыки

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

ПОСЛУШАЙТЕ!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянется –

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

(В.В. Маяковский)


Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов

B1 Укажите название авангардистского течения в поэзии начала ХХ века, одним из лидеров которого являлся В.В. Маяковский и принципы которого отчасти нашли свое отражение в стихотворении «Послушайте!».

B2 Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу (см. дважды повторенное обращение лирического героя в приведенном стихотворении).

B3  Как называется вид тропа, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другие («в метелях полуденной пыли»)?

B4 Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк («значит – это кому-нибудь нужно? / Значит – это необходимо…»).

B5 Стихотворение заканчивается вопросом, обращенным к человеку и человечеству. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений.

C1  Как вы понимаете основную мысль стихотворения «Послушайте!»?

C2Какими чувствами наполнена лирическая исповедь поэта и что придает ей особую выразительность?

C3 В каких произведениях отечественной классики герои размышляют о связи человека и мироздания и в чем эти произведения созвучны стихотворению В.В. Маяковского «Послушайте!»?

3 уровень усвоения материала - творчество

Темы сочинений 

  1. Человек настоящего и человек будущего в творчестве Маяковского
  2. Трагедия художественная и трагедия человеческая
  3. Романтическое двоемирие Маяковского
  4. Тема цивилизации и образ города в стихах Маяковского.
  5. Пафос дооктябрьского творчества.
  6. Лирика любви
  7.  Современность сатиры Маяковского
  8. Когда и в чем Маяковский был истинно революционным поэтом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по творчеству М.Цветаевой

Учебно-методическое пособие содержит методические указания для учителя, дидактический материал и  тестовые задания в формате ЕГЭ....

Учебно-методическое пособие по творчеству А.Ахматовой

Пособие содержит методические указания  по изучению творчества А.Ахматовой в 11 классе средней общеобразовательной школы, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ...

Картотека учебно-методических материалов для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе

В картотеке собраны и систематизированы учебно-методические материалы для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе (по публикациям в журнале "Литература в школе" и еженедельном прило...

Влияние учебно-методического комплекса «Компетентность. Инициатива. Творчество» на основные компоненты образовательной системы.

Сегодня каждый педагог понимает, что школа должна найти такие пути модернизации содержания образования, которые дали бы возможность выпускнику школы реализовать свою индивидуальность. Образовательная ...

Учебно-методический материал по изучению творчества Н.В. Гоголя

Сайт - помощник в изучении жизни и творчества Н. В. Гоголя....

Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс». Отчёт о проделанной работе за учебный год

Отчет о работе региональной инновационной площадки за 2015-16 уч.г.  Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчеств...

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...