Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Курленко Раиса Фёдоровна

Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по творчеству В. Маяковского в 11 А классе.

«Громада-любовь» в лирике Маяковского.

Цели урока:

  1. Обучающая: показать своеобразие любовной лирики поэта, совершенствовать навыки анализа стихотворения, работать над развитием навыков определения и роли тропов (в частности метафоры) в поэтическом тексте.
  2. Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, сопоставления, исследовательские; самостоятельность в добывании знаний, навыки публичного выступления.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к поэзии, уважительное отношение к женщине, коллективизм, умение слушать других и уважать чужое мнение, воспитание эстетических чувств.

Оформление доски:

  1. Эпиграф                               …И только

                                                                   боль моя

                                                                                острей –

                                                                                        стою,

                                                                                               огнём обвит,

                                                                                                          на                              несгорающем

                                                                                                                        Костре

                                                                                                                            немыслимой любви.

                                                                         В. Маяковский

  1. Метафора (гр. Metaphor a – перенос) – вид тропа, оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения.
  2. Проблемный вопрос. Каким мы видим Маяковского – «агитатора – горлана, главаря» в любовной лирике?
  3. Цитата. «Люди, воспитанные на пустой, бездумной развлекательности, поэзии ……………не примут; не умеющие самостоятельно мыслить, его иронии не оценят; равнодушные ко всему тревоги и боли его не поймут» ( Это слова Окуджавы о Высоцком)
  4. Портреты В. Маяковского, Л. Брик, Е. Яковлевой, М.  Денисовой.

                     

                            Ход урока.

Учитель. Любовь… Тема вечная, времени и моде неподвластна. Несмотря на определённый цинизм современного мира, его прагматизм и подчас жестокость, эта тема интересна всем: молодым и зрелым, циникам и романтикам. Не обошёл её стороной и Владимир Маяковский. О «громаде-ненависти» поэта мы уже говорили, поговорим о «громаде-любви».

Вопрос. Как вам кажется, поэт какого модернистского течения мог так ёмко сказать о любви  Громада-любовь …и ещё цитата ,, И вот

                                                                                  громадный

                                                                                             горблюсь в окне,

                                                                 плавлю лбом стекло окошечное.

                                                                                             будет любовь или        нет?

                                                                                                 Какая –

                                                                                                                 большая или крошечная?

Ответ. Конечно футурист, именно футуристы экспериментировали со словом, часто использовали звукопись….

Вопрос. Как вы думаете, на какой главный вопрос, проблемный вопрос нам предстоит ответить на этом уроке?

Ответ. Каким мы увидим Маяковского – «агитатора – горлана, главаря» в любовной лирике?

Этот вопрос я записала на доске.

Учитель. Перед этим уроком Олег Быков провёл анкетирование среди молодых людей. Результаты он озвучит. Анкета.

Итак, тема озвучена, вопрос сформулирован, и мне хотелось бы не слышать так часто от вас, что вы не понимаете, не любите Маяковского. Прочитайте цитату, написанную на доске. Это сказал Булат Окуджава о поэзии Высоцкого. Как вы думаете, можно ли эти слова отнести к творчеству Маяковского?

Ответ. Конечно, можно, в ней есть всё, что можно применить и к поэзии Маяковского.

Учитель. Маяковский-футурист рисует необычный облик любви в стихотворении «Военно-морская любовь». Послушайте его. Читает сам М-ий. Слово о стихотворении Романову Косте. Ученик проводит параллель  со стихотворением Высоцкого «Песня о двух красивых автомобилях».( Чтение стихотворения Высоцкого.)

Учитель. В жизни Маяковского были 3 музы. Посмотрите на их портреты. Это Татьяна Яковлева, Мария Денисова и, конечно же, Лиля Брик. Расскажите коротко о Л. Брик. Подготовленный ученик рассказывает об истории любви Маяковского и Брик. Ей он посвятил замечательное стихотворение «Лилечка».1916 год.  

Послушайте его. Чтение наизусть.

Поработаем над ним в группах, но вначале вспомним, что такое метафора? Прочитайте определение метафоры, записанное на доске.

Работа в группах по вопросам:

  1. Какова главная тема стихотворения?
  2. Какие местоимения использует поэт, почему?
  3. Взаимна ли любовь?
  4. Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?
  5. Самые яркие метафоры стихотворения?
  6. Попробуйте найти в стихотворение элементы футуризма.

Ответы учащихся.

Подведение итогов. Выводы.

 Каким мы увидели Маяковского – «агитатора – горлана, главаря» в любовной лирике?

 Ответ.  Человека с большим сердцем, ранимого, романтика, трепетно относившегося к своей возлюбленной.

Комментарий отметок.

Домашнее задание. Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» (кратко), наизусть стихотворение о любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского

Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...

Конспект урока по творчеству А.А. Фета

Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...

План-конспект урока по творчеству В.А.Жуковского

Урок посвящен формированию умений  чтения лирического стихотворения...

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание  с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно прио...

Конспекты уроков по творчеству А.С. Пушкина. 9 класс.

Данный материал предстаявляет собой подробные конспекты уроков по лирике А.С. Пушкина в 9 классе. Сюда входит анализ многих  стихотворений, предусмотренных программой, тексты для д...

План-конспект урока, посвященного творчеству В. Шекспира

План-конспект урока, посвященного творчеству В. Шекспира...