Совершенствование речевой деятельности обучающихся
план-конспект урока на тему
Совершенствование речевой деятельности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_rechevoy_deyatelnosti_obuchayushchihsya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие устной и письменной речи школьников всегда рассматривалось отечественной методикой в качестве одного из главных, стержневых направлений при изучении литературы. Обогащение словарного запаса учащихся, в том числе выразительно-изобразительными средствами русского языка, на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые решались в практической работе словесников и в теоретических исканиях методистов в аспекте данной проблемы.
И сегодня эта проблема актуальна, и в ее решении жизнь вносит некоторые поправки, потому что в последние годы повысилось внимание к личности ученика, к его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству.
Но наряду с этим заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического обеднения, отстранения от культурных ценностей. А также резко понизилась требовательность к культуре устной и письменной речи. Небрежное отношение к собственной речи проявляется у говорящих и пишущих на всех уровнях общения, а также в средствах массовой информации. И это оказывает отрицательное влияние не только на речь школьников, но и прививает равнодушие к родному языку, небрежность в обращении с ним и вообще на весь духовный мир в целом.
Таким образом, развитие речи учащихся является составной частью подготовки личности к жизни, к профессиональной и общественной деятельности, к общению с другими людьми в различных сферах бытия. Творческая деятельностная личность должна полноценно владеть всеми формами речевого общения, быть способной убежденно и аргументировано отстаивать свои взгляды и позиции.
Высшим речевым умением в родном языке считается умение целенаправленно строить речевые произведения, обладающие определенными стилистическими особенностями и значительным воздействием. Ученые предлагают следующие группы по развитию речевой креативности:
1. Упражнения по реализации ролевого принципа развития речи;
2. Упражнения с элементами развития продуктивного артистизма речи;
3. Упражнения, направленные на развитие умений эстетического анализа текста;
4. Упражнения, направленные на развитие умения художественной критики;
5. Упражнение на приобщения к исследовательской процедуре при работе с текстом ( например, создание режиссерских ремарок, упражнения типа «найди отрезки текста, которые надо читать одинаковым голосом» и т.д.)
Литература как учебный предмет, изучающий искусство слова создает условия для овладения приемами творческого труда, исследовательской, поисковой работы, связанной с умением самостоятельно решать сложные проблемы, с критическо-оценочной деятельностью на материале изучаемых художественных произведений. Школьники учатся готовить устные выступления и письменные работы различных типов и жанров. В таком учебном труде развиваются творческие способности. Школьники понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают возможности ее выполнения. Таким образом, формируется сознательное отношение к интеллектуальному труду.
Одним из основных направлений совершенствования речевой деятельности учащихся является обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы. Методисты предлагают следующую классификацию монологических речевых высказываний, которым целесообразно обучать школьников:
1. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.
2. Продуктивные высказывания:
а) научные, литературоведческие (развернутый устный ответ, сообщение, доклад);
б)Литературно-критические (литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе»);
в) искусствоведческие (рассказ или доклад о произведении искусства, речь экскурсовода);
г) публицистические (речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж);
д) художественно-творческие:
• Литературно-художественные – стихи, рассказы, очерки, пьесы, самостоятельно сочиняемые школьниками
• Художественно-критические – художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и т.д.
Каждый из указанных жанров высказываний готовится и произносится учащимися в конкретных обстоятельствам, обусловленных содержанием литературной темы, этапом ее изучения, родом и жанром художественного произведения, уровнем ее восприятия и речевого развития школьника, а создаваемой в классе речевой ситуацией.
В своей практике я применяю и репродуктивные, и продуктивные высказывания также как на уроках, так и во внеурочных занятиях. Детям больше нравятся продуктивные. В ходе подготовки и проведения занятий по литературе осуществляется деятельностный подход к развитию речи учащихся, обеспечивается совершенствование речевой деятельности и углубление восприятия литературного материала: мы обучаем не только творческому пересказу художественного произведения, что помогает учащимся практически усваивать стиль писателя, значительно расширяем лексический запас, пополняем его образными средствами, а также развиваем артистизм речи, приобщаем к исследовательской работе. На таких уроках создаются условия, стимулирующие диалог. Участники диалога вынуждены быть внимательными к слову оппонента, чутко реагировать на все происходящее. Нередко завязывается диалог-спор не только между участниками, но и слушателями.
Анализ результатов экзаменов разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – это хорошее знание текста произведений, поэтому нашей главной задачей является построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме.
Каждый из нас в своей практике пользуется разными видами педагогических технологий. Например, при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» я предпочитаю технологию программированного обучения (Разбиваю на мелкие дозы – эпизоды). А при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» - проблемное обучение. На одном из заключительных уроков создаем проблемную ситуацию: «Виновата ли Одинцова в смерти Базарова?».
Надо сказать, что дети (пусть не все) работали с огромным желанием. Главное они старались выработать свое мнение и правильно его выразить. Пусть это мнение не всегда было достаточно аргументированным. Но подобную работу надо вести целенаправленно, постоянно разжигая в детях творческий огонь.
Но с самой любимой детьми и продуктивной является групповая технология, особенно работа в парах.
По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» была организована читательская конференция «Отцы и дети в романе «Капитанская дочка» А.С.Пушкина». Это тема является традиционной в русской литературе. Она начинает звучать уже в заглавии. С ней перекликаются эпиграфы: «Береги честь смолоду», «Да кто ж его отец?..».
Размышление об отцах и детях в романе даны на фоне событий огромной исторической важности – Пугачевского восстания, поэтому конференция началась с выступления о жизни и быте яицких казаков, детушек государевых, которые приняли активное участие в бунте. В своем выступлении учащиеся отразили не только историю яицких казаков, но и подробно осветили их быт и весьма свободные нравы, которые нередко выливались в ярую жестокость, но вместе с тем выступающая отметила, как казаки пытались сохранить свои традиции: равенство в правах, выборы атаманов и старшин народом, право на собственное мнение и т.д. Готовя доклад, дети внимательно изучили и исторический труд А.С.Пушкина «История Пугачева» и были шокированы натуралистическими описаниями бессмысленной жестокости казаков при взятии Татищевой крепости, города Казани. Весьма в неприглядном виде предстали детушки: грабители, насильники, предатели, палачи. Но писателю-гуманисту А.С.Пушкину удалось разглядеть нечто человеческое в этой шайке (глава «Незваный гость»), и читатель проникается невольной симпатией к казакам.
А кто же был отцом, заступником. Спасителем, благодетелем этих детушек? Конечно это их предводитель Емельян Пугачев. Трагична судьба Пугачева. Трагедия его состоит в том, что он сам обманулся, примкнув к преступникам и став преступником. Таким образом, у Пугачева трагедия человека, обманувшегося в своих надеждах, усугубляется трагедией отца, ощутившего свое духовное бессилие, несостоятельность, потерянность, бесполезность.
Однако Пушкин показал и других отцов, которые воспитали достойную себе смену. Это капитан Иван Кузьмич Миронов – комендант Белогорской крепости, и премьер-майор в отставке помещик Андрей Петрович Гринев. Благодаря таким отцам, их детям удалось спасти свой дом во время кровавой смуты. Отцов и детей объединяет твердость принципов и умение сказать нет в решающий момент, общее представление о долге и чести. Дети действительно впитали духовные ценности старшего поколения, и им под силу создать крепкую счастливую семью – таков один из выводов урока.
Семейную тему продолжаем при работе над поэмой Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Урок начинается с просьбы продолжить предложение: «Семья – это…». Дети предлагают разные варианты, но все ответы объединяет главная мысль: семья это некое сообщество людей, объединенных узами родства и чувствами ответственности за все, что происходит в нем. Именно здесь, в семье, они делят между собой и радость, и горе, именно здесь складывается и формируется восприятие мира, людей, представление о добре и зле, о чести и достоинстве, порядочности. Именно здесь мы находим сочувствие, понимание, тепло.
У каждого из нас есть огромное желание жить в счастливой и дружной семье. Поэтому эта тема во все времена волновала общество и не сходила со страниц не только русской литературы, но и мировой.
Группа библиофилов, исследуя, как отразилась эта тема в творчестве русских классиков, провела наблюдение по произведениям Д.И.Фонвизина «Недоросль», А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Н.В.Гоголя «Мертвые души» и сделала выводы.
Вторая группа составляла портреты поповской и помещичьей семьи (на чем строятся семейные отношение, какие ценности приобретаются в их семьях, отношение к труду).
Третья группа исследовала главу «Крестьянка» по следующему плану:
1. Родительская семья
2. Семья мужа
3. Собственная семья Матрены Тимофеевны
4. Элементы устного народного творчества о семейной жизни, использованные Некрасовым (песни, пословицы, поговорки).
Мысль семейная занимает в поэме центральное место и играет важную роль в понимании основной мысли произведения. Крестьяне-првдоискатели были озабочены архиважной проблемой: почему в Российском государстве, в нашем общем Доме, в нашей большой Семье так плохо?Русский человек достоин счастья, но в современной Некрасову России это невозможно. А какова семья в нынешней России? Почему при живых родителях дети бесприютны? Надо сказать, что тема дома, семьи всегда вызывает интерес у детей. Исследуя отношения внутри литературной семьи, дети невольно сопоставляют с реальными семьями и делают порой безрадостные выводы о своих семья. На этом этапе работы приемлема организация мастерских ценностных ориентаций, которые решают задачи воспитания, духовного развития личности, помогают человеку строить свои отношения с миром, другими людьми и самим собой. Если раньше духовный опыт передавался от старших к младшим затем от сверстников к сверстникам, то сейчас он передается от детей ко взрослым, потому что наступила эпоха перемен, а в ней часто в ценности родителей не являются авторитетами для детей, так как они (родители) отстают от требования времени поэтому так важно, чтобы дети усвоили настоящие духовные ценности, ибо цель таких мастерских создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни.
Таким образом, применение различных педагогических технологий на занятиях литературы осуществляет деятельностный подход к развитию речи учащихся, который
1. способствовал взаимодействию нравственного, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития школьников;
2. обеспечил совершенствование речевой деятельности учащихся, а также углубил восприятие ими литературного произведения;
3. стимулировал творческую деятельность учащихся по литературе. Процесс этой работы формировались и закреплялись как трудовые и речевые навыки.
Стимулирующим результатам подобной работы является пробуждение интереса к литературе и пробуждение желания заниматься исследовательской деятельностью.
В разные годы мы представляли на научно-практическую конференцию в ЕГУ им. И.А. Бунина исследовательские работы наших учеников. Они свидетельство вдумчивого, глубокого прочтения произведений наших классиков.
МОУ СОШ № 10 с углубленным
изучением отдельных предметов
Доклад по
самообразованию на тему:
«Развитие речи учащихся на уроках
литературы»
учитель русского
языка и литературы
Величко Е. Н.
2009-2010 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Проблемы формирования и развития коммуникативных способностей обучающихся, совершенствования речевой культуры, обучения оформлению в речи собственной мысли, воспитания самостоятельной личности, ...
Доклад на тему:"Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения".
quot;Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения"....
"Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
В современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи,...
Дистанционный семинар для педагогов «Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования»
Представляю выполненные задания по предложенным модулям дистанционного семинара "Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основно...
Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования
Происходящий в настоящее время переход к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...
Представление опыта на МО «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения».
Представление опыта на МО «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения»....
Представление опыта «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения».
Представление опыта «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения»....